Мотивационные образования мотивационная установка

Виды мотивационных образований

А.В. Петровский подразделяет все мотивационный образования (мотивы) на две группы: осознанные и неосознанные побуждения к деятельности. Эти побуждения к деятельности в совокупности составляют мотивацию поведения личности. Ведущая роль в мотивации поведения принадлежит осознанным побуждениям.

1. Осознанные побуждения к деятельности:

Интересы– это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Удовлетворение их способствует восполнению пробелов в знаниях, лучшей ориентировке, пониманию, ознакомлению с фактами, которые приобрели значимость. Субъективно – для самого человека – интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Стремления– это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

2. Неосознанные побуждения к деятельности:

Установка– это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Влечение– это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Субъективно для человека, испытывающего состояние влечения, далеко еще не ясно, что влечет его в объекте, каковы цели его деятельности, побуждаемые этим влечением. И хотя это психическое состояние достаточно часто встречается, оно, как правило, является преходящим – потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознается, превращаясь в стремление (в форме желания, намерения, мечты и т.д.).

Е.П. Ильин указывает, что в зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижения цели, запланированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия. К таким мотивационным образованиям он относит:

1) мотивационные состояния;

2) мотивационную установку;

3) мечту как разновидность мотивационной установки;

4) влечения, желания, хотения;

8) направленность личности;

9) мотивационные свойства личности;

10) мотивационную сферу личности.

Многие из них к самостоятельному поведению не побуждают, не рождают самостоятельную деятельность, а трансформируют имеющуюся. Например, человеку нужно свободное время для того, чтобы реализовать то, что он хочет. Или ему нужны деньги, чтобы отправиться в поездку, как он мечтал. В данном случае время, деньги, социальный статус выполняют роль условий для реализации определённых мотивов. Но со временем эти средства могут приобрести самостоятельное мотивационное значение. Или деньги могут стать мотивом или время.

Источник



8.2. Мотивационная установка

Выше уже говорилось, что с началом действия (или деятельности) мотив не исчезает, он остается в памяти, придавая смысл этому действию, а цель действия фиксируется в механизме его контроля — аппарате сличения в виде эталона, с которым происходит сопоставление достигаемого результата.

При достижении запланированного результата и удовлетворении потребности мотив теряет свою актуальность и как побуждение «здесь и сейчас» утрачивает свою энергию, но закрепляется в долговременной памяти как опыт. Мотив становится «знаемым», как и его компоненты — потребности и цели, а также пути их достижения. По мере развития личности возникает своеобразный «мотивационный банк данных», хранящий в долговременной памяти основные и регулярно возникающие потребности, средства и способы их удовлетворения и получавшийся при этом эмоциональный фон. В зависимости от знака последнего (положительных или отрицательных эмоций) пережитая потребность с объектом ее удовлетворения может стать ценностью или антиценностью для данного человека; он не прочь при каждом удобном случае актуализировать положительные ситуации либо, наоборот, устранять ситуации, провоцирующие актуализацию негативных потребностей и способов их удовлетворения.

Часто, однако, цель не достигается, и потребность остается не удовлетворенной. Причинами этого могут быть блокирование путей достижения цели (запреты), отсутствие предмета удовлетворения потребности, откладывание по каким-то причинам достижения цели (например, потому что в данный момент человеку некогда или складывается неподходящая ситуация), насильственное прерывание деятельности, ведущей к ее достижению (реализации намеченного). Все это может приводить к трем вариантам. При первом варианте мотив «затухает» либо естественным путем (феномен забывания намерений по 3. Фрейду), при втором — появляется более сильная потребность, которая подавляет по механизму доминанты прежнюю. При третьем варианте потребность остается и требует своего удовлетворения. Этот вариант изучался в психологической школе К. Левина. Было показано, что нерешенные задания образуют напряжение, которое привязывает человека к данной деятельности до тех пор, пока проблема не будет решена. Так, например, многие дети, которым не дали закончить урок (или игру), возвращались к прерванному занятию без всякого внешнего понуждения, несмотря на сложность задания (причем при таком перерыве происходила лучшая фиксация урока в памяти, чем без перерыва).

