Мировоззренческие и методологические установки

Мировоззренческие и методологические установки Возрождения

Ренессанс — это продукт внутреннего развития человечества. Трудно поверить, что оно началось с того, что в 1453 году турки захватили Константинополь, и византийские ученые уехали в Италию. Но эллинская образованность занимала лишь небольшое место в византийской культуре. А основным направлением была теология, причем основанная не на Аристотеле, а на писаниях отцов церкви.

«Возрождение» от чего? Сами люди понимали, что живут в переломе, и считали, что это возрождение античной культуры после темного средневековья. Мы сейчас понимаем иначе.

Этот процесс распространялся с Юга на Север: Италия, южная Германия, Франция, Англия. До Англии процесс дошел в конце XVI- начале XVII веков. Процесс шел диффузно. Одна из характерных черт эпохи Ренессанса — изменение идеалов жизни и появление явления, называемого гуманизмом эпохи Возрождения (который, впрочем, имеет немного общего с тем, что мы сейчас называем гуманизмом). В средние века, в эпоху господства христианского мировоззрения идеалом был христианский и скорее даже аскетический образ жизни (по крайней мере, из всего сложного комплекса сложной средневековой культуры можно выделить такой компонент). На смену этому пришел идеал полного раскрытия внутренних человеческих возможностей — гуманизм. При этом действительно обратились к античности, идеализируя ее, понимая ее крайне ограниченно, но все равно связывали эту идею с античностью. При этом гуманизм был крайне индивидуален и эгоистичен, что его и отличает от нынешней гуманности. Например, в «Ромео и Джульетта» описывается итальянский город эпохи Ренессанса — все друг друга убивают. Бенвенуто Челлини писал в мемуарах, что вынужден был ходить к любовнице вооруженным до зубов.

Одной из характерных черт эпохи гуманизма является жесткое отрицание схоластики, часто в иронической форме. Уильрих фон Куттен, Эразм Роттердамский «Похвальное слово глупости», Брант «Корабль дураков» — наргонная (дурацкая) литература, ироничная и само ироничная. («Я на корабль сам вхожу, зачем, о том сейчас скажу. науки дух оберегает книги от мух. » — много книг, которые он не читает. Корабль дураков отплывает в страну Наргонию.) Самое знаменитое произведение — «Гргантюа и Пантагрюэль» Рабле, где схоласт-учитель сделал Гаргантюа полным дураком, а потом учитель- гуманист развил его способности.

Эпоха гуманизма, видимо, не случайно совпала с религиозной реформацией (с 20х годов XVI века). Больше столетия по всей Европе идут религиозные войны. Последней была 30ти — летняя война 1618-1648. Эти войны оказались страшно жестокими: Варфоломеевская ночь и прочее. Это же происходило не только во Франции. В Голландии протестанты сделали то же самое с католиками. За время 30ти — летней войны население Германии уменьшилось более чем в 2 раза, так что во многих городах было официально разрешено многоженство (пик пассионарности? 🙂 Результатом явился раскол Западной церкви. На Юге Европы сохранилась католическая церковь, подчиненная Папе Римскому, а на Севере и в некоторых других областях — различные виды протестантизма. Например, наиболее крупный представитель — англиканская церковь, наиболее консервативная и близкая к католицизму. Генрих VIII хотел развестись с очередной женой Екатериной Арагонской, Папа не дал согласия на развод, и Генрих объявил себя главой церкви. Все осталось как прежде по существу. Лютеранская форма — Германия, Скандинавия, Прибалтика. Гугеноты (кальвинизм) — во Франции, в Швейцарии, в Голландии; английские и шотландские пуритане. Баптисты. Были еще мелкие ответвления, некоторые из которых не дожили до сегодняшних дней (анабаптисты, менониты — южная Германия, их последователи эмигрировали в США и до сих пор говорят на старогерманском языке и не пользуются двигателями и механизмами, а также в южную Африку, где слились с бурами).

Философия эпохи Ренессанса связана с резкой критикой схоластики. Ее философские идеи ближе к Платоновским, но аристотелезированы (в эпоху средневековья было наоборот). Отказаться от изучения природы, привитой аристотелизмом, уже было нельзя. Но сама природа понималась в платонизированной форме, так как основная идея — это идея космической гармонии. Природа толкуется с точки зрения идей гармонии. Авторы: Николай Кузанский (кардинал римской церкви в городе Кузе, его настоящая фамилия Кребс) 1401-1464, Пико делла Мирандола (Джованни) 1463-1494, Леонардо да Винчи 1452-1519, Николо Макиавелли 1469-1527, Бернардино Телезио 1509-1588, Джордано Бруно 1548-1600. Именно они и являются собственно философами и высказывали оригинальные идеи. Есть еще и популяризаторы, типа Рабле.

