Национальная этническая установка это



Этнические установки в этнопсихологии

Этническая установка представляет собой готовность личности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием готовность действовать определенным образом в конкретной ситуации.

Подмежэтническими отношениями понимаются субъективно переживаемые отношения между людьми различных национальностей, этническими общностями. В этнопсихологии выделяется два уровня межэтнических отношений – личностный и групповой. Такие отношения складываются в различных сферах жизни – в политике, трудовой деятельности, быту, семье, дружеском, неформальном общении. Характер межэтнического отношения может быть дружественный, нейтральный или конфликтный. Он складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, экономических и культурно-бытовых условий жизни, конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне характер отношений зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в различных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические отношения складываются из рациональных, когнитивных, эмоциональ­но-оценочных и регулятивных компонентов. Важную роль в развитии межэтнических отношений играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью, потребности в национальном, этническом развитии.

Этническая установка фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической об­щности и взаимосвязей с другими народами, людьми других националь­ностей. В современных условиях усилия ученых направлены на выявление механизмов, способных гармонизировать межэтнические отношения, оптимизировать этнические установки.

В наиболее общем смысле категория «установка» означает психическое состояние готовности к реагированию определенным образом на факты действительности. Люди реагируют положительно или отрицательно на все, что так или иначе касается их или затрагивает их интерес. Установки на основе социальной практики индивида образуются по отношению к вещам, которые окружают людей и служат им; по отношению к личностям в социальном окружении индивида; по ассоциации с вещами и личностями в отношении ситуаций, идей, процессов, систем. Образуются установки и к социально-экономическим общностям. И не только к тем, с представителями которых носители установки либо встречались сами, либо знают о них на основе косвенного (часто искаженного в процессе передачи) опыта.

Структура установки сочетает элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального, чувственного начала, чем и объясняются ее универсальность и сравнительная легкость возникновения. Установка бывает либо позитивной, либо негативной по отношению к объекту и никогда не бывает нейтральной. Важное общее свойство установки заключается в том, что она субъективно представляется правильной и наилучшей ее носителю. Все, кто не разделяет установки индивида, в его сознании оказываются отчужденными. Если же затрагиваются установки, касающиеся этнической общности самого индивида, это прямо ведет к этноцентризму. Негативные установки по отношению к «чужим» этническим общностям ведут к этническим и национальным предрассудкам. Но в обоих случаях они служат механизмами превращения национально-психологических образований в национализм и его идеологию, политику и социальную практику. Люди далеко не всегда сознают наличие установок в своем сознании и тем более влияние установок на их социальное поведение. Однако если в результате действия каких-либо факторов в сознании людей возникла негативная установка по отношению к определенной социально-этнической общности, то любая информация об ее представителях будет восприниматься искаженно, мнения о них будут негативно окрашенными, а решения и поступки, связанные с этой общностью или ее отдельными представителями, будут неблагоприятными. Наличие сходных по направленности и интенсивности проявления установок в отношении конкретного объекта служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии. На ранних стадиях развития личности структурные компоненты установки сравнительно легко подвергаются изменениям благодаря новому опыту. Однако позднее структура ее становится более жесткой, особенно у тех, кто долгое время поощрялся окружающими реагировать на определенные события или группы конкретным, приемлемым для них образом.

Читайте также:  Как уложит ламинат после установки двери

Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности – в семье, учебных заведениях, в процессе общения.

В зарубежной специальной литературе 80-х годов многократно описывался эксперимент, цель которого состояла в выявлении характера установок и приблизительных сроков их образования в сознании личности. Эксперимент проводился факультетом психологии одного из университетов США. Испытуемым из различных возрастных групп предъявлялась картинка. Два человека (один из них негр, другой – белый) изображены разговаривающими в вагоне нью-йоркского метро, причем у белого в руках опасная бритва с открытым лезвием. После рассмотрения картинки испытуемым предлагалось пересказать ее содержание другим, не видевшим изображение. В ходе последующих 5—6 пересказов бритва неизменно переходила в руки негра, и его поведение описывалось как угрожающее по отношению к белому. Такое искажение регулярно повторялось в группах белых американцев, чей возраст превышал 15 лет, и начисто отсутствовало в группах детей, не достигших 10-летнего возраста. В процессе восприятия, умственной переработки, запоминания и воспроизведения «вмешивалось» действие установки отношения белых американцев к неграм, а ее появление в их сознании было определено достаточно точно – в возрасте между 10 и 15 годами.