Эти эксперименты объясняют и многие случаи, связанные с решением повседневных «задач». Возникающее у человека напряжение в связи с неудовлетворением потребности способствует закреплению в памяти сформированного намерения. У человека остается понимание необходимости удовлетворения потребности, достижения цели. Однако при этом мотив видоизменяется, трансформируется в новое психологическое образование — мотивационную установку; чем дольше она не реализуется, тем все более снижается острота переживания потребности, а следовательно снижается побудительное напряжение (правда, это не относится к витальным потребностям — в пище, воде, воздухе, на удовлетворение которых тем больше направлены мысли человека, чем дольше они не удовлетворяются).

Мотивационная установка — это задание для себя, запланированное, но отсроченное, или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода. Ее можно рассматривать как латентное состояние готовности к удовлетворению потребности, реализации намерения (наподобие того, как пламя «переходит» в тлеющие угли, но, стоит только подбросить дров, как вспыхивает вновь).

Мотивационная установка может возникать и без неудачных попыток достичь цели как долговременное намерение (замысел). При этом мотивационная установка-намерение может проявляться в различных формах: в виде принятого задания, взятого обязательства, данного обещания, мечты.

В ряде случаев мотивационная установка превращается в навязчивую идею, в частности — при возникновении пристрастия к чему-нибудь (курению, спиртному, наркотикам). Тогда человек ищет любой повод и предлог, чтобы удовлетворить свою страсть (повод — это обстоятельство, способное быть основанием совершения поступка, действия; его следует отличать от предлога, т. е. от внешнего обстоятельства, которое человек использует для своего оправдания при нарушении им нравственных и общественных норм поведения, внешних запретов и т. п.).

К навязчивым мотивационным установкам можно отнести и страсть к коллекционированию, фанатичное «боление» за любимую футбольную команду или рок-группу и т. д. В этом случае можно говорить о том, что мотивационная установка превратилась в направленность личности или, при меньшей выраженности, в интерес.

Читайте также:  Установка стекла боковой двери

Намерение как мотивационная установка, по существу, понимается и Л. И. Бо-жович (см. раздел 3.4). Напомним, что, согласно ее точке зрения, намерения формируются, во-первых, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, во-вторых, когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих собственной побудительной силы. В этом случае возникшее у человека намерение выступает в качестве побудителя действий, направленных на достижение промежуточных целей. Здесь, очевидно, подходит пример, описываемый А. Н. Леонтьевым, с зарабатыванием денег для удовлетворения имеющихся потребностей: деньги не удовлетворяют потребности непосредственно, а лишь служат для приобретения предметов удовлетворения потребностей. Работа для зарабатывания денег побуждается намерением, но при этом у человека может отсутствовать желание (потребность) работать. Намерение базируется на понимании необходимости, долженствования.

Побудительная сила намерения, пишет далее Л. И. Божович, является синтезом двух образующих: влияния непосредственной потребности и воздействия интеллектуальной активности, посредством которой человеком осознаются средства, позволяющие достичь удовлетворения потребности. Следовательно, намерение представляет собой возникающее в процессе психического развития человека новое функциональное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные и интеллектуальные компоненты.

Побуждения, идущие от намерения, обладают теми же динамическими свойствами (силой, напряженностью и другими), что и побуждения, идущие непосредственно от потребности. Человек, побуждаемый принятым намерением, может действовать даже вопреки непосредственному желанию. Таким образом, заключает Л. И. Божович, намерение организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать с целью удовлетворения потребностей.

