Социальная установка обеспечивает личности адаптацию



Социальная адаптация: понятие, примеры, виды, цели, этапы

Адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым для себя условиям. В этой статье мы сосредоточимся социальной адаптации, которая очень важна в процессе социализации. Узнаем, что такое социальная адаптация, разбёрем её основные виды, примеры и как проходит процесс.

Что такое социальная адаптация?

Социальной адаптацией («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.

Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума.

От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Данный процесс подразумевает создание совершенно новых социальных связей. Если они будут крепкими в достаточной мере, то и поставленные цели будут достигнуты. Но под адаптацией следует понимать не только общение и привыкание, данный процесс намного глубже. Приспосабливаясь к новым условиям, индивид будет оценивать свои способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с ресурсами общества.

Пример социальной адаптации

Социальная среда – семья, коллектив на работе, соседи в доме и другие социальные группы. Социальная адаптация нужна для того, чтобы личность могла включиться в процессы в социальной среде. Кроме этого, социальная адаптация – это один из важных инструментов, изменяющий как личность, так и саму среду.

Для лучшего понимания того, что такое социальная адаптация, можно рассмотреть пример, когда на предприятие приходят новые сотрудники. В современной прикладной социологии и социальной психологии такую адаптацию исследуют наиболее широко. Это объясняется тем, что данная проблема имеет практическое значение, потому что от ее эффективного решения зависит экономическая составляющая работы компании.

Две сложные системы (личность и компания) начинают взаимодействовать. Успешная адаптация новых сотрудников компании во многом зависит от таких факторов: материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, особенности отношений внутри коллектива, уровень корпоративной культуры и оплаты труда. Требования компании заключаются в этих характеристиках, одновременно они показывают преимущества, которые выгодно выделяют компанию среди других участников на рынке труда.

Уровни социальной адаптации

Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.

Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.

Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:

  1. общество (макросреда). Индивид и социальные слои приспосабливаются к особенностям развития общества (экономическим, социальным, политическим, культурным, духовным);
  2. социальная группа (микросреда). Человек приспосабливается или, наоборот, его интересы не совпадают с интересами социальной группы (семьи, коллектива на работе или учебе и др.);
  3. индивид (адаптация внутри личности). Стремление человека к гармонии, достижения баланса внутренней позиции.

Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.

Виды социальной адаптации

Социальная адаптация бывает нескольких видов, для классификации которых используются определенные признаки. К их числу относится:

  • Управленческая (организационная). Если не будет управления, человек не получит благоприятные условия, не будет создано предпосылок, чтобы его социальная роль развивалась, оказывать на него воздействие, обеспечивать деятельность, которая отвечает интересам личности и общества.
  • Экономическая. Для данного процесса характерна высокая сложность. В ходе него индивиды и субъекты усваивают новые социально-экономические нормы и принципы экономических отношений. Здесь особую важность имеет «социальный блок», в составе которого процесс адаптации к социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий, существующие в реальности. Важно, чтобы они отвечали как физиологическим потребностям человека, так социально-культурным. Полноценная социальная адаптация человека невозможна, если он живет в бедности, его едва сводит концы с концами.
  • Педагогическая. Адаптация индивида к образованию, обучению, воспитанию, в результате чего формируется система его ориентиров на ценности. Для педагогов сегодня особенно актуальна проблема дезадаптации индивидов детского и подросткового возраста.
  • Психологическая. С точки зрения психологии, процесс адаптации подразумевает приспособление органов чувств к стимулам, которые на них воздействуют, чтобы рецепторы были лучше защищены от лишней нагрузки. Психологическая адаптация – это непрерывный процесс, в котором пребывает индивид, потому что происходят постоянные изменения социально-экономических условий жизни, политические и моральные ориентации, экология и другие факторы.
  • Профессиональная. В ходе профессиональной адаптации индивид приспосабливается к новой деятельности, новому окружению, условиям труда, особенностям профессии. Успешность определяется склонностью человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадением личностной и общественной мотиваций трудовой деятельности и др.

Цели и задачи социальной адаптации

Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.

Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.

Чтобы достичь этого, нужно:

  • принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;
  • активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;
  • повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;
  • принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;
  • достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.

