Вентиляционные установки для метрополитена



Как в тоннелях метро обновляют вентиляцию

Благодаря новым вентиляторам воздух в подземке циркулирует лучше, а в пассажирских зонах в жару становится прохладнее.

В московском метро до конца года заменят 28 вентиляционных установок в 14 шахтах. Они обеспечивают быстрый воздухообмен в тоннелях. Срок службы новых установок составляет 10 лет.

«Мы модернизируем вентиляционные шахты в метрополитене с 2004 года. С тех пор специалисты заменили свыше 600 установок более чем в 300 шахтах. Новые агрегаты позволяют увеличить воздухообмен на 30 процентов. В результате в метро обновляется более двух миллиардов кубометров воздуха каждые сутки. Это особенно важно при борьбе с распространением коронавирусной инфекции», — рассказал заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Благодаря тому, что воздух в тоннелях стал циркулировать быстрее, в пассажирских зонах (вестибюлях, эскалаторных зонах и на платформах) примерно на три градуса снизилась температура. Прохлада на станциях летом сделает поездки пассажиров еще комфортнее.

Кроме того, в этом году пройдет капитальный ремонт 23 вентиляционных установок. Вентиляционные шахты во всех тоннелях метрополитена модернизируют к 2023 году.

Шахты и тоннели дезинфицируют в метро каждый день. Это необходимо, чтобы сберечь здоровье пассажиров. Шахты обеззараживают тепловыми распылителями с использованием антисептика. А для дезинфекции тоннелей применяют специальные устройства для промывки железнодорожных путей. Раньше машины заполняли водой, но теперь в цистерны добавляют антисептические средства.

Все поверхности в метрополитене промывают раз в один-два часа. В ночное время вся пассажирская зона (вестибюли, платформы, турникеты) также подвергается обработке тепловыми распылителями. Такой метод эффективен, так как позволяет охватить большие площади, обработать труднодоступные места и сэкономить время. Например, за час одна пушка дезинфицирует до 2,5 тысячи квадратных метров.

Кроме того, в поездах, на платформах и в вестибюлях метро нанесена разметка, помогающая соблюдать социальную дистанцию.

Источник

Как работает вентиляция метро?

Московский метрополитен — это подземная сеть из более чем двух сотен станций и трех сотен километров перегонных тоннелей, которой ежедневно пользуются миллионы людей. Часто, стоя на платформе в ожидании поезда, можно почувствовать, как на вас начинает дуть сильный поток воздуха, или услышать будто бы шум большого вентилятора где-то в тоннеле. В такие моменты в голову может прийти вопрос — откуда в метро попадает свежий воздух, и как вообще устроена вентиляция подземки?

Ответ на этот вопрос сложнее и интереснее, чем можно представить. Чтобы ответить на него в полной мере, давайте обратимся к истории развития московского метро. При проектировании самой первой очереди (Сокольнической Линии от ст. Парк Культуры до ст. Сокольники) в 30х годах, инженеры рассчитывали, что метро будет вентилироваться естественным путем. Так, например, часть воздуха должна была попадать в метро через двери вестибюлей, часть — через специальные каналы. Поезд, идущий в тоннеле, толкает перед собой воздушный поток, и этот воздух сам перемещается по тоннелям, станциям, примитивным вентиляционным шахтам и штольням — узким протяженным отдушинам из метро на землю. Вентиляционные шахты, или ВШ, именуемые диггерами «вшами» или ласково «вошками», соединяют метро с поверхностью и выполняют функцию вентиляции подземки, что очевидно из их названия. Первые вентшахты, как было сказано выше, были рассчитаны на то, что воздух будет «гулять» по ним самостоятельно. Но этот расчет не оправдался — пассажиропоток и нагрузка на новый метрополитен оказались куда выше, чем представляли проектировщики первой очереди, и уже к началу строительства второй очереди, в конце 30х годов, метро начало переходить на режим принудительной вентиляции, который и используется по сей день. Старые же шахты были либо реконструированы в соответствии с новыми требованиями, либо вовсе заброшены и отделены от метро.

Так как же устроена вентиляционная шахта метрополитена? Прогуливаясь как-нибудь днем по улице или в парке, вы вдруг можете увидеть, что перед вами стоит венткиоск. Обычно это довольно большое сооружение с высокими и широкими рядами железных жалюзи и дверкой, на которой написан номер ВШ. Каждый киоск московского метро оборудован системой датчиков — это и датчики различных химических веществ, и пожарные датчики, и, конечно же, охранная сигнализация против нелегального проникновения. Когда-то венткиоски были основным путем попадания диггеров в тоннели подземки, но эти времена давно прошли, и сейчас любая попытка залезть туда сурово пресекается. Венткиоск может быть двух типов — соосный или не соосный. В первом случае киоск просто ставят поверх вертикального ствола шахты.

