Цель речи и установки речи



Цель речи

Цель речи — это тот результат, к которому стремится оратор. Никто никогда не говорит «просто так». Даже если мы болтаем ни о чем с другом и при этом не сообщаем никакой важной информации, мы все равно достигаем определенной цели — устанавливаем контакт, формируем обоюдно приятные отношения. Число целей, которые преследует человек, что-то произнося, огромно: его приблизительно можно представить, попытавшись сосчитать глаголы, способные обозначать речевое действие (не только типа говорить, но и типа просить, разгневаться, оскорбить, пригласить).

Тем не менее эти цели можно обобщить и представить в рамках достаточно простой классификации. В нашем случае ситуация упрощается из-за того, что риторическая коммуникация имеет достаточно ограниченное число общих целей — уже хотя бы потому, что основная цель, которую она преследует, состоит в убеждении.

С точки зрения работы над речью целесообразно выделять общую цель речи и ее частные цели. Общая цель речи тесно связана с собственно коммуникативными характеристиками общения. Она фактически определяет тип речи, которая должна быть произнесена. Общая цель может быть представлена такими глаголами, как «убедить», «объяснить», «побудить», «сообщить» и т. д.

Частные цели представляют собой конкретные формулировки, тесно связанные с тезисом речи. Так, частная цель состоит не просто в том, что необходимо убедить аудиторию, а в том, что аудиторию надо, например, убедить в необходимости голосовать на выборах за кандидата N., или в том, что ее надо убедить в том, что следует участвовать в выборах, и т. п.

Традиционным для риторики является выделение совещательных, судебных и эпидейктических речей. Это деление восходит к Аристотелю.

Согласно Аристотелю, совещательные речи ориентированы на будущее, поскольку произносятся в ситуациях, когда имеется необходимость принять наиболее правильное решение. Аристотель связывал эти речи с выступлениями на народном собрании, в настоящее время мы сказали бы, что речь идет о парламентском красноречии.

Судебные речи ориентированы на прошлое, поскольку в них говорится о том, что имело место или не имело его. Защитник или обвинитель, выступающий перед судом, стремятся представить события так, как это необходимо с точки зрения той роли, которую они выполняют. Задача защитника состоит в доказательстве невиновности человека или группы людей (или, по крайней мере, в доказательстве того, что их вина минимальная). Обвинитель стоит перед обратной задачей: в подавляющем большинстве случаев он должен быть максимально суровым. Несмотря на различие в задачах, и защитник, и обвинитель могут говорить только о том, что было (или могло быть).

Эпидейктические речи — это речи, которые содержат в себе похвалу или порицание. Аристотель полагал, что такие речи ориентированы на настоящее. Непривычное для русского уха название этого типа речей сохранилось потому, что в русском языке нет слова, которое обозначало бы и похвалу, и порицание, а употребление выражений «похвальная речь» или «порицающая речь», естественно, выражает только один из аспектов этого типа речей. Эпидейктические речи не стоит отождествлять с похвальными речами, адресованными конкретному человеку, поскольку это лишь разновидность таких речей. В эпидейктических речах оратор либо хвалит, либо порицает любое явление действительности. А это может быть поступок, человек, человеческое создание, норма, явление природы и т. д., то есть все, у чего можно выделить и плохие, и хорошие качества.

Эта классификация достаточно важна, поскольку является первым основанием для выделения частных риторик — риторик, которые занимаются изучением того, как следует убеждать и, шире, говорить в каждой из сфер общественной жизни. Например, судебное красноречие строго подчиняется нормам, правилам и стандартам, которые задает процессуальное законодательство, в нем существуют свои требования к тому, какие доказательства считаются допустимыми, а какие неприемлемы. Хотя частные риторики представляют несомненный профессиональный интерес, их рассмотрение не входит в тему данной книги.

Тем не менее, необходимо отметить две особенности этой классификации, поскольку с ними связаны ее основные недостатки. Во-первых, Аристотель исходит из представления о риторике как искусстве убеждения, а потому совсем не учитывает речей, которые можно назвать информационными, поскольку они не ставят перед собой цели убедить слушателей.

Во-вторых, каждый тип речи тесно связан с определенной типичной социальной ситуацией: судебным разбирательством и прениями на народном собрании; лишь эпидейктические речи Аристотель не связывает с конкретными условиями. По этой причине в некоторых случаях сведение конкретной речи к одному из выделенных Аристотелем типов оказывается слишком условным, даже если мы исходим из более широкого понимания целей речи. Возможно, именно из-за того, что Аристотель связывал речи с конкретными социальными ситуациями, эта классификация неоднократно дополнялась.

