Ценности и установки лично

Ценности и установки лично

Личность формируется, развивается и самоутверждается под воздействием информации, поступающей извне. Восприятие относится к одной из начальных стадий переработки этой информации.

Восприятие – это процесс и результат преобразования чувственного опыта индивидуума в осмысленные образы своего окружения. В соответствии с органами чувств, поставляющими первичную информацию о внешнем окружении, различают зрительные, слуховые, осязательные и другие восприятия. Однако, поскольку на формирование восприятия влияют внутренние факторы сознания, в результате создается целостный образ, жестко не привязанный ни к отдельным внешним источникам информации, ни к отдельным ощущениям.

На процесс формирования и результат восприятия влияют ситуация, свойства личности и свойства ожидаемого результата. Ситуация ─ это внешние факторы, свойства личности – внутренние, а свойства ожидаемого результата – это образы будущего состояния, которое проектируется сознанием.

К свойствам восприятия, которые необходимо учитывать при стимулировании и мотивации поведения, относятся его избирательность (селективное восприятие), стереотипизация, атрибуция, проекция и «гало-эффект».

Избирательность – одно из основных свойств восприятия. Она заключается в непроизвольном отборе внешней информации (внимание) и ее субъективной интерпретации на основе прошлого чувственного опыта и интересов. На внимание и избирательность влияют интенсивность воздействия, размер, контраст, повторение, динамика, узнаваемость и новизна.

Стереотипизация означает устойчивую тенденцию судить о субъекте по группе, к которой он принадлежит.

Атрибуция – суждение о причинах поведения других людей. Диспозиционная (личностная, внутренняя) атрибуция относит причины поведения других людей к потенциалу их личности (способностям, навыкам, мотивации и т.п.). Ситуационная (внешняя) атрибуция причисляет такие причины к множеству внеличностных факторов, относя их к окружению или ситуации.

Проекция – непроизвольное приписывание воспринимаемому субъекту черт и характеристик, которые присущи другому субъекту, например, идеальному образу.

«Гало-эффект» ─ общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке переносится и на оценку его неизвестных черт, которые также воспринимаются как позитивные. И наоборот, общее негативное впечатление также ведет к отрицательной оценке тех черт, которые неизвестны.

Все перечисленные ранее свойства подчеркивают субъективный характер восприятия. Знание их позволяет избегать ошибок при оценке реального положения дел и правильно прогнозировать результаты деятельности.

Процесс восприятия можно в какой-то мере контролировать. Одним из способов такого контроля выступает управление впечатлением. Правильная «подача» себя окружающим, создание требуемого социального профессионального имиджа, постоянное отслеживание того, как воспринимают тебя авторитетные люди, и т.п. – все это пути к управлению впечатлением.

Ценности – это то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Изначально ценности как критерии, мерила красоты или безобразия, добра и зла, допустимого и запретного закрепляются в общественном сознании и культуре. Ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними. Тогда можно говорить о личностных ценностях – осознанных и принятых человеком общих компонентов смысла его жизни. Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей есть как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей. Есть ценности, которые важны для всех людей, – мир, свобода, благополучие близких. Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку. Изучение ценностей занимает важное место в организационном поведении, поскольку ценности являются такими индивидуальными особенностями, которые влияют на установки, отношения, восприятие, потребности и стремления людей.

Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так, если процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны.

Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей.

Изучение понимания ценностей важно для менеджеров, поскольку ценности могут влиять на поведение человека на рабочем месте. Это происходит либо путем прямого воздействия на ощущения, чувства и действия рабочего, либо путем ценностной конгруэнтности – совпадения представлений о ценностях, когда человек испытывает и выражает одинаковые эмоции, сталкиваясь с другими людьми, имеющими похожую систему ценностей. Однако когда ценности не совпадают, то возникает конфликт из-за того, какие цели должны быть поставлены и каким образом их можно достичь.

Изменение ценностей является сложной задачей для менеджеров. К способам, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей.

Для описания и объяснения поведения личности часто используют термин «установки», совокупность которых рассматривают как неотъемлемую составляющую внутренней сути личности.

Установка – это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.

Можно выделить следующие свойства установок:

1) приобретенность. Подавляющая часть установок личности не является врожденной. Они формируются (семьей, сверстниками, обществом, работой, нравами, СМИ) и приобретаются личностью на основе собственного опыта (семейного, служебного и т.д.);

2) относительная устойчивость. Установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для их изменения;

3) вариативность. Установки могут варьироваться от очень благоприятных до неблагоприятных;

4) направленность. Установки направлены на конкретный объект, к которому человек может испытывать некоторые чувства, эмоции или иметь определенные убеждения.

