Политические установки и традиции



Традиции политические

ТРАДИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — (political traditiones) устойчивые элементы преемственности в политике и политической деятельности, складывающиеся исторически и переходящие из поколения в поколение, укоренившиеся нормы поведения, политической деятельности, определенные принципы … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ТРАДИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, прав вила поведения в политической жизни. Т.п. являются одним из важнейших факторов формирования политической культуры общества. Т.п. существуют в форме обычаев, доминирующих … Политология: словарь-справочник

Политические партии — Политическая партия имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса… … Википедия

Политические протесты на Олимпиадах — «Олимпийские ступени», Сянган (2007) Олимпийское движение и политический протест диалектически связанные между собой явления. Акты демонстративного публичного политического протеста в ходе подготовки и/или проведения очередных Олимпийских игр… … Википедия

Политические молодёжные организации Казахстана — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Содержание … Википедия

Политические течения Польши в начале 60-х годов — Общественно политический подъем, наступивший в России в конце 50 х и начале 60 х годов, , назревавшая во всей империи, захватили и Королевство Польское. Царизм вынужден был пойти на известное смягчение своей политики в Польше. Из Сибири вернулись … Всемирная история. Энциклопедия

ДВИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — в широком смысле политич. процессы, связанные с соц. деятельностью активизировавшихся по той или иной причине массовых групп населения. В узком смысле совокупность связанных между собой политич. выступлений, как правило, выходящих за рамки… … Российская социологическая энциклопедия

Партии политические — Политическая партия имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса… … Википедия

Охота, рыбалка, природа, традиции — (фр. Chasse, pêche, nature et traditions, CPNT) французская политическая партия, основанная в сентябре 1989 года в виде ассоциации. Политическая платформа партии защита традиционных ценностей сельской Франции … Википедия

Источник

Политические традиции

Слово «традиция» в переводе с латинского означает «передача», «предание». Это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции могут проявляться в общественной и политической жизни, в практической активности граждан, социальных слоев, групп, партий и организаций, в политической борьбе. Поэтому они являются важным элементом политических систем, политической культуры общества.

При столкновении политики и политических решений с традициями чаще всего побеждают именно традиции. Поэтому недооценка влияния и веса традиций приводит к поражению политических лидеров и партий, к их изоляции от населения.

Проявление традиций, как правило, стихийно, спонтанно. Однако в некоторых случаях сознательная деятельность личностей, общественных организаций и политических партий способствует возникновению традиций.

Важной особенностью традиций является то, что они есть форма передачи определённых отношений, эта форма может быть наполнена разным содержанием, которое нередко значительно отличается от того первоначально содержания, которое было в нее заложено. Таким образом, на протяжении истории реальное содержание традиции может меняться. В этом одна из причин устойчивости традиций. Эта особенность позволяет и в современных условиях использовать в практике традиции, унаследованные от далекого прошлого. Например, одна из традиционных форм выражения мнения общества по поводу власти и ее деятельности являются демонстрации, но если в СССР это был способ выражения своей лояльности и поддержки существующему режиму, то сегодня часто это также способ общества показать свое недовольство деятельностью власти.

Традиции тесно связаны с народной памятью и с наследием. Традиция означает, что в сознании людей имеется известное представление о должном, о том, как должно быть, и это должное так или иначе направляет и упорядочивает современную практику.

Роль традиций в области общественной жизни и общественной активности настолько велика, что некоторые массовые действия сохраняются веками, несмотря на попытки гражданской или духовной власти их ликвидировать (народные праздники, шествия, парады, манифестации, несение почетного караула, возложение венков, чествование политических лидеров и т.д.). При советской власти была отменена рождественская елка, и все же со временем пришлось ее вернуть уже в качестве елки новогодней.

В политической культуре функционирует также сложный, многообразный и трудно определяемый мир легендарных, а то и мифических воспоминаний: святые места, героизированные личности, старые страхи, старые проклятия или, наоборот, симпатии, которые сохраняются и воспроизводятся в романтических рассказах, сказках, произведениях, песнях и т.д. В политической культуре политическая традиция тесно пересекается с фольклором, частично смешивается с ним, создавая причудливую, трудно анализируемую картину. Но недооценивать традиции нельзя, их устойчивость может сильно сказываться на политических решениях, политических симпатиях и ориентациях сегодня.

Многие традиции активно проявляются в периоды крупных общенациональных потрясений (революция, война за освобождение, восстание). В этом смысле можно утверждать, что такие потрясения не только создают традиции, но и вскрывают (так сказать, оживляют, реставрируют) многие традиции, которые сложились уже давно, но длительное время дремали.

