Установка генератора яву 350



Генератор ява 638 и установка его на более ранние модели

Генератор jawa ява 638

В данной статье будут описаны все необходимые действия для установки 12В генератора ява 638 на более ранние модели мотоциклов ява. Все необходимые чертежи присутствуют в данной статье. (см. продолжение)

Генератор явы jawa 638

Благодаря внедрению системы электропитания с напряжением 12В и мощностью генератора 14В * 15А = 210 Вт (около 5000 об/мин) на мотоцикле Ява 638, мощности хватает не только на удовлетворение потребностей всей электрики на яве, но и на дополнительные нужды.

Используемый на мотоцикле ява 638 генератор — трехфазный синхронный с независимым возбуждением от аккумулятора (с 6-диодной схемой) и отдельным выпрямителем. Генератор ява 638 состоит из ротора и статора, принцип работы аналогичен работе авто-генераторов.

генератор ява jawa 638 установка чертеж мощность

Характеристика генератора с выпрямителем в нагретом состоянии при температуре окружающей среды +20°С показана ниже:

генератор ява jawa 638 установка чертеж мощность

Установка генератора ява 638 на более ранние модели

Для этого нужно изменить электропроводку мотоцикла под схему «Ява-638», а также произвести механическую доработку правой крышки картера, плюс изготовить дополнительные детали (см. рис. 96-99)

Переходной фланец для установки генератора 638Конус для установки генератора 638

Фланец (рис. 96) и конус (рис. 97) изготавливаются из стали.

При разметке фланца используйте в качестве шаблона старый генератор, а конуса — ротор. Кроме того, необходимо, собрав статор с фланцем, пропилить в них круглым напильником небольшое углубление под винт, крепящий правую крышку картера. Переходной фланец устанавливаем вместо старого 6-вольтового генератора в расточку картера и крепится двумя винтами М6х30. Затем на цапфу коленвала насаживается переходной конус и ротор генератора. Статор крепится четырьмя винтами М6х10 к переходному фланцу. Щетки при монтаже лучше временно снять с генератора.

Поскольку новый генератор больше по размерам, надо «допилить» правую крышку картера, сняв часть перегородки. Чтобы не повредить крышку на станке, предварительно вставляем распорку, как показано на рис. 98. Кроме того, из подходящего материала — пластмассы, картона и т.п. делаем дистанционную прокладку под крышку толщиной 4 мм, пользуясь правой крышкой картера в качестве шаблона.

Чтобы защитить генератор от пыли и грязи, вклеиваем резиновую перегородку. Для нее и прокладки используем эпоксидный клей.

Надо еще исключить задевание тормозной педали о «расширившийся» теперь двигатель, — сняв педаль и вал тормоза, укоротить на 4 мм или изготовить новую распорную втулку 5 (рис. 99) и выточить втулку 7 длиной 4 мм. После сборки согласно рисунку педаль окажется смещенной вправо.

Источник

Установка генератора яву 350

Сообщение krezo1977 » 20 мар 2018, 21:47

Всем привет!
Давно назревала эта тема, но к сожалению часть наработок была безвозвратно утрачена.

Прежде всего хочу сразу уточнить: очень часто некоторые мотолюбители показывая на генератор, говорят, что это зажигание. Это неправильно, нельзя обобщать совершенно разные системы зажигания и электроснабжения в одно целое. Наличие на генераторе контактов-прерывателей или датчиков (оптического или холла) не даёт право называть генератор "зажиганием".

Многих волнует проблема слабого освещения и заряда аккумуляторной батареи.
Решений очень много, каждый подходит к этому по своему.
Я тоже перепробовал разные варианты в поисках идеального генератора,
к сожалению такого варианта не существует, т.к. ни один генератор, установленный без передаточного числа напрямую на коленвале, не вырабатывает такого количества электроэнергии, достаточного на холостых оборотах до 1000 питать галогеновую лампу в фаре и при этом заряжать аккумуляторную батарею. Если в таком случае на приборной панели контрольная лампа заряда АКБ не горит, это ещё не значит, что всё в порядке, проблему можно выявить только вольтметром.
Некоторые мотолюбители считают, что замена реле-регулятора тоже может решить эту проблему, опять-таки заблуждение. Реле-регулятор только отсекает лишнее напряжение на повышенных оборотах, чтобы не сжечь все потребители. Можно установить хоть десять реле-регуляторов, и если генератор не вырабатывает необходимое количество электроэнергии, то она из воздуха не появится, и все потребители питаются энергией аккумуляторной батареи.