^ Поведенческий компонент – это намерение вести себя определенным образом в ответ на чувство, результат установки, склонность к характерным действиям. Ожидания и ценности вызывают чувство, которое определяет поведение.

Важно понимать, что последовательной связи между установками и поведением может не быть. Установка приводит к намерению повести себя каким-либо образом. Это намерение может быть исполнено или не исполнено при данных обстоятельствах. Хотя установка не всегда однозначно определяет поведение, связь между установкой и намерением вести себя каким-либо образом очень важна для менеджера. Поэтому одна из обязанностей менеджера – распознавать отношение, а также и предшествующие условия (ожидания и ценности) и спрогнозировать возможный результат.

Установки сотрудников иногда можно пытаться изменить, если менеджер очень заинтересован в таких изменениях.

Наиболее эффективные способы изменения установок личности:

1) предоставление новой информации;

2) воздействие страхом;

3) устранение несоответствия между установкой и поведением;

4) влияние друзей или коллег;

5) привлечение к сотрудничеству;

6) соответствующая компенсация.

Изменение установок сотрудников весьма сложная задача, однако, потенциальные выгоды превосходят затраты.

Наиболее существенными для организации являются установки личности по отношению к себе (самооценка и самоэффективность), к трудовой деятельности (удовлетворенность трудом, вовлеченность в работу), к организации (приверженность организации). Менеджеру следует интересоваться установками своих подчиненных и при необходимости пытаться изменить те из них, которые негативно влияют на формирование поведения сотрудников в организации.

Один из основных моментов в управлении организационным поведением является глубинный уровень мотивации личности. Глубинным источником мотивации трудового поведения человека являются потребности, под которыми понимаются нужда, надобность работника, коллектива в чем-то.

Потребности подразделяются на:

— первичные (естественные и материальные);

— вторичные (социальные и моральные).

Личные потребности: материальные потребности (в пище, в одежде, в жилье, в личной безопасности, в отдыхе).

— духовные (интеллектуальные) потребности (в знаниях, в приобщении к культуре, к науке, к искусству);

— социальные потребности, связанные с отношением человека с другими членами общества.

Личные потребности могут быть: осознанными и неосознанными.

Только осознанная потребность становится побудителем и регулятором трудового поведения. В этом случае потребности приобретают конкретную форму интереса к тем видам деятельности, объектам и предметам. Любая потребность может породить многообразие интересов.

Потребность показывает, что нужно человеку, а интерес – как действовать, чтобы удовлетворить эту потребность. В процессе трудовой деятельности постоянно сталкиваются коллективные (групповые) и личные интересы. Задача любого коллектива обеспечить оптимальное сочетание интересов.

Другими важными элементами процесса трудовой мотивации являются ценности и ценностная ориентация.

Ценности – представление человека о значимых для него явлениях и предметах, о главных целях жизни, труда. А так же о средствах достижения цели. Ценности могут соответствовать содержанию потребности интересов, а могут не соответствовать. Ценности не слепок с потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствует.

Направленность личности на те или иные ценности материальной, духовной культуры характеризуют ее ценностные ориентации, которые служат ориентиром в поведении личности. Различают ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Первые отражают стратегические цели существования человека (здоровье, интересная работа, любовь, материальная обеспеченность). Вторые представляют собой средства достижения цели (чувство долга, сильная воля, умение держать слово и т.д.), а так же могут представлять собой убеждения личности (нравственно — безнравственно, хорошо — плохо). Среди внутренних побудителей мотив является звеном, предшествующим действию.

Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом.

Мотив – средство, с помощью которого личность объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы придают трудовой ситуации личностный смысл. Стабильная готовность к определенным действиям выражается понятием установка.

Можно выделить основные функции мотивов:

1. Ориентирующая (мотив направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов этого поведения).

2. Смыслообразующая (мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения для работника, выявляя его личностный смысл).

3. Опосредующая (мотив рождается на стыке внутренних и внешних побудительных сил, опосредуя их влияние на поведение).

4. Мобилизующая (мотив мобилизует силы работника для реализации значимых для него видов деятельности).

