Правовая установка это определение



Понятие и характеристика правовой установки гражданина.

Правовая установка личности — содержательно-динамический (поведенческий) компонент правосознания личности, выражающий предрасположенность и готовность личности к совершению правового поведения определенного типа (вида).

Результатом правового воспитания является сформировавшаяся правовая установка, показывающая отношение личности к существующим правовым установлениям и институтам, что приводит к следующему заключению: для наиболее полного понимания сущности правовой установки необходимо рассмотрение ее связи с понятием смысла, отношения, жизненной позиции[10].

Такой подход позволяет сделать вывод о том, что установка есть целостное состояние субъекта, предшествующее проявлению активности.

Понятие правовой установки тесно связано с такими понятиями, как «ориентация», «позиция» личности, что дает возможность при сопоставлении данных понятий раскрыть смысл правовой установки как одной из разновидностей социальной установки. К указанным понятиям можно также отнести «ценность» как объект, на который направлена установка[11].

Не случайно установка выступает в качестве направленности личности, ее ориентированности. Определенное отношение личности к объекту деятельности складывается на основе оценки, причем объекты осознаются как ценности, это уже фактически положительное отношение личности, способствующее выработке соответствующих им правовых установок.

Правовая установка является результатом объективации личности, представляющей вид субъектно-объектных взаимоотношений человека с окружающей действительностью. Отношение индивида к условиям социальной действительности — вот главный признак, с помощью которого можно определить установку личности, ее направленность и поведенческую готовность. Индивид становится личностью только под влиянием общества, а его деятельность в той или иной степени подконтрольна сознанию.

Исходя из представленных мнений можно сделать ряд выводов:

Первое. Правовая установка как разновидность социальной установки, являясь одним из основных и важных регуляторов поведения людей, представляет собой систему потребностей, интересов, взглядов, идеалов, имеющих определенную направленность.

Второе. Правовая установка является ядром правового сознания, воплощающим базовые, отправные идеи, убеждения, ценности, относящиеся к важнейшим сферам жизнедеятельности общества и государства.

Третье. Правовая установка есть то звено, которое связывает личность и право, правовые чувства, мотивы, отношения, оценки с социально-правовой активностью, правовым поведением.

Четвертое. Правовая установка, с одной стороны, представляет собой готовность личности проявить активность в области познания, применения, реализации права, а также в правотворчестве, это «настройка» всей структуры правосознания, всех его элементов таким образом, чтобы личность смогла выполнить нормативные предписания. С другой стороны, она выражает отношение индивида, коллектива, общества в целом к другим действующим правовым нормам, к практике их реализации, а также к желаемым изменениям правовых институтов.

Пятое. Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые установления, предрасположенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлении так, а не иначе[12].

Ввиду сложности структуры правовой установки, методов ее выявления классифицировать правовые установки следует по нескольким критериям, что позволяет наиболее полно раскрыть их сущность. К указанным критериям целесообразно отнести следующие:

— сфера правоотношений, регулируемая нормами той или иной отрасли права; направленность на различные отрасли права;

— длительность действия правовых установок;

— степень фиксированности установок;

— степень осознанности правовых установок;

— оценка личностью правовых предписаний (правовых норм и принципов);

— оценка личностью собственного правового поведения;

— мотивы (причины, цели) правомерного и неправомерного поведения;

— потребности, интересы личности;

— реальное поведение личности в ситуациях, предусмотренных нормами права[13].

1). Нормы, изданные различными государственными органами, нормы различных отраслей права имеют неодинаковую силу воздействия на поведение личности. Так, правовые установки у определенного круга лиц формируются под влиянием возможности применения санкций, а различие санкций, к примеру, уголовного и трудового права, весьма существенно. Нормы различных отраслей права регулируют разные виды деятельности граждан, а деятельность — реальное поведение.

2). Различие между правовыми принципами и правовыми предписаниями предопределило и различие между правовыми установками:

— правовые установки, связанные с действием принципов права, служат характеристикой жизненной позиции личности;

— правовые установки, направленные на соблюдение конкретных правовых норм, должны прекратить свое существование с отменой правовых предписаний.

