Транспортно энергетический модуль ядерно энергетической установки мегаваттного класса



Прорыв отечественной космонавтики. Транспортно-энергетический модуль «НУКЛОН»

На выставке-форуме «Армия-2020», посвящённом новейшим разработкам, был представлен проект российского планетолёта «Нуклон». Беспилотный аппарат уникален не только для нашей страны, но и для всего мира. Предполагается, что он будет летать на другие планеты за счёт ядерной энергии. За один полёт «Нуклон» сможет доставлять научные зонды сразу к нескольким планетам.

Прорыв отечественной космонавтики. Транспортно-энергетический модуль «НУКЛОН» Прорыв отечественной космонавтики. Транспортно-энергетический модуль «НУКЛОН» © avatars.mds.yandex.net

Для чего создаётся

Разработку планетолёта осуществляют госкорпорация «Роскосмос» и АО «КБ «Арсенал». Сейчас идёт сборка полноразмерного технологического макета для стендовых испытаний.

Прорыв отечественной космонавтики. Транспортно-энергетический модуль «НУКЛОН» Прорыв отечественной космонавтики. Транспортно-энергетический модуль «НУКЛОН» © avatars.mds.yandex.net

Многофункциональный многоразовый орбитальный комплекс представляет собой транспортно-энергетический модуль (ТЭМ), способный автономно вырабатывать энергию за счёт ядерного реактора мегаваттного класса. Его планируется использовать в качестве буксира, чтобы доставлять полезную нагрузку.

Из чего состоит

АО «КБ «Арсенал» представил модуль будущего планетолёта на выставке МАКС-2019, а позднее и на форуме «Армия-2020». Его конструкция включает:

— ядерный реактор из новейших материалов;

— облегчённую карбоновую конструкцию (диаметр около 1,2 м);

— раскрывающиеся радиационные панели;

— коробку с солнечными панелями;

Буксир будет использовать связку из 30 тяжёлых плазменных двигателей. По мощности они уступают современным ракетным. Однако при равномерной работе смогут разогнать аппарат до недоступных ранее скоростей. Это позволит достичь Марса всего за 1,5 месяца вместо 6 месяцев, затрачиваемых космическими предшественниками.

Прорыв отечественной космонавтики. Транспортно-энергетический модуль «НУКЛОН» Прорыв отечественной космонавтики. Транспортно-энергетический модуль «НУКЛОН» © avatars.mds.yandex.net

Первый научный полёт планируется в 2030 году. Сначала планетолёт направится к Луне, проведёт зондирование и оставит на орбите спутник. Вторым пунктом назначения станет Венера. При этом по пути к планете, возможно, будут вести испытания по дозаправке ксеноном. У самой планеты буксир оставит исследовательский спутник для сбора информации и облетит её вокруг. Последняя точка миссии для сбора полезных данных — спутник Юпитера. Предположительно им станет ледяной спутник «Европа».

Прорыв отечественной космонавтики. Транспортно-энергетический модуль «НУКЛОН» Прорыв отечественной космонавтики. Транспортно-энергетический модуль «НУКЛОН» © avatars.mds.yandex.net

По официальным данным, такие проекты разрабатываются в России и Китае. Вполне вероятно, что и в США ведётся подобная работа.

Сколько будет стоить

В июле 2020 года сотрудники центра им. М. В. Келдыша предложили запустить марсианский комплекс. Экспедицию планируется осуществить в 2030-2033 гг. Суть её в том, чтобы доставить человека на поверхность Марса в период наибольшего сближения двух планет.

Этот комплекс будет состоять из 4 ядерных двигателей, баков с жидким водородом, склада, корабля для возвращения на землю «Орёл», взлётно-посадочного и жилого комплексов. Для его запуска понадобится около 9 пусков тяжёлых и сверхтяжёлых ракет. В комплексе будет использоваться ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), имеющая мощность 200 кВт, массу 14 тонн и излучатели на 400 кв.м. Ориентировочная стоимость такой установки составляет 8 миллиардов рублей. По оценкам специалистов, на реализацию всего проекта понадобится минимум 450 миллиардов рублей.