Классификация Аристотеля во многом зависит от типа государственного устройства, соответствует демократическому государству с активной политической жизнью. А потому любые изменения в этой сфере делают ее не совсем точной. Например, уже в античности (во многом благодаря Квинтиллиану) сложилось представление о развлекательной речи, что было следствием определенного затишья в политической жизни, вызванной тем, что Рим стал империей. В Средние века появилось понятие гомилетики — церковного красноречия, поскольку вопросы политической жизни вообще отступили на второй план.

Тем не менее, несмотря на условность, пожалуй, любую речь можно свести к этим трем типам. Скорее всего, именно поэтому данная классификация сохранилась до сих пор и приводится практически во всех учебниках по риторике. Ее современным вариантом являются три основных установки речи, предложенные Т. Г. Хазагеровым и Л. С. Шириной в учебнике «Общая риторика»:

  1. установка на наблюдение («было — не было»), которая соответствует судебной речи. В таких речах говорится о прошедших событиях, при этом не обязательно, чтобы это были преступления, к этому типу вполне можно отнести сообщения на исторические темы, в которых выясняется подлинная последовательность событий, их причины и т. д.;
  2. установка на рассуждение («истинно — ложно»), которую можно сопоставить с эпидейктической речью. В этом случае, естественно, выделенный Аристотелем тип речи трактуется гораздо шире. При установке на рассуждение основная задача оратора состоит в рассмотрении положения, которое может касаться конкретного человека, явления действительности, способа действия и т. д., и в выяснении того, является ли это суждение правильным, допустимым с моральной точки зрения, целесообразно ли оно и т. д.;
  3. установка на действие («надо сделать — не надо делать»), соответствующая совещательной речи. В таких речах говорится о том, имеет ли смысл поступать каким-то образом, или так делать не стоит, поскольку это влечет за собой неблагоприятные последствия.

Преимущество этого варианта классификации состоит в том, что она не связывает типы речей с конкретными социальными ситуациями; по крайней мере, эта связь не так очевидна.

Существенной чертой этой классификации является то, что любая установка предполагает, как минимум, два решения: на это указывает выражение, взятое в скобки и кавычки. А это означает, что каждый из типов речи связан с наличием неопределенности и оснований для колебаний. С этой точки зрения цель речи состоит в том, чтобы не только указать аудитории на наличие неопределенности (это может быть ей известно), но и предложить основания для того, чтобы снять эту неопределенность. Следовательно, в каждом из этих случаев мы имеем дело со спорностью отстаиваемого положения — того варианта решения проблемы, которое по тем или иным причинам избирает оратор. Это очень важный момент, поскольку оратор в подавляющем большинстве случаев действительно вынужден говорить в ситуации, когда нет неопределенности. В дальнейшем мы вернемся к этой особенности риторической коммуникации, а пока сделаем одну важную оговорку.

Читайте также:  Как определить семейные установки

В действительности далеко не всегда оратор вынужден говорить на тему, относительно которой имеется несколько мнений. Существуют случаи, когда нет необходимости доказывать что-то, поскольку оратор просто сообщает аудитории информацию, о которой она ничего не знает. Подобная ситуация не так редка: значительная часть докладов, лекций строится именно таким образом.

Исключать такие речи из сферы риторики только на том основании, что подобные сообщения не соотносятся с каким-то спорным вопросом, мы не можем. Несмотря на то что оратор в такой речи ничего не должен доказывать или оспаривать, он все равно должен обладать собственно риторическими навыками, например, он должен уметь правильно разработать тему, выстроить речь, согласовать ее с интересами аудитории и изложить понятным, красивым языком. Следовательно, применение риторических умений не всегда предполагает ситуацию, в которой имеется спорный вопрос.

По-видимому, этот вопрос будет понятнее, если напомнить, что существует два основных подхода к риторике. Согласно первому подходу, риторика представляет собой искусство убеждать при помощи слов. Очевидно, что все типы речи, приведенные выше, выделены с точки зрения этого подхода. Но существует и другой подход, который заключается в том, что риторика определяется как искусство хорошо говорить. Такая точка зрения действительно имеет определенные недостатки, поскольку она связана с угрозой вырождения риторики как полемического искусства в пустую игру словами.