Следует, правда, заметить, что предшествующие два абзаца содержат известное противоречие во взглядах Л. И. Божович на намерение. Если вначале она говорила о намерении как мотивационной установке (в моем понимании), то потом она стала характеризовать намерение как мотив со всеми присущими ему признаками. В общем, это и неудивительно, так как намерения можно рассматривать не только как долговременные (мотивационные установки), но и как срочные, оперативные (о чем я уже говорил, рассматривая этапы мотивации). Если оперативные намерения приводят к возникновению побуждения «здесь и сейчас» (как справедливо замечает В. А. Иванников (1990), побуждение всегда остается ситуативным образованием, оно никогда не хранится в памяти), то намерения долговременные хранятся в памяти, но в данный момент лишены побуждения. Последнее трансформируется в готовность осуществить намерение при появлении соответствующих условий. При этом важным свойством намерения — мотивационной установки — является то, что, оставаясь в долговременной памяти, оно может использоваться многократно и без предшествующего формирования всей структуры мотива (правда, возможны различного рода поправки в этом намерении, касающиеся средств и способов удовлетворения потребности).

Таким образом, мотивационная установка является тем психологическим образованием, которое рядом авторов (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев) относится к потенциальным мотивам, которые сформировались, но не проявляются в данный момент.

Следует подчеркнуть, что мое понимание мотивационной установки расходится с определениями, даваемыми другими авторами. Например, И. Г. Кокурина (1980) под мотивационной установкой понимает такую социальную установку, когнитивный элемент которой представляет собой смысловое суждение, а эмоциональный — оценочное суждение по поводу значимых в деятельности объектов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Мотивационная функция

Мотивационная функция Антиципирующая способность позволяет человеку мотивировать свои действия, опираясь на их возможные последствия. Прошлый опыт формирует ожидания того, что определенные действия принесут ощутимые преимущества, другие не приведут к существенным

Лекция № 7. Мотивационная сфера психики

Лекция № 7. Мотивационная сфера психики Одной из проблем, активно исследуемых современной психологией, является проблема мотивации человеческого поведения и деятельности. Сущность проблемы заключается в том, чтобы изучить побудительные силы, благодаря которым

Лекция 9. Мотивационная сфера личности

Лекция 9. Мотивационная сфера личности В предыдущей лекции мы уже говорили, что личность – это то, что присуще только человеку, что отличает его от животных.То, что присуще только человеку и вместе с тем каждому человеку, – это его внутренний мир. Внутренний мир – это не

РЕЗЮМЕ. МОТИВАЦИОННАЯ И УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ, СФЕРЫ КОНТРОЛЯ

РЕЗЮМЕ. МОТИВАЦИОННАЯ И УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ, СФЕРЫ КОНТРОЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. МОТИВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ. Мотивационная активность — это активность, вызванная неудовлетворенностью потребности, в отличие от условно-рефлекторной.ОПРЕДЕЛЕНИЕ. УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ

70. МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА АКТИВНОСТИ

70. МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА АКТИВНОСТИ Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит в себе источник своего собственного

Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация

Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация ВведениеДо сих пор мы видели, что среди различных состояний сознания, образующих «фон» нашей психической жизни, активное бодрствование, присущее экстравертированному сознанию, является тем состоянием, которое

Новая мотивационная стратегия Брайана

Новая мотивационная стратегия Брайана Затем я повторил то же самое, но на этот раз обратился к другим сферам его жизни. Все это было необходимо для того, чтобы убедиться, что новая мотивационная стратегия Брайана будет обобщена, станет частью его подсознательного

Установка оценочная

Установка оценочная Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание может оказать и отрицательное влияние, если какую-то отдельную особенность человека отождествляют с ним в

III. Установка у человека

III. Установка у человека

27. Мотивационная сфера психики

27. Мотивационная сфера психики Одной из проблем, активно исследуемых современной психологией, является проблема мотивации человеческого поведения и деятельности. Сущность проблемы заключается в том, чтобы изучить побудительные силы, благодаря которым включается

8.10. Мотивационная сфера личности

8.10. Мотивационная сфера личности В психологических работах часто можно встретить понятие «мотивационная сфера личности». В отличие от направленности личности, которая связана с доминирующими потребностями и интересами, под мотивационной сферой личности понимают всю

Установка персонализации

Установка персонализации Огромное количество людей страдает от неразделенной любви к самим себе. Карл Меннингер Проявляет себя как склонность связывать события с собой, когда для этого нет никаких оснований, интерпретировать события в аспекте личных значений: «Все на

Установка сверхобобщения

Установка сверхобобщения Сверхобобщение относится к образцам выведения общего правила или вывода на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) обо

Установка оценочная

Установка оценочная Дурак обвиняет других; Умный обвиняет себя; Мудрый же не обвиняет никого. Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание демонстрирует свой иррациональный

Установка антропоцентризма

Установка антропоцентризма Это приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы. Помните заядлых посетителей залов игровых автоматов? Они полагали, что когда автомат «набрал» достаточно жетонов, «справедливо было бы поделиться».