Прорыв отечественной космонавтики. Транспортно-энергетический модуль «НУКЛОН» Прорыв отечественной космонавтики. Транспортно-энергетический модуль «НУКЛОН» © avatars.mds.yandex.net

Согласно предварительным подсчётам, буксир «Нуклон», имеющий сходство с ЯЭУ по параметрам, обойдётся всего в 40 миллиардов рублей (примерно 660 миллионов долларов). Таким образом, разработка планетолёта во много раз дешевле проектов американских инженеров.

Остаётся пожелать российским инженерам удачи в его создании и успешных испытаний.

И в завершении 10 декабря 2020 года «Роскосмос» заключил контракт стоимостью 4,2 миллиарда рублей на разработку аванпроекта космического ядерного буксира «Нуклон» для полетов к Луне, Юпитеру и Венере, следует из материалов госкорпорации, размещенных на сайте госзакупок.

Договор между «Роскосмосом» и петербургским конструкторским бюро «Арсенал» заключили 10 декабря. Разработку аванпроекта «по созданию космического комплекса с транспортно-энергетическим модулем (ТЭМ) на основе ядерной энергетической установки» планируют завершить к июлю 2024 года.

Создание элементов ядерного буксира на основе ТЭМ с ядерной энергоустановкой мегаваттного класса ведется с 2010 года. В 2019-м на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2019 впервые показали его макет, а в 2020-м на форуме «Армия-2020» — трехмерную графику его работы в космосе.

В январе 2020 года в презентации на «Королевских чтениях» говорилось о планах запустить на орбиту в 2030 году космический ядерный буксир для летных испытаний. После этого намечается приступить к его серийному производству и коммерческому использованию.

Источник

Двигателестроение

Россия — абсолютный мировой монополист в разработке энергодвигательной установки с ядерным реактором мегаваттного класса.

Проект создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса выполняется совместно предприятиями Росатома и Роскосмоса в соответствии с решением, принятым в 2009 году президентской комиссией по модернизации. Не имеющая аналогов энерготранспортная установка позволит создать качественно новую технику высокой энерговооруженности для изучения и освоения дальнего космоса. Новый проект предполагает использование ионных электрореактивных двигателей, в которых реактивная тяга создается за счет ускоренного электрическим полем потока ионов. При использовании космических ядерных энергоустановок можно приступить к решению таких задач, как полет на Марс, детальные исследования планет и их спутников, промышленное производство в космосе. Также можно будет заниматься очисткой околоземного космического пространства от космического мусора, бороться с астероидной опасностью, создавать на планетах автоматизированные базы.

Большими достоинствами проекта являются практически важные эксплуатационные характеристики — высокий ресурс (10 лет эксплуатации), значительный межремонтный интервал и продолжительное время работы на одном включении. Они не могут не впечатлять специалистов из других стран, в первую очередь США.

Тайный проект

Тайный проект

ЯЭДУ содержит три главные устройства: 1) реакторную установку с рабочим телом и вспомогательными устройствами (теплообменник-рекуператор и турбогенератор-компрессор); 2) электроракетную двигательную установку; 3) холодильник-излучатель.

Читайте также:  Сведения для установки принтера

Проблема радиационной безопасности решается теневой защитой — реактор закрывают только с одной стороны, с той, где расположено оборудование и полезный груз. Излучение может свободно распространяться во все остальные стороны, там нет ничего, кроме космической пустоты. Так можно существенно сэкономить на весе защиты.

рис.01 Компоновка ЯЭДУ. Транспортно-энергетический модуль

рис.01 Компоновка ЯЭДУ. Транспортно-энергетический модуль

Масса кг 20290
Габаритные размеры (рабочее положение), м 53,4-21,6-21,6
Электрическая мощность ЭБ, МВт 1,0
Удельный импульс ЭРД, км/с не менее 70,0
Мощность ЭРД, МВт не более 0,94
Суммарная тяга маршевых ЭРД, Н не менее 18,0
Ресурс, лет 10
Средство выделения РН «Ангара-А5»

    Назначение
  • межорбитальная буксировка полезной нагрузки
  • передача на полезную нагрузку энергии (до 225 кВт)

Главным конструктором реакторной установки и координатором работ от Росатома является НИКИЭТ — Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля.

С атомным реактором для космического применения нет принципиальных затруднений. В период с 1962 по 1993 год в нашей стране был накоплен богатый опыт производства аналогичных установок. Похожие работы велись и в США таб. 01 .