Структура мотивационного ядра различается в зависимости от конкретных условий трудовых ситуаций:

— ситуация выбора специальности или места работы;

— ситуация повседневной работы;

— ситуация перемены места работы или профессии;

— инновационная ситуация, связана с изменением характеристик трудовой среды;

Управленческая деятельность складывается из информационной подготовки принятия реализации управленческого решения, на основе максимального использования информации о компании. Руководитель занимается планированием, организацией, контролем и выполняет функции лидера. Эффективность управленческой деятельности определяется определенными качествами руководителя (навыками социального взаимодействия и межличностных отношений, ориентацией на достижение успеха, социальной зрелостью, практическим интеллектом, способностью к сложной работе, социальной приспособляемостью, лидерством).

Одна из основных характеристик производительного коллектива – это сплоченность. Сплоченность коллектива является ее важной социальной характеристикой. Внутриколлективная сплоченность представляет собой единство трудового поведения членов коллектива, основанной на общности интересов, ценностей и норм поведения. Это интегральная характеристика коллектива. Составными элементами, которые выступают сработанность членов коллектива, их ответственность и обязанность друг перед другом, согласованность действий и взаимопомощь в процессе труда. В процессе сплочения трудового коллектива происходит формирование единства интересов, норм трудового поведения, коллективных ценностей. Результат процесса сплочения проявляется в единстве мнений членов коллектива, в тяготении работников друг к другу, помощи и поддержке. В результате создается своеобразная атмосфера сплочения.

Читайте также:  Установка сетевого принтера 0x000003e3

В зависимости от уровня сплочения трудовые коллективы делятся:

1. Сплоченные трудовые коллективы характеризуются стабильностью своего состава, поддержанием дружеских контактов в рабочее и нерабочее время, высоким уровнем трудовой и общественной активности, высокими производственными показателями. В результате возникает коллективное самосознание, определяющее трудовое поведение работников.

2. Расчлененные трудовые коллективы характеризуются наличием ряда социально-психологических групп, недружно относящихся друг к другу. Эти коллективы характеризуются большим разбросом в показателях дисциплины и инициативы.

3. Разобщенные трудовые коллективы – доминируют функциональные отношения, а социально-психологические контакты не развиты. Эти коллективы отличаются большой текучестью кадров, конфликтностью.

Для оценки уровня сплоченности трудового коллектива используют такие частные показатели, как коэффициенты фактической и потенциальной текучести кадров, число нарушений трудовой и технологической дисциплины, количество конфликтов, групповые индексы социометрического статуса и эмоциональной экспансивности. Применение и анализ этих показателей находится в области функциональной компетенции служб персонала, которые обладают всей необходимой информацией.

Регулировать уровень сплочения трудового коллектива возможно на основе воздействия на факторы сплоченности. Эти факторы разделяются:

К общим факторамотносятся форма собственности на средства производства, характер труда, особенности хозяйственного механизма, социокультурные атрибуты (ценности, нормы, традиции), которые в совокупности действуют на макроуровне.

Источник



Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека

Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В отечественной психологии высший уровень структуры личности называется направленностью. Это система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок. Они во многом направляют деятельность человека и определяют его отношение к миру, себе и другим людям.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна. Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных. Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища. А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так. Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д. Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
  • моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.

Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг общения;
  • друзья;
  • коммуникативные способности;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.

Иерархия ценностей

Так как ценности имеют разный вес и различную значимость, то в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Она может быть представлена в виде пирамиды из нескольких ступеней или уровней, и структура пирамиды у каждого человека своя.

У кого-то вершиной будет успех, карьера, материальное благополучие, выражающееся в автомобиле конкретной марки или пентхаусе. А у другого человека на вершине иерархии ценностей окажется любовь и счастливая семья. Считается, что духовные ценности важнее и значимее материальных, но далеко не у всех они находятся на верхних уровнях пирамиды.

Не менее важно и то, какие ценности лежат в основе нашей жизни и составляют основание иерархии. Кто-то таким прочным фундаментом считает семью, кто-то материальный достаток, а у кого-то в основании пирамиды человек, как мера всех вещей.

Убеждения личности

Влияние среды

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения. А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина. Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

Направленность деятельности

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

  • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
  • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
  • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.

Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

Роль установок в жизни человека

Установки – это своеобразные стереотипы сознания или готовые шаблоны взглядов, мотивов, оценок, поведения и т. д. Как и у любых шаблонов, роль установок двоякая.