Этапы социальной адаптации

Процесс социальной адаптации характеризуется постоянным течением и высокой динамикой. На протяжении всей жизни человек находится в этом процессе. Исследователями было выделено основные этапы процесса адаптации индивидов детского и подросткового возраста:

  • от рождения до 1 года – полная зависимость ребенка от взрослых, с которыми происходит постоянное взаимодействие;
  • 1-3 года – начинается копирование членов семейства, применение средств манипуляций;
  • 3-6 лет – первый выход за пределы семейного социума, открытие и изучение новых ролей, соотношение себя и других членов семьи, сознательное копирование;
  • 6-10 лет – начало школьной жизни, приспособление к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, проявление индивидуальных личностных качеств;
  • 10-11 – 14-15 лет – активное налаживание коммуникации и взаимодействие с одногодками, формируется самосознание, поиск индивидуальности, проявление чувств к противоположному полу.

Если воспитание будет неправильным, последствия в будущем могут быть негативными. Детский и подростковый возраст – период приобретения индивидом навыков, которые нужны ему, чтобы развивать свою личность, успешно адаптироваться в социуме.

Читайте также:  Old world русификатор установка

Как проходит социальная адаптация: основные стадии

Польским социологом Я. Щепаньским были определены такие стадии процесса адаптации:

  1. Освоение норм и правил поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются индивидуум. Это объясняется тем, что он недостаточно знаком с новой средой, ее порядками, а также тем, что индивид сознательно не принимает и отрицает ее ценности.
  2. Этап терпимости. В это время происходит признание равноценности друг друга индивидом и средой.
  3. Вхождение индивида в новую среду. Он начинает приспосабливаться к ней, что выражается во взаимных уступках. Не только индивид признает ценности общества, которое его принимает, но и само общество принимает ценности и установки индивида.
  4. Индивид полностью адаптируется к условиям и требованиям новой среды или происходит ассимиляция. Осознанно меняются паттерны поведения и привычный образ жизни индивида, он принимает новые установки, действующие в обществе.

Заключение

Адаптируясь, происходит развитие индивида, он процветает, воспроизводятся новые ценности, он вступает в такую стадию социальной среды, которая для него является совершенно новой. По мнению исследователей, целью адаптации является развитие личности в новых условиях (социальных, политических, экономических, культурных). В связи с этим растут потребности, они становятся не «базовыми», а «возвышенными». Как следствие, повышается уровень культуры и образование. Именно по этой причине исследователи считают социальную адаптацию преимущественно положительным процессом.

Но нужно отметить, что успешной адаптация будет только тогда, когда будет совпадение внешних требований общества и внутренних возможностей личности. Также важно, чтобы личность отказалась от ряда своих базовых установок, чтобы обеспечить собственное и общественное процветание.

Источник

Социальная установка: понятие, функции, влияние на поведение

Социальные установки , одно из ключевых понятий в социальной психологии, отдельное направление научных исследований.

Активное изучение феномена формирования социальных установок было начато еще в первых десятилетиях 20 века.

В основе явления лежит теснейшая взаимосвязь личности и социума, чьей неотъемлемой частью является человек.

Что такое социальный статус человека? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие аттитюда

Что такое социальная установка?

По мере роста и взросления личности, накопления жизненного опыта, в сознании человека формируется устойчивый взгляд на людей, предметы и события окружающего мира.

Эта настройка сознания выступает регулировщиком реакций и поведения человека в его взаимодействии с жизнью.

В психологии явление получило название аттитюд, или социальная установка.

Наиболее часто для определения социальной установки пользуются формулировкой американского психолога Гордона Олпорта: прошлое человека формирует в нем предрасположенность действовать в настоящем определенным образом. Эта психологическая готовность и является соцустановкой.

В целом, установка формируется не только на основании личного опыта человека, но и через восприятие им опыта других людей. В основном, свои взгляды на жизнь, опыт, люди передают в обычном общении.

Личная установка, полученная человеком в результате пережитого события, укрепляется, если он слышит подтверждающие его собственные наблюдения выводы и мнения других людей (понятие обобщенной установки в психологии).

Социальная установка в психологии получила название аттитюд от английского слова «,attitude»,, что в переводе означает , «,отношение»,.