3). Как правило, правовые установки делятся на фиксированные и актуально-моментальные.

4). Критерием осознанности правовой установки является отношение личности к тем или иным правовым ценностям:

— осознанность правовых установок означает оценку личностью образа действий, предусмотренного в нормах права, т. е. возникает «идеальная» правовая установка;

— правовая установка может быть определена по степени осознан-ности собственного поведения личности, его соответствия правовым нор-мам (позитивная, нейтральная, негативная правовая установка).

5). Сущность правовых установок, направленных на тот или иной вид социально-правовой активности, определяет мотивы и соответствующие им цели. Отсюда правовые установки могут быть направлены на: правомерное поведение и неправомерное поведение.

Причем необходимо учитывать не только ведущий мотив, но и остальные, менее выявленные мотивы. Поэтому целесообразно выделить смешанные правовые установки.

6). За мотивом правомерного поведения «кроется» главный критерий правовых установок — потребность. Потребность является первоначальным, глубинным фактором зарождения правовой установки на соблюдение норм права. Потребность имеет свойственные ей характерные, специфические черты:

— потребность в создании, применении или реализации правового требования всегда выступает как выражение воли или общества в целом, или отдельных социальных групп. Личность в большинстве случаев обязана подчинить, согласовать свои потребности с потребностями общества;

— потребность в сфере правового регулирования всегда должна иметь четкое оформление;

— правовая потребность выступает как необходимость правового урегулирования тех или иных общественных отношений.

7). По типу поведения (соответствие и несоответствие нормам права и их целям) правовые установки в сфере действия права могут быть как позитивными, так и негативными[14].

Источник

Правовая установка гражданина – неотъемлемая часть правосознания

Правовая установка, представляющая собой систему потребнос­тей, интересов, взглядов, идеалов и имеющая определенную ориентацию и направленность, является динамическим элементом правового сознания.

Действие установки в правовой сфере трансформируется в предрасположенность личности к восприятию содержания нормы права, ее оценке, готовность к совершению поступка, имеющего юридическое значение, или как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые установления, предрасположенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлений так, а не иначе. Это устоявшаяся, внутренне последовательная система реакций, определенная линия в реакциях индивида по отношению к тому правовому установлению, с которым связана установка.

Правовые установки занимают важнейшее место в структуре пра­вового сознания. В первую очередь, посредством правовых установок определяется отношение граждан к окружающей действительности. Именно на основе правовых установок правовое сознание объединяет в себе все психические процессы, свойства и состояния, которые проявляются в конкретном правовом поведении. Они играют определяющую роль в ус­воении и переработке правовой информации.

Правовая установка характеризуется многофункциональным назначением, что проявляется как в механизме формирования различных моделей поведения, так и в правообразовательном процессе. В соответствии с этим важное значение имеет стимулирующая правотворческая функция правовых установок, способствующая совершенствованию российской правовой системы.

На становление, формирование и фиксацию правовых установок граждан значительное влияние оказывают социально-психологические факторы, явления, процессы, образующие внешнюю среду такого воздействия. Эта среда обусловливает механизмы позитивного и негативного влияния на мысли, намерения, чувства, эмоции, поступки индивидов, осваивающих, осмысливающих, анализирующих, обобщающих все то многообразие правовой информации, адресуемой каждому субъекту общественных отношений, с которой он постоянно сталкивается и сопри­касается в процессе своей жизнедеятельности.

Чтобы эта среда была благоприятной, необходимо в первую очередь совершенствовать правовую систему, отражающую интересы и потребности ее субъектов и государства в целом.

Важнейшим результатом нравственно-правовой социализации является формирование правовой установки и правосознания в целом, которые составляют собственно образовательный момент в процессе со­циализации (образование и воспитание здесь неразрывно связаны). Уровень развития правосознания может свидетельствовать о степени социализации личности. Следует отметить, что правосознание составляет фундамент всего дальнейшего правового развития личности.