Положительное влияние установок проявляется в следующем:

  • они помогают ориентироваться в большом массиве разнообразной информации, отсеивая малозначимую;
  • снимают с человека ответственность за принятие психологически сложных решений;
  • определяют тип поведения в стандартных ситуациях;
  • установки часто включают что-то вроде условных рефлексов, освобождая человека от необходимости обдумывать каждое свое действие;
  • огромную роль установки играют в процессе воспитания, так как обеспечивают формирование у ребенка социально заданного типа поведения.
Читайте также:  Установка автокондиционеров ростове дону

То есть установки вполне могут облегчать жизнь человека и упрощать его взаимодействие с другими людьми, однако отрицательного в установках не меньше, чем положительного. Они создают психологический барьер, мешающий человеку изменить неэффективные способы деятельности. Установки препятствуют адекватной оценке обстановки, которая может меняться и уже не соответствовать стереотипам восприятия. В итоге в сознании формируется искаженная картина мира. Например, гендерные установки отводят женщине подчиненную роль в обществе по сравнению с мужчинами. Это плохо влияет не только на межличностные отношения полов, но и на деловые и профессиональные контакты, служит источником конфликтов.

Косность и инерция мышления – это тоже следствие действия установок. Перегруженное стереотипами сознание плохо воспринимает новую информацию, поэтому задерживается интеллектуальное и профессиональное развитие личности. Установки препятствуют и творческому процессу, который требует оригинальности, нестандартности мышления и отказа от шаблонов мысли и поведения. Есть поговорка о том, как создаются изобретения: «Все знали, что так делать нельзя, но пришел человек, который этого не знал, и сделал». По сути дела, все прогрессивное развитие человечества – это путь разрушения стереотипов и шаблонов.

Таким образом, богатство и разнообразие содержания направленности личности делает каждого человека уникальным и неповторимым социальным объектом и субъектом деятельности. Меняясь с изменением общества, мы буквально каждый миг обновляемся, обогащая свое мировоззрение, ценностные ориентации, установки и убеждения. Помните, девизом Наутилуса капитана Немо была латинская фраза: Mobilis in mobile – «подвижный в подвижной среде»? Этот девиз в полной мере имеет отношение и к человеческой личности.

Источник

Шкала главных ценностей в жизни человека

Ценности в жизни человека играют огромную роль.

Они определяют его мышление, руководят поступками.

У каждого человека присутствует своя иерархия основных ценностей.

Как пережить семейный кризис? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение понятия и признаки

Жизненные ценности , это взгляды и убеждения, которых человек придерживается при совершении своих поступков.

Опираясь на собственные жизненные ценности, человек принимает решение о том, что для него приемлемо, а что нет.

Несмотря на то, что люди сами определяют для себя жизненные ориентиры, в процессе постоянного существования в обществе они постепенно начинают автоматически подчиняться своим же установкам и действовать в соответствии с ними.

Это объясняется тем, что существующие нормы и правила, которых человек придерживается, заложены в нем самом.

Если он предаст собственные взгляды и убеждения, это неизменно приведет к личностному конфликту, депрессии и понижению самооценки.

Список основных признаков:

  1. Значимость. Установки имеют большое значение для человека, он дорожит ими и старается их соблюдать.
  2. Осознанность. Человек осознанно придерживается выбранных когда-то принципов и норм поведения. Соответствие его поступков существующим внутренним установкам является результатом самоконтроля, самодисциплины.
  3. Активность и самодостаточность. Убеждения человека всегда присутствуют в нем. Чтобы соблюдать свои принципы, человеку не нужно прислушиваться к мнению, советам других людей.
  4. Позитивность. Ценности, в отличие от обязанностей, всегда несут позитивный настрой. Человек может тяготиться определенными обязанностями, например, необходимостью содержать детей. В то же время невозможно тяготиться такой ценностью, как уважение интересов ребенка.

Жизненная позиция, утверждающая ценность человека, как личности, называется гуманизмом.

Составляющие личности

Ценности являются неотъемлемой частью личности человека.

Если человеку свойственно любить свою семью, стремиться к карьерным успехам, заниматься духовным развитием, то другие люди при характеристике его личности могут использовать знания о его ценностях.

Любовь к семье характеризует человека как ответственного, любящего и заботливого. Карьерные успехи говорят о дисциплинированности, целеустремленности. Стремление к духовному развитию свидетельствует о высокой нравственности, интеллекте.

Предпосылки поведения

Одновременно ценности , это и мотивация человеческого поведения.