Читайте также:  Насосы для канализации с установкой

Такие киоски часто встречаются в метро Санкт-Петербурга. В Столице же стандартным считается второй тип. Это значит, что неглубоко от поверхности от киоска до самого ствола идет широкий и, как правило, не очень длинный подходный коридор. Также в каждой вентиляционной шахте установлены вентиляционные турбины, по-другому называемые ВОМД, а среди любителей подземки — «Карлсоны».

Эти внушительные «пропеллеры» на электромоторе выполняют самую важную задачу — они перемещают огромные потоки воздуха с поверхности в метро или же наоборот — зависит от режима работы шахт. В зимний период вентиляторы работают «на вдув», поставляя холодный воздух с улицы, а в летний — «на выдув», удаляя душный и перегретый воздух из подземки. Эти громадины неизбежно создают много шума, поэтому обычно им соседствуют конструкции, называемые диггерами «шумодавы» — это ряд стенок, которые разбивают воздушный поток на части и заодно глушат грохот, доносящийся от работающих тоннельных вентиляторов.

И, конечно же, в каждой вентшахте установлен гермозатвор, чтобы в случае необходимости герметично отгородить тоннель от внешнего мира.

Расположение этих элементов может разниться от шахты к шахте, но они так или иначе присутствуют и являются неотъемлемой частью любого вентиляционного комплекса. На каждом перегоне метро есть как минимум одна, а то и больше, таких шахт, которые обеспечивают бесперебойный поток воздуха в тоннелях. Но как быть со станциями? Ведь на каждой из них ежедневно проходят сотни и тысячи людей — здесь вентиляция нужна как нигде либо еще. Решая эту задачу, проектировщики подземки придумали несколько способов доставить воздух людям под землю. Как правило, на каждой станции, наряду с перегонной, есть своя собственная вентшахта. Вы можете даже не увидеть ее киоск, потому что зачастую они встроены в вестибюли метро, выходы или подземные переходы. К тому же, функцию вентиляционной шахты может выполнять сам наклонный тоннель с эскалаторами, на которых мы ездим каждый день. Только подумайте, ведь вся нижняя половина эскалаторного наклона спрятана от глаз пассажиров, и там, помимо эскалаторных механизмов, часто находится место и для вентиляционного канала. И, наконец, в дополнение ко всему вышеперечисленному, воздух на станцию поставляют сами поезда, которые толкают его перед собой, мчась по тоннелю. Отсюда порой и возникают эти внезапные порывы ветра на платформах. Поэтому даже в самые жаркие часы пик можно быть спокойным — воздуха в метро всегда хватит на всех.

Итак, мы с вами разобрались в том, как осуществляется вентиляция метрополитена. Но это лишь одна из множества загадок, скрывающихся по ту сторону вагонного стекла. Читайте наши статьи, чтобы узнать о других сторонах подземки из первых рук — от московских диггеров. До новых встреч!

Источник

Устройство вентиляции в метро

Для естественной, принудительной, приточно-вытяжной вентиляции подземных объектов метрополитенов обустраиваются специальные шахты. Устройство вентиляции в метро обусловлено тремя видами вентиляционных систем:

  • постоянная – работает на постоянной основе;
  • временная – может использоваться, к примеру, для просушки тоннелей;
  • аварийная – применяется при возникновении чрезвычайных ситуаций: пожар, задымление, насыщенность воздушного пространства отравляющими веществами.

Вентиляционная шахта (ВШ)

Каждая отдельная шахта метрополитена способна работать как на приток, так и вытяжку. Вариант первый – ВШ нагнетает поток чистого воздуха в метро, второй — освобождает тоннель от отработанного загрязненного воздуха.

Вентиляция подземки

Шахта вентиляции представляет конструкцию, которая включает:

  • вентиляционная камера;
  • реверсивные вентиляторы (предназначены для формирования воздушного потока, располагаются в ВШ, их может быть порядка четырех компонентов);
  • вентиляционный киоск (находится над земной поверхностью);
  • вентиляционный ствол (соединяет камеру и киоск).
Читайте также:  Инженерное меню установка imei

Месторасположение, основные черты, охрана ВШ

Шахты метрополитена располагаются рядом с зелеными насаждениями, находящимися поблизости станций метро: обычно это парковые зоны. Такое размещение ВШ предупреждает излишнее попадание в помещения вредных газов.