По состоянию на июль 2015 года в НИКИЭТ уже защищен технический проект активной зоны — ключевого элемента ядерного реактора. В конце года планируется защитить технический проект всей реакторной установки.

С физической точки зрения это компактный газоохлаждаемый реактор на быстрых нейтронах.

Сейчас в двух центрах — Институте реакторных материалов в городе Заречном Свердловской области и Научно-исследовательском институте атомных реакторов в Димитровграде — проходят испытания тепловыделяющих элементов (твэлов). Они разработаны в Физико-энергетическом институте им. А.И. Лейпунского (Обнинск), а изготовлены в прошлом году на Машиностроительном заводе в Электростали (ОАО «ТВЭЛ»).

Этому топливу придется работать при очень высоких температурах. В обычной ядерной топливной энергетике температуры на тысячу градусов ниже. Поэтому необходимо было выбрать такие материалы, которые смогут сдерживать негативные факторы, связанные с температурой, и в то же время позволят топливу выполнять его основную функцию — нагревать газовый теплоноситель, с помощью которого будет производиться электроэнергия.

В качестве топлива используется соединение (диоксид или карбонитрид) урана, но, поскольку конструкция должна быть очень компактной, уран имеет более высокое обогащение по изотопу 235, чем в твэлах на обычных (гражданских) атомных станциях, возможно, выше 20%. А оболочка их — монокристаллический сплав тугоплавких металлов на основе молибдена (разработка НПО «Луч» в Подольске).

Уникальность проекта в использовании специального теплоносителя — гелий-ксеноновой смеси. В установке обеспечивается высокий коэффициент полезного действия. Схема дана на рис. 02 .

рис. 02 Компоновка ядерной установки. 3D-модель РУ с карбонитридным топливом

рис. 02 Компоновка ядерной установки. 3D-модель РУ с карбонитридным топливом

Охлаждение газа в процессе работы ядерной установки совершенно необходимо. Как же сбрасывать тепло в открытом космосе?

На Земле для охлаждения электростанций используется либо вода, либо гигантские градирни. В космосе эти способы не доступны. Единственная возможность — охлаждение излучением. Нагретая поверхность в пустоте охлаждается, излучая электромагнитные волны в широком диапазоне, в том числе видимый свет.

Общая схема холодильника представлена на рис. 03-04 .

По состоянию на лето 2015 г. промежуточные результаты такие:

  • для экспериментального подтверждения принципа работы капельного холодильника-излучателя был проведен первый этап космического эксперимента «Капля-2» на российском сегменте Международной космической станции;
  • для теплообменных аппаратов выбрана, экспериментально обоснована и изготовлена моноблочная бескорпусная конструкция с использованием теплообменной матрицы из унифицированных штампованных пластин.

Рис. 03 Параметры холодильника ЯЭДУ

Рис. 03 Параметры холодильника ЯЭДУ

    Вариант компоновки ЯЭДУ в составе многоразового межорбитального буксира:
  • с панельным холодильником-излучателем
  • с капельным холодильником излучателем

Рис. 04

Рис. 03 Параметры холодильника ЯЭДУ

    Варианты размещения ЯЭДУ под обтекателем в транспортном положении:
  • с панельным холодильником-излучателем
  • с капельным холодильником излучателем

В 2010 году были сформулированы технические предложения по проекту. С этого года началось проектирование.

Известно, что с начала 1960-х годов в мире было разработано несколько типов электрореактивных двигателей: ионный, стационарный плазменный, двигатель с анодным слоем, импульсный плазменный двигатель, магнитоплазменный, магнитоплазмодинамический.

Исследовательский центр имени М.В. Келдыша (ранее РНИИ, НИИ-1, НИИТП) разработал и изготовил опытный образец ионного двигателя высокой мощности ИД-500. Его параметры такие: мощность 32-35 кВт, тяга 375-750 мН, удельный импульс 70000м/с, коэффициент полезного действия 0,75.

На данном этапе опытный образец ИД-500 имеет электроды ионно-оптической системы, выполненные из титана с диаметром перфорированной отверстиями зоны 500 мм, катод газоразрядной камеры, который обеспечивает ток разряда в диапазоне 20-70 А и катод-нейтрализатор, способный обеспечить нейтрализацию ионного пучка в диапазоне токов 2-9 А. На следующем этапе разработки двигатель будет оснащен электродами из углерод-углеродного композиционного материала и катодом с графитовым поджигным электродом.