Особенности формирования правовых установок граждан обусловлены характером и содержанием правовой социализации, включающей в себя усвоение личностью всего богатства системы права, выработку критериев социально-правовой оценки явлений, поступков, имеющих юридическое значение, познание всех тех социальных ценностей, которые поддерживаются и охраняются правом, приобретение навыков, необходимых для уверенной ориентации в социально-правовой сфере, становление установок, связанных с оценкой законов и права в целом.

Определение основных направлений формирования позитивных правовых установок в современных условиях, выработка качественно нового уровня правовой психологии граждан, создание оптимально-качественных условий, позволяющих рационально и с максимальной пользой осуществлять трудовую деятельность, дают возможность повысить уровень правового сознания и правовой культуры граждан, социальных групп и общества в целом.

Теоретическая и практическая значимость представленного исследования состоит в том, что содержание курсовой работы позволяет осмыслить понятие, сущность, особенности, состояние и значение правовых установок граждан, а также выявить механизм их формирования.

Значимость работы заключается еще и в том, что рассмотренная автором проблема может быть широко использована в дальнейших исследованиях различных аспектов проблемы правового сознания субъектов общественных отношений в русле современных тенденций правового развития российского общества.

Правовая установка гражданина – неотъемлемая часть правосознания

Правосознание — сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Спецификой этой сферы общественного сознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями. [1]

В любом акте правового поведения обязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности органов правоохраны в глазах индивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому.

Структура правового сознания. Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-то одной системе представлений. Необходимо по меньшей мере несколько сечений, чтобы обнажить его сложную структуру. Многоплановый разрез является условием изучения взаимосвязей различных продуктов духовного отражения правовой действительности и определения социальных функций правосознания в целом. [2]

При исследовании правосознания с точки зрения предмета отражения выделяются сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права и различным видам правовых отношений. Недифференцированное в этом плане изучение правосознания недостаточно продуктивно для понимания его роли в той или иной области правовой жизни общества и индивида.

Читайте также:  Драйверы usb для установки windows 7 64 bit

Структура правосознания, изучаемого с точки зрения глубины отражения правовых явлений, обнаруживает как бы два уровня: правосознание обыденное и правосознание теоретическое. Как известно, различие между ними состоит в том, что первое носит эмпирический характер, порождается повседневными условиями жизни людей, ограничивается непосредственными нуждами и сводится преимущественно к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, тогда как правосознание теоретическое стремится проникнуть в сущность явлений, познать их закономерность, выразить их в системе взглядов, концепций, теорий. [3]

По широте распространения различных видов отражения правосознание характеризуется как массовое, специализированное, локальное. При рассмотрении правосознания с точки зрения его принадлежности определенным субъектам возникает необходимость различать конкретных носителей и соответственно этому — правосознание общества, групп и индивидов.

Функциональные компоненты правового сознания. Анализируя функциональную структуру и компоненты правосознания, следует вспомнить исходное положение психологической науки о единстве сознания и деятельности. Принцип деятельностного подхода в самой краткой формулировке состоит в том, что сознание формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, реализуется в ней. Применительно к рассматриваемой проблеме это означает, что структура правосознания может быть познана по результатам функционирования, конечным его продуктам. [4] Соответственно трем функциям правосознания — познавательной, оценочной и регулятивной — определяются основные функциональные компоненты правосознания (табл. 1).

Таблица 1. Функциональная структура правосознания

Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умений, или правовая подготовка. Оценочной функции отвечает система оценок и мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к праву и практике его исполнения и применения. Регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок и ценностных ориентации.

В основе социально-приспособительной деятельности людей лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности. Это относится и к правовой сфере. Но правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться, поэтому необходимо учитывать степень практического владения этими знаниями. [5] Уровень правовых познаний и умение применять их на практике поддаются эмпирической проверке с относительной степенью достоверности.