Если для человека среди жизненных ценностей приоритетное место занимает собственное здоровье, то все его поведение будет направлено на соблюдение этой ценности , ведение правильного образа жизни, постоянный контроль состояния своего здоровья, избегание опасных для организма ситуаций и т.д.

Если для человека доброта, порядочность и искренность являются неотъемлемыми элементами духовных ценностей, то от него нельзя ожидать подлости, предательства, лжи.

Исключением являются случаи, когда человек отходит от своих жизненных установок под влиянием внешних факторов: жажда наживы, уход от ответственности, страх и т.д.

В этом случае возможно совершение поступков, противоречащих существующим принципам.

Часто полученный результат не приносит человеку ожидаемого удовлетворения из-за возникшего противоречия между внутренними принципами и совершенными поступками.

Как формируются?

Система ценностей начинает складываться в детском возрасте в процессе воспитания и жизнедеятельности. Изменить собственные взгляды и убеждения, будучи зрелой сформировавшейся личностью, практически невозможно. Основные факторы, влияющие на формирование внутренних установок:

  1. Воспитание в семье. Самый главный источник формирования внутренних установок у ребенка , воспитание родителей. Если родители постоянно демонстрируют определенные модели поведения, то ребенок с большой долей вероятности примет эти модели и будет применять в дальнейшем в своей жизни.
  2. Воспитание в детском саду, школе. Роль образовательных учреждений в развитии системы ценностей у подрастающего поколения сложно переоценить. Дети дошкольного и школьного возраста проводят с воспитателями и учителями зачастую больше времени, чем с собственными родителями.

Чаще всего дети воспринимают информацию от тех педагогов, которые пользуются их уважением и доверием.

Как выйти из зоны комфорта? Советы психологов помогут вам!

Примеры

Какие бывают ценности у человека? Пирамида ценностей человека:

Примеры жизненных ценностей:

    Отношения с любимым человеком. Для человека играет большую роль наличие постоянных отношений с близким по духу человеком. У таких людей преобладает потребность в ласке, заботе, нежности, взаимопонимании. Найдя подходящего партнера, они стремятся сохранить отношения с ним и заключить брак.

В браке такие люди оказываются верными и заботливыми супругами, для которых личная жизнь всегда стоит на первом месте.

Классификация в таблице

Многообразие ценностей можно классифицировать, объединив их в основные части, составляющие жизнь человека:

Базовые, истинные ценности

Интеллект, образованность, воспитание, порядочность, самоконтроль, работа над собой, здоровье.

Доверие и взаимопонимание с партнером, воспитание детей, комфорт в доме, отношения с родственниками.

Материальные ценности

Успех, профессионализм, перспективы, уважение в профессиональной среде, доход.

Положение в обществе

Социальный статус, влияние, власть, деньги, популярность.

Духовные ценности

Образование, самообразование, самопознание.

Второстепенные ценности

Веселое времяпровождение, путешествия, новые впечатления, азартные игры.

Когда у женщины наступает кризис среднего возраста? Ответ узнайте прямо сейчас.

Система ценностей у мужчин и женщин

Исторически сложилось, что основной ценностью мужчин является реализация в обществе, а основной ценностью женщин , реализация в семье в качестве матери, жены.

Создание комфортных условий дома женой гарантирует мужу успех в его начинаниях благодаря поддержке и пониманию, которые обеспечиваются мужчине дома.

В настоящее время нередко женщины выбирают себе важной жизненной ценностью также реализацию в обществе. Создание семьи и рождение детей при этом остаются не менее значимыми задачами.

Общая система ценностей мужчин и женщин преимущественно включает следующие факторы: здоровье, материальное благосостояние, семейное благополучие (наличие супруга и детей), личностное развитие, карьерный успех.

Ценность человеческих отношений

Человеческие отношения представляют огромную ценность, поскольку любой индивид , существо социальное. Ни один человек не может прожить в обществе без общения с другими людьми, без вступления в общественные отношения , дружеские, любовные, партнерские.

Особенную ценность для человека представляют дружеские и любовные отношения, поскольку в них можно найти поддержку, понимание, опору.

В отношениях, вызывающих у человека доверие, он может раскрыть себя и развиваться.

Наличие близких по духу людей рядом придает уверенности в себе, наделяет положительными эмоциями.

Иерархия ценностей

У каждого человека иерархия ценностей имеет свои особенности. Каждая жизненная ценность в такой иерархии занимает свое место в зависимости от степени ее значимости для индивида.