Структура

Еще в середине 20 века американский психолог Мануэль Смит выделил три основных составляющих социальной установки:

  1. Сформированное сознательное мнение. Существует в отношении предметов, объектов, явлений и событий, о том, какими свойствами и качествами они обладают (в представлении носителя социальной установки), о способах эффективного и не эффективного взаимодействия с ними.
  2. Эмоциональное отношение (аффект). Проявляется переживанием определенных эмоций, чувств, ощущений в виде реакции на предметы, людей, происшествия. Есть четкое понимание, приятны или отталкивают (вариант , не задевают, оставляют равнодушным) явления, происшествия, субъекты или объекты.
  3. Поведение. Человек готов действовать по определенной схеме в качестве реакции на событие или модели общения с людьми.

Таким образом, соцустановка включает когнитивный, аффективный и поведенческий уровни.

Говоря о видах социальных установок, имеют в виду их определенные характеристики:

  • человек готов вести себя в соответствии со сложившимся стереотипом (установка на объект),
  • действие, вызываемое аналогичными явлениями, может проявляться разными способами в различных случаях (ситуативность),
  • отличия по эмоциональному окрасу: вызывающие приятные либо неприятные эмоции, вариант , нейтрально окрашенные.

В психологии выделены понятия стереотипа и социализации.

Стереотипы

Понятие стереотипа выделено в 30-х годах 20 века американским публицистом Уолтером Липпманом.

Писатель обратил внимание на некий фильтр, через который, повинуясь сформированному жизненному опыту, человек распознает и интерпретирует информацию об окружающем мире.

Сформировавшийся стереотип вызывает отношение к явлению прежде, чем рассудок начинает работать:

  • стереотип уже в момент восприятия информации накладывает свой «,фильтр», на представленные факты,
  • сформированный стереотип сопротивляется (или вовсе не поддается) его критической оценке,
  • при столкновении стереотипа с новым опытом первый зачастую побеждает новую информацию: человек заранее убежден, что столкнулся лишь с исключением, заранее уверен в ошибочности поступившей информации, если она опровергает сложившееся стереотипическое мнение.

Конечно, если способность думать, анализировать и воспринимать новое не утрачена личностью, возможно изменение картины мира и даже сложившейся стереотипической социальной установки.

Явление социализации

Контактируя с определенным социумом, человек постепенно усваивает присущие ему нормы поведения, ценности и убеждения окружающих.

Чтобы успешно взаимодействовать с людьми, индивид вынужден накапливать и систематизировать знания о мире, осваивать навыки общения, коммуникации, позволяющие ему устанавливать продуктивные связи и добиваться желаемого.

Все это входит в понятие социализации, которая, по сути, начинается с самого рождения и продолжается в течение всей жизни человека. В психологии понятие социализации рассматривается в нескольких аспектах:

  • формирование человеческой индивидуальности, характера в контакте со средой существования, приспособление к ее нормам и условиям выживания в социуме (процесс социальной адаптации),
  • наличие сообщества людей (социума), который необходим для развития в нем человека, как личности с определенными установками и чертами характера (явление как условие),
  • реакции человека на социум и происходящее в нем, его личное восприятие общественных явлений, зависящее от возрастной группы и социального развития (социализация как проявление),
  • основная характеристика индивида как полноправного члена человеческого сообщества с учетом его возраста (социализация как результат).

Первичная социализация затрагивает небольшие группы ближайшего окружения человека. Это его отец, мать, родня, друзья и сверстники, педагоги и воспитатели в учебных учреждениях, то есть ближний круг реального общения.

Когда в психологии говорят о вторичной социализации, то имеют в виду процессы, которые происходят уже в больших социальных группах.

Например, в круг вторичной социализации попадают административные органы, люди, формирующие законы и установки социального общения на уровне школы, высшего учебного заведения, города, края, государства в целом.

Установка. Структура и функции установки. Теория установки Д.Н.Узнадзе.

— психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге

Теория установки Узнадзе

зародилась и развивалась как теория, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности. Он пытался объяснить явления восприятия, как отражения действительности, и поведение живого существа.