С одной стороны, начали развиваться космологические натурфилософские картины мира: Кузанский, Телезио, Бруно. Одна из фундаментальных идей — идея мировой гармонии, она стала выражаться математически. Эпоха Ренессанса — это расцвет математики. (Кардан, Николо Тарталья, который нашел общую формулу решения кубических уравнений, а Кардан их выпросил и опубликовал. В те времена были соревнования математиков по определенному классу задач, Тарталья именно к этому событию и постарался. Кардан же эмпирически открыл, что наибольшая дальность бросания, то есть баллистического полета, возникает тогда, когда удается бросить груз под углом 45 градусов. Это был стратегический секрет, так как, это было время метательных орудий.) XVI век — это исследование формы кривых, задаваемых различными уравнениями, например «Локон Альгези» по имени женщины-математика. Все это закончилось, когда Декарт создал аналитическую геометрию — общий способ. Это увлечение кривыми привело к созданию аналитической геометрии. Один из последних представителей натурфилософии — Иоганн Кеплер.

С другой стороны, гуманизм эпохи Возрождения. Здесь в центре внимания стояла проблема человека, которая логично переросла в проблему общества. В это время появилась концепция естественного человека, в противовес средневековой философии, как человека наделенного естественными характеристиками. Этому посвящены работы Мирандола, да Винчи; проблема общества — у Макиавелли: «Государь» («Принцепс»), где излагаются некоторые правила управления государством. Макиавелли преподносят как сторонника неограниченного самодержавия. Но он был республиканцем, членом Совета. Есть мнение, что эта книга — политический памфлет, направленный против самодержавия, а конкретно — против Борджиа. Но в дальнейшем за Макиавелли установилась репутация сторонника циничного самодержавия.

Именно эпоха Ренессанса и идея естественного человека дала начало такому жанру, как утопия: Томас Мор (Мур) «Утопия», Томазо Кампанелла «Город О», Рабле (элементы утопии есть в изображаемом им аббатстве). Во всех этих утопиях, как и в трудах Платона, есть элементы антиутопии. Например, в «Городе О» много посвящено организации института, который у нас называется «стукачеством». Вряд ли можно говорить о благородных мечтателях — утопистах. Самое интересное в этот период — это появление идей естественного права. В средние века право трактовалось как божественное установление. Голландец Гуг Гроцц является классиком юридической литературы. Он был прямым продолжателем Юстиниана, между ними не было значительных авторов.

При всем том философия эпохи Ренессанса не смогла полностью преодолеть средневековую схоластику. Протестантизм выработал довольно быстро свою схоластику, которая была ничем не лучше, чем ортодоксальная католическая. Но в протестантизме было больше идеальных, мистических элементов, католическая же была более рациональная. Протестантская церковь очень долго сжигала колдунов. Католики с течением времени прекратили преследование колдунов (самое страшное время — конец XIV — начало XV веков, время «Молоха ведьм»), а протестанты еще долго продолжали, например, салемский процесс в США в конце XVII века. С другой стороны, в борьбе с протестантами католическая церковь значительно переработала и усовершенствовала схоластику. Значительную роль в этом сыграл орден иезуитов, созданный для сохранения католической церкви. Была создана специальная система образования — иезуитские колледжи (в основном во Франции), где была прекрасная система образования. Это были учебные заведения на грани средних и высших. По-разному реформируемая схоластика в XVI веке оставалась непреодолимой, и решающим моментом в ее преодолении была эпоха Нового Времени. Официально Новое Время началось в 1642 году с началом английской революции. В философии эта эпоха началась на 30 лет раньше. Обобщая все вышеизложенное можно отметить следующее:

Читайте также:  Установка карт navitel для навигатора

С XV века в Европе начинает складываться новая картина мира. Главное в ней — новое понимание человека. Существенное значение в этом процессе имело искусство. Человеческая телесность, естественные потребности, впервые после 1000 лет средневековья, осознаются не как носители греховности, а как высшая ценность и подлинная реальность. Таким образом, словесному миру религии и схоластики противопоставляется мир в его непосредственности, чувственном богатстве.

Поэтому мировоззренческая установка Возрождения состояла в открытии самоценности человеческой личности и в гуманистической направленности познания.