В качестве традиций выступают те или иные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обряды. Примером возвращения забытых традиций в России стало посещение руководителями государства церковных церемоний, возвращение законодательному органу страны прежнего названия «Государственная Дума» и др.

Политические традиции могут исключить или значительно упростить выбор участников политического процесса, обеспечить предсказуемость его осуществления. Вместо того чтобы обосновать и защитить свои позиции в выборе той или иной альтернативы, люди часто отделываются простым ответом – «по традиции», «так всегда было».

Традиции безличны. Люди реагируют не на личностную политику, а на принятые в данном сообществе нормы, например, голосование за представителя той или иной партии, социальной группы.

С особой силой традиции возрождаются в кризисные периоды, потому что политические силы ищут опорные точки для решения новых проблем. Обращение к традициям может в этом случае либо придать дополнительные возможности для разрешения кризиса, либо, наоборот, дезориентировать их, если они просто «накинут на себя одежду прошлого». Это называется – вливать новое вино в старые меха.

Традиции более устойчиво и эффективно передаются в социальной общности, которая более сплоченна, структурирована. В этом случае человек подвергается концентрированному воздействию, образцу поведения и мышления. Например, вступление в партию, союз, объединение означает присоединение не только к программе, но и одновременно подключение к определенной общественной памяти, к истории, как ее видит данный коллектив, к традиции, которые он олицетворяет.

Традиции отличаются, как правило, значительной устойчивостью. В тех случаях, когда они приобретают общенациональный и межклассовый размах, они сохраняются длительное время даже после того, как исчезли причины, их породившие, или исчезли те классы и слои, среди которых они возникли и укоренились. Так, например, несмотря на изменившиеся условия и отмену официального празднования 7 ноября в качестве дня Октябрьской революции, в этот день некоторые партии и общественные организации тем не менее проводят свои мероприятия, а во многих семьях этот день отмечается застольем. Сохранен и праздник «День труда», который отмечается 1 Мая.

К числу традиционно-нормативных элементов политической культуры относятся политические обычаи и ритуалы, политическая мода. Если политические обычаи – это длительное массовое стандартное политическое поведение, то политическая мода – это кратковременный (непродолжительный) массовый стандарт. Политический же ритуал представляет собой фиксацию установленного способа политической деятельности, канонизированную церемонию (процедуру) определенного политического поведения, например, инаугурация президента, принятие присяги, исполнение гимнов и т.д.

Источник

Политические нормы: пример. Что такое политические традиции?

Развитие государства во многом зависит от того, насколько фундаментальны и проработаны нормы, регулирующие те или иные процессы, происходящие на уровне политических институтов и общества. Какова специфика соответствующих механизмов? Какова роль политических норм для российского государства?

Определение термина

Рассматриваемая тематика имеет сложную структуру и заметный дискуссионный компонент. Первый аспект, в котором полезно рассмотреть политические нормы — определение. Распространена трактовка, по которой под рассматриваемым термином следует понимать меры регуляции активностей в сфере государственного управления и области взаимодействия властных институтов, общества и индивидов. Есть разные виды политических норм: они могут быть представлены в виде законов, традиций, обычаев, ценностных ориентиров, духовных и культурных приоритетов. Могут дополняться принципами — элементами, которые не носят характер регулирования, но часто играют не менее значимую роль, чем собственно нормы.

Но вне зависимости от конкретной разновидности, меры регуляции, о которых идет речь, касаются политической сферы общества. То есть они затрагивают властные отношения, выборные процессы, работу общественно-политических объединений, активностей социальных и этнических групп. Политические принципы и нормы могут реализоваться на различных уровнях — общегосударственном, региональном, муниципальном.

Меры регуляции, о которых идет речь, устанавливаются с целью обеспечения контроля со стороны государства и общества за коммуникациями с участием отдельных индивидов, классов, представителей политических партий и иных общественных объединений. Другая важная функция, которую выполняют политические нормы — защита интересов государства и граждан от внутренних деструктивных факторов и внешнего воздействия.

Смежный характер норм

Можно отметить, что меры регуляции, о которых идет речь, очень близки, а в некоторых случаях идентичны источникам регулирования процессов в обществе — социальным нормам. В ряде случаев их непросто разграничить в силу того, что объект контроля — один и тот же, а содержание регулирующих положений — схожее. Политические, социальные нормы часто рассматриваются в едином контексте.