На основе этих простых соображений мы предлагаем дополнить указанный список еще двумя типами установок:

  • установка на сообщение, которая имеет место в речах, содержащих только информацию (она может быть интересной, познавательной, полезной, однако никак не связана с доказательством);
  • установка на развлечение, которая, как правило, присуща так называемому социально-бытовому красноречию (застольные и праздничные речи, в том числе тосты и поздравления, юмористические речи и т. д.).

Эти два типа установок необходимо четко противопоставлять, помня о том, что только три первые установки являются собственно риторическими, поскольку только они связаны с необходимостью убеждения. Возможно, это прояснит высказанное выше утверждение, что только некоторые речи имеют тезис — положение, которое требуется доказать. Естественно, это речи, которые в своей основе имеют установку на наблюдение, рассуждение и действие. Остальные два типа речи могут иметь тему, однако не могут иметь тезиса, поскольку оратор не стремится вызвать изменения убеждений аудитории, которые кажутся ему неправильными.

И еще одно важное замечание. Утверждение о том, что тезис имеется только у некоторых речей, помогает нам сохранить противопоставление двух подходов к риторике. Напомним, что в соответствии с одной точкой зрения риторика представляет собой искусство убеждать, тогда как сторонники второй точки зрения полагают, что риторика — это искусство хорошо говорить. При этом собственно риторические речи (речи, в которых необходимо убедить) противопоставляются речам, в которых убеждение отсутствует.

И последнее, хотя и не менее важное (last but not least, как говорят англичане). В любой речи могут содержаться элементы, связанные с самыми разными установками. Например, в значительной части речей уместными и полезными (как средство привлечения внимания) оказываются развлекательные элементы, например, анекдоты или забавные истории. То же можно сказать и о других элементах. Однако это не означает, что существуют речи, в которых имеется несколько установок. Оратор на начальном этапе работы над речью должен определить, какого именно результата он должен добиться и какой установке этот результат соответствует. При этом такая установка может быть только одна. Это очень важное правило, которое на последующих этапах (и не только в процессе изобретения) поможет быстро разобраться в том, что важно, а что нет, что можно опустить, а о чем необходимо сказать.

Источник

Значение речи и важность ее развития — Блог Викиум

Люди всегда общались и общаются друг с другом. Если прекратить общение с социумом, начинается психическое нарушение, появляется замкнутость и даже остановка в развитии. В чем сила речи? При помощи нее человек осваивает новые навыки, делится эмоциями и передает информацию. Ее значение невозможно переоценить.

Что такое речь?

Психологи изучают речь с появления на свет человека. Не следует путать речь с языком, это два разных термина. Речь — это разговор человека, выражение эмоций через знаки языка, действие, выраженное при помощи звуков. Язык — это система знаков, через которую мы передаем информацию письменно и устно.

Есть несколько свойств речи:

  • понятность — совокупность информации, знаний темы разговора, владение терминологией;
  • содержательность — количество выраженных мыслей и эмоций в разговоре;
  • выразительность — эмоциональная насыщенность разговора;
  • воздействие — манипуляция человеком при помощи просьб, убеждений и команд.

Функции и цель речи

Исследователи, которые изучают роль речи в социуме, выделяют две функции — интеллектуальную и коммуникативную. Коммуникативная речь — общение между людьми для обмена информацией или побуждения к действиям. Нужно придать правильный смысл сообщению, чтобы у слушателя появились правильные эмоции. Интеллектуальная речь — средство для выражения, образования мыслей при помощи слов. Слово — единица мышления, которая имеет определенное значение.

Передача мыслей — вот главная цель словесных значений, она происходит при помощи тона, мимики, отбора слов, выражений, интонации и образности.

Естественно, обдуманная речь проходит через несколько этапов структурирования. Итак, как устроена речь человека, как происходит ее формирование:

  • внутренняя речь (человек думает, как ему донести определенную мысль);
  • выбор фраз, формирование убеждений;
  • подбор отдельных слов, составление предложений;
  • воспроизведение сформированного текста при помощи звуковых сигналов.

Историки считают, что речь появилась около 2 млн. лет назад, когда у людей сформировался речевой аппарат. Сейчас же есть много отраслей в науке, которые изучают речь. Например, психолингвистика, изучающая взаимосвязь разговора с сознанием и языком.

Термин «речь» был внесен в нашу лексику психологом Дж. Р. Кантором. А когда его ученик, американец Г. Пронко использовал термин в своей статье «Язык и психолингвистика», он стал очень популярным. Также огромный вклад внес Н. Хомский, который описывал работу языка при формировании фраз и предложений.