Установка имеет трёхчастную структуру

: 1) аффективный компонент (чувственный образ); 2) поведенческий компонент (действия по отношению к предмету оценивания); 3) когнитивный компонент.

Основные функции установки

  • а) установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;
  • б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
  • в) установка может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям.
Читайте также:  Установка канализации для душевой кабины

Установка как модификация целостного индивида, определяемая субъективным (внутренним — актуальная потребность, прошлый опыт, в его широком понимании, особенности данного индивида) и объективным (внешним — конкретная ситуация) факторами, отражает не только настоящее и прошлое, но и будущее.»

Различаются два вида установок

: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности.
Смысловые
установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом.
Целевые
установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения.
Операционные
установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств.

Виды установок: 1 — социальная

— готовность к восприятию и к действию в определенном ключе; 2 —
моторная
— готовность к действию; 3 —
сенсорная
— готовность воспринимать; 4 —
умственная
— готовность к определенным стереотипам мышления; 5 —
диффузная
— установка сформированная субъектом при однократной встрече с объектом, явлением;

Обычно, чем сильнее эмоциональная реакция после события, тем сильнее закрепляется установка.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни смысловых

,
целевых
и
операциональных
установкок.
Смысловая
установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. По происхождению смысловые установки личности производны от социальных установкок. Смысловые установки содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл). С помощью смысловых установок индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды (инструментальная функция), они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях (функция самозащиты), способствуют самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей (познавательная функция). В отличие от целевых и операциональных установок, изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, изменение смысловых установок всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта.
Целевые
установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые установки проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия (см. Эффект незавершенного действия).
Операциональная
установка имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и т. п. Психофизиологические механизмы, реализующие различные операциональные установки, проявляются в общем тонусе организма, выражающем позу субъекта в целом, определенную преднастройку в сенсорной и моторной области, что предшествует развертыванию тех или иных способов осуществления действия.

Феномен установки объясняет как смещаемость внутреннего эталона, которая обеспечивает способность человека адаптироваться к изменяющимся социальным и психологическим условиям среды, так и такие явления, как предубеждение, ксенофобия, национализм.

Установка есть неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности. Установка выступает как состояние мобилизованности, готовности к действию, состояние, обусловленное наличием у субъекта потребности и соответствующей ситуации ее удовлетворения.

Установка, следовательно, есть механизм регуляции деятельности, и регулирующая функция установки

проявляется в форме направленности на решение определенной задачи. Так же как и для других советских психологов, для школы Д. Н. Узнадзе отправным становится понятие о деятельности, на базе которой строится все здание “наших психических содержаний — наше познание, наши чувства, наша воля”.

Психологические установки и их виды: Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества человека. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека. Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке.

Теория установки, по собственной оценке Узнадзе

, является попыткой объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования, обозначенного понятием «установка».
Установка возникает при наличии одновременно двух условий
: потребности, актуально действующей в данный момент, и объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ее формировании учитываются внутренние и внешние факторы.
Установка представляет собой
первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. «Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения». Установка описывалась как то опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет поведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма. Так, мышление (а также творческая фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сделать специальным объектом исследования это затруднение. «Этот специфический акт, обращающий включенный в цепь деятельности человека предмет или явление в специальный самостоятельный объект его наблюдения, можно было назвать актом объективации». Выделение объективации приводит Узнадзе к выводу
о существовании двух уровней психической жизни
— уровня установки, свойственного для всякого живого существа (и лишь в частности для человека), и уровня объективации, который представляет собой «специальное достояние лишь для человека как существа мыслящего, строящего основы культурной жизни как творца культурных ценностей».

Направленность на выявление внутренней детерминации активности составляет сущность и пафос подхода Д.Н. Узнадзе

, нацеленного на преодоление постулата непосредственности в психологии. Поскольку установка (и потребность) находятся в «пространстве субъекта» и, следовательно, являются внутренними образованиями, остается неясной роль поведения и деятельности в психологии.

Источник

Социальные установки личности — Блог Викиум

В любом обществе существует ряд ценностей, которые передаются от поколения к поколению. К базовым ценностям можно отнести доброту, честность, свободу. Если личность будет придерживаться данных аспектов, это будет характеризовать ее с лучшей стороны. В психологии подобная система имеет свое название — социальная установка. В этой статье вы узнаете о роли и функции социальных установок, а также поймете, как происходит социализация.