В соответствии с одной из трактовок, рассматриваемые меры регуляции — частный случай социальных. Эта точка зрения близка тем исследователям, которые считают общество первичным в отношении государства. Аналогичным образом понимаются и правовые нормы — то есть те, которые изложены в законах. То есть каким бы ни был тот или иной регулирующий механизм, он так или иначе будет соотноситься с общественной сферой. Политические и правовые нормы будут частными вариантами социальных.

Читайте также:  Установка багажника lux аэро

Нормы и ценности

Рассмотрим то, как соотносятся рассматриваемые меры регуляции и политические ценности. Которые, как и принципы, также могут играть важную практическую роль. Политические ценности — это ориентиры, которые в большей степени соотносятся с моралью, чем с правом. Следование им предполагает, что субъект соответствующих активностей — например, орган власти или конкретное должностное лицо на государственной должности — проявит свою волю не в силу требований, продиктованных полномочиями, а по причине следования неким общечеловеческим, гуманитарным соображениям.

В идеале политические ценности, если говорить о современных средах, в которых реализуются внутригосударственные и международные отношения, должны отражать интересы прежде всего граждан, а не властей. Это обеспечивается демократическими процедурами, связанными с формированием тех или иных институтов государственного управления. Если они функционируют на должном уровне, то проблем с сочетаемостью политических ценностей и интересов общества не будет.

Нормы и традиции

В начале статьи мы отметили, что одной из разновидностей политических норм могут быть традиции. Основное их отличие от принципов — в том, что они носят характер, не предполагающий их альтернативного понимания. Если принципы как-то нуждаются в объяснении, то традиции, как правило, нет. Они понятны большинству участников политических коммуникаций.

Носителями традиций могут быть самые разные субъекты, например, политические деятели, занимающие конкретную должность. Это может быть социум, который делегирует им властные или административные функции. Это может быть политическое или иное общественное объединение, которое следует тем или иным традициям в ходе работы с избирателями или в процессе решения текущих задач.

Значимость традиций

В ряде случаев рассматриваемые элементы регулирования могут заменять правовые нормы. Например, в силу их отсутствия или недостаточной проработанности и, как следствие, неэффективности. В этом случае традиции иногда именуются «правовым обычаем». Например, внутренняя политика России предполагает их регулярное задействование, если речь идет о правоотношениях с участием субъектов из национальных республик. Законодателю в этом случае проще довериться сложившимся в локальных обществах моделям поведения, чем разрабатывать отдельную правовую норму.

Традиции также могут быть элементом проактивной адаптации общества к новым реалиям или влиянию неких факторов, которые текущая законодательная база не предусматривает. При этом, если задействование традиций в целом становится адекватной реакцией политического субъекта на изменения, то они вполне могут стать основой для формирования соответствующих правовых положений.

Традиция — важнейший инструмент трансляции накопленного обществом в ходе исторического развития опыта участия в тех или иных политических коммуникациях. Их наличие способствует выработке в социуме образцов реагирования на опасные с точки зрения устойчивости государства факторы. Например, в случае напряженной внешнеполитической обстановки общество, имевшее исторический опыт участия в масштабных конфликтах, может проявить готовность к мобилизации всех сил на то, чтобы спасти свою страну.

Влияние традиций на сферы общественных коммуникаций

Политические традиции влияют не только на сферу, в которой реализуются властные отношения и функционируют государственные институты, но также и на иные области социальных коммуникаций. Население РФ, которое традиционно характеризуется высоким уровнем патриотических настроений, с высокой вероятностью окажется готовым, например, не покупать товары импортного производства, попавшие под санкции. В этом смысле прослеживается влияние традиции — любви к Родине — на уровне бизнеса, хотя на первый взгляд между данными сферами мало общего.

Политические традиции, как считают многие исследователи, формируют у людей поведенческие ориентиры, которые могут предопределять фундаментальность установок на реализацию тех или иных активностей. Человек в случае появления неких факторов, повлиявших на формирование традиции в прошлом, может без лишней подсказки определить для себя оптимальную последовательность действий в той или иной ситуации. Например, при появлении в числе кандидатов на высокую должность в государственной системе власти людей, поддерживающих отмену института лицензирования, назначающие их субъекты вспомнят, насколько эта мера в условиях строящейся капиталистической экономики в РФ может снизить качество многих товаров и сервисов, и не станут назначать данного человека на соответствующую позицию.

