Высокие моральные установки это



НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА . ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Традиционная задача этики – быть «практической философией» реализуется, прежде всего, нормативной этикой, которая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.), в обосновании и оценке моральных ценностей, в установлении их субординации. Нормативная этика выступает своеобразной формой связи теоретической этики и практической морали. Воплощаясь в нормативных формах знания, образующих систему норм практической морали, она, по каналам этического образования и нравственного воспитания, непосредственно участвует в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности.

Таким образом, нормативная этика служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики. Для этого необходимо предварительное решение проблем моральных приоритетов и ценностей. Эти проблемы как раз ставятся и решаются нормативной этикой на основе учения о моральных ценностях, вырабатываемых человечеством в процессе исторического развития нравственности.

Моральные ценностиэто общественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах. Представления о ценностях, во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные требования к человеку. Во-вторых, они служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные и зачастую «готовые» регулятивы действий. В-третьих, в наших представлениях о ценностях одновременно содержится оценка явлений действительности, людей и их поступков с точки зрения их моральной значимости.

Отношение к ценностям, выявление меры их значимости для людей содержится в понятии «оценка». Нравственная оценка моральных и внеморальных ценностей создает иерархию ценностей, обосновывает их неравенство и соподчинение. Моральные ценности могут быть расположены следующим образом:

а) по степени их значимости (для человечества в целом; для различных групп людей; для отдельного человека) –общечеловеческие, групповые и индивидуальные;

б) по способу их взаимосвязи друг с другом –альтернативные(обладают ярко выраженной тенденцией взаимоисключения и борьбы) и комплементарные (взаимодополняют друг друга);

в) по месту в иерархии ценностей – здесь особо выделяютсявысшие моральные ценности.

Деление это весьма условно и носит субъективный характер, т. к. каждый человек (а тем более группа людей) на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими и общезначимыми, а другие – принижать или даже отрицать. Но в результате этого выбора и образуется иерархическая система ценностных ориентаций,на основе которой у каждого человека складывается личностная стратегия и тактика «правильной жизни»,определяющая генеральную линию его бытия и отношений с миром и другими людьми.

ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

СВобода и Ответственность

Моральная свобода является ценностью, к достижению которой человек стремится и обладание которой есть для негоблаго. Вместе с тем она одновременно – и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий.

Существует ряд проблем в понимании сущности моральной свободы.

1. Проблема соотношения свободы и необходимости, на которую имеютсядве противоположные точки зрения – фатализм и волюнтаризм. Этический фатализм, абсолютизируя необходимость, ставит человека в полную – фатальную зависимость от объективных обстоятельств. Поэтому человек несвободен в своих поступках: вся его жизнь заранее предопределена, он не в силах ничего изменить в ней, но зато он и не несет никакой ответственности за свои действия. Этический волюнтаризм, напротив, отрицает всякую необходимость и утверждает, что человек абсолютно свободен в своих моральных решениях и должен поступать лишь в соответствии с собственной волей. Такое понимание свободы приводит к полному отказу от нравственных норм и утверждению произвола. Но свобода невозможна без ограничений: наличие ограничений – необходимое условие свободы каждого. Поэтому оправдание произвола есть не что иное, как отрицание свободы. Таким образом, и фаталистская, и волюнтаристская концепции в конечном счете отрицают нравственную свободу.

Наиболее приемлемым является пониманиенеобходимости как морального закона. Основные черты этого закона – его разумность и целесообразность. Он не создает моральных обязательств, а обращен к разуму субъекта, призывая человека обнаруживать эти обязательства в существующих ценностях. Этот закон не требует автоматического подчинения, он не лишает человека моральной независимости. Он лишь учит различать добро и зло. Поэтому он – не закон­-предписание, он – закон свободы, предоставляющий человеку право выбирать Добро и следовать ему. Это путь свободной моральной инициативы, не попадающий в поле прямых запретов или долга. Моральный закон – это призыв к самореализации, дающий человеку возможность нравственного развития, в основе которого лежитсвобода –поведение, которое зависит от собственных действий, сознания и воли индивида.

2. Проблема морального выбора, который выступает формой проявления свободы и обеспечивается разумом и волей. Любое решение принимается прежде всегоразумом, подготавливающим почву для совершения свободного выбора, который реализуется информированнойволей: именно она движет разумом, предписывая ему принятие решений, хотя разум и предоставляет воле соответствующие цели и средства выбора.

МЕХАНИЗМ СВОБОДЫ

побуждение к выбору

РАЗУМ ВОЛЯ

ВЫБОР

Выбор являетсясвободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности. Он ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями междухочу, могу и надо.