Шахты должны соответствовать определенным критериям:

  1. До 300-от м от них должен проходить туннель.
  2. Дверь вентиляционного киоска должна быть с соответствующей маркировкой – ВШ, номер – 3-4 цифры, индекс из букв.

Основные черты вентиляции

Устройство вентиляции в метро предполагает охрану каждого объекта: сеть датчиков, реагирующих при перемене внутреннего объема, лучевых пересечений. Если срабатывает сигнализация, пульт управления ВШ получает сигнал «тревога», на который мгновенно реагирует дежурный УВД метрополитена. Все шахты оснащены датчиками, предупреждающими о вредоносных промышленных выхлопах, химическом оружии. Гермозатворы ВШ при возникновении подобных ситуаций закрываются.

Как работает вентиляционная система метрополитена

Температурный режим помещений метрополитена, предназначенных для пассажиров, обеспечивается тоннельной вентиляцией, проект которой создан, основываясь из действующих строительных требований (СП32/105/2004г/п.5.8, СНиП32/02/2003г/п.5.8,17).

Температурный режим

Согласно положениям нормативной документации проект тоннельной вентиляции не предусматривает оборудование подогрева, охлаждения воздуха. Воздушный поток, попадающий в тоннель, имеет параметры внешней среды. Для подогрева, охлаждения воздуха, соответственно зимой, летом применяются теплоаккумулирующие характеристики грунта.

Тепловой режим в метро

Температура летней поры года согласно нормам проектирования вентиляции метрополитена – 22,6°С. Если температура внешней среды выше данной величины, работа системы осуществляется нерасчетным порядком, потому что она не оснащена приборами охлаждения воздуха при условиях повышенных рабочих температур.

Режим температуры станций метро прямо зависит от температуры воздушных масс, подаваемых с поверхности земли через шахты вентиляционной системы. Из-за повышенных температур приходится днем снижать подачу внешнего воздуха, чтобы не перегревать станции метро, и наоборот ночью максимально вентилировать объекты, когда более прохладно на поверхности.

Летом подача приточного воздуха производится через шахты стационарного типа, вытяжка осуществляется с перегонных шахт. Зимой все наоборот, подача приточного воздуха производится через перегоны, а при помощи стационарных шахт осуществляется удаление отработанных воздушных масс. Подобный рабочий режим зимой позволяет воздушному потоку за время прохождения через тоннель нагреваться и выходить на станции метро уже более теплым.

Требования санитарии

Согласно санитарным нормам вентиляция осуществляет за один рабочий час трехкратный воздухообмен. За полные сутки система способна перерабатывать до 2-х миллиардов кубических метров воздушных масс. При таких объемах технически трудно организовать кондиционирование надлежащего уровня.

К примеру, согласно расчетным данным пропускная возможность метрополитена Москвы за сутки должна составлять не более 6-ти миллионов человек. Фактически численность пассажиров достигает 9-ти миллионов. Реальное тепловыделение от технического оснащения метрополитена, пассажиров на 50% больше.

Используемые вентиляторы для системы вентиляции метро

Для поддержания в подземных помещениях метрополитена чистого воздушного пространства, а также отвода в атмосферу загрязненного воздуха, дыма, вредных газов применяются специализированные вентиляторы: реверсивные, нереверсивные (отличаются параметрами рабочих лопаток). Вентиляторы могут монтироваться в вертикальном, горизонтальном положении.

Конструкция вентиляторов включает следующие элементы:

  1. Корпус;
  2. Электрический двигатель;
  3. Рабочее колесо, имеющее вращающийся обтекатель;
  4. Добавочные компоненты:

Метрополитен

  • диффузор (воздухораспределитель);
  • отверстие входное;
  • шумоглушитель;
  • запорное устройство.

Основные характеристики вентиляторов германского производства:

  • мощность электродвигателя <500 кВт;
  • давление < 3,5 кПа;
  • расход воздушных масс < 200 куб.м/сек;
  • при T = +400°С могут работать на протяжении двух часов;
  • L корпуса = 1,4-2 м;
  • D раб. колеса = 1,4- 2,2 м;
  • повышенный КПД;
  • реверсивность – 100%.

Вентиляционные вытяжки

Устройство вентиляции в метро не обходится и без такого элемента, как вытяжка. Главная функция вытяжки – осуществление проветривания аккумуляторных подстанций метрополитена, различных служебных помещений. Вытяжные киоски меньших параметров отличны от шахтных киосков. Они достаточно часто располагаются рядом.