У каждого генератора есть свои плюсы и минусы, чем и хочу для начала поделиться.
Всё началось в 90-х, когда красная лампа на панели моей 360 частенько давала о себе знать.
Установленный реле-регулятор на родном генераторе 6В 45 Вт не отличался надёжностью,
и тогда мне удалось сконструировать вместо него электронный.
После этого я забыл про красную лампу,
но слабый свет фары заставил задуматься о более мощном генераторе.
Выбор пал на трёхфазный генератор переменного тока PAL 14В 210Вт, используемый на мотоциклах ЯВА-638. Система зажигания сначала батарейная контактная, позже я установил одноканальную с ВАЗовским коммутатором 96.3734, двухвыводной катушкой зажигания 406.3705 и самодельным оптическим датчиком. Оптический датчик — это лучший датчик из всех, что мне довелось использовать.
После всех моих поисков генератор от ЯВА-638 — самый мощный источник электроэнергии,
при любой нагрузке вне зависимости от состояния АКБ
на оборотах чуть выше 1000 вольтметр застывал на отметке 14,4В.
Но у него были и свои недостатки:
1. Огромные габариты, закрыть крышку без хирургического вмешательства невозможно.
2. Несмотря на то, что он самый мощный, на холостых при включенной фаре вырабатывал напряжение меньше напряжения АКБ.
3. Сложность конструкции, много элементов, которые могут нарушить нормальную работу в дальняке.
4. Невозможность запустить двигатель с разряженным АКБ даже с "толкача", необходимо "прикуривать".

Читайте также:  Окоф аварийная осветительная установка световая башня окоф

Изображение

Два года назад, изучив тему "Генератор от скутера на ЯВУ" на яваолде, решил попробовать генератор от скутера.
Сразу было решено использовать трёхфазный генератор переменного тока 12В с системой зажигания AC-CDI со статором 10+1 обмоток (10 обмоток силовых для освещения и одна обмотка для питания коммутатора системы зажигания) стандарта GY-6 от китайского двигателя 157QMJ 125-150сс. Ротор, имеющий 8 магнитов, использован от мотора 139QMB 50сс, т.к. он имеет такой же конус и становится на цапфу коленвала ЯВА без дополнительных переделок.

Изображение
Изображение
Изображение Изображение Изображение

Такой генератор позволяет запустить двигатель без АКБ, как в мотоциклах ММВЗ. По сути такая система мало чем отличается от электронной бесконтактной системы зажигания мотоциклов ММВЗ, Восход и советских мопедов.
Мало того, чтобы улучшить качество электронных блоков и использовать как можно меньше места, были самостоятельно изготовлены трёхфазное реле напряжения и коммутатор по схеме БКС от мотоцикла ММВЗ, и всё это размещено в том же корпусе 252.3734. Двухвыводная катушка зажигания осталась прежней от а/м "Газель" 406.3702.

Изображение Изображение

Те, кто с паяльником не дружит, чаще всего приобретают готовые блоки.
Коммутатор от четырёхтактного китайского скутера 50сс:

Изображение

Трёхфазное реле напряжения:

Изображение

Генератор на двигателе выглядел так:

Изображение
Изображение
Изображение

Т.к. система одноканальная, пришлось для второго цилиндра делать метку на роторе через 180 градусов от заводской:

Изображение Изображение

Над крышкой тоже пришлось немного поиздеваться:

Изображение Изображение

В период эксплуатации я заметил хлопки внутри камеры сгорания при резком сбросе газа, и год назад я решил попробовать установить двухканальную систему зажигания на базе практически тех же компонентов. Различия одноканальной и двухканальной систем:

Изображение

При этом была заменена план-шайба для крепления двух датчиков. Соответственно пришлось вводить второй коммутатор и дополнительно провод в жгут для второго канала, а двухвыводную катушку зажигания заменить на две одновыводных. Сразу установил катушки зажигания 2102.3705 и схему коммутатора от ММВЗ, но с ними мотоцикл очень плохо запускался, особенно на горячую. Установка катушек от китайского скутера решила эту проблему кардинально, двигатель стал запускаться рукой.

Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Электронная часть снова стала самодельной. Реле напряжения и два коммутатора разместились в корпусе 261.3734:

Изображение Изображение Изображение

Мне почему-то казалось, что постоянные магниты в качестве возбуждения дадут значительно лучшие результаты на холостых оборотах, чем в случаях с электрическим возбуждением. Напряжение китайского генератора на холостых оборотах с включенной фарой проседает до 9-10 В. Сама мощность генератора оставляет желать лучшего. Во многих сетях утверждают, что мощность этих генераторов до 200 Вт, но никто не может утвердительно ответить на мой вопрос:
На каких оборотах двигателя эта мощность достигается? К примеру на шильде генератора ЯВА-354 четко указано 6В 45Вт 1500об/мин.

Изображение

Сравнивая с генератором PAL, напряжение в сети с разряженным АКБ очень вяло растёт даже со светодиодными лампами (кроме головного света). Подогрев ручек вообще стал роскошью. Поэтому встал вопрос о поиске генератора мощнее. В статоре генератора 157QMJ десять силовых обмоток разбиты на три фазы, получается, что в двух фазах по три обмотки, а в третьей — четыре. Такой перекос мне изначально не нравился. А обмотка зажигания занимает место двух силовых обмоток. Исходя из этого я приобрёл трёхфазный статор на 12 силовых обмоток без обмотки питания коммутатора, имеющей по 4 обмотки в каждой фазе от двигателя 162FMJ, 163FML; CG125-200:

Изображение Изображение Изображение

С таким статором работает система зажигания DC-CDI, в частности коммутатор от Honda Dio 34 (35). А раз система зажигания остаётся двухканальной, значит два таких коммутатора:

Изображение

Различия между системами:

Изображение

Реле напряжения тоже, что и с системой AC-CDI, силовая часть практически не меняется.
Питание коммутаторы получают от бортовой сети освещения номинальным напряжением 12В. Стендовые испытания показали, что эти коммутаторы начинают работать при напряжении 2,7В, а подключение в цепь полностью разряженной АКБ даже ещё и улучшают искрообразованию, т.к. от незначительного оборота генератора батарея начинает набирать энергию. Очень порадовал тот факт, что даже без АКБ включенная в цепь нагрузка до 15Вт (к примеру контрольные лампы приборной панели) тоже практически не влияют на искрообразование. Вывод: двигатель с системой зажигания DC-CDI может быть запущен в аварийном режиме с разряженной АКБ или без неё без дополнительных каких-либо манипуляций, чего не скажешь о системе AC-CDI с отдельной обмоткой.

Некоторые считают, что отдельная обмотка, питающая коммутатор AC-CDI спасает при выходе из строя силовой части источника энергии и даст хоть без света, но добраться до дома. А где гарантия, что эта обмотка, намотанная очень тонким проводом, сама не сгорит? И тогда оживить мотор может только замена статора. К примеру один раз, благо дома, у меня такое приключилось. Для таких случаев в схему коммутатора даже вводится специальное нагрузочное сопротивление.
При выходе из строя силовой части генератора или реле напряжения с системой зажигания DC-CDI двигатель будет работать пока жив АКБ, а это значит, что добраться до дома можно, установив на багажник дополнительно автомобильный АКБ, система зажигания очень экономична и позволит в таком случае пройти ещё приличное расстояние.