Эпоха создала идеал культурного индивидуализма, который имеет общечеловеческое значение. Ведь гуманистический индивидуализм эпохи направлен не на практическую экономическую деятельность, а на культурную.

Методологическая установка Возрождения — переход от мёртвых абстракций и комментирования сочинений древних библейских пророков к живому наблюдению вещей.

Потребность изображения человеческого тела не в символическом, а естественном виде дала толчок к развитию анатомии, интерес к оптике. Мир резко раздвинул свои границы.

Мировоззренческие и методологические функции

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский
философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски» («Самопознание». М., 1990. С. 47). Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.

логическом отношении ума появление противоречия — сигнал появления проблемы,

неразрешимой с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий, сигнал

для включения мышления — самостоятельного рассмотрения вещи, в понимании которой

возникла антиномия. И ум с самого начала надо воспитывать так, чтобы

противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к

самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой вещи, а не только

того, что о ней сказали другие люди. Учить диалектике — значит учить умению

строго фиксировать противоречие, а затем находить ему разрешение на пути

конкретного рассмотрения вещи, действительности, а не путем формально-словесных

манипуляций, замазывающих противоречия, вместо того чтобы их решать. Диалектике

надо учить. Показывая, как целесообразно строить педагогический процесс в школе,

чтобы ученики овладевали диалектикой, Э. В. Ильенков справедливо считает, что

диалектика вовсе не таинственное искусство, свойственное лишь зрелым и избранным

умам, и что диалектику можно и нужно воспитывать с детства (см.: «Об идолах и

идеалах». М., 1968. С. 153 — 211).

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных

качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение.

Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле —

скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.

Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твердости

убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции. Наоборот. Философия дает

прочное общеметодологическое и гносеологическое, основание для последовательного

саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с

верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких,

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые

представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов,

содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью

Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-

информационную функцию. Одна из главных задач философии — разработка

мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике

и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное

назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять

его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и

углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке,

философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора,

анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая

информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах

и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы:

философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика

как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика,

философские проблемы частных наук, философия религии, история философии,

«философия философии» (теория философского знания). В нашем учебном пособии

содержится информация по важнейшим проблемам лишь четырех философских дисциплин.

Таковы основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-

аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно- информационная.

§ 2. Методологические функции философии

Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по

отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в

том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод,

применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний,

конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное

и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь

вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки

предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического

характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут

выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов

Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в

комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных

теоретических, фундаментальных проблем, «участвовать» в их предвидениях. Важное

значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни

одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без

использования философских представлений — о причинности, пространстве, времени и

Остановимся на выяснении конструирующей роли философских представлений, т. е. на

раскрытии того, как воздействуют философские принципы и понятия на формирование

Как установил М.В. Мостепаненко, философия воздействует на формирование новой

научной теории в физике не непосредственно, а опосредованно, через промежуточное

звено — частнонаучную картину мира. В результате физические теории создаются не

только на определенном эмпирическом, но и на «внеэмпирическом» базисе. Важную

роль в их возникновении играют предпосылки, к которым относятся философские

понятия, идеи; именно они играют определяющую роль в нахождении основания теории

и, следовательно, самой теории.

Предложена схема, показывающая, что новые физические теории возникают в

результате сложного процесса, включающего в себя как обобщение данных опыта, так

и определенную физическую конкретизацию философских идей (см.: Мостепаненко М.В.

«Философия и физическая теория». Л., 1969. С. 44).

На этой схеме: ЭЭ — исходный эмпирический уровень построения теории (Э1 Э2,

Э3. — отдельные данные опыта); ОО — отделяет область эмпирических понятий и

закономерностей от области теоретических понятий и закономерностей; УУ —

отделяет область собственно теории от области теоретических предпосылок и

Читайте также:  Варусная установка стопы лечение отзывы

основания теории; ФФ — исходный теоретический уровень построения теории (Ф1, Ф2,

Ф3. — отдельные философские идеи).

Из схемы видно, что новая теория (Т) не может быть возведена на одних

эмпирических предпосылках. Необходимы теоретические предпосылки в виде исходных

понятий, принципов и гипотез (П1, П2. ), с помощью которых формулируется

основание теории. Процесс же возникновения П1 двойственный: с одной стороны, он

начинается с философской идеи и идет по пути Ф1П1. С другой стороны, он

начинается с данных опыта и идет по пути Э1*П1. В свою очередь, теория (Т)

строится аналогично: с одной стороны, с помощью П1(линия П1Т), с другой — с

помощью данных опыта (путь Э1*T). Определяющую роль в ее построении играет путь

Эта основная схема теоретического познания; она далее конкретизируется,

исследуются пути построения ньютоновской механики, специальной теории

относительности А. Эйнштейна, квантовой механики Гейзенберга — Шредингера.