  • Устройство вентиляции в частном доме: виды и устройствоУстройство вентиляции в частном доме: виды и устройство
  • Назначение и устройство вентиляции в покрасочной камереНазначение и устройство вентиляции в покрасочной камере
  • Способы и устройство вентиляции теплицСпособы и устройство вентиляции теплиц
  • Виды и устройство зимней вентиляции в курятникеВиды и устройство зимней вентиляции в курятнике
Читайте также:  Форд эксплорер установка навигации

Источник

§ 137. ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛИНИИ МЕТРОПОЛИТЕНОВ (ч. 1)

Общие сведения. Вентиляция линий метрополитенов необходима для поддержания предельно допустимых концентраций различных вредностей (пыли, углекислого и других газов), а также необходимой температуры и влажности воздуха.

Как правило, на линиях метрополитенов применяют вентиляцию с искусственным побуждением и только в некоторых случаях — с естественным.

Вентиляция тоннелей с естественным побуждением происходит за счет поршневого действия поездов, а также за счет гравитационного напора, создаваемого разницей в температурах наружного и тоннельного воздуха.

Применение такой вентиляции допускается только для линий метрополитенов мелкого заложения в тех случаях, когда:

  • 1) средняя температура самого холодного месяца t > 0° С;
  • 2) максимальная расчетная температура наружного воздуха не более +24° С;
  • 3) максимальная частота движения поездов не превосходит 24 пары в час;
  • 4) имеется возможность (по условиям городской застройки) свободного расположения вентиляционных сооружений для забора и выпуска воздуха.

При вентиляции с искусственным побуждением вентиляционные установки располагают по одной на каждой станции и на каждом перегоне, как правило, в его середине, в отдельных -случаях на расстоянии не менее 1/3 длины перегона от торца станции.

При небольшом расстоянии между станциями (не более 700 м) и в умеренном климате можно отказаться от вентиляционной установки на перегоне. В этом случае станционные вентиляционные установки работают одна на приток, другая — на вытяжку.

Для метрополитенов тех городов, где средняя температура самого холодного месяца ниже 0° С, существуют два режима вентиляции с искусственным побуждением — зимний и летний.

В зимний период вентиляционные установки, расположенные на перегонах, работают на приток, а вентиляционные установки на станциях — на вытяжку (рис. 506, а). Таким образом, зимой на станции подается более теплый воздух (согревшийся тепловыделениями от оборудования) по сравнению с наружным. Летом вентиляционные установки на перегонах работают на вытяжку, а станционные — на приток (рис. 506, б), т.е. в летний период на станциях, где имеется наибольшее число обслуживающего персонала, поступает свежий воздух.

Для метрополитенов городов со средней температурой самого холодного месяца выше 0° С воздух и зимой, и летом подается на станцию и вытягивается на перегоне или подается на одну станцию и вытягивается на другой.

Для вентиляции тоннелей метрополитенов используется обычный наружный городской воздух без какой-либо его очистки. Воздух следует забирать по возможности из зеленых массивов города, парков, скверов, и только в крайних случаях воздухозаборные сооружения можно располагать на проезжих магистралях.

Для вентиляции производственных и служебных помещений на станциях и перегонах служат местные вентиляционные системы, оборудованные вентиляторами, работающими на приток и вытяжку. Воздух для этой цели забирается со станций или из перегонных тоннелей и предварительно очищается в противопыльных фильтрах. Выбрасывается воздух в перегонные тоннели (за станцией) по ходу движения поездов (воздух из аккумуляторных, душевых и санитарных узлов удаляется на поверхность).

Количество воздуха, которое требуется для вентиляции линии метрополитена, определяют расчетом, учитывая следующие вредности, поступающие в тоннели: тепловыделения, влаговыделения и выделения вредных газов. Как правило, при частоте движения поездов, превышающей 20 пар в час, лимитирующей вредностью являются тепловыделения. Обычно объем воздуха, полученный из расчета по тепловыделениям, достаточен для поглощения влаговыделений и разбавления вредных газов до допустимой концентрации.

Исключение могут составить лишь метрополитены тех городов, воздух которых имеет высокую относительную влажность (например, приморские города) и где частота движения поездов менее 20 пар в час. В этих редких случаях расчет должен удовлетворять условиям, при которых отсутствует конденсат на поверхности обделки.

Расчетную величину воздухообмена определяют для отдельных участков линии метрополитена длиной, соответствующей расстоянию между осями соседних станций, и для конечных тупиковых участков линии.

Приведенный ниже метод определения объема воздуха для метрополитенов разработан в отделе теплосантехники Метрогипротранса (В. Я. Цодиков).

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены

Источник

Adblock
detector