Традиции могут играть важную социализирующую и воспитательную роль. То есть люди в процессе взросления и приобщения к общественным коммуникациям, при наличии сильных политических традиций, не будут нуждаться в разъяснении вещей, которые предполагают их активное участие в тех или иных компонентах государственного строительства. Какого рода сценарии здесь могут быть уместны? Например, человек, воспитанный на сильных политических традициях уважения к истории своей страны, скорее всего, не будет уклоняться от армии, а с удовольствием пойдет в нее служить. Он будет стремиться к освоению востребованной профессии с тем, чтобы приносить пользу государству.

Традиции как фактор укрепления государственности

Традиции — важный фактор укрепления государственности, особенно если говорить о ее российской модели. Так, современные принципы выстраивания внутрифедеративных отношений в РФ не появились случайно — они имеют длительную историческую традицию, фактически со времен Империи.

Тот факт, что народы России чувствуют себя комфортно и лояльно к центральной власти, обусловлено, как полагают исследователи, не совершенством правовой базы, а тем фактом, что это вполне фундаментальная историческая традиция. Нации, входящие в состав РФ, прекрасно понимают, что, скажем, при большем уровне федерализации могут не справиться с возросшей нагрузкой на экономику, с возникновением новых, не характерных для прошлых лет социальных проблем.

Традиции особенно примечательны тем, что они, несмотря на свою фундаментальность, поддаются аккуратному видоизменению под влиянием тех или иных факторов — в данном случае тех, что связаны с развитием государства. Поэтому они часто рассматриваются исследователями как наиболее эффективные регулирующие механизмы, как самые корректные политические нормы. Пример мы отметили выше — уважение к истории своей страны.

Моральный аспект

Политические нормы могут быть представлены также моральными установками. Их главный признак — выражение воли, не продиктованной какими-либо предписаниями, традициями или принципами. Субъект политических коммуникаций может принять решение исходя из личного стремления помочь партнеру. Или, по крайней мере, не ухудшить его положения.

Мораль может предопределяться как индивидуальным видением человеком ситуации, так и установками, которые играют заметную роль в обществе либо отдельных его группах или объединениях — партиях, профсоюзных организациях, идеологических кружках.

Правовые нормы в политике

Право и политика — сферы, которые теснейшим образом связаны между собой. Большинство решений, которые принимаются органами власти в современных государствах, так или иначе осуществляются в рамках юридически закрепленных механизмов. Правовые нормы можно отнести к категории ключевых для сферы политики. Но важно то, как они будут толковаться. Также право и политика — явления, которые имеют одну принципиальную несхожесть. В чем она проявляется?

Дело в том, что в процессах с участием властных институтов очень часто принимаются решения проактивного характера, под которые попросту не разработана юридическая база или же она характеризуется явно устаревшими положениями. Как правило, изданию того или иного акта законодателем предшествует некий прецедент, ставший поводом для разработки новой правовой нормы или корректировки существующей. Поэтому политические деятели часто принимают решения, которые могут не находить соответствия в действующем законодательном регулировании. И это становится частым поводом для дискуссий, для обвинения тех или иных должностных лиц в несоответствии «нормам права».

Однако законодательный аспект регулирования политических коммуникаций очень важен с точки зрения обеспечения стабильности государственных институтов. Без него нельзя обойтись на современном этапе развития мирового сообщества. И потому в большинстве развитых стран существует мощная законодательная база, регулирующая, где это возможно, различные сферы политических коммуникаций. Основной источник соответствующих норм — это обычно положения Конституции или заменяющего его свода законов. Остальные правовые акты опираются на на них.

Безусловно, нормы могут характеризоваться одновременным влиянием законодательных положений, морали, традиций или принципов. В этом случае мы можем говорить, к примеру, о справедливом законе, соответствующем историческим предпосылкам и современным реалиям. Быть может, это идеальный сценарий, но все благонадежные субъекты политики стремятся к нему.

Критерии отнесения норм к политическим

Исходя из каких признаков те или иные регулирующие меры следует понимать как политические нормы? Пример подобного типа источника — Закон о выборах РФ. Данный правовой акт непосредственным образом касается политической сферы, а именно — процедур, связанных с делегированием властных полномочий населением страны на уровень федеральных органов власти.