Конкретно указываются философские понятия и идеи, послужившие формированию тех

или иных физических теорий. Так, Галилей использовал философскую идею

самодвижения, непосредственно не вытекавшую из опыта, для создания принципа

инерции; философская идея взаимосвязи явлений природы оказалась лежащей в

основании общенаучного понятия поля (в теории Максвелла), а идея

корпускулярности материи — в основании гипотезы о квантах энергии.

Общие философские понятия и принципы проникают в естествознание не только через

онтологию, но также через гносеологию и регулятивные принципы частных наук. К

последним в сфере физического знания относятся принципы наблюдаемости, простоты

и соответствия. Как считает Э. М. Чудинов, гносеологические принципы играют

важную роль не только в становлении физических теорий; после того как теория

создана, они сохраняют значение регулятивов, определяющих характер ее

функционирования (см.: Теория познания и современная физика. М., 1974).

Сказанное, конечно, не охватывает всех путей, направлений, по которым философия

проникает в естественные науки; формы воздействия философии весьма многообразны.

Результаты такого воздействия при внешнем знакомстве с теорией не очевидны,

однако специальный анализ показывает, что содержание той или иной теории

базируется на философских представлениях. Философские принципы и понятия

проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в

ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент самой теории.

Анализ обнаруживает, например, что:

1) классическая механика построена на логической схеме философского принципа

2) квантовая механика базируется на общекатегориальной структуре;

3) теория относительности опиралась, как на свой мировоззренческий фундамент, на

4) эволюционная теория в биологии (Ч. Дарвина) имела своим основанием группу

Следует обратить внимание на следующий момент: воздействие философии на

построение отдельных теорий не интегрально, а фрагментарно, локально.

«Проникающей» силой обладают лишь отдельные идеи, понятия (или их группы),

отдельные философские принципы. Данное явление объясняется прежде всего

наивысшим уровнем обобщенности научного знания, заключенного в научном аспекте

философии в отличие от любой части науки, и его приложением не к миру в целом, а

лишь к фрагментам материальной действительности и к отдельным сторонам или

уровням познавательного отношения. Частнонаучное знание оказывается селективным

не только по отношению к различным философским концепциям, но и по отношению к

различным категориям и принципам внутри одной философской системы категорий.

Если верно, что философские идеи и принципы выполняют селективную функцию в

отношении частнонаучного знания (его идей, принципов, гипотез, понятий, теорий),

то столь же верно, что формирующаяся частнонаучная гипотеза или теория (прямо

или опосредованно) осуществляет селекцию философских идей, принципов, понятий.

Здесь происходит своеобразная проверка философских принципов и всеобщих

категорий в практике познания. Такую конкуренцию, такую проверку выдерживают

далеко не всякие философские принципы.

Кстати, фрагментарный характер влияния философии на построение

естественнонаучных теорий объясняет, почему философы-идеалисты также могут

оказывать позитивное воздействие на ученых-естествоиспытателей: в данном случае

Вопрос 1. Понятие метода. Мировоззренческие методы

Метод переводятся как путь. Метод – это путь к познанию какого-либо предмета или явления.

Значение метода в науке настолько велико, что при одинаковых исходных данных могут получатся совершенно различные научные выводы.

Проблемам метода занимались еще в древности (Платон, Аристотель, Пифагор), а в средние века проблема метода стала очень острой. Н: метод познания Бога (Августин Блаженный, познавая Бога, говорил о некоем схватывании Бога чувствами; это тот момент, когда присутствует острое ощущение реальности Бога, т.е. интуитивно). С другой стороны Фома Аквинский использовал другой метод – логически-рациональные методы познания Бога. В частности, он утверждал, что поскольку в мире все целенаправленно, то существует некая сила, которая эту цель поставила.

В настоящее время существует 2 позиции по поводу методологии:

1. Консервативные философы — они считают, что учение о методах явл-ся частью философии.

2. Считают, что философия – это и есть методология, что нет такой дисциплины как философия, вся она – наука о познании.

Сорокина считает, что они обе верны.