Читайте также:  Щетки для электродвигателей установка

Также в этот раз было отдано предпочтение ротору
от китайского двигателя 157QMJ 125-150сс. Этот ротор тоже имеет 8 магнитов, но он глубже и полностью закрывает более широкий статор, чем в 139QMB. Есть предположение, что и магниты в этом роторе мощнее, посмотрим. Для установки большего ротора пришлось вытачивать переходной конус.

Источник

Установка генератора яву 350

Сообщение krezo1977 » 25 мар 2018, 21:29

Всем привет!
В этой теме по просьбе трудящихся проведу обзор генераторов
разных типов и производителей с описанием преимуществ и недостатков.
Начнём по возрастанию эволюции.

Изображение

И так, генератор PAL (думаю, что так) 6В (вольт) 45Вт (ватт).
Вольт — единица измерения напряжения
Ватт — единица измерения мощности
Некоторые путают, для меня это жестоко.
Это генератор постоянного тока, в роли выпрямителя выступают щётки,
расставленные под определённым углом, и коллектора на якоре.
Весь ток к потребителям проходит через щётки и обмотки якоря.

Изображение

В статоре находится обмотка возбуждения, состоящая из шести катушек,
расположенных через 60 градусов и соединённых между собой последовательно.
Через эти катушки протекает ток возбуждения примерно до 2А (ампер).
Ампера — единица измерения силы тока
Чем выше ток в обмотке возбуждения, тем выше напряжение, вырабатываемое генератором.
Реле-регулятор управляет током в обмотке возбуждения, только отсекая повышенное напряжение.

Изображение

Многие мотоциклисты считают, что напряжение в бортовой сети на холостых оборотах двигателя зависит от реле-регулятора,
и если его "накрутить" то "зарядка будет" на холостых с включенной фарой.
Это очень глубокое заблуждение.
В режимах заглушенного двигателя и холостого хода реле-регулятор
подключает обмотку возбуждения напрямую к рабочим обмоткам якоря,
т.е. в режим полной мощности генератора.
Это значит, что реле-регулятор в этих режимах практически не выполняет никакой роли,
и если генератор вырабатывает мало электроэнергии, то реле-регулятор тут почти ни причём.
Некоторые "специалисты", ослабляя действие пружины якоря реле,
добиваются более раннего подключения генератора к бортовой сети мотоцикла.
При этом контрольная лампа заряда АКБ соответственно тухнет тоже раньше.
Проведём эксперимент: на заглушенном двигателе и при включенном замке зажигания
принудительно придавим якорь реле пальцем, при этом красная контрольная лампа потухнет.
Что это? Пошла зарядка аккумулятора? Генератор стоит, значит нет, а лампа не горит.
Мало того, АКБ разряжается через генератор на массу!
Вот и на малых оборотах двигателя, генератор хоть и крутится, это не значит,
что он вырабатывает достаточное количество электроэнергии.
Контрольная лампа НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ "хорошей зарядки".
Показателем заряда аккумуляторной батареи может служить только вольтметр.
Аккумулятор будет заряжаться только в том случае, если напряжение генератора будет выше напряжения аккумулятора.
Это касается всех типов генераторов.
Вернёмся к нашему генератору.

Недостатки:
1. Маленькая мощность (45Вт) позволяет использовать совсем слабую лампу в фаре
(25/25Вт по инструкции), соответственно свет никакой.
2. Низкая надёжность штатного реле-регулятора, расположенного на самом статоре.
Это можно решить заменой на самодельный электронный.
3. С разряженной АКБ двигатель кикстартером не запустится.
4. Сложность конструкции якоря.

Преимущества:
1. Легко запускается двигатель с толкача даже без АКБ за счёт остаточной индукции в статоре.
2. На холостых оборотах напряжение генератора очень близко к напряжению АКБ даже с включенной фарой.

Это всё можно отнести и к генератору Г-36М8 мотоциклов ИЖ-Ю3, ИЖ-П3
с идентичными характеристиками и размерами.
У них даже установочные размеры совпадают.
Я когда-то начинал кататься на 360 с родным якорем и статором от ИЖа.