Если рассматривать российские традиции, то какие из них могут пониматься как политические нормы? Пример данного типа регулирующих установок — поддержка населением РФ централизованной модели государственного управления, сильного федерального центра. Именно этой традицией, когда ключевые решения должны приниматься в Москве, многие политологи объясняют тот факт, что россияне выбирают партии и кандидатов с консервативной философией, формирующих свои программы с акцентом на поддержание вертикали власти. Эта традиция действует давно, и она имеет исторические объяснения. Россия всегда была де-факто унитарным государством с центростремительными политическими трендами в силу специфики своего формирования. Внутренняя политика России во многом строится исходя из подобной традиции. Население осознанно делегирует основную часть властных полномочий Москве, однако ожидая от управленческих решений столицы соответствующих результатов. Современные массовые политические партии — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР — так или иначе предполагают в ходе реализации своих программ следование указанной традиции. Все ключевые решения, независимо от того, кто выигрывает парламентские выборы, принимаются в Москве.

Читайте также:  Установка алюминиевой клапанной крышки шевроле лачетти

В числе моральных принципов также можно обнаружить политические нормы. Пример — установка правительства страны на списание внешних долгов в отношении стран, которые объективно не смогут рассчитаться по займам. Вроде бы, с точки зрения права, государство вправе затребовать долг в полном объеме. Более того, политическая традиция может характеризовать кредитора как принципиального сборщика всех задолженностей. Но не исключен сценарий, при котором власти страны-кредитора в силу моральных принципов примут решение списать долг.

Источник

Политические установки как элемент политической культуры: понятие и виды

Огромную роль в формировании политического мышления играют политические установки. Понятие «установка» относится к наиболее сложным и размытым в политической психологии. В общем виде, это предготовность субъекта реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое событие или явление. Установка — это внутреннее качество субъекта политики, базирующееся на его предшествующем опыте и политической культуре [32].

Рассмотрим, какое место в политической культуре занимает политическая установка. Чтобы понять это, необходимо рассмотреть структуру политической культуры.

По мнению Мелешкиной Е. «политическая культура как совокупность политических ориентаций …не принадлежит ни миру собственно политического, ни среде, окружающей политическую систему (социальной, культурной). Политическая культура как бы посредует отношения между миром политического и средой, обеспечивая взаимодействие между областями социальных отношений, культурных норм и стереотипов и политических процессов. …Различное решение вопроса о месте человека в мире, о допустимой степени человеческой активности и т.п. может оказывать влияние на степень вовлеченности человека в политический процесс, преобладание реформаторских или ретроградных установок и т.п. Вместе с тем, необходимо учитывать, что сами мировоззренческие ориентации не являются частью политической культуры и могут рассматриваться лишь как факторы, оказывающие на нее влияние» [31, с. 96]. Далее она дает определение:

«Политическая культура – система ориентаций и установок относительно политической системы и ее составляющих, а также образцов политического поведения».

Ее принято подразделять на следующие элементы: когнитивный, нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий.

Структуру политической культуры можно представить в виде схемы, представленной на Рисунке 1:

Рисунок 1 — Структура политической культуры

По мнению Панчишина Н.Б.: «установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации».

Можно сказать, что политическая установка – это отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение – это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые стереотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества в целом.

Все представленные на Рисунке 1 элементы политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетены. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному обществу.

Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.

«Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества» [34].

Термин «установка» в русскоязычную литературу ввел глава грузинской психологической школы Д.Н. Узнадзе [35, с.158], определявший ее как предшествующую любым, в том числе психическим актам субъекта готовность осуществлять именно те акты, которые адекватны данной ситуации. Он доказывал, что реакция субъекта на ситуацию обусловлена не только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознанной предрасположенностью реагировать на нее определенным образом.

С точки зрения теории мотивации, понятие установки важно, прежде всего, тем, что оно раскрывает механизм формирования такого важного качества потребностей и мотивов, как относительная устойчивость их предметной формы. Благодаря установкам субъекту не нужно постоянно определять, в чем состоят его потребности и способы их удовлетворения: они уже зафиксированы в его установках [36].

К деятельности личность побуждают потребности и мотивы. Установка объясняет, почему люди в определенных ситуациях поступают тем или иным образом, почему они выбирают конкретный мотив. Это понятие объясняет особое состояние личности, предшествующее ее реальному поведению.

Начало исследования социальных установок было положено работой У. Томаса и Ф. Знанецкого об адаптации польских крестьян-эмигрантов в США в 1918 году. Были выявлены две зависимости, описывающие процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Для объяснения значимости социальной организации для индивида было предложено понятие социальная ценность, а для объяснения психологического состояния индивида по отношению к группе — социальная установка.

Понятие аттитюда, интенсивно разрабатывавшееся в американской социальной психологии (Г. Алмонд [37], С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум), родственно понятию установки, поскольку ключевым словом в его определении также является «готовность».