Если обобщить результаты многочисленных исследований, то можно определить следующую распространенную иерархическую последовательность жизненных ценностей:

  • семья,
  • дети,
  • здоровье,
  • карьера,
  • деньги,
  • самореализация,
  • друзья,
  • развлечения,
  • общественное признание.

Таким образом, базовые личностные и семейные ценности находятся на вершине иерархии, а материальные и иные ценности находятся в самом низу.

Переосмысление

Существуют определенные признаки, по которым человек понимает, что его система ценностей нуждается в переосмыслении:

  1. Неудовлетворенность. Постоянное недовольство своей жизнью во всех ее проявлениях: не та работа, не тот супруг, не тот дом и т.д. Человек чувствует, что он хотел бы жить совсем иначе, но не может найти выход из создавшегося положения. В такой ситуации человеку важно понимать, что только он несет ответственность за свою жизнь. Все, что в ней происходит, является результатом его поступков. Неудовлетворенность можно преодолеть, только действуя в соответствии со своими убеждениями, принципами и желаниями.
  2. Излишняя самокритичность. Постоянная критика в собственный адрес сильно подрывает самооценку и веру в успех.

Наличие излишней самокритичности, неуверенности в себе говорит о существующих внутренних противоречиях, нуждающихся в разрешении.

Таким образом, жизненные ценности не только определяют наше поведение, но и руководят нашей жизнью. Четкое понимание системы собственных жизненных ценностей , залог удовлетворенности своей жизнью и полноценного, успешного существования в обществе.

Что значит кризис среднего возраста у мужчин? Читайте об этом здесь.

Источник

Восприятия, ценности и установки личности

Личность формируется, развивается и самоутверждается под воздействием информации, поступающей извне. Восприятие относится к одной из начальных стадий переработки этой информации.

Восприятие – это процесс и результат преобразования чувственного опыта индивидуума в осмысленные образы своего окружения. В соответствии с органами чувств, поставляющими первичную информацию о внешнем окружении, различают зрительные, слуховые, осязательные и другие восприятия. Однако, поскольку на формирование восприятия влияют внутренние факторы сознания, в результате создается целостный образ, жестко не привязанный ни к отдельным внешним источникам информации, ни к отдельным ощущениям.

На процесс формирования и результат восприятия влияют ситуация, свойства личности и свойства ожидаемого результата. Ситуация ─ это внешние факторы, свойства личности – внутренние, а свойства ожидаемого результата – это образы будущего состояния, которое проектируется сознанием.

К свойствам восприятия, которые необходимо учитывать при стимулировании и мотивации поведения, относятся его избирательность (селективное восприятие), стереотипизация, атрибуция, проекция и «гало-эффект».

Избирательность – одно из основных свойств восприятия. Она заключается в непроизвольном отборе внешней информации (внимание) и ее субъективной интерпретации на основе прошлого чувственного опыта и интересов. На внимание и избирательность влияют интенсивность воздействия, размер, контраст, повторение, динамика, узнаваемость и новизна.

Стереотипизация означает устойчивую тенденцию судить о субъекте по группе, к которой он принадлежит.

Атрибуция – суждение о причинах поведения других людей. Диспозиционная (личностная, внутренняя) атрибуция относит причины поведения других людей к потенциалу их личности (способностям, навыкам, мотивации и т.п.). Ситуационная (внешняя) атрибуция причисляет такие причины к множеству внеличностных факторов, относя их к окружению или ситуации.

Проекция – непроизвольное приписывание воспринимаемому субъекту черт и характеристик, которые присущи другому субъекту, например, идеальному образу.

«Гало-эффект» ─ общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке переносится и на оценку его неизвестных черт, которые также воспринимаются как позитивные. И наоборот, общее негативное впечатление также ведет к отрицательной оценке тех черт, которые неизвестны.

Все перечисленные ранее свойства подчеркивают субъективный характер восприятия. Знание их позволяет избегать ошибок при оценке реального положения дел и правильно прогнозировать результаты деятельности.

Процесс восприятия можно в какой-то мере контролировать. Одним из способов такого контроля выступает управление впечатлением. Правильная «подача» себя окружающим, создание требуемого социального профессионального имиджа, постоянное отслеживание того, как воспринимают тебя авторитетные люди, и т.п. – все это пути к управлению впечатлением.