Принцип действия ионного двигателя следующий. В газоразрядной камере с помощью анодов и катодного блока, расположенных в магнитном поле, создается разреженная плазма. Из нее эмиссионным электродом «вытягиваются» ионы рабочего тела (ксенона или другого вещества) и ускоряются в промежутке между ним и ускоряющим электродом.

По планам, к концу 2017 года будет осуществлена подготовка ядерной энергодвигательной установки для комплектации транспортно-энергетического модуля (перелетного межпланетного модуля). К концу 2018 года ЯЭДУ будет подготовлена к летно-конструкторским испытаниям. Финансирование проекта осуществляется за счет средств федерального бюджета. Смета на период 2010-2018 гг. составляет 7245 млн руб.

Проект создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса вызвал нешуточные научно-технологические дискуссии в среде двух выликих кланов — атомного и космического. Но пока живы «проигравшие», подробности решено не выносить на публику.

Читайте также:  Теплицы с установкой минск

Таб. 01 Сравнительные показатели результатов, полученных по программам разработок ядерных реактивных двигателей в СССР и в США в 1959-1989 гг.

Источник

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Транспортно-энергетический космический модуль на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса: новости проекта

Один из самых смелых проектов последних лет в сфере космических технологий развивается, и появляются поводы для хороших новостей. На днях стало известно о завершении работ по масштабному проекту “Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса”. Теперь ученым предстоит провести ряд последующих работ, и конечным результатом станет появление полноценного модуля, пригодного к эксплуатации. В конце июля «Роскосмос» утвердил отчет за 2018 г., указывающий основные направления деятельности и успехи организации. Среди прочего в отчете упомянут проект «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса», разрабатывавшийся в рамках Госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы».

Проект ТЭМ: ядерный реактор и электроракетный двигатель для космосаОдин из вариантов компоновки транспортно-энергетического модуля

Согласно отчету, выполнение этого проекта было завершено в прошлом году. В рамках этих работ подготовлена конструкторская документация, изготовлены и испытаны отдельные изделия. Пока речь идет о компонентах будущего макета наземного прототипа транспортно-энергетического модуля (ТЭМ).

На этом работы по созданию ТЭМ не останавливаются. Все дальнейшие мероприятия будут осуществляться в рамках существующей федеральной космической программы. К сожалению, в отчете «Роскосмоса» не приводятся технические подробности проекта ТЭМ в его нынешнем виде, а также не указываются сроки выполнения работ. Впрочем, эти данные известны из других источников.

История вопроса

Согласно отчету «Роскосмоса», работы по теме ТЭМ продолжаются и скоро должны выйти на новый этап. Это означает, что планы по созданию принципиально новой ракетно-космической техники, утвержденные почти 10 лет назад, будут выполнены в обозримом будущем.

Идея транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) в ее нынешнем виде была предложена в 2009 г. Разработка этого изделия должна была осуществляться предприятиями «Роскосмоса» и «Росатома». Ведущую роль в проекте играют ракетно-космическая корпорация «Энергия» и ФГУП «Центр Келдыша».

В 2010 г. проект стартовал, начались первые исследовательские и конструкторские работы. На тот момент утверждалось, что основные компоненты ЯЭДУ и ТЭМ будут готовы к концу десятилетия. Эскизный проект ТЭМ подготовили в 2013 г. В 2014-м начались испытания компонентов ЯЭДУ и ионного двигателя ИД-500. В дальнейшем неоднократно появлялись сообщения о тех или иных работах и успехах. Строились и испытывались различные элементы ЯЭДУ и ТЭМ, а также осуществлялся поиск сфер применения новой техники.

По мере проработки проекта ТЭМ в открытых источниках регулярно публиковались изображения, показывающие примерный облик этого изделия. Последний раз подобные материалы появлялись в ноябре прошлого года. Любопытно, что этот вариант облика заметно отличался от предыдущих, хотя и имел некоторое сходство в основных чертах.

Технические особенности

Транспортно-энергетический модуль рассматривается в качестве многоцелевого средства для работы в космосе, как на орбитах Земли, так и на других траекториях. С его помощью в будущем планируется выводить полезную нагрузку на орбиты или отправлять к другим небесным телам. Также ТЭМ может использоваться для обслуживания космических аппаратов или в борьбе с космическим мусором.