СТЕПЕНИ СВОБОДЫ

СВОБОДА ВЫБОРА И ВЫБОР СВОБОДЫ

ОТСУТСТВИЕ СВОБОДЫ ЧАСТИЧНАЯ СВОБОДА

Нравственная свобода не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Нравственная свободапроявляется в умении 1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков, 2) давать им нравственную оценку, 3) предвидеть их последствия, 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.

Читайте также:  Установка печей с выносной топкой

3. Проблема двойственного характера свободы.Свобода имеет два аспекта: негативный и позитивный. Негативная свобода это «свобода от», свобода, отрицающая, разрушающая зависимость «от» – от сил природы, общественных и моральных догм и установок. Такая свобода приносит человеку независимость и в то же время – чувство одиночества, бессилия, тревоги. В этих условиях человек вновь оказывается перед выбором: либо избавиться от этой свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до позитивной свободы.

Позитивная свобода – «свобода для», дающая возможность полной реализации интеллектуальных и эмоциональных способностей, требующая от личности этой реализации, свобода, основанная на неповторимости и индивидуальности каждого человека.

Таким образом, перед современным человеком, обретшим свободу (в «старом», негативном смысле), открываются два пути. Первый – дальнейшее движение к «новой», позитивной свободе, основными способами достижения являются любовь и творчество. Второй путь – «бегство» от этой подлинной свободы.

4. Проблема моральной ответственности личности проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным – значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Существуют разные виды и разная мера

Виды ответственности определяются тем, перед кем/чем и за что человек несет ответственность. В этом смысле можно выделить:

– ответственность человека перед самим собой;

– ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми;

– ответственность человека перед миром и человечеством, проявляющаяся как забота о мире, вызванная тревогой о нем.

Мера моральной ответственности у разных людей в различных ситуациях неодинакова. Зависит она от ряда обстоятельств:

– от самостоятельностисовершаемого действия, причем наличие принуждения и даже угроза личной безопасности не снимает ответственности с человека;

– от значимости совершаемого деяния для судеб других людей (в экстремальной ситуации, когда от принятого решения может зависеть жизнь людей, мера ответственности намного выше, чем в обычное время);

– от масштабапринимаемых решений, в зависимости от того, идет ли речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства;

Добро и Зло

Добро и Зло –наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они являются универсальной этической характеристикой всякой человеческой деятельности и отношений. Добро есть все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага. Зло есть уничтожение, разрушение блага.

Исходя из того, что гуманистическая этика во главу угла ставит Человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, главным критерием добра выступает все то, что способствует самореализации сущности человека, его самораскрытию, самовыявлению. Другимкритерием добра и – одновременно – условием, обеспечивающим самореализацию человека, является гуманизм и все, что связано с гуманизацией человеческих отношений.

Таким образом, Зло и Добро противоположны по своему содержанию: в категории добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии зла– представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

Источник

Моральные нормы, принципы и санкции.

Мораль — это не только особая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости. Мораль — это особая форма общественного сознания, определяющая, буквально, всю жизнь человеческого общества. Именно от моральных установок и норм зависит формирование и развитие экономических, политических, социальных и иных общественных отношений.

Человек, как биосоциальное существо, формируется, развивается и живет в обществе, подчиняясь правилам, которые сложились в нем. Однако это не означает, что моральные нормы — это раз и навсегда определенные конструкции. Моральные нормы меняются, развиваются вместе с человеком. Выделяют различные морально-нравственные установки в разных обществах и в разные исторические периоды.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам по ведения.

В отдельно взятом случае практический результат действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств. В общесоциальном же масштабе в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой. Поэтому форма выражения моральной нормы — это не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей.

Например, во время Великой Отечественной войны многие подвиги и невероятное мужество защитников нашей Родины были проявлены именно потому, что в обществе было очень высоко значение моральных норм. Для рационально мыслящего, индивидуализированного человека, очевидно, что высшую ценность имеет только его жизнь, поэтому спасать ее следует любыми способами. Однако моральные нормы, будучи важнейшим императивом для наших соотечественников, требовали постоянного жертвования собой ради спасения своих раненых товарищей, попавших в окружение солдат, и наконец, миллионов сограждан, независимости своей страны. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений. Именно поэтому они оцениваются как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

Читайте также:  Установка третьего ряда сидений volvo xc90

Моральные нормы — это общественные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, которые обеспечиваются силой общественного мнения и внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетелях и пороках.

Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его деятельности. Норма морали формируются в практических отношениях людей между собой. То, что плохо и вредно для общества (т.е. поведение, не способствующее его стабильности), осуждается и запрещается, а то, что способствует согласию и мирному сосуществованию людей, оценивается положительно и одобряется большинством.

Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Придерживаясь положительных моральных норм, человек руководствуется ими в своих действиях и осуждает тех, кто их нарушает.

Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц.

Нарушение норм морали влечет за собой моральные санкции (поощрение или наказание). В соответствии с поступком моральные санкции могут быть положительными и отрицательными. Так, например, за помощь родителям, последует их одобрение, похвала, а за непослушание — осуждение.

В морали не существует четкой разницы между нормой и взглядами. То, что для одного является правилом поведения, для другого — не более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд). Тем не менее, существует общественная мораль. Она включает те принципы, которые признаются общераспространенными и необходимыми во всем обществе.

Моральные принципы — это правила поведения, которые выполняются в соответствии с внутренними (духовными) убеждениями человека и определяют его отношение к миру.

К моральным принципам можно отнести:

  • гуманизм (признание человека высшей ценностью),
  • альтруизм (бескорыстная помощь другим людям),
  • милосердие (сострадание),
  • коллективизм (предпочтение общественных интересов личным).

Эти принципы представляют собой нравственные ценности и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов общества.

Моральные нормы тесным образом связаны с понятием красоты, прекрасного в человеке, в его поступках, в окружающем мире.

Прекрасное в обществе формируется и выражается эстетическими нормами.

Эстетические нормы — это представление общества (конкретного социума) о красиво, нет; что подобает носить; какая должна быть прическа, если говорить о приземленных вещах). Вообще, что есть красота, каковы ее каноны; что такое прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Таким образом, эстетические нормы являются наряду с моралью важнейшими ценностными регуляторами общественных отношений.

Источник

13 правил морально сильного человека

Никто не хочет быть слабым, ни физически, ни морально. Быть сильным вообще круче по всем пунктам. И только морально сильный человек может рассчитывать на большой успех. Вот 13 правил, к которым стоит прислушаться и которым нужно начать следовать.

1. Они не тратят напрасно время, жалея себя

Сильный морально человек не станет сидеть сложа руки в своей берлоге и жаловаться на то, что жизнь к нему не справедлива. Сильный морально человек возьмёт свои яйца (если они, конечно, есть) в руки и пойдет работать дальше. Нет времени себя жалеть! Надо ещё поддать себе пару звездюлин, чтобы работалось лучше!
А на неприятную ситуацию он может отреагировать простой ёмкой фразой: «И хрен с ним!»

2. Они не думают, что весь мир им должен

«Я такой классный! Я, чёрт возьми, умнее всех этих идиотов, которые только и умеют, что выкладывать очередное селфи в Instagram! Но почему они счастливы и зарабатывают приличные деньги, а я живу с мамкой и стреляю у неё?! Вообще, почему мне никто не предлагает работу и помощь?!» Потому, чувак, что сильный морально человек не ждёт подачек, а зарабатывает авторитет. Денно и нощно.

3. Они не теряют власть над собой

Пора бы уже самому распоряжаться своей жизнью, а не надеяться на то, что кто-то тебя будет вести. А ещё лучше не отдавать себя во власть эмоциям.

4. Они не бегут от перемен

Это китайцы говорят: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен.» А нормальным людям нужны перемены. Без перемен нет прогресса. Так и останешься на одном месте, унылый сыч. Хуже регресса – только застой. Уж лучше деградируй: хоть какое-то движение. Ты же хочешь в дальнейшем развиваться? Нет? Тогда перестань это читать!

5. Они не тратят энергию на то, чем не могут управлять

Ты когда-нибудь слышал, чтобы морально сильный человек жаловался на то, что не может что-то держать под контролем? Слышал? Это тебе показалось.
Умные люди не тратят время на то, что не приносит им удовлетворение. Если ты упёртый и не можешь остановиться не достигнув цели, то, пожалуйста, добивайся, пусть даже это тебе совсем не близко. Удачи тебе! Только вот что-то нам подсказывает, что счастья тебе это не принесёт.

6. Они не пытаются понравиться всем

Начнём с того, что это в принципе невозможно. Если ты морально силён, то не будешь, что называется, стелиться под каждого. У тебя хватит ума и мужества сказать «нет», когда это нужно. Старайся быть справедливым, но и умей отклонить просьбу, если понимаешь, что не можешь, не хочешь и не должен её выполнять. Отказывайся ввязываться в глупые авантюры, лишь бы не обидеть человека.

Читайте также:  Ошибка установки темы wordpress

7. Они не боятся идти на осознанный риск

Кто не рискует – тот не пьёт шампанского. Но помни: риск должен быть всегда оправданным. Тщательно взвешивай риск и выгоду, прежде чем принять важное решение и тщательно собирай информацию о потенциальных потерях, прежде чем начать действовать. А ещё лучше вспомни киношных злодеев, которые на волне успеха ввязывались в рискованные авантюры, из которых всегда выходили проигравшими. Зря что ли мораль в фильмах существует?

