Машин с водометными установками



Как работают водомёты московского ОМОНа?

Полицейские сразу отвечают: конечно, в первую очередь работает психология. Само появление бронированного водомета на улицах города остужает даже самые горячие головы. Спецмашины выглядят грозно и всем своим видом говорят: больше никаких церемоний, сейчас будет война. Тем не менее за все время работы московского ОМОНа с водометными установками их ни разу не приходилось применять против людей. Пару раз выводили на улицы — было, но лишь в качестве подстраховки, на всякий случай. Все-таки водомет — в определенной мере оружие «предпоследней черты», дальше уже боевые действия, а до настоящих уличных боев в последний раз доходило в памятном девяносто третьем.

Тем не менее водометный спецавтомобиль можно назвать гуманным средством. Искусство стрелка заключается, помимо всего прочего, в том, чтобы не подпускать толпу на действительно опасную — для людей, а не для машин — дистанцию. На расстоянии 20−30 м удар водяной струи ощутим, он отбрасывает человека или препятствие в сторону, толкает его, при этом не причиняя увечий. Но на пяти метрах стрелять уже нельзя: можно нанести серьезные травмы.

«Шторм» (впрочем, Mercedes-Benz тоже) напоминает бронированную черепаху, целиком оправдывая прозвище, данное водометным машинам еще в середине 1970-х годов.

Впрочем, помимо разрушительной функции, водометы несут вполне мирную нагрузку — они способны тушить пожары, причем на весьма значительных расстояниях. Специально для нашего материала полицейские установили, полили бензином и подожгли конструкцию из досок и ящиков. Пылала она эффектно, пламя вздымалось метра на три, а водомет сбил огонь и потушил пожар за несколько секунд, причем с весьма приличного расстояния — метров 35−40. Омоновцы говорят: хорошо бы, чтобы его только против огня и использовали.

Краска, пена и газ

Мы протестировали два водомета — отечественный и немецко-израильский, сравнили их функции, постреляли по бочкам-препятствиям и почувствовали мощь обеих машин. С точки зрения качества сборки комментарии излишни — может ли российский автомобиль соревноваться с «Мерседесом»? К сожалению, нет. Но вот по функционалу машины практически равны, причем это подразумевает, что «Шторм» на базе КамАЗа-536053 умеет много больше, нежели его немецкий коллега. Что же должен уметь современный водомет?

Wasserwerfer 10000. Последнее слово водометной техники – это австрийский Wasserwerfer 10000, разработанный компанией Rosenbauer и поступивший в серийное производство в 2011 году. Первыми заказчиками Wasserwerfer 10000 стали полицейские Берлина и Гамбурга – там новый водомет пришел на смену устаревшей модели 9000. Водомет построен на шасси Mercedes-Benz Actros и при достаточно компактных размерах вмещает 10 т (!) воды. Он оборудован тремя лафетами – двумя передними (дальность – 65 м) и одним задним (дальность – 50 м). Насосная установка приводится в действие двигателем Deutz TCD 2012L06. По остальным функциям машина схожа с аналогами; в качестве ирритантов используются хлорбензальмалонодинитрил и хлорацетофенон.

Обе модели относятся к «спецавтомобилям среднего класса для пресечения групповых противоправных действий и массовых беспорядков» — таким образом, набор базовых функций у них примерно одинаков. Водометная машина этого типа оборудована двумя лафетами — нижним и верхним. Верхний, расположенный на крыше, собственно, и есть пушка для разгона митингов: напор ее составляет 11−12 атм. Причем мерседесовский двигатель (насосная установка приводится от отдельного силового агрегата, расположенного в задней части автомобиля) может «разгонять» воду до 15 атм и снабжен заводским ограничителем в целях безопасности. Пушка может стрелять в нескольких режимах: короткими или длинными очередями и непрерывно. Нижний лафет обладает примерно в два раза меньшей мощностью и предназначен для пожаротушения. Кроме того, если толпа подходит слишком близко, его тоже можно использовать во время разгона.