Познавая действительность, люди не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Познанные свойства объектов определенным образом переживаются. Возникает новое, на этот раз уже интеллектуально-эмоциональное образование — психическое отношение к объектам познания и практической деятельности (определение субъективной значимости объекта как хорошего или плохого, полезного или вредного, приемлемого или неприемлемого и т.п.).

Отношение выражается в оценке. Она состоит в признании значимости чего-либо с точки зрения индивида, группы или общества. Оценка стоит между познанием и практикой. Это всегда сравнение, в результате которого субъект выбирает как раз то, что соответствует потребностям и интересам, ценностям его сознания. Профильтрованные через личный опыт и правовую практику субъекта познаваемые им разные стороны и явления правовой жизни точно так же вызывают к себе определенные отношения и, будучи значимыми для личности, приобретают известный смысл, квалифицируются как ценности.

Подобная оценка есть «знание значения» предмета, поступка, явления, деятельности, которая включает в себя представление об объективных свойствах оцениваемых предметов и явлений. Поэтому оценивающая деятельность невозможна без познающей.

В структуру правосознания входят четыре основных типа оценочных отношений: отношения к праву (его принципам, институтам и нормам); оценочные отношения к правовому поведению людей; к правоохранительным органам и их деятельности; к собственному правовому поведению (правовая самооценка). [6]

Отношения к правовым ценностям выражаются в оценочных суждениях, которые могут быть выявлены эмпирическим исследованием с большей или меньшей степенью соответствия подлинным оценкам обследуемых лиц. [7] Разумеется, нужно учитывать, что получаемые при этом оценки могут носить декларативный характер и контрастное, «черно-белое» изображение ценностных отношений в терминах «за» или «против» есть только бледная абстракция действительных отношений, богатых красками и полутонами. Поэтому сфера правовых оценок по сравнению с правовыми знаниями труднее поддается эмпирическому выявлению и требует более сложных методик.

Однако сами по себе ценностные отношения как интеллектуально-эмоциональные образования без сил, играющих роль пусковых и движущих механизмов деятельности, еще не обладают способностью практической реализации. Такую роль выполняет волевой компонент, формирующий готовность действовать в определенном направлении. Включение этого компонента приводит к новым, теперь уже интеллектуально-эмоционально-волевым образованиям, социальным установкам. [8]

Под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой. [9] Динамический энергетический характер отличает установку от оценочного отношения, которое само по себе остается созерцательно-эмоциональным. Когда объектом установки служат различные правовые ценности, мы говорим о правовых установках.

В совокупности установки организуются в систему ценностных ориентации. Ценностные ориентации — это устойчивая система установок, определенным образом ориентированная на социальные ценности и направляющая поведение людей по отношению к этим ценностям в условиях их сложного взаимодействия. Доминирующие установки образуют направленность личности, определяют ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентации. [10]

Правовая ориентация есть интегрированная совокупность правовых установок индивида или общности, непосредственно формирующая внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях. Таким образом, регулятивная функция права осуществляется посредством правовых установок и ориентации, синтезирующих и стабилизирующих все иные источники правовой активности.

Источник

Урок 9. Правосознание и правовая культура

Правовое сознание – представления, знания людей о праве, а также отношение к нему.

Правовые знания – информация о различных сторонах правовой системы общества.

Правовые эмоции – чувственное отношение к праву в форме позитивных и негативных переживаний.

Правовая установка – предрасположенность личности (группы, общества) определённым (негативным или позитивным) образом воспринимать и оценивать правовые явления и готовность в соответствии с этим действовать.

Правовые ценности – представления людей о равенстве, свободе, справедливости, законности, правопорядке и других социально-позитивных правовых явлениях.

Ценностные ориентации – система установок личности, определяющих её жизненную программу.

Правовая культура – качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правового регулирования.

Правовой нигилизм – равнодушие или активное неприятие правовых установок.

Правовой идеализм – возвеличивание роли права, полагая, что только применение идеальных законов может решить проблемы общества.