В настоящее время методология (философия) пытает классифицировать методы. Сейчас выделены такие мировоззренческие методы, как:

— креационизм – присутствует в различных философских системах и включает в себя такие положения, как то что мир сотворен. Также он полагает, что мир был сотворен с определенной целью и, следовательно, в мировоззрении креационизма большое значение имеет эсхатология (т.е. наука о конце мира). Если человек предполагает мир сотворенным, то он предвидит конец. Личность может изменить мир, смотря какая личность.

— материализм – предполагает, что в мире действует слепые силы природы. Эти же силы создает общество, гос-во и право. Если креационизм оставлял большое поле для свободы человека, то материализм фактически эту свободу отрицает. Материалисты утверждают, что действует безликая закономерность. Он оставляет очень малое пространство свободы и считает, что личность что-то может сделать самостоятельно только тогда, когда созрели общественные условия.

— агностицизм – самостоятельно. Суть в отказе познания. Люди считают, что познать мир невозможно и нужно просто жить.

Также можно выделить еще одну пару мировоззренческих методов: синергетика и диалектика. Эти типы мировоззрения не противоречат друг другу в большей части. Однако диалектика, как правило, признает линейное развитие и четкие причинно-следственные связи. Кроме того, диалектика настаивает на целесообразности мира и его закономерности. Т.е. диалектика видит мир постоянно развивающимся, она настаивает на том, что человек может предвидеть следующий этап развития или изменения. Н: если человек много злоупотребляет и умирает от цирроза печени, то есть смерть предвидится.

Синергетика также как и диалектика оценивает развитие. Они признают, что на системы, например, общество могут влиять как внутренние факторы, так и внешние, и они могут провоцировать какие-то изменения. Диалектика делает ставку на внутренние факторы, а синергетика – на внешние. Синергетика предполагает, что даже малейшее воздействие на систему (Н: воздействие личности на общество) может спровоцировать распад системы. При малейшем колебании общество (государство) теряет свое равновесие, и начинает хаос который нарастает. В определенный момент хаос достигает высшей точки (энтропия) и тогда вырисовывается несколько сценариев развития и избрание какого-либо сценария явл-ся случайностью. Т.е. предвидеть какой-либо сценарий невозможно. Следовательно, в синергетике огромную роль играет случайность. С точки зрения синергетики хаос всегда сменяется порядком, однако любой порядок всегда сменяется хаосом.

Читайте также:  Электропривод багажника шкода рапид установка

Еще выделяется естественно-правовой метод историзма.

Естественно-правовой взгляд на мир предполагает существование некоей константы, чего-то неизменного, в частности, метод предполагает, что природа человека остается неизменной несмотря на изменения времени и условий жизни. Кроме того, естественно-правовой метод предполагает наличие абсолютных и постоянны ценностей (это естественные права – свобода, собственность). Был впервые описан Аристотелем и Платоном.

Метод историзма возник во второй половине 19 века и впервые был описан немецким ученым — Дильтей. Метод историзма утверждает, что познать какие-то мысли, действия человека можно только познав поднаготную его эпохи. Историзм отрицает любые закономерности, считает что каждое гос-во имеет свой крайне индивидуальный путь развития. В частности, Дильтей объяснял свое теорию на примере гражданской войны. Он считал, что не существует общего понятия гражданская война, т.к. в каждом гос-ве и в каждую эпоху они носят абсолютно различный характер. Гражданской войной можно назвать войну различных кланов, но также гражданской войной явл-ся классовая борьба. Он отрицал существование чего-то неизменного в обществе и гос-ве.

Методологические установки познания

Наиболее общие методологические принципы в каждой науке называются методологическими установками данной науки. Они выполняют функцию регулятивной основы познавательной деятельности, направляют, ориентируют и контролируют построение эмпирических обобщений и теоретических схем.

По своему содержанию методологические установки – это система представлений об общих свойствах объекта познания, процесса исследования этого объекта и о том, каким по форме должен быть результат исследования. В ходе исторического развития любой науки рано или поздно изменяется объект ее исследования, а значит в определенной мере изменяется и процесс познания. Поэтому система методологических установок характеризует конкретно-исторические особенности естественнонаучного познания.

Методологические установки соединяют познавательный и ценностный аспекты познание в некоторое качественно новое целое. Через методологические установки познания каждая наука включается в систему культуры в целом. Та естественная наука, методологические установки которой в данную историческую эпоху являются типичными и определяющими для всех остальных естественных наук, становится лидером естествознания. Долгое время (17-20 вв.) лидером естествознания выступала физика. Сейчас эта роль постепенно переходит к биологии.