Краткая история водометов

Место и время появления первого в истории водомета точно известны: Берлин, 1930 год. Это был броневик с цистерной на базе Mercedes. Стрелок стоял внутри кабины и наблюдал за окружающей обстановкой через бойницы в башенке, расположенной на крыше и оборудованной брандспойтом. Чуть что – и он устраивал демонстрантам «баню». По принципу действия та машина отличалась от современных еще и тем, что стрелять могла только в неподвижном положении, поскольку колеса и насос приводились от одного двигателя.
Но довоенный водомет был скорее единичным курьезом, чем тенденцией. А вот после разделения Германии на ФРГ и ГДР демонстраций стало значительно больше – и немцы подошли к вопросу обстоятельно. В 1950–1970-х годах обе Германии производили водометы на всевозможных шасси (Magirus, Merсedes, MAN, Bussing), причем их количество значительно превышало спрос. Кое-что шло на экспорт, но в целом большинство боевых машин выполняло в мирное время пожарные функции. В этих машинах привод насоса уже осуществлялся от дополнительного двигателя, не отбирая мощность у основного силового агрегата.
Первые водометы современного типа, так называемые «бронечерепахи», появились в конце 1970-х – опять же в Германии, на этот раз – в Западном Берлине. По компоновке подобные машины почти не отличались от сегодняшних, да и базировались на привычном нам «мерседесовском» шасси. Компоновка включала бескапотную бронированную кабину с зарешеченными окнами и двумя пушками на крыше плюс цистерну на 4,5 т, что не очень-то и много.
Лидером по производству водометов была (да и сегодня, в общем, остается) австрийская фирма Rosenbauer, известная в первую очередь своими пожарными машинами. Самой массовой моделью был Rosenbauer RWD 10000 на шасси Merсedes – он поставлялся во многие европейские и южноамериканские страны. Именно в 1980-х появились и дополнительные виды защиты и атаки: газ-ирритант, добавляемый в воду или распыляемый с бортов, краска и пена для пожаротушения. Кроме того, «черепахи» избавились от башенок, которые господствовали в конструкциях водометов с самого начала, – теперь управление было дистанционным, из кабины.
Водометы строили и на шасси капотников, но те зарекомендовали себя не очень хорошо, поскольку имели больше слабых мест: на капот было допольно легко забраться.

Но вода — лишь одна из составляющих. Водомет имеет три дополнительные емкости по 60 л — с газом, краской и пеной (основной бак вмещает 6 т воды). Краску подмешивают в воду, чтобы «помечать» особо активных демонстрантов. Она сделана на свекольной основе, безопасна и плохо оттирается от одежды и кожи. Таким образом, подкрашенных бузотеров можно «отловить» по красной маркировке уже после основных событий. Газ — обычный слезоточивый на перцовой основе — также подмешивается в воду. Пена же подается только на нижний лафет, она предназначена исключительно для борьбы с огнем.

Сидя в кабине на месте стрелка, ощущаешь себя героем компьютерной игры. Хочется стрелять и стрелять. Мы даже задали вопрос полицейским, нет ли подобной реакции «в поле». Они удивились: да нет, что вы, есть приказ — стреляем, нет — ждем, мы же не в игрушки играем.

Практически все водометные машины 1980–1990-х годов имели, помимо водяной пушки, дополнительное вооружение. Современные водометы чаще всего более «гуманны», но на «Шторме» все-таки имеется выдвижной гранатомет на восемь зарядов. При необходимости можно использовать светошумовые или газовые гранаты с перцовым газом.

Курсы самообороны

Не меньшее внимание, чем атаке, уделено обороне боевой машины. Толпа — страшная сила, она способна переворачивать танки и крушить стены, а водометный спецавтомобиль — первая мишень для любого демонстранта. Большой, яркий, заметный — легко попасть камнем или бутылкой с зажигательной смесью. Поэтому на водометах в обязательном порядке имеются собственные системы пожаротушения. На крыше «Мерседеса» хорошо видны шесть форсунок, подающих воду сверху, а на КамАЗе есть специальная система тушения колес. Кстати, здесь зарубежные конструкторы в какой-то мере не рассчитали, поскольку крыша железная и на крайний случай ее можно потушить из самой пушки, а вот резиновые покрышки — серьезная цель для поджога, да и мало ли по какой поверхности придется проезжать спецмашине.