Читайте также:  Правильность установки знаков дорожного движения

Установка на данность и установка на рост

Установка на данность и установка на рост Если вам свойственна установка на данность, каждая ситуация, в которой вы оказываетесь, представляет собой референдум по вопросу о том, обладаете ли вы теми качествами и способностями, которые себе приписываете? Дети с установкой

Источник

Мотивационные образования мотивационная установка

Мотивационные образования могут иметь разную структуру, разное время существования и разные названия. Это зависит от стадии мотивационного процесса, от степени осознанности причин побуждения, от степени удовлетворения потребности (достижения цели или запланированного результата). Е. П. Ильин рассматривает следующие виды мотивационных образований:
• мотивационные состояния
• мотивационные установки
• влечения, желания, хотения
• склонность
• привычки
• интересы
• направленность личности
• мотивационные свойства личности
Так, например, актуальную потребность можно рассматривать как потребностное состояние. Влечение и любопытство указанный автор также относит к разновидностям потребностного состояния.
Имеется также ряд состояний, связанных со вторым и третьим этапами мотивации — перебором вариантов удовлетворения потребности и принятием решения. Это состояния когнитивного диссонанса, сомнения, неуверенности, растерянности, замешательства, надежды и т. п.
Рассмотрим несколько подробнее состояние когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс можно определить как познавательное несоответствие, которое возникает в ситуации, когда человек одновременно располагает, по крайней мере, двумя противоречивыми мнениями, и они не могут быть согласованы. На силу диссонанса могут влиять следующие факторы: значимость диссонирующих когниций. Например, в уже ставшей хрестоматийной фразе «Я курю, но курение вредно для здоровья» сила диссонанса может определяться возрастом курильщика. Одно дело, если это молодой человек или девушка, и другое, если этому человеку за 80 лет.
Доля диссонирующих когниций по отношению к консонантным, т.е. доля несогласующихся с общей системой знаний по сравнению с согласующимися. Для уже взятого нами примера — доля согласующихся знаний повышается, если курильщик курит сигареты с низким содержанием никотина.
Поскольку предполагается, что когнитивная система индивида стремится к согласованности, то в случае диссонанса у человека возникает необходимость снять это состояние. При этом противоречие между поведением и установками только тогда вызывает диссонанс, когда человек считает, что он был свободен в выборе этого поведения. Кроме того, Л. Фестингер — автор теории когнитивного диссонанса — определял диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора. Тогда в случае повышения оправданности выбора диссонанс снижается. Например, после принятия решения когнитивный диссонанс редуцируется.
Когнитивный диссонанс может быть устранен через изменение поведения, через пересмотр пришедших в противоречие представлений, через поиск новой информации для усиления или смены убеждения, через увеличение согласующихся знаний, через изменение значимости принятых решений, а также путем употребления медикаментов и алкоголя.
Другое мотивационное состояние — это мотивационная установка. Она возникает тогда, когда цель по какой-либо причине не была достигнутаи потребность осталась неудовлетворенной. Возможны три варианта развития событий: либо мотив затухает (феномен забывания намерений по Фрейду), либо появляется более сильная потребность, которая подавляет первую (механизм доминанты), либо потребность остается и требует своего удовлетворения. Появляется напряжение, которое способствует сохранению в памяти намерения. Мотив видоизменяется в мотивационную установку. Мотивационная установка — это как бы задание человека для самого себя, запланированное, но отсроченное. Это намерение, ждущее подходящей ситуации. В психологической школе К. Левина было показано, что нерешенные задания образуют напряжение, которое привязывает человека к данной деятельности до тех пор, пока проблема не будет решена. Эффект незавершенного действия (эффект Б. В. Зейгарник) состоит в том, что незавершенные действия в силу мотивационного напряжения запоминаются примерно в два раза лучше. В случае же, когда после какой-либо прерванной задачи человек поработал над более интересной и трудной задачей, наблюдается падение интереса к предыдущей деятельности. Это согласуется с положением о доминанте и получило название эффекта Лисснер.
Долговременное намерение может быть и не связанным с неудачными попытками реализации какой-то цели. Тогда оно может существовать в форме обязательства, обещания и т.п. Но мотивационная установка может превращаться и в навязчивую идею.
Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам. Однако относительно возникновения интересов, их роли и сущности высказываются весьма противоречивые суждения. Как отмечал И. Кант, интерес принадлежит только человеку, предполагает целеобразование, волю, чувства. Э. Торндайк определял интерес как стремление посвятить свои мысли и действия какому-либо явлению, отмечал динамичную природу интересов. Л. С. Выготский под интересами понимал целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности человека. Многими психологами интерес понимается как отношение человека к миру. Интересы в онтогенезе проходят определенные этапы развития. Из безусловно-рефлекторной ориентировочной реакции через произвольную познавательную активность они превращаются в устойчивый познавательный интерес — отношение к чему-либо. В свою очередь интерес- отношение может перерасти в направленность личности.
Что касается свойств личности, то между ними и мотивацией существует определенная связь. Свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенностимотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. Таким образом, некоторые черты личности имеют мотивационное значение, т.е. направляющее (например, мотив достижения, аффилиации, помощи, власти), а некоторые — более инструментальное.
Вся имеющаяся у данного человека совокупность мотивационных образований составляет мотивационную сферу личности, тогда как направленность связывают только с доминирующими тенденциями. Р. С. Немов предлагает говорить о таких свойствах мотивационной сферы личности как:
• широта мотивационной сферы;
• гибкость мотивационной сферы;
• иерархизированность мотивационной сферы.
Широту мотивационной сферы личности он определяет как качественное разнообразие мотивационных факторов, гибкость — как разнообразие средств удовлетворения одной и той же потребности, а иерархизированность — как отражение в сознании человека значимости той или иной мотивационной установки, потребности и т. д.
Развитие мотивационной сферы по всем трем параметрам позволит личности быть более эффективной. Особый интерес может при этом представлять умение человека выстраивать иерархию своих мотивов, поскольку это умение связано с разрешением внутренних конфликтов личности.