Правовое воспитание – распространение правовых знаний, представлений о ценности правомерного поведения, законности и других правовых явлений в жизни личности и общества с целью их восприятия и последующего усвоения.

Список литературы

Обязательная литература:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова– М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – с.161-172 (Инновационная школа).

Источник

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • — законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • — федеральных конституционных законов;
  • — федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • — ненормативные акты общего характера;
  • — акты официального разъяснения;
  • — правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально — правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • — договоры (сделки);
  • — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • — носят индивидуально — правовой характер;
  • — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • — образцы деловых бумаг;
  • — комментарии законодательства;
  • — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Источник

Что такое право — Это Ваше право!

С древности, как возникло право, до настоящего времени спорят юристы, философы, другие ученые: «Что такое право? Какими признаками обладает Ваше право?» Единого мнения нет. Тем не менее можно выделить основные признаки права, описать формы проявления правового начала, исследовать его функции и роль.

Право — система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это — одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил — норм. Норма (от латинского слова norma) — образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Исторически мораль возникла задолго до появления государства и права. Мораль — это сложившиеся в обществе духовные начала. Они выражены в известных общих правилах: справедливости, добра, достоинства, чести. Большинство людей в своих поступках руководствуются прежде всего моральными нормами, когда оценивают свои поступки и поступки других людей, так как в них выражаются их идеалы, представления о самом важном в жизни. С ходом развития человечества возникла потребность в особом регуляторе общественных отношений, так как существующие нормы обычаев, традиций не смогли справиться с задачами социального регулирования. Нужен был по сравнению с ними более сильный регулятор. Таким нормативным регулятором стало право. Постепенно сложившиеся, устойчивые обычаи становились законами.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права — воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV — III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Рассмотрим как формировалось право. Было два пути. Первый путь, когда первобытные обычаи перерастали в нормы права, государство делало их общеобязательными для исполнения. Французский писатель Жозеф Жубер (1754 — 1824) очень метко подметил: «Лучшие законы рождаются из обычаев». Правила поведения, заключенные в обычаях, проходили как бы проверку временем, изменялись в соответствии с потребностями жизни и были готовой правовой нормой. Второй путь, когда оно устанавливалось государством в виде принятия нормативно-правовых актов, т.е. установления норм, правил поведения, которых до этого в обществе не было. Таковы почти все законы Петра I.

Почему право называется «правом»? Прежде всего потому, что право неотделимо от важнейшего морального принципа — справедливости (например, слова «право», «правое», «справедливое»). Но не только поэтому. Главное в том, что право всегда действует через права, то есть через предоставляемые отдельным людям и целым коллективам, организациям юридические возможности. Право определяет, является ли их поведение правомерным либо неправомерным, незаконным, и потому наказуемым.

Нередко в одинаковом значении используются слова «право» и «закон». Право исходит от государства в форме закона. Именно в нем содержатся нормы — правила поведения. Законами называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими. А среди них высшей юридической силой обладает Конституция (Основной Закон). На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы. Наряду с законами существуют и другие правовые акты, хотя и подчиненные законам, но также содержащие определенные правила поведения: постановления, инструкции, правила, приказы и т. п. Эти нормы соединены друг с другом смысловыми узами, являются звеньями одной цепи законодательства. Вместе с законами они составляют источники права — документы, в которых содержатся правовые нормы.

Право используется в трех значениях. Первое — совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство. Другое значение — личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И наконец, мы часто используем слово «право» в неюридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона. Для нас важно первое значение, оно и поможет ним сформулировать понятие права.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения — значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

На схеме изображено, какие же признаки определяют понятие «право». Рассмотрим их.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А.В. Сухово-Кобылин (1817 — 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах неправедного правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства — виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Нормы права — это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее. Право, выражая общую и индивидуальную волю граждан, утверждает в обществе принцип справедливости. Древнеримский оратор Цицерон говорил: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право — многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право — средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты Вашего права в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Источник

Adblock
detector