Изображение

Re: Генераторы

Сообщение krezo1977 » 26 мар 2018, 20:59

Сегодня поговорим о генераторе 6В 75Вт, который устанавливали на мотоциклы ЯВА-350/634

Изображение

Внешне он практически ничем не отличается от генератора 6В 45Вт.
Статоры этих генераторов имеют абсолютно одинаковые обмотки возбуждения,
а корпуса отличаются только отверстиями для крепления клемной колодки или реле-регулятора.
Аккуратно нарезав резьбу в этих отверстиях, можно использовать с якорем другой модели.
Самое главное отличие в этих генераторах — это якоря

Изображение

На фото видно, что в якоре 75Вт (справа) сечение обмоточного провода больше,
благодаря этому якорь может пропустить через свои обмотки ток большей силы,
поэтому исходя из формулы P=UxI, где
P — мощность
U — напряжение
I — ток
Чем выше ток, тем больше мощность генератора.
Но при одинаковых габаритах, используя провод большего сечения,
невозможно вместить в обмотку такое же количество витков, как в обмотке, намотанной более тонким проводом.
Поэтому в якоре 75Вт количество витков в обмотках меньше, чем в якоре 45Вт.
Напряжение, которое может выработать генератор зависит от количества витков в обмотках якоря,
если витков больше, то и напряжение тоже больше.
Вывод: сравнивая два генератора 45 и 75 Вт, если заставить их работать на одинаковых оборотах,
то напряжение генератора 75Вт будет меньше (меньше витков), поэтому напряжение,
достаточное для заряда АКБ и питания потребителей
генератором выработается на более высоких оборотах (1500-1800), чем с генератором 45Вт.
Это объясняет многочисленные жалобы владельцев мотоциклов ЯВА-350/634.

Недостатки:
1. Двигатель запускается с толкача без АКБ тяжело, надо раскрутить коленвал до 1500-1800 об/мин.
2. На холостых оборотах напряжение генератора очень низкое, фара быстро высаживает АКБ, особенно в городе.
3. С разряженной АКБ двигатель кикстартером не запустится.
4. Сложность конструкции якоря.

Читайте также:  Автоматическая установка модов для скайрима

Преимущества:
1. Мощность 75Вт позволяет использовать лампу в фаре 35/35Вт, это не круто, но лучше, чем 25Вт.

Сами по себе генераторы 45 и 75 Вт являются взаимозаменяемыми, но каждый работает со своим реле-регулятором.
Реле-регулятор 75Вт

Изображение Изображение

Завод после снятия "старух" с конвейера продавал через посылторг для них двигателя, укомплектованные генераторами 75Вт,
а так же в продаже были комплекты: генератор 75Вт, реле-регулятор 75Вт и кронштейн для его крепления под баком.
В комплект была вложена инструкция на листе формата А4 с информацией об установке и подключению.

Изображение

Re: Генераторы

Сообщение krezo1977 » 29 мар 2018, 19:37

Раз пошёл разговор про реле-регуляторы, рассмотрим их работу
на примере двухкатушечного реле-регулятора 6В 75Вт

Изображение

У каждой катушки реле-регулятора своя функция:
правая подключает генератор к электрооборудованию мотоцикла
левая регулирует напряжение в бортовой сети.

Изображение

Регулировка напряжения в этих реле-регуляторах работает ступенчато, всего три ступени.
Первая ступень:
Из схемы включения видно, что в момент, когда генератор не работает или работает на небольших оборотах,
обмотка возбуждения L через контакты реле Х4-Х5 включена параллельно якорю.
Это означает что генератор готов вырабатывать максимальное напряжение,
и в этот момент напряжение в бортовой сети зависит ТОЛЬКО ОТ ГЕНЕРАТОРА.
Вторая ступень:
При повышении оборотов, когда напряжение достигает примерно 8В,
левая катушка 1 реле притягивает к себе якорь 3, но не полностью.
При этом размыкаются контакты X4-X5,
и в цепь обмотки возбуждения включается сопротивление R,
ток в обмотке возбуждения генератора уменьшается.
При этом снижается магнитное поле в генераторе, и напряжение в сети уменьшается.
Сопротивление R в реле-регуляторе

Изображение

Третья ступень:
Когда обороты двигателя становятся ещё выше, и напряжение снова достигает примерно 8В,
катушка 1 реле сильней притягивает якорь 3 реле, и контакты Х3-Х5 замыкаются,
шунтируя целиком весь генератор (замыкая его).
При коротком замыкании генератора его напряжение стремительно падает,
реле размыкает контакты Х3-Х5 и включает генератор в работу снова.