Источник

Мотивационная установка

И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за мотивы его поведения.

Все они так или иначе характеризуют мотивационную сферу личности и входят в группу так называемых мотивационных образований личности. По мнению Е. П. Ильина мотивационные образования представляют собой результат степени осознания причин.

Установка связей в социуме

Гармония и самодостаточность — или одиночество и созависимые отношения: как опыт детства формирует наше мироощущение. Конечно, терминологически никаких «капканов социализации» не существует. Однако в процессе интеграции в общество нам на пути могут встречаться разнообразные ловушки, мешающие органичному взаимодействию с другими людьми.

Читайте также:  Установка футляра для очков рено

Попробуем разобраться, как они портят нам жизнь во взрослом возрасте и можно ли в них не попастся.

Капкан первый: безопасность vs тревога

Поговорим о социальных установках

В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно.

Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему.

Неосознаваемая установка

Понятие "установка" заняло в психологии очень важное место, наверное, потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека.

В советской психологии существует целое направление – грузинская школа психологов – которое разрабатывает проблему установки в очень широком масштабе.

Грузинские психологи являются непосредственными учениками и последователями выдающегося советского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886 – 1950), который создал теорию.

Скрытые установки

студии New Line Cinema в Лос-Анджелесе Мазарин Банаджи, социальный психолог из Гарвардского университета, готовясь к докладу, колдовала над слайд-проектором. А представители кинокомпаний уже приготовились слушать лекцию о том, как следует и как не следует изображать персонажей на экране.