Таким образом, в национальное – в отношение к «другим» и в оценку «других» этнических общностей – привносится действие некоего постороннего элемента. Им является установка, которая изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи. Негативная установка трансформирует это национальное в националистическое, поощряя ее носителей к национальному высокомерию. Однако следует отметить, что установка формируется не нацией в целом, а отдельными индивидами, и лишь подхватывается массами. «Психология отдельного человека, – отмечает К. Юнг, – однако, соответствует психологии наций. То, что делают нации, то делает и каждый отдельный человек, и пока он это делает, это делает нация. Лишь изменение установки отдельного человека становится началом изменения психологии нации. Великие проблемы человечества еще никогда не решались посредством всеобщих законов, но всегда решались лишь посредством обновления установки отдельного человека. Если и было время, когда самосознание было безусловно необходимым и единственно правильным, то это – наша современная катастрофическая эпоха. Но каждый, кто осознает самого себя, сталкивается с границами бессознатель­ного, которое как раз содержит именно то, что прежде всего необхо­димо было бы знать».

Источник

установка национальная (этническая)

Определенное состояние внутренней готовности (настроенности) индивида и групп людей как представителей конкретной этнической общности на специфическое для нее проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамику и характер взаимодействия, общения и взаимоотношений, соответствующих сложившимся национальным традициям и опыту. Термин У. н. употребляется в различных значениях: 1) определенная организация элементов поведения: 2) предрасположенность к конкретной форме реагирования: 3) внутренне мотивированная константная особенность активности людей (в отличие от ее изменчивых признаков).

У. н. закрепляется в ходе исторического развития нации. В результате образуются целые системы У. н., которые постоянно актуализируются и инициируют своеобразное протекание психических процессов, характер поведения, взаимодействия и общения представителей конкретных этнических общностей, обеспечивая внутреннюю их предрасположенность к определенным формам реагирования на стандартные ситуации. Системы этих У. н. обеспечивают внутреннюю цельность поведения индивида и групп людей как представителей одной этнической общности, выступают его регулятором, облегчают выбор и принятие решений, придают специфику мотивации и целеполаганию людей, способам и приемам их деятельности. В них аккумулируются национальный опыт, представления о действиях людей в сходных условиях.

Читайте также:  Установка автостекол ваз 2114

У. н. тесно связана со стереотипами национальными (этническими) (см.), которые она инициирует, заставляя проявляться в поведении и деятельности людей.

Источник

установка национальная (этническая)

УСТАНОВКА НАЦИОНАЛЬНАЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ) — определенное состояние внутренней готовности (настроенности) индивида и групп людей как представителей конкретной этнической общности на специфическое для нее проявление чувств, интеллектуально познавательной и волевой активности, динамику и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

когнитивный диссонанс — (от лат. cognitio знание + dissonans разнозвучный) состояние психического дискомфорта, вызванное одновременным наличием в психике субъекта противоречивых, логически несовместимых представлений, взглядов, взаимоисключающих потребностей, мотивов… … Этнопсихологический словарь

Когнитивный диссонанс — – эмоциональное состояние конфликта, если индивид имеет не согласующиеся между собой знания или установки, а также если его внешнее поведение расходится с его убеждениями. Это может дать изменение установок или убеждений, может повести к отказу… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

Индия — Республика Индия, гос во в Юж. Азии. Др. инд. название Sindhus от названия реки Синдху (совр. традиц. Инд). От него авест., др. перс. Hindu, далее др. греч. и латин. India, откуда русск. Индия и аналогичные названия в других европ. языках: англ.… … Географическая энциклопедия

Грузинская Советская Социалистическая республика — (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика) Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия

Азербайджан — У этого термина существуют и другие значения, см. Азербайджан (значения). Азербайджанская Республика Azərbaycan Respublikası, Азәрбајҹан Республикасы … Википедия

Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

Украина — У этого термина существуют и другие значения, см. Украина (значения). Украина укр. Україна … Википедия

Источник

Этнические установки

Этнические установки – это готовность личности воспринимать определенные явления этнической и национальной жизни и межэтнических взаимоотношений, и в соответствии с данным восприятием действовать в каждой конкретной ситуации.

Этнические установки представляют собой совокупность убеждений, мнений и взглядов людей, относительно разных жизненных этапов (исторических и современного) их этнической взаимосвязи и общности с иными людьми и народами разных национальностей.

Этнические установки формируют у человека отношение к конкретным национальным явлениям и объектам, а также модели взаимодействия с ними (деловое, семейное, дружеское, соседское).