Отечественный психолог Л. С. Выготский изучил последовательность решений перед озвучиванием слова:

  • мотивация;
  • появления мысли;
  • построение фраз;
  • подбор слов;
  • реализация.
Читайте также:  Два способа установки выравнивания абзаца

Теории развития речи

Есть несколько теорий по поводу развития коммуникативного инструмента речи. В 1968 году Н. Хомский выдвинул преформистскую теорию, в которой утверждалось, что все языки схожи по структуре. Он доказывал это тем, что в мозг уже заложена начальная форма речи, которая передается генетически. И все же преформисты не отрицали и того, что внешние факторы, например, окружение, тоже играют немаловажную роль.

В конструктивистской теории говорится, что речь зависит от способностей человека с самого рождения воспринимать информацию.

Еще одна популярная теория — релятивистская. Здесь различие языков исследуются со стороны нации и культуры. Также значимую роль играют менталитет человека, среда, в которой он находится.

Речь — это неотъемлемый элемент взаимодействия в обществе. Чем лучше развита речь человека, тем успешнее он строит коммуникации. Следует учиться красиво, понятно и убедительно излагать свои мысли. Курс Викиум «Идеальный русский» поможет улучшить письменную и устную речь.

Источник

Цель и задачи речи

Цель речи – «представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе коммуникации»[27]. Наиболее удачно такой подход к определению приведенного термина иллюстрирует классификация речей, представленная П.Сопером[28]:

1. Развлекательная речь: цель – поднять настроение аудитории.

2. Информационная речь: цель – сообщение новых знаний;

3. Воодушевляющая речь: цель – вызвать определенного рода эмоцию или чувство — гнев, любовь, патриотизм, восторг, страх и т.д.

4. Убеждающая речь: цель – убедить согласиться с оратором;

5. Призывающая речь: цель – призыв к соверщению конкретного физического действия.

Исследователи выделяют еще один вид речи по цели высказывания:

6. Протокольно-этикетная — соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета, ритуала – это цель протокольно-этикетного выступления.

Задача речи – «это цель, реализуемая в определенных условиях общения. Общая цель (информировать, убедить и т.п.) в речи оратора уточняется и становится задачей (объяснить устройство двигателя, убедить собрание в том, что в устав института надо внести изменения и т.д.). ..

Сверхзадача речи – это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание»[29], поэтому в большинстве случаев она не эксплицируется в речи, а отнесена в подтекст.

Типы сверхзадач:

1.Укрепление своего имиджа в глазах слушателей. Этот тип встречается, например, когда оратор выступает на нейтральную тему, но хочет понравиться аудитории, показывая себя компетентным, эрудированным человеком.

2. Опорочивание или оправдание определенного человека/идеи в глазах аудитории. Этот тип реализуется, когда в среде критически настроенной аудитории оратор не рискует мысль об оправдании или осуждении провести открыто в речи, поэтому переносит ее в подтекст.

3. Побуждение к определенному действию. В силу обстоятельств оратор переводит побуждение в подтекст, чтобы слушатели сами захотели совершить нужный ему поступок.

Дифференциацию приведенных терминов хорошо иллюстрирует общая схема изобретения рекламной речи:

● Цель рекламной речи – проинформировать о наличии какого-либо продукта

● Задача рекламной речи – проинформировать об особых характеристиках, свойствах продукта

● Сверхзадача – побудить потенциального потребителя приобрести данный продукт.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя подготовка к выступлению?

2. В чем состоит докоммуникативная работа над текстом выступления?

3. С чего начинается докоммуникативная работа над текстом выступления?

4. Назовите цели (функции) публичных выступлений.

5. Самыми эффективными формами публичного выступления в малой аудитории (не более 20—25 человек) считают…

6. Назовите коммуникативные качества хорошего текста.

7. Коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории, называется …

8. В чем состоит такое коммуникативное качество речи, как уместность?

9. В чем состоит риторическая подготовка к выступлению?

10. Назовите приёмы привлечения внимания аудитории.

11. К риторическим фигурам относятся…

12. Почему риторический вопрос считают самой сильной и эффективной риторической фигурой?

13. Дайте определение понятию «анафора», «градация», «антитеза».

14. Что такое риторическая позиция? Какими могут быть риторические позиции говорящего?