Банаджи начала с серии изображений, иллюстрирующих, какие трюки проделывает с нами подсознание. Например, был показан видеоклип с записью баскетбольного матча. Все следили за ходом игры, и только один из 45.

Как изменить психологическую установку?

Последние достижения в области нейропсихологии помогут всем, кто привык лениться, но ищет новые способы мотивации.

Вчера рано, сегодня некогда, завтра поздно. Мы всегда ждем подходящего момента для того, чтобы воплотить мечту. То нет времени и знаний, то обстоятельства не те. Схожие проблемы были и у известных людей. Каждый выкручивался как мог.

Так, обида и ненависть к группе Metallica двигала вперед основателя американской метал-группы Megadeth Дэйва Мастейна, французский писатель Виктор.

Осознанные сновидения. Установки

По мнению русского философа П.Д.Успенского "человек во сне не может думать о себе, если только сама мысль не есть сон". Каким-то образом отсюда он делает вывод, что "во сне человек не может произнести свое собственное имя".

В свете того, что вы теперь знаете о влиянии ожидания на содержание сновидений, вас не должно удивить сообщение Успенского: "как и ожидалось, я просыпался сразу же, как только произносил свое имя во сне".

Другая осознанно сновидящая, с которой работала английский.

Негативные установки могут привести к заболеванию

Депрессия, беспричинные страхи, стрессы — все это лишает жизнь удовольствия, заводит человека в тупик и останавливает на пути к долгожданному счастью. Жизнь перестает казаться такой яркой и красочной, какой была в детстве, человека начинают одолевать болезни и различные недуги.

Кто-то пытается справиться с этим с помощью лекарств, кто-то применяет различные практики или обращается к Богу, чтобы снова обрести душевное спокойствие, здоровье и вернуть утраченные краски жизни. Но дело в том, что.

Даём себе установку на самоуважение

К счастью, самооценку можно изменить в любом возрасте, создав нужные условия для ее формирования. Такая возможность сохраняется от рождения человека до его смерти, а потому человек может начать ценить себя в любой момент своей жизни.

Человеку свойственно меняться в течение всей жизни, но с возрастом этот процесс происходит медленнее и занимает больше времени.

Желать измениться и знать, что это возможно, — вещи абсолютно разные. Но это и есть первые два шага на нашем пути. Обучение может.

Верные враги

Рассуждения о вражде не случайно следуют за рассуждениями о дружбе и любви. Эти отношения, во-первых, антиподы, во-вторых, вражда нередко возникает на основе вырождения дружеских и других несложившихся интимных отношений, в-третьих, дружба, любовь и вражда находятся на разных точках одного и того же континуума человеческих межличностных отношений.Вражда

Но вместе с тем вражда независима от остальных отношений и может возникнуть самостоятельно, из индифферентных поначалу отношений. Отношения.

Источник

Мотивационные образования и мотивационные черты личности

В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:

· побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;

· направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

· регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

Также выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.

Классификация мотивов

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Таким основаниями являются

содержание потребностей: выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

Установки личности: выделяют личные и общественные мотивы, эгоистические и общественно-значимые, идейные и нравственные.

по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности

по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).

по силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые.

В группу так называемых мотивационных образований личности входят мотивационные установки (намерения), влечения, желания и хотения, а также разнообразные интересы.

Мотивационные образования представляют собой результат степени осознания причин возникшего побуждения, а также степени удовлетворения потребности (достижения цели). Поскольку и то и другое может быть разной степени выраженности, постольку и существуют различные мотивационные образования личности.

«Мотивационная установка – это запланированное но отсроченное намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода». По сути – это «латентное состояние доминанты, готовность к удовлетворению потребности, реализации намерения» (Е. П. Ильин). Ее отличительными чертами являются отдаленность цели деятельности и невозможность непосредственного ее удовлетворения. Вот почему понятие мотивационной установки совпадает с намерением.

Источник

Adblock
detector