Помощь со студенческой работой на тему
Этнические установки

Этнические установки формируются в пограничной зоне этнокультурных контактов и закрепляют у индивида эмоционально-оценочные отношения к своей этнической группе, а также к иным этническим группам и их отдельным представителям. В этой связи, этнические установки по своей природе и насыщенности могут быть либо негативными, либо позитивными.

Основой позитивных этнических установок является традиционная этническая культура, которая формируется у человека в ходе целенаправленного процесса воспитания. В случае, если воспитанию этнической культуры не уделяется должное внимание, то процесс формирования этнических установок осуществляется спонтанно и особое влияние оказывает окружающий социум и семья.

Читайте также:  Установка тента палатки что это

Современная психология занимается исследованием механизма спонтанного формирования этнических установок и потребности их гармонизации в зависимости от потребностей общества и государства.

Характерными чертами этнических установок является их некритичность, ограниченность, а иногда и искаженность когнитивного содержания. В этой связи особое значение в этнических установках занимает этнический стереотип, который зачастую представляет собой неверное понимание и отражение знаний и пониманий, касающихся определенного этноса.

Основные элементы этнических установок

В содержание этнических установок входит несколько составных элементов, ключевым из которых является этнический стереотип.

Этнический стереотип – это относительно устойчивое представление о физических, умственных и моральных качествах, которые присущи представителям разных этнических общностей.

В содержание этнических стереотипов включены оценочные мнения о качествах представителей каждой конкретной общности, а также предписания к действиям по отношению к людям этой национальности.

Природа этнических стереотипов была определена впервые в 1922 году У. Липпманом, в его труде «Общественное мнение». В этой книге впервые достаточно полно и развернуто были описаны особо распространенные общественные мнения и предвзятости о членах социальных, политических, этнических и профессиональных групп. Особо автор выделил этнические стереотипы, так как они формируются на основании ограниченной информации о национальности и этносе, а также на предвзятых выводах, которые делаются на основании общения и взаимодействия с одним из представителей. То есть, очень часто мнение обо всей национальности формируется на основании поступков одного человека.

Таким образом, адекватность этнических стереотипов весьма проблематична. Этнические стереотипы отражают тот опыт (негативный или позитивный), который имеется у человека, особенно в тех сферах деятельности, где люди разных национальностей наиболее активно контактируют друг с другом.

Этнические стереотипы принято подразделять на:

  • автостереотипы,
  • гетеростереотипы.

Автостереотипы – это суждения, мнения и оценки, которые относятся к конкретной этнической общности непосредственно ее представителями.

Данный вид стереотипов складывается у народа (этноса) по отношению к самому себе. Его особенностью является то, что в основном он представляет собой комплекс положительных оценок, основанных как на действительных, так и воображаемых чертах данной этнической группы.

Гетеростереотипы – это совокупность оценочных суждений об иных этносах (народах).

Этот вид стереотипов может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от опыта исторического опыта взаимодействия.

Помимо этнических стереотипов, в структуру этнических установок входят этнические предрассудки и этнические убеждения.

Этнические предубеждения и предрассудки необходимо отличать от этнического стереотипа. Основным отличием является то, что этнический стереотип по своей природе является «культурной» установкой, в то время как предрассудки и убеждения больше относятся к «социальным» установкам.

Этнические предубеждения – это установки, которые препятствуют адекватному восприятию информации о представителях определенной этнической общности, их действий и поступков.

Как показывает практика, человек не осознает, или же не хочет осознавать, что у него предубеждения по отношению к конкретной национальности или этносу.

На формирование этнических предубеждений оказывает влияние личный жизненный опыт, а также результаты некритического усвоения стандартного мнения об определенном этносе или национальности.

Этнические предрассудки – это извращенное представление о поведении, характере и образе жизни другого народа, обусловленные этноцентризмом, стереотипами и привычками, навязанными человеку в результате определенной модели воспитания.

Этнические предрассудки преимущественно выражают негативную оценку иных национальностей. Основой предрассудка становится чрезмерное восхваление достижений и качеств своего этноса в сочетании с высокомерным отношением и неприязнью к другим народам. Концентрированный негативный эмоциональный заряд делает предрассудок реальной движущей силой в ситуациях межэтнического общения.

Характерной особенностью этнических предрассудков является их устойчивость, живучесть, навязчивость. В этом свою роль играют психологические факторы — неприятие «чужого», конформизм мышления, ксенофобия.

Источник

Adblock
detector