Г. Олпорт еще в 1935 году, объединяя различные определения аттитюда, сформулированные к тому времени социальными психологами, интерпретировал его как «состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность и организованное на основе предшествующего опыта; аттитюд оказывает направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов, к которым он (аттитюд) имеет отношение» [1, с.125]. Это определение оказалось настолько емким с точки зрения синтеза различных подходов, выносящим за скобки все разногласия и неясные вопросы, что и 50 лет спустя с него начинались главы об аттитюдах в учебниках по социальной психологии.

Будучи родственными, установка и аттитюд в то же время отнюдь не аналогичные понятия. Со времен знаменитой работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920), в которой категория аттитюда была впервые использована для изучения социальных явлений, его стали рассматривать как важнейший компонент социальной психологии и характеристику личности.

Если при изучении аттитюда главное внимание уделяется его функциям в социальных отношениях и социальном поведении людей, то установка исследуется в общей психологии, прежде всего, с точки зрения ее роли и места в структуре психики.

Аттитюд чаще всего рассматривается как явление сознания, выражаемое в языке, в вербальном поведении (на чем основаны и многие методы его изучения), а установка, как показано в частности в работах Д.Н. Узнадзе, имеет неосознанный характер. В русскоязычной литературе английский термин «аттитюд» чаще всего не переводится или же выражается понятием «социальная установка».

Политическая установка возникает в результате активного освоения личностью всей системы социально-политических связей. В отличие от кратковременных эмоциональных реакций, политическая установка достаточно долго сохраняется.

Понятие политической установки широко используется при изучении общественного сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение устойчивости установок избирателей, механизмов влияния средств массовой информации на изменение политических установок избирателей).

Что же представляет собой политическая установка? В современной политической психологии есть два определения этого явления:

· устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект;

· психологическое переживание индивидом ценности, значения социального-политического объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на политическое поведение.

Опросы общественного мнения и политических взглядов представляют собой распространенные исследования политических установок массового сознания. У политической установки, в аспекте удовлетворения политических потребностей человека, есть четыре функции:

1. приспособительная (адаптивная) — направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида;

2. знания — дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к какому-либо политическому объекту,

3. выражения (саморегуляции) — как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4. защиты — способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Говоря о политической установке, важно отметить, что у индивида может существовать одновременно иерархия политических установок. Кроме того, в конкретной ситуации может происходить конфликт между политической установки на политический объект и политической установки на политическую ситуацию.

Изменение политической установки может происходить под влиянием убеждения, массовой пропаганды, членства в новой политической группе или же благодаря более глубокому знакомству с объектом политической установки. Существует две теоретических модели, объясняющие изменение политической установки.

1. Бихевиористская: основана на принципе научения. Предполагается, что установки индивида изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление какой-либо политической установки. Изменение социально-политической установки зависит от системы вознаграждений и наказаний.

2. Когнитивистская (теория соответствия). Политическая установка изменяется, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Стимулом для изменения политической установки является потребность в восстановлении упорядоченного восприятия внешнего мира.

Установки и аттитюды обладают двумя главными функциональными свойствами, которые определяют их значение в психологии социально-политических отношений. Первое из них можно назвать свойством относительной устойчивости. В общепсихологическом смысле функция установки состоит в том, что она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты (например, на ситуацию неудовлетворенной потребности и объекты, способствующие или препятствующие ее удовлетворению) на основе прошлого опыта. Установка приводит в действие психические процессы и практические действия, адекватные ситуации и объектам, потому что в ней содержится предшествующая ситуации готовая «модель» этих процессов и действия.

В обыденной жизни, например в труде, потреблении, межличностных отношениях, она закрепляет те привычки и навыки, без которых эта жизнь была бы невозможной. Установки обеспечивают устойчивость личности, ее диахроническое (сохраняющееся на продолжении более или менее длительного времени) единство.

Вместе с тем тот опыт, который формирует «обыденные» установки, более или менее постоянно присутствует и воспроизводится в жизни любого человека, знания, черпаемые из этого опыта, могут противоречить друг другу, вызывать внутренние психические конфликты, но они, во всяком случае, относительно доступны и способны систематически подкреплять установки или вносить в них необходимые по жизни модификации.

Читайте также:  Модульная газотурбинная установка гтэс аг800с

Политическая установка — разновидность социальной установки. Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп, говорят о социальной установке. Политическая установка — социальная установка в области политической идеологии, политической культуры.