8. Они не зацикливаются на прошлом

Не-не-не, если умный – отпусти. Не возвращайся в свой 2007-й, или куда ты там собрался. Не трать напрасно время, думая о прошлом и о том, что всё могло бы быть по-другому. Уже поздно: всё сделано, ничего не изменишь. Единственное, что ты можешь – это вынести из него уроки. А ещё ни в коем случае не живи былыми успехами. Нормальные люди живут настоящим днём и строят планы на будущее. В прошлом живут только неудачники и те, кто сдался. Это живые трупы – им больше ничего не надо.

9. Они не совершают одни и те же ошибки несколько раз

Умные люди учатся на своих ошибках, гениальные – на чужих. Если до гения пока далеко, учись хотя-бы на своих. Польза будет.

10. Они не завидуют успехам других людей

Это самое гнусное, что может быть. Если тебе повезло не иметь товарища, который постоянно жалуется на то, что у других всё есть, они всего добились, а он нет, я завидую тебе. Сильный морально человек, когда видит чужой успех, не чувствует себя обманутым. Он не будет роптать, что другие добились чего-то нечестным путём. Он будет работать, как вол, чтобы превзойти успехи товарищей. А особо умные возьмут себе на заметку те способы достижения успеха, которые использовали товарищи. Каждый сам кузнец своего счастья. Роптанием ничего не исправишь. И запомни: каждому воздаётся по заслугам. Не всем везёт иметь всё сразу – кому-то для этого надо работать. Если ты из таких, гордись этим: будет, чем хвастаться.

11. Они не сдаются после первой неудачи

В цивилизованных странах считается, что если твой первый бизнес прогорел, значит, у тебя – колоссальный опыт, и тебе срочно нужно открывать второй. Если бы в своё время кое-кто опустил руки, то ты бы никогда не услышал Beatles, не прочёл «Гарри Поттера», не посмотрел «Назад в будущее» и не читал бы эту статью со своего Ipad. Работай, совершенствуйся, не опускай руки! Певец Шура тоже был настойчив, когда штурмовал шоу-бизнес. А у тебя, наверняка, побольше талантов.

12. Они не боятся одиночества

Я не буду расписывать плюсы одиночества. Иногда помогает собраться, поставить голову на место, что-то распланировать, хорошенько подумать. Думать, вообще, как ни странно, очень полезно. Сильный морально человек не зависит от чужого мнения, других людей и настроений. Он зависит только от себя самого.

13. Они не ждут мгновенных результатов

Да, работать не всегда легко и не всегда хочется. Но погоди, наберись терпения: чем больше работаешь, тем лучше и сочнее плоды – качественные изменения всегда требуют времени. А чтобы не перегореть, вкладывай свою энергию дозированно.

Источник

Моральные устои в жизни человека

моральный устой

Любое общество имеет свой нравственный кодекс, а каждый отдельный человек живет по своим внутренним убеждениям. А также каждый социально-сформированный человек имеет собственные морально-нравственные устои. Таким образом, у каждого здравомыслящего человека имеется сформированный ряд моральных и этических принципов, которых он придерживается в повседневной жизни. В этой статье пойдет речь о том, что такое моральный устой. Как он складывается в сознании человека и как отражается на повседневной жизни?

Понятие морального (нравственного) устоя

Для начала следует дать понятие, что такое моральный или, как его еще называют, нравственный устой.

Моральный устой – это нравственные рамки каждого человека или социальной группы. Формирование таких устоев происходит под влиянием каких-либо духовных учений, религии, воспитания, образования или государственной пропаганды и культуры.

морально нравственные устои

Моральные устои, как правило, подвержены изменениям, и связано это с тем, что в ходе жизни меняется мировоззрение, а порой те вещи, которые когда-либо казались нормой, со временем становятся недопустимыми, или же наоборот.

Что такое высокие моральные принципы

Помимо нравственных устоев, следует выделить и высокие моральные принципы.

Высокие моральные принципы – это нравственный эталон поведения, мышления, мировоззрения, к которому необходимо стремиться каждому человеку.

Моральные устои играют очень важную роль в жизни любого человека, так как благодаря им человеческое общество продолжает существовать и развиваться. Они дают возможность оставаться разумным и не опускаться до уровня животного, которым исключительно владеют инстинкты. Следует помнить, что неважно, будет человек в окружении семьи, врагов, друзей или же на работе, нужно всегда оставаться человеком и не только не нарушать личные моральные устои, но и стремиться преодолевать негативные эмоции, страх, боль для того, чтобы сохранять высокие моральные принципы.

Источник

Adblock
detector