Социальные установки в психологии

В 1918 году ученые активно изучали адаптацию индивида и пришли к выводу, что она невозможна без взаимосвязи с социальной организацией. Данной системе связи ученые дали название социальная ценность и социальная установка (аттитюд).

Согласно одному из американских ученых, социальная установка — эмоциональное состояние индивида, при котором он ведет себя определенным образом, отталкиваясь от прошлого опыта, связанного с данным объектом. В социально-психологической литературе выделяют 5 социальных установок:

  1. Для перцептивной нормой является видение того, что человеку самому хочется видеть.
  2. Ситуативная подразумевает разные отношения человека к определенному объекту в зависимости от определенной ситуации.
  3. Для социальной в основе лежат действия личности, которые он предпринимает в любой ситуации.
  4. Общий вид характеризуется влиянием одинаковых объектов на человека.
  5. Частный вид подразумевает определенную установку к объекту.
Читайте также:  При установке драйверов nvidia пишет работают другие программы установки

Структура и компоненты социальных установок

По структуре социальная установка подразумевает 3 компонента:

  1. При когнитивном компоненте субъект обладает фиксированными знаниями об определенной установке.
  2. Аффективный компонент включает в себя следующие свойства: эмоции, знания и переживания, которые индивид испытывает по отношению к объектам.
  3. Под поведенческим компонентом рассматриваются определенные действия, которые может проявить человек к объекту.

Все компоненты могут существовать отдельно или же быть обобщенными.

Изменение социальных установок

Понятие изменения социальных установок подразумевает целенаправленное влияние или же стихийное. В первом случае речь идет о воспитании ребенка и поведенческой корректировке. В втором случае влияние происходит за счет каких-то обстоятельств и действий общества.

Если на человека будет оказано влияние субъектом, к которому у него нет доверия, нет смысла ожидать положительный результат. Большое влияние на изменение убеждений оказывает поступающая информация. Первое впечатление всегда является решающим, поэтому если человек знает, что какой-то теории нельзя доверять, в дальнейшем он будет отталкиваться именно от этой мысли. Если же личность получила информацию, а уже после узнала о ее предполагаемой недостоверности, обычно это никак не влияет на установки.

Человек не может добиться успеха без эффективного социального взаимодействия. Научиться лучше взаимодействовать с обществом поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».

Источник

Социальные установки, как одна из основных социально-психологических характеристик личности

Социальные установки характеризуют личность с социально-психологической стороны. Это отношение субъекта к людям, социальным группам, событийному ряду, происходящему в обществе. Все исследователи единодушны в определении смысла данного термина.

Социальные установки — это социально-психологический фактор в развитии личности.

Существует единое определение социальной установки личности как устойчивого отношения человека к социальным событиям, объектам и фактам. Однако этот термин в психологии имеет несколько значений с существенными различиями. Термин «attitude» в переводе на русский язык означает «пригодность», «соответствие».

Первоначальное значение — готовность человека к решению определенной задачи.

Объектами социальных установок являются люди, группы разной социальной направленности, текущие события, предметы материальной и духовной культуры. Социальная установка является важнейшим элементом характеристики личности и объясняет ее поведенческие действия в общественном процессе.

По прошествии времени значение термина «социальная установка» менялось. Понятие стали рассматривать как устойчивое отношение человека или объединения людей к чему-либо или к кому-либо. Внимательно изучив социальную установку, ученые пришли к выводу, что это явление сложное, относящееся к разряду психических состояний.

Трехмерная структура социальной установки

Как психическое состояние социальная установка представляет собой готовность человека к социальным действиям. Ученый М.Смит разработал и описал трехмерную структуру социальной установки, выделив в ней три компонента:

  • когнитивный;
  • аффективный;
  • поведенческий.

Когнитивный компонент — знание субъекта о том, к чему относится его социальная установка.

Аффективный компонент — эмоции, переживания, связанные с объектом, событием, процессом.

Поведенческий компонент социальной установки — реальные действия, действия, которые готов совершить человек, касающиеся рассматриваемого объекта.