15. Назовите нейтральные риторические позиции, доминирующие риторические позиции, позиции «на равных», подчиненные риторические позиции.

16. Что понимается под риторическими позициями коммуникативного самоубийства?

Источник

Виды ораторской речи по целевой установке говорящего

Можно выделить три основные цели и соответственно три основных вида речей: информирующая, аргументирующая и эпидейктическая (хвалебная или порицающая).

Современная классификация ораторских речей

по целевой установке говорящего:

Эпидейктическая речь «Речь на случай». Речь торжественная, произносимая в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партий или просто на вечеринках — тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников или просто приятно провести время вместе. Главная функция и общая цель – воодушевление и сплочение аудитории. Разновидности эпидейктической речи: 1. похвала лицу по особому случаю: юбилеи, тосты, даже надгробные речи и пр.; 2. похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи; 3. похвала явлению; 4. хула (осуждение, порицание) «противостоящей» общности людей, или ее представителя, или ее ценностей [193, с.274 —293].
Аргументирующая речь: убеждающая и агитирующая Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе. Убедить в правоте своего мнения – убеждающая речь, призвать к необходимости определенных действий – агитирующая речь. «Убедить значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию». «Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей: она должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию. Сверх того ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент: она должна заставить слушателей почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор» [193, с. 41—49].
Информирующая речь Речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории [193, с. 274—293]. «Задача информационной речи не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование – это движение, описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине, объяснение показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт» [193, с. 41—49].
Развлекательная речь «Не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто слышишь на банкете и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время. В ней и шутка, и серьезная мысль, и правда, и вымысел. Она или проникнутое единством связное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличения» [193, с. 41—49].
Читайте также:  Office установка почти окончена

1. Цель собственно информационной речи — это формирование в слушателях нового знания, возбуждение любознательности. Причем новым знание может быть субъективно (т. е. новым для данного слушателя — лекция, консультация, объяснение, инструкция и т. п.) и объективно (т. е. новым для всех людей — доклад, отчет, свидетельство и т. п.). Поэтому определим общую для всех информационных речей ситуацию как ситуацию отсутствия (осознанного или неосознанного) у адресата необходимой ему информации, вследствие чего и возникает необходимость в ее передаче.

2. Предмет информационной речи — все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п. Тезис информационной речи — это суждение, предикативная часть которого содержит новую информацию о предмете. Поэтому, изобретая тезис, следует подумать, что и в какой степени известно слушателям о предмете. Новизна сообщаемого должна пробуждать интерес и любознательность, но при этом быть доступной для понимания и восприятия.

3. Задача речи – обеспечить понимание, добиться понимания.

4. Основные законы (правила) информирующей речи: сделать речь понятной и интересной для слушателей, а информацию как можно более эффективной (полной, структурированной — расчленённой в смысловом отношении, систематизированной); учитывать интеллектуальную готовность аудитории к восприятию информации.

5. Строение речи: введение, основная часть, заключение.

Введение. Задача введения — завладеть вниманием слушателей. Уместны следующие приемы: неожиданное, загадочное, парадоксальное название речи и ее начало; обозначение проблемы и «изюминки» речи и т. п.

Основная часть. Последовательное изложение в соответствии с планом речи. Строгое следование закону продвижения и локализации адресата (слушатель должен понимать, в каком месте речи он находится и куда ведет его оратор). Обозначение переходов от одной части речи к другой (рациональными и эмоциональными средствами). Постоянное поддерживание интереса (различными вербальными и невербальными средствами) по ходу изложения основного содержания.

Заключение. Краткое «прохождение» по основным пунктам речи. Итоговый вывод, общий смысл сообщенного, лучше в образной форме (можно в виде анекдота, притчи, сравнения, обобщения и т. п.).

5. Выражение мысли в речи.

6. Хорошо структурированные периоды. Объяснение терминологической лексики. Терминов – минимум. Основа – нейтральная лексика. Использование (умеренное) экспрессивно-эмоциональной лексики, цитат, афоризмов. Ведущими коммуникативными качествами речи являются точность, логичность, правильность. (Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. [4]; Меньшина, С. В.[122]).

Аргументирующая речь, в свою очередь, может быть убеждающей и агитирующей. Рассмотрим подробнее эти виды речей.

1. Если цель речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, то речь убеждающая.

Если цель речи – склонить слушающих к совершению какое-либо действия, то речь агитирующая.

2. Задача речи – добиться доверия аудитории.