«Установка политическая» — внутренняя, не всегда осознанная готовность субъекта совершать именно те действия, которые адекватны данной социально-политической ситуации. Установка предвосхищает любые акты субъекта, в том числе и психический, она оказывается и первым шагом к действию, задающим направление реакциям индивида относительно тех или иных объектов, с которыми он взаимодействует [39].

В сфере политической деятельности именно установка становится фактором, регулирующим поведение индивида или сообщества и моделирующим позитивное или негативное их восприятие власти, правительства, государства и политики в целом. Можно выделить следующие виды политических установок (Рисунок 2):

Источник

Научная электронная библиотека

Человека без стереотипов не бывает… Но в то же время стереотипы сковывают наши мысли и поступки. Они ограничивают нашу свободу, рушат шкалу приоритетов, а порой и деформируют логику.

Принципиально важную роль в формировании и функционировании политической психики вообще и, особенно, политического мышления играют политические установки и стереотипы, а также инерция политического восприятия и политического мышления.

Опираясь на теорию установки Д.Н. Узнадзе, установку с политико-психологической точки зрения можно определить как готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих политических событий и действиям в определенной политической ситуации. Установка в таком плане служит основой целесообразной избирательной активности субъекта в той или иной политической ситуации. Особенно важную роль установка может сыграть в процессах политического восприятия и политического мышления. В политической психологии еще предстоит изучить влияние установки на отношения личности как члена общества к объектам политики, на механизмы саморегуляции, устойчивости и согласованности поведения субъекта в той или иной политической ситуации, на процесс политической социализации личности.

Описаны различные типы политических установок в зависимости от степени их «укорененности» и глубины в сознании. Так, Е.Б. Шестопал рассматривает такие виды установок, как мнение, диспозиции, убеждения. Мнение представляет собой поверхностный вербальный слой сознания, не обязательно соответствующий более глубоким личностным образованиям, поэтому мнения как вид установок отличаются значительной неустойчивостью. Другим видом установок является диспозиция, или общее отношение к политической реальности. Более глубокие корни имеет такой вид установок, как убеждения, которые составляют своего рода стержень политического сознания [54].

По мнению Р.А. Лубского, политические установки можно также разделить на смысловые, целевые и операциональные в зависимости от того, на какой фактор политической деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности).

Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем политическим объектам, которые имеют личностный смысл. Смысловые установки содержат:

– информационный компонент (взгляды человека на политическую реальность и образ того, к чему человек стремится);

– эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым политическим объектам);

– поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к политическому объекту).

С помощью смысловых политических установок индивид приобщается к системе политических норм и ценностей определенной социальной среды (инструментальная функция), они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных политических ситуациях (функция самозащиты), способствуют политическому самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы политических знаний, норм, ценностей (познавательная функция).

Целевые политические установки проявляются в виде тенденций к завершению прерванного политического действия.

Операциональные политические установки возникают в ходе решения задач с учетом условий конкретных ситуаций и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения.

Отсюда понимание политической установки как неосознанной и осознанной предрасположенности и готовности социальных субъектов, обусловленной политическими потребностями и интересами к определенным действиям в конкретной политической ситуации. Политические установки и аттитюды обусловлены потребностями людей, возникшими как в их обыденной жизни, так и непосредственно в сфере социально-политических отношений, а также процессами социализации и коммуникации и, следовательно, могут усваиваться людьми в готовом виде из социального опыта и политической культуры.

Функционально политические установки и аттитюды выступают, во-первых, мотивом политической деятельности, во-вторых, регулируют политический процесс, в-третьих, выступают средством политической идентификации.

Стереотипы – это обобщения, касающиеся некоторой группы людей, всем членам которой приписываются одинаковые характеристики. Термин «стереотип», больше характеризующийся с социологической точки зрения, ввел в 1922 году американский социолог У. Липпман. В его понимании социальный стереотип – устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде (синоним «социальный штамп»); усваивается индивидом в процессе социализации [по: 29].

С политико-психологической точки зрения стереотип – это стандартизированный, схематизированный, упрощенный, обычно эмоционально-окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, иногда несущественные его черты.

Стереотипы имеют важное значение в процессе восприятия и оценки человеком других людей, социально-политических явлений и процессов. Пожалуй, у любого есть немало стереотипов, но при этом, как считает Д.В. Ольшанский, они играют двойственную роль, как позитивную, так и негативную.