ТЭМ получит раздвижные несущие фермы, за счет которых будут обеспечены необходимые габариты. На фермах предлагается монтировать энергоблок с реакторной установкой, приборно-агрегатный комплекс, стыковочные средства, солнечные батареи и т.д. В хвостовой части модуля будут располагаться маршевые и маневровые электроракетные двигатели. Полезная нагрузка будет перевозиться при помощи стыковочных устройств.

Основной компонент ТЭМ – ЯЭДУ мегаваттного класса, разрабатываемая с 2009 г. Реактор установки должен отличаться особой стойкостью к температурным нагрузкам, что связано с особыми режимами его работы. В качестве теплоносителя выбрана гелий-ксеноновая смесь. Тепловая мощность установки достигнет 3,8 МВт, электрическая – 1 МВт. Для сброса лишнего тепла предлагается использовать капельный холодильник-излучатель.

Электроэнергия от ядерной установки должна подаваться на электроракетный двигатель. На стадии испытаний находится перспективный ионный двигатель ИД-500. При КПД до 75% он должен показывать мощность 35 кВт и тягу до 750 мН. На испытаниях в 2017 г. изделие ИД-500 отработало на стенде 300 ч на мощности 35 кВт.

Согласно данным прошлых лет, ТЭМ в рабочем положении будет иметь длину более 50-52 м при диаметре (по раскрытым фермам и элементам на них) свыше 20 м. Масса – не менее 20 т. Вывод такого модуля на околоземную орбиту будет осуществляться при помощи одной или нескольких нескольких ракет-носителей с последующей сборкой. Затем с ним должна стыковаться полезная нагрузка. Расчетный срок службы, ограниченный ресурсом реактора, составляет 10 лет.

Большие перспективы

Главной особенностью ТЭМ с ЯЭДУ, принципиально отличающей его от другой ракетно-космической техники, является высочайший удельный импульс. Применение особой энергоустановки и электроракетного двигателя позволяет получать требуемые параметры тяги при минимальном расходе ядерного топлива. Таким образом, ТЭМ в теории способен решать задачи, недоступные для традиционных ракетных систем на химическом топливе.

Благодаря этому появляется возможность более активного использования маршевых и маневровых двигателей на всем протяжении полета. В частности, это позволяет использовать более выгодные траектории полета к другим небесным телам. 10-летний срок эксплуатации позволяет многократно применять ТЭМ в разных миссиях, сокращая расходы на их организацию. В целом появление систем наподобие ТЭМ с ЯЭДУ даст космонавтике новые возможности во всех основных сферах деятельности.

Читайте также:  Установка буквы для флешки

Штатные двигатели ТЭМ должны использовать только часть электроэнергии от генерирующих систем. Соответственно, остается крупный запас мощности, пригодной для использования целевым оборудованием.

Однако имеются и существенные недостатки. Прежде всего, это необходимость разработки целого ряда новых технологий и общая сложность проекта. Вследствие этого создание ТЭМ требует много времени и соответствующее финансирование. Так, проект «Роскосмоса» разрабатывается около 10 лет, но практическое применение готового ТЭМ все еще относится к отдаленному будущему. Общая стоимость проекта оценивается в 17 млрд рублей.

Вариант облика ТЭМ, показанный прошлой осенью

Применение ядерной энергоустановки приводит к серьезным ограничениям на разных этапах. К примеру, испытания готовой ЯЭДУ или ТЭМ в целом возможны только на орбитах, что позволит минимизировать ущерб от возможных нештатных ситуаций. То же касается и эксплуатации готового транспортно-энергетического модуля.

Обозримое будущее

Согласно последним новостям, разработка проекта «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса» успешно завершена. Уже готовы некоторые макетные образцы, необходимые для проведения испытаний. В ближайшие годы предприятиям из состава «Роскосмоса» и «Росатома» предстоит провести ряд важнейших работ с этими и другими изделиями.

Летный прототип ТЭМ планируется построить в 2022-23 гг. После этого должны стартовать различные испытания, на которые уйдет несколько лет. Полноценный запуск эксплуатации ТЭМ ожидается в 2030 г.