3. Основные законы аргументирующей речи: необходимость точного выбора вида речи, точной формулировки проблемы речи, четкого формулирования тезиса; учет аудитории, её всесторонняя оценка и соответственно этому – выбор стратегии доказывания (по дедуктивному или индуктивному методу); сочетание рациональных и эмоциональных приемов убеждения.

4. Строение речи: введение, основная часть, заключение

Введение. Задача введения – расположить к себе слушателей. Здесь уместно использовать следующие приемы: афоризм, цитата, шутка; а также демонстрация доброжелательности, объективности, честности, уважения к аудитории; забота о благе слушателей и т.п. Необходима и формулировка главного тезиса, цели речи, объяснение мотивов выступления оратора и т. п.

Основная часть. Формулировка дополнительных тезисов. Выбор и расположение аргументов в соответствии с силой их воздействия.

Заключение. Четкий, броский, выкристаллизованный вывод (лучше в образной форме, а не повторение позиций и фактов основной части речи). Призыв к аудитории. Оптимистическое завершение речи.

5. Выражение мыслей в речи.

Основу составляет нейтральная лексика, вместе с тем обязательно использование экспрессивно-эмоциональной лексики, различных средств выразительности (фигур мысли и фигур слова). Ведущими коммуникативными качествами речи являются логичность, точность, выразительность, уместность.

7. По назначению эпидейктические речи можно разделить на два вида. К первому относятся жанры, в которых преобладает оценка события, т. е. основная их задача — хвала или хула (порицание, похвальное слово). Другая разновидность — речи, произносимые в связи с каким-либо событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово). Конечно, между этими разновидностями нет резкой границы: похвальное словопроизносится по поводу хорошего поступка адресата, ответное слово должно содержать похвалу предыдущим ораторам. Однако, несмотря на это, такое деление правомерно, т. к. осуществляется по преобладающей задаче. Именно поэтому выговор должен быть назван оценочным жанром (его главная задача — порицание), а извинение — речью по поводу (здесь главное — именно реакция на событие, а не оценка) (Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. [4]; Меньшина, С. В.[122, 125]).

1. Цель речи – хвала тому, что утверждает определенные нравственные ценности, и порицание обратного.

2. Задача речи — воодушевление, сплочение аудитории.

3. Разновидности речи: хвала лицу по особому случаю (юбилей, праздник, день рождения, погребение и т. д.). Адресация человеку, коллективу, какому-либо явлению или событию.

4. Основные законы эпидейктической речи: учет фактора адресата речи (хвалить то, что более всего ценится у данной аудитории), закон усиления и преувеличения; необходимость сравнения (с прошлым состоянием дел, с деяниями знаменитых людей и т. п.).

5. Строение речи: введение, основная часть, заключение.

Введение. В виде экспозиции (описание ситуации, обстоятельств и т.п.); в виде обращения к предмету речи, к аудитории: приветствие и т. п.

Основная часть. Описание – характеристика выдающихся свойств, перечисление заслуг, примеры деяний, мнения авторитетных лиц и т.п.

Заключение. Призыв к совместному восхвалению, обеты и обещания, пожелания дальнейших успехов; призыв к памяти об умершем и т. д.

6. Выражение мыслей в речи.

Использование лексико-грамматических средств высокого стиля, разнообразных фигур и тропов, экспрессивно-эмоциональной лексики. Основные коммуникативные качества речи – выразительность, образность, уместность (Кудрявцева П. Б.[103]).

Выступление

Используя риторические знания, которые Вы получили на предыдущих занятиях, подготовьте выступление на одну из тем (Больсунов О. [20]):

Тема. Самое-самое

§ Самый легкий металл.

§ Самая крупная купюра.

§ Крупнейшее ограбление банка.

§ Самое маленькое млекопитающее на Земле.

§ Макадамия — самые дорогие орехи в мире.

§ Гюнтер IV — самый богатый пес в мире.

§ Самая быстрая рыба.

§ Самое быстрое животное.

§ Милли — самая маленькая собака в мире.

§ Самый черный материал.

§ Самый быстрый поезд.

§ Самый большой круизный лайнер.

§ Самый богатый человек в мире.

§ Самый крупный наземный хищник.

§ Самая большая кошка.

§ Самый большой цветок в мире.

§ Самый большой дом на воде.

§ Король среди овчарок Командор.

§ Книга мировых рекордов Гиннесса.

§ Самая безопасная страна мира.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 3094 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Adblock
detector