С одной стороны, стереотипы «экономичны» для сознания и поведения, они содействуют известному «сокращению» процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Не способствуя точности и аналитичности познания, они ускоряют возможности поведенческой реакции на основе, прежде всего, эмоционального принятия или непринятия информации, ее «попадания» или «непопадания» в жестко определенные рамки стереотипа. В повседневной жизни человек, как правило, лишен возможности подвергать критическому сомнению «устои жизни» – традиции, нормы, ценности, правила социально-политического поведения и т.п. Он не располагает также полной информацией о событиях, по которым ему приходится высказывать собственное мнение. Поэтому в обыденной действительности люди часто и поступают шаблонно, в соответствии со сложившимися стереотипами. Последние помогают ориентироваться в тех обстоятельствах, которые могут обойтись без специальной аналитико-синтетической работы и не требуют особо ответственного индивидуального решения.

С другой стороны, упрощая процесс социально-политического познания, стереотипы ведут к построению достаточно примитивного и плоскостного политического сознания, как правило, на основе многочисленных предубеждений, что подчас редуцирует социально-политическое поведение до набора простейших, часто неадекватных эмоциональных реакций. Безотчетные стандарты поведения играют негативную роль в ситуациях, где нужны полная и объективная информация, ее аналитическая оценка и принятие самостоятельного решения. За счет этого в массовом политическом сознании обычно и складываются стереотипы, способствующие возникновению и закреплению предубеждений, неприязни к политическим нововведениям, к самостоятельному мышлению и т.п.

В частности, это является большой проблемой для межнациональных отношений, в сфере которых широко распространены этнические стереотипы, строящиеся на основе ограниченной информации об отдельных представителях той или иной этнической группы и ведущие к предвзятым выводам и заключениям относительно всей группы, к неадекватному поведению в отношении нее. Именно поэтому у части людей складываются различные и часто вполне определенные представления о христианах, мусульманах, евреях, об азиатах и латиноамериканцах, о представителях кавказских, среднеазиатских, прибалтийских национальностей и т.д.

Механизм действия стереотипа заключается в том, что «узнавая» по внешним признакам тот или иной объект или явление, люди автоматически домысливают, добавляя в своем восприятии в отношении них те характеристики, которые им навязывает устоявшийся стереотип. Затем следует вывод, определяющий социально-политическое поведение человека. Например, в ходе избирательные кампании кандидату в депутаты достаточно произнести своего рода «пароль», предъявить некий «опознавательный знак» в виде, например, слова «правозащитник», как почти автоматически избиратель принимает решение голосовать за данного кандидата (или, наоборот, не голосовать за него).

Стереотипы – мощное средство манипулирования сознанием отдельных индивидов, групп и масс в политике. С этой точки зрения, содержательно стереотипы можно определить как постоянно декларирующиеся и навязывающиеся людям стандартные единообразные способы осмысления и подходы к социально-политическим явлениям, объектам и проблемам, как общественно-политические каноны и «истины» – нормы, ценности и эталонные образцы политического поведения, постоянно повторяемые и используемые политической элитой, поддерживаемые и распространяемые массовыми информационно-пропагандистскими средствами, подкрепляемые карательными органами в целях удержания основной массы членов общества в единообразном нормативно-послушном состоянии.

По оценке С. Кара-Мурзы, события в нашем обществе показали, что зная стереотипы активных социальных групп можно заставить их действовать в нужном направлении через очень краткосрочное воздействие сигналами.

Красноречивый, почти модельный пример – программирование событий 3 октября 1993 года. Задача режима состояла в том, чтобы спровоцировать сторонников Верховного Совета РСФСР на активные действия с элементами насилия или хотя бы «беспорядков» для того, чтобы ликвидировать парламент вооруженным путем, но при поддержке или хотя бы нейтралитете армии. «Как мишень для манипуляции были использованы не политические или идеологические установки, а чувства. Прежде всего, чувство оскорбленного достоинства. Для их мобилизации режим в течение недели предпринимал ряд странных, необъяснимо подлых действий (отключал свет и воду в здании Дома Советов, то разрешал, то запрещал проход к зданию, ставил громкоговорители и оглашал окрестности похабными песенками). Затем в течение недели в разных точках Москвы шли немотивированные, вызывающие всеобщее возмущение избиения людей… По завершении этих подготовительных действий было делом техники вывести 3 октября огромную демонстрацию и провести ее к Дому Советов, а затем послать на захват пустой мэрии, а потом и здания телецентра в Останкине, где и был подготовлен первый акт побоища [86].

Источник

Adblock
detector