Читайте также:  Сколько стоит установка стентов

RCU 6000-I RU. Израильская система RCU 6000-I RU на мерседесовском шасси выглядит эффектнее российской с точки зрения дизайна и выполнена по-немецки качественнее, хотя функционалом она несколько уступает, кроме того, выход на крышу и эвакуация из автомобиля в случае необходимости затруднены. Подытоживая, можно сказать, что машины совершенно равноценны.

От демонстрантов, готовых забираться на водомет, защита предусмотрена серьезная: по бокам машин установлены форсунки (у «Шторма» шесть, у «Мерседеса» четыре), создающие облако перцового газа на расстоянии примерно метра вокруг машины: близко не подойдешь, на крышу не заберешься. При этом кабина КамАЗа герметизируется, и включается изолированная система жизнеобеспечения, фильтрующая поступающий снаружи воздух. На «Мерседесе» такой системы нет, поэтому форсунок меньше, и газ они подают назад, подальше от кабины.

Кстати, в конструкциях машин встречаются элементы, наглядно демонстрирующие национальный менталитет. Например, в крыше КамАЗа есть люк, позволяющий выбраться наверх и, если что, починить заевшую пушку. А вот на верхнюю часть «Мерседеса» можно забраться только по приставной лестнице: немцы уверены в качестве своей продукции. Точнее, не своей, а израильской: водометные системы RCU 6000-I RU на шасси Mercedes-Benz MB1818AK устанавливает фирма Beit Alfa Technologies Ltd.

Водометы в СССР и России

В Советском Союзе водометы не производили. Напротив, в газетах и журналах регулярно появлялись статьи с жуткими кадрами разгона демонстраций с помощью водяных пушек, а также комментарии по поводу «буржуазных диктаторских режимов». Впрочем, в 1980-х, когда возникла нужда в водометах, пытались перепрофилировать пожарные машины, а затем закупили в Польше несколько спецавтомобилей Hydromil 2 на шасси Jelch. «Гидромиль», потомок немецких разработок двадцатилетней давности, был неуклюж и маломощен – и по спецзаказу создали первый советский водомет «Тайфун-К» на базе ракетного тягача МАЗ. Это был лишь опытный образец. Первым же серийным автомобилем подобного класса стала «Лавина» на БАЗовском ракетном шасси – мощная, проходимая, с цистерной на восемь или десять (в зависимости от модификации) тысяч литров воды. В 1994 году появилась передвижная крепость «Лавина-М», оснащенная, помимо лафетов, двумя трехствольными гранатометами, системами отстрела боеприпасов, дымовой завесой и газовой защитой.
Третьей инкарнацией «Лавины» стала «Лавина-Ураган» на шасси Урал-532365, созданная на Варгашинском заводе противопожарного и специального оборудования. 9000-литровый бак, четыре водомета (два нижних и два верхних), видеокамеры, восьмиствольный гранатомет… Казалось бы, вот она – хорошая машина для российской полиции…
Нам показали «Лавину-Ураган» – она по сей день стоит в гараже московского ОМОНа и даже числится в строю. Полицейские честно рассказали, что огромный водомет крайне неповоротлив и совершенно не приспособлен вести бой на узких московских улицах, разве что на проспектах вроде Кутузовского или Ленинградского. Кроме того, он крайне некачественно сделан, комфорт внутри по-советски минимальный, по бортам идет ржавчина, а «прожорливость» «Урагана» превышает все нормы выдачи топлива на боевые нужды. В итоге «Ураган» еще не списан, но, видимо, этого ждет – а в строю находятся именно водометы среднего класса, достаточно компактные и защищенные, благо «Варгаши» начали производить более или менее удобный «Шторм».