Методологические установки являются составной частью основания конкретно-исторического способа познания. Кроме того, та часть содержания методологических установок познания, которая связана с характеристикой общих черт предмета познания данной науки, является одним из непосредственных истоков научной картины мира.

Эволюционные и революционные периоды развития науки

Общий ход развития науки включает основные ступени познания природы и мира вообще. Он проходит несколько основных ступеней:

1. Непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого. Это характерно для греческой натурфилософии;

2. Анализ природы, расчленение ее на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий, при этом за частностями исчезает картина универсальной связи явлений. Характерно для начального этапа развития любых конкретных наук, а также для позднего Средневековья – начала Нового времени;

3. Воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путем соединения анализа с синтезом. Характерно для зрелого периода развития конкретных наук и для современной науки вообще.

Т.о., научное знание не является раз и навсегда данным феноменом, объем и содержание его постоянно изменяются. В настоящее время существует 3 основные модели исторических реконструкций науки:

1. История науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс,

2. История науки как развитие через научные революции,

3. История науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис).

Все 3 модели существуют в современном науковедении, но возникли в разное время. С этим связано доминирование отдельных моделей в конкретные периоды развития науки.

Долгое время господствующей моделью развития была кумулятивистская, тесно связанная с философией позитивизма. Эта модель строится на идее, что каждый последующий шаг в науке можно сделать лишь опираясь на предыдущие достижения. Поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого, точнее отображает действительность. Т.о., предшествующее развитие науки является лишь подготовкой ее современного состояния. В силу этого обстоятельства значение имеют только те элементы знания, которые соответствуют современным теориям; отвергнутые идеи, признаваясь ошибочными, являются не более чем заблуждениями и отклонениями от магистрального пути развития науки. Эти идеи наиболее полно сформулированы в работах Э.Маха и П.Дюгема в конце 19 века.

В связи с общим кризисов позитивизма в сер 20 в. в науку проникают идеи прерывности развития, особенности и уникальности отдельных периодов в развитии научного знания. Они четко формулируются в модели научных революций. Трактовка научных революций основывалась на идее абсолютной прерывности хода развития научного знания. Предполагалось, что новая теория, возникающая в ходе научной революции, отличается от старой самым принципиальным образом. После революции развитие науки начинается заново и идет в совсем другом направлении. Именно такая точка зрения представлена в знаменитой работе Т.Куна «Структура научных революций». В этой работе Кун ввел очень популярное нынче понятие — «парадигма». Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Переход от одной парадигмы к другой идет через революцию. Цель науки по Куну – втиснуть природу в парадигму. С одной стороны, парадигма сужает поле зрения ученого, но с другой – ведет к накоплению очень подробной информации в области действия парадигмы. Только тот, кто в совершенстве знает свою область исследования, способен рассмотреть аномалии в парадигме. Аномалии ведут к кризису парадигмы и замене новой, в уже завершенной форме.

Теории прошлого рассматриваются не как некоторые ошибки, а как обладающие своей значимостью, особенностью. Прошлое не утрачивает своего своеобразия и не поглощается настоящим.

Сегодня в истории и методологии науки на первый план выходят кейс стадис, которые называют ситуационными исследованиями.. это направление формируется с 7-х гг. в работах этого направления прежде всего подчеркивается необходимость остановить внимание на отдельном событии из истории науки, которое произошло в определенном месте и в определенное время. Это прямой антипод кумулятивистских, линейных моделей развития.

В кейс стадис ставится задача понять прошлое событие не как вписывающееся в единый ряд развития, не как обладающее какими-то общими с другими событиями чертами, а как неповторимое, невоспроизводимое в других условиях. В работах прежнего типа исследователь стремился изучить как можно больше фактов, чтобы обнаружить в них нечто общее и на этом основании вывести общие закономерности. Теперь он изучает факт как событие – результат многих особенностей развития науки, сходящихся в одной точке с тем, чтобы отличить ее от других. Для истории науки – это новый поворот исследования. Он более характерен для гуманитарных наук. В кейс стадис элементарное событие не приобщается к некоторому всеобщему, а, наоборот, это всеобщее обнаруживается в нем самом и через общение с другим особенным событием. Историческая картина, складывающаяся на базе кейс стадис, представляет собой нечто вроде плоскости с холмами и пиками, изображающими события разной степени важности. Поскольку по ходу истории старые события не вытесняются новыми, история становится многосубъектной и многособытийной. Между событиями устанавливаются диалогические отношения, речь идет о существовании разных теорий и парадигм.

 

Adblock
detector