Эти компоненты могут быть согласованы и не согласованы между собой. Если три составляющие не противоречат друг другу — это согласованные социальные установки. К примеру, позитивные знания, благоприятный эмоциональный фон и действия, охарактеризованные положительно, являются согласованной социальной установкой.

Несогласованная социальная установка включает в себя негативную информацию, положительное отношение и действия нейтрального характера.

При согласованной социальной установке человек действует последовательно. Рассогласованная социальная установка вызывает противоречия в поведении, амбивалентные чувства.

Исследования социальных установок можно объединить в три этапа. На первом этапе, в начале ХХ века, было введено понятие, начались теоретические и экспериментальные исследования. Эти исследования стали продвигаться значительно быстрее, когда в годы Первой мировой войны были применены средства «психологической войны». Это были пропаганда и агитация, которые оказывали психологическое воздействие на противника и на население, тем самым происходило изменение социальных установок.

Перед Второй мировой войной и после нее исследований почти не было. И только с конца 1950-х гг начался второй этап исследований.

До последней четверти ХХ века социальные установки были предметом науки, либо касались агитации и пропаганды. В настоящее время социальные установки интересны многим прикладным областям социальной психологии. Это и есть третий, современный этап исследований.

Основные функции социальных установок

Учеными были выделены и описаны три функции:

  • познавательная;
  • выразительная;
  • приспособительная.

Верные социальные установки дают возможность человеку быстро получать знания о нужных объектах, событиях, процессах еще до того, когда он столкнется с этими явлениями в обществе. Познавательная функция может быть реализована через когнитивный сегмент.

Социальные установки показывают человека как личность в его отношении к людям, к жизни в целом. Эта функция проявляется через аффективный сегмент.

Социальные установки позволяют человеку безболезненно пройти адаптацию в обществе, группе. Эта функция может быть реализована через поведенческий сегмент.

Формирование и изменение социальных установок

Большой вклад в исследование этого вопроса внес ученый К. Ховланд. Он продемонстрировал, что на социальные установки влияют три группы факторов, которые связаны с источником информации, содержанием информации и аудиторией, для которой эта информация предназначается.

Если человек положительно относится к источнику информации, его соц. установки больше подвержены изменениям. Если человек отрицательно относится к источнику информации, может произойти явление, называемое «эффектом бумеранга». Социальные установки изменятся в противоположную ожидаемой сторону. Если источник информации является своим, которому человек безгранично доверяет, он может оказать большое влияние на изменение социальной установки. Чужой источник информации не оказывает существенного воздействия на соц. установку.

Содержание и порядок поступления информации также влияет на формирование и изменение соц. установок. Первая информация больше влияет на социальные установки, чем последующая. Такое явление называется эффектом первичности. Для того, чтобы данный эффект возник, необходимы следующие условия:

  • непрерывный поток поступления информации;
  • поступление информации в период физической и психологической усталости от ее восприятия (невнимательность, отсутствие заинтересованности);

Информация, поступающая второй или последующей, эффективнее будет действовать при следующих условиях:

  • порционное поступление информации с большими временными интервалами;
  • поступление информации в течении долгого времени.

Если перед тем, как получить информацию, человек предупрежден о том, что ей нельзя доверять, а также если информацию воздействия человек получает заранее в небольших дозах (эффект прививки), он становится невосприимчив к ней.

Если человек уже получил информацию, а затем был предупрежден о недоверии к ней, то такое предупреждение вряд ли сможет повлиять на изменение социальной установки.

Информация должна быть простой и понятной. Сложная и противоречивая информация не в состоянии существенно влиять на соц. установки. Если человеку представлены две позиции по одному вопросу, он не изменит свою точку зрения только потому, что ему сложно разобраться.

Восприятие информации также зависит от особенностей аудитории. Люди с позитивным настроем примут информацию, если она даже недостаточно качественна: лишена логики, не аргументирована. Люди с отрицательным настроем могут не принять последовательную и логичную информацию. Люди с высоким интеллектуальным уровнем больше реагируют на доводы, чем на эмоции. Если уровень образования, воспитания и культуры низок, больше подойдет информация эмоционального плана.

Источник

Adblock
detector