Ценности – это то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Изначально ценности как критерии, мерила красоты или безобразия, добра и зла, допустимого и запретного закрепляются в общественном сознании и культуре. Ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними. Тогда можно говорить о личностных ценностях – осознанных и принятых человеком общих компонентов смысла его жизни. Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей есть как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей. Есть ценности, которые важны для всех людей, – мир, свобода, благополучие близких. Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку. Изучение ценностей занимает важное место в организационном поведении, поскольку ценности являются такими индивидуальными особенностями, которые влияют на установки, отношения, восприятие, потребности и стремления людей.

Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так, если процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны.

Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей.

Изучение понимания ценностей важно для менеджеров, поскольку ценности могут влиять на поведение человека на рабочем месте. Это происходит либо путем прямого воздействия на ощущения, чувства и действия рабочего, либо путем ценностной конгруэнтности – совпадения представлений о ценностях, когда человек испытывает и выражает одинаковые эмоции, сталкиваясь с другими людьми, имеющими похожую систему ценностей. Однако когда ценности не совпадают, то возникает конфликт из-за того, какие цели должны быть поставлены и каким образом их можно достичь.

Изменение ценностей является сложной задачей для менеджеров. К способам, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей.

Для описания и объяснения поведения личности часто используют термин «установки», совокупность которых рассматривают как неотъемлемую составляющую внутренней сути личности.

Установка – это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.

Можно выделить следующие свойства установок:

1) приобретенность. Подавляющая часть установок личности не является врожденной. Они формируются (семьей, сверстниками, обществом, работой, нравами, СМИ) и приобретаются личностью на основе собственного опыта (семейного, служебного и т.д.);

2) относительная устойчивость. Установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для их изменения;

3) вариативность. Установки могут варьироваться от очень благоприятных до неблагоприятных;

4) направленность. Установки направлены на конкретный объект, к которому человек может испытывать некоторые чувства, эмоции или иметь определенные убеждения.

^ Поведенческий компонент – это намерение вести себя определенным образом в ответ на чувство, результат установки, склонность к характерным действиям. Ожидания и ценности вызывают чувство, которое определяет поведение.

Важно понимать, что последовательной связи между установками и поведением может не быть. Установка приводит к намерению повести себя каким-либо образом. Это намерение может быть исполнено или не исполнено при данных обстоятельствах. Хотя установка не всегда однозначно определяет поведение, связь между установкой и намерением вести себя каким-либо образом очень важна для менеджера. Поэтому одна из обязанностей менеджера – распознавать отношение, а также и предшествующие условия (ожидания и ценности) и спрогнозировать возможный результат.

Установки сотрудников иногда можно пытаться изменить, если менеджер очень заинтересован в таких изменениях.

Наиболее эффективные способы изменения установок личности:

1) предоставление новой информации;

2) воздействие страхом;

3) устранение несоответствия между установкой и поведением;

4) влияние друзей или коллег;

5) привлечение к сотрудничеству;

6) соответствующая компенсация.

Изменение установок сотрудников весьма сложная задача, однако, потенциальные выгоды превосходят затраты.

Наиболее существенными для организации являются установки личности по отношению к себе (самооценка и самоэффективность), к трудовой деятельности (удовлетворенность трудом, вовлеченность в работу), к организации (приверженность организации). Менеджеру следует интересоваться установками своих подчиненных и при необходимости пытаться изменить те из них, которые негативно влияют на формирование поведения сотрудников в организации.

Один из основных моментов в управлении организационным поведением является глубинный уровень мотивации личности. Глубинным источником мотивации трудового поведения человека являются потребности, под которыми понимаются нужда, надобность работника, коллектива в чем-то.

Потребности подразделяются на:

— первичные (естественные и материальные);

— вторичные (социальные и моральные).

Личные потребности: материальные потребности (в пище, в одежде, в жилье, в личной безопасности, в отдыхе).

— духовные (интеллектуальные) потребности (в знаниях, в приобщении к культуре, к науке, к искусству);

— социальные потребности, связанные с отношением человека с другими членами общества.

Личные потребности могут быть: осознанными и неосознанными.

Только осознанная потребность становится побудителем и регулятором трудового поведения. В этом случае потребности приобретают конкретную форму интереса к тем видам деятельности, объектам и предметам. Любая потребность может породить многообразие интересов.

Потребность показывает, что нужно человеку, а интерес – как действовать, чтобы удовлетворить эту потребность. В процессе трудовой деятельности постоянно сталкиваются коллективные (групповые) и личные интересы. Задача любого коллектива обеспечить оптимальное сочетание интересов.