Изображение

И так, ещё раз повторю: реле-регулятор только отсекает "лишнее" напряжение на оборотах.
На малых оборотах реле-регулятор никаких действий не производит,
а значит напряжение в сети от него НЕ ЗАВИСИТ.

Правая катушка 4 реле притягивает якорь 6 и замыкает контакты Х1-Х2
при достижении генератором напряжения примерно 6В.
При этом генератор подключается к бортовой сети мотоцикла и запитывает потребителей,
контрольная лампа заряда АКБ EL1 гаснет.
При повышении оборотов и напряжения, генератор начинает заряжать АКБ.
Некоторые мотоциклисты ослабляют усилие пружины 5,
катушка 4 реле начинает притягивать якорь 6 раньше, на более низких оборотах.
Соответственно контрольная лампа АКБ гаснет раньше, и они считают,
что проблему с зарядкой АКБ они устранили.
Но напряжение генератора в этот момент очень низко, чтобы питать потребители и заряжать аккумулятор.

Реле-регулятор 45Вт работает по такому же принципу,
только роль двух катушек регулировки напряжения и подключения генератора к бортовой сети исполняет одна,
А сопротивление R находится на самом генераторе.

Источник

Ява 350 638 генератор

Никакой мотоцикл не обойдется без электроприборов. Это и указатели поворотов, и передняя а также задняя фары, да и много чего другого. Именно поэтому мотоциклу требуется постоянный источник энергии. Аккумулятор – тут же ответите вы. Не совсем правильно. Ведь аккумулятор не вырабатывает электрический ток, он может лишь аккумулировать энергию. А вот основным источником энергии как для зарядки аккумулятора, так и для работы всего электрооборудования мотоцикла служит генератор. Вот так он выглядит установленный на двигатель мотоцикла Ява 350 638.Схема работы генератора весьма проста и основывается на действии магнитной индукции. На коленвале мотора вращается намагниченный статор, который заряжает катушки генератора.

Схема электрооборудования Явы 638:

Как видно из представленного изображения, 638 – Ява имела большое число потребителей тока, что диктовало особые требования к работе и мощности генератора. Именно поэтому на нее устанавливали самый лучший генератор по соотношению масса \ мощность. При правильном техническом обслуживании и своевременном ремонте генератор мог пройти многие тысячи километров, даже без каких – либо намеков на неисправности. Именно поэтому многие любители мотоциклов Ява разрабатывали целые методики по вживлению этих генераторов в более ранние модели мотоциклов с шестивольтовым оборудованием.

Высокое энергопотребление приборов освещения не самая лучшая особенность мотоцикла. О благодаря высокой мощности генератора, аккумуляторная батарея даже на оборотах холостого хода расходует минимальное количество энергии за счет высокой выработки ее генератором. В отличие от старых моделей, где энергии генератора хватало на все потребители лишь при оборотах двигателя от 2500 и более оборотов в минуту, то на мотоцикле Ява 638 генератор начинал стабильно вырабатывать ток уже при оборотах холостого хода – а это около 1200 – 1500 оборотов в минуту.

Доработка генератора Явы 638:

Большинство переделок этого генератора было связано либо с установкой его на более старые модели Яв, либо же с увеличением его надежности и стабильности в работе. Как нам известно, запчасти для мотоциклов в те далекие времена были не самым доступным товаром, и именно поэтому многие умельцы реставрировали генераторы своих мотоциклов.

Источник

Adblock
detector