В конце июня стало известно о подготовке площадки для эксплуатации ТЭМ. Такую технику будут запускать с космодрома Восточный. Не так давно был объявлен конкурс на разработку и строительство комплекса средств для подготовки космических аппаратов и транспортно-энергетического модуля. Конструкторская документация на технический комплекс должна быть разработана в 2025-26 гг. Строительство планируется запустить в 2027-м, а ввод в эксплуатацию состоится в 2030-м. Стоимость контракта – 13,2 млрд рублей.

Таким образом, различные работы по теме перспективной ракетно-космической техники с ЯЭДУ будут продолжаться в течение всего следующего десятилетия. Одним организациям предстоит завершить разработку и провести испытания транспортно-энергетического модуля, тогда как другие будут готовить инфраструктуру для его эксплуатации. По результатам всех этих работ в 2030 г. в распоряжении российской космической отрасли окажется принципиально новая техника с широкими возможностями. Впрочем, сложность всех этапов многообещающей программы может привести к изменению графика.

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Источник

Российская ЯЭДУ мегаваттного класса — космос будет нашим!

В продолжение темы о советских космических ядерных энергетических установках (ЯЭУ) , стоит рассказать о ядерной энергодвигательной установке (ЯЭДУ) мегаваттного класса, создаваемой для реализации проекта транспортно-энергетического модуля (ТЭМ). Тем более, что совсем недавно (29 октября 2018 года) российские СМИ сообщили об успешном завершении наземных испытаний системы охлаждения ЯЭДУ, а это самый «трудный» и «проблемный» узел установки: тепло реактора нужно выводить, и только в виде излучения, и прямо в открытый космос.

Основой ЯЭДУ является реактор на быстрых нейтронах с газовым охлаждением. По предъявляемым характеристикам, реактор — высокотемпературный, и должен выдерживать разогрев до 1200 градусов Цельсия. Теплоноситель — смесь гелия (78%) и ксенона (22%), топливом служит уран. Тепловая мощность реактора – четыре мегаватта, а электрическая – мегаватт (т.е., КПД двадцать пять процентов — для такого типа установок, это высокий показатель).

Система преобразователя — турбомашинная. Преобразователь, используемый в ЯЭДУ имеет два контура. Первый представляет собой пластинчатое устройство — рекуператор плюс трубчатый «холодильник», который нужен для разделения контуров теплосъема и теплосброса. Для реализации излучателя второго контура разрабатывались две основных концепции — выбор панельного или капельного типа излучателя.

Выбор был сделан в пользу капельного излучателя. Этому выбору способствовал ряд преимуществ технологии — скорость теплообмена, меньший процент выхода из строя в случае повреждения установки, вес устройства. Упрощенно, схема работы такого излучателя напоминает «душ»: капли нагретой жидкости распыляются в пространство, отдавая тепло, и потом собираются специальным устройством обратно. и процесс повторяется. В«открытый космос» жидкость не попадает, так что говорить о радиоактивном заражении не приходится.

Применение ЯЭДУ мегаваттного класса позволит в десять раз увеличить электрическую мощность на любых космических аппаратах. А это, в свою очередь, дает возможность использовать ракетные двигатели повышенной мощности — ионные двигатели. Для ТЭМа такие двигатели (с названием ИД-500) разрабатывали специально в государственном научном центре им. Келдыша. Характеристики испытанного в 2014 году двигателя: мощность тридцать — трицать пять кВт, тяга до семисот пятидесяти мН, удельный импульс семьдесят тысяч с, КПД 0,75. Работает двигатель на ксеноне.

На ТЭМе планируется использование ряда таких двигателей — двадцать четыре маршевых разместятся на четырех раскрытых «лепестках», за курсовую корректировку отвечать будут еще восемь ЭРД. При реализации проекта ЯЭДУ отпадает необходимость в разгонных блоках, необходимых для маневрирования в космосе: ЯЭДУ обеспечит необходимой энергией ионные двигатели ТЭМа.

Реализация же всех решений, изначально намеченных в концепции транспортно-энергетического модуля, позволят развивать программы исследования Луны, других планет, постройки на них автономных и автоматических баз. А сердцем всего является ядерная энергодвигательная установка мегаваттного класса, разработка и испытания которой ведутся у нас, в России. И аналогов в мире пока нет.

Источник

Adblock
detector