Другими важными элементами процесса трудовой мотивации являются ценности и ценностная ориентация.

Ценности – представление человека о значимых для него явлениях и предметах, о главных целях жизни, труда. А так же о средствах достижения цели. Ценности могут соответствовать содержанию потребности интересов, а могут не соответствовать. Ценности не слепок с потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствует.

Направленность личности на те или иные ценности материальной, духовной культуры характеризуют ее ценностные ориентации, которые служат ориентиром в поведении личности. Различают ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Первые отражают стратегические цели существования человека (здоровье, интересная работа, любовь, материальная обеспеченность). Вторые представляют собой средства достижения цели (чувство долга, сильная воля, умение держать слово и т.д.), а так же могут представлять собой убеждения личности (нравственно — безнравственно, хорошо — плохо). Среди внутренних побудителей мотив является звеном, предшествующим действию.

Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом.

Мотив – средство, с помощью которого личность объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы придают трудовой ситуации личностный смысл. Стабильная готовность к определенным действиям выражается понятием установка.

Можно выделить основные функции мотивов:

1. Ориентирующая (мотив направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов этого поведения).

2. Смыслообразующая (мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения для работника, выявляя его личностный смысл).

3. Опосредующая (мотив рождается на стыке внутренних и внешних побудительных сил, опосредуя их влияние на поведение).

4. Мобилизующая (мотив мобилизует силы работника для реализации значимых для него видов деятельности).

Структура мотивационного ядра различается в зависимости от конкретных условий трудовых ситуаций:

— ситуация выбора специальности или места работы;

— ситуация повседневной работы;

— ситуация перемены места работы или профессии;

— инновационная ситуация, связана с изменением характеристик трудовой среды;

Управленческая деятельность складывается из информационной подготовки принятия реализации управленческого решения, на основе максимального использования информации о компании. Руководитель занимается планированием, организацией, контролем и выполняет функции лидера. Эффективность управленческой деятельности определяется определенными качествами руководителя (навыками социального взаимодействия и межличностных отношений, ориентацией на достижение успеха, социальной зрелостью, практическим интеллектом, способностью к сложной работе, социальной приспособляемостью, лидерством).

Одна из основных характеристик производительного коллектива – это сплоченность. Сплоченность коллектива является ее важной социальной характеристикой. Внутриколлективная сплоченность представляет собой единство трудового поведения членов коллектива, основанной на общности интересов, ценностей и норм поведения. Это интегральная характеристика коллектива. Составными элементами, которые выступают сработанность членов коллектива, их ответственность и обязанность друг перед другом, согласованность действий и взаимопомощь в процессе труда. В процессе сплочения трудового коллектива происходит формирование единства интересов, норм трудового поведения, коллективных ценностей. Результат процесса сплочения проявляется в единстве мнений членов коллектива, в тяготении работников друг к другу, помощи и поддержке. В результате создается своеобразная атмосфера сплочения.

В зависимости от уровня сплочения трудовые коллективы делятся:

1. Сплоченные трудовые коллективы характеризуются стабильностью своего состава, поддержанием дружеских контактов в рабочее и нерабочее время, высоким уровнем трудовой и общественной активности, высокими производственными показателями. В результате возникает коллективное самосознание, определяющее трудовое поведение работников.

2. Расчлененные трудовые коллективы характеризуются наличием ряда социально-психологических групп, недружно относящихся друг к другу. Эти коллективы характеризуются большим разбросом в показателях дисциплины и инициативы.

3. Разобщенные трудовые коллективы – доминируют функциональные отношения, а социально-психологические контакты не развиты. Эти коллективы отличаются большой текучестью кадров, конфликтностью.

Для оценки уровня сплоченности трудового коллектива используют такие частные показатели, как коэффициенты фактической и потенциальной текучести кадров, число нарушений трудовой и технологической дисциплины, количество конфликтов, групповые индексы социометрического статуса и эмоциональной экспансивности. Применение и анализ этих показателей находится в области функциональной компетенции служб персонала, которые обладают всей необходимой информацией.

Регулировать уровень сплочения трудового коллектива возможно на основе воздействия на факторы сплоченности. Эти факторы разделяются:

К общим факторамотносятся форма собственности на средства производства, характер труда, особенности хозяйственного механизма, социокультурные атрибуты (ценности, нормы, традиции), которые в совокупности действуют на макроуровне.

Источник

Adblock
detector