Есть у КамАЗа и еще одно отличие от немца — восьмиствольный гранатомет, выезжающий из крыши. Если будет совсем плохо — можно стрелять светошумовыми или газовыми гранатами. Но это уже крайний случай. Трудно представить себе ситуацию, в которой бронированный агрегат с зарешеченными окнами и могучим отвалом для сноса баррикад подвергнется по-настоящему серьезной опасности. Хотя в процессе съемок мы умудрились отвал КамАЗа повредить. Да, говорят омоновцы, слабоват, для снега годится, а вот о баррикаду, скорее всего, согнется…

Мы или они?

Но нужны ли такие машины вообще? Ведь ни разу за всю новейшую историю России они не стреляли по людям — даже могучие «Лавины» 1990-х только выезжали, чтобы напугать своим видом. И какие лучше — отечественные или импортные?

В принципе, водометы есть на вооружении полиции в любой цивилизованной стране. В той же Германии, которая длительное время была законодателем технической моды в этой области, имеется более 120 (!) водометов — против всего пары десятков в России. Водометные спецмашины строятся на шасси «Татры» и «Ошкоша», «Мерседес-Бенц» и «Скании», «Дэу» и МАЗа — и т. д. Оборудование на них устанавливают чаще всего те же фирмы, что делают противопожарные средства и всевозможные спецмашины — от грейдеров до аэродромных тягачей. На рынке СНГ плотно обосновались израильтяне из Beit Alfa Technologies Ltd., работающие с различными шасси, но в основном — с «Мерседесом»; на сегодняшний день они предлагают 24 (!) различные модели от сверхмалых на базе GM до тяжелых броневиков. По стоимости российские и импортные водометы не слишком сильно отличаются: машина среднего класса стоит порядка 10 млн рублей.

В принципе, прогресс российского водометостроения налицо: от «Лавины» 1990-х до «Шторма» — целая пропасть в технологиях, качестве и возможностях машины. Есть что дорабатывать — до «Мерседесов» еще тянуться и тянуться, но в целом имеет смысл, как говорится, поддержать отечественного производителя — вполне возможно, со временем развернется и активный экспорт.

Что до эксплуатации, остается пожелать, чтобы водяные пушки и впредь использовались только как средство пожаротушения. Ну и в крайнем случае можно выехать на какую-нибудь площадь и сурово посмотреть на несанкционированных демонстрантов через решетку и бронестекло. Стрелять по людям — это совсем не дело, как говорят сами полицейские, и с ними нельзя не согласиться.

Источник

Какие водометы на вооружении у ОМОНА и как они работают?

Наверное, найдется немного людей, не знающих, для чего применяются водомёты. Новостные ленты нередко передают репортажи с улиц того или иного города, где беспорядки достигли такого накала, при котором полиция вынуждена прибегнуть практически к последнему устрашающему, но пока ещё мирному способу воздействия. А вот о том, кто впервые додумался использовать водяные пушки в подобных «мирных целях», как работает водомёт, чем он защищён и чем наши машины отличаются от зарубежных, мало кому известно. Об этом наша статья.

История сохранила сведения о том, что в 1830 году улицы Парижа захлестнула волна беспорядков, с которыми справиться обычными средствами полиция не смогла. Тогда кому-то пришла в голову мысль о том, чтобы нарушителей порядка просто смыть при помощи пожарной техники. Так и поступили: толпу разогнали при помощи пожарных гидрантов. Спустя сто лет беспорядки на улицах Германии разгоняли уже не с пожарных, а из специально сконструированной бронированной техники с лафетным стволом.

Водомёты не раз доказывали свою эффективность в деле разгона неугодных протестантов с площадей. В связи с этим правительства многих стран приняли решения о постановки водяных пушек на вооружение полицейских подразделений.

Разгон толпы водометом width=

История водометов

Итак, история водомета в современном его понимании началась в 1930 году в Берлине. Во время очередной демонстрации на улице появился броневик с цистерной и установленной на башне пушкой. Внутри находился стрелок. Его задача была наблюдать за происходящим и, в случае обострения ситуации, поливать протестующих водой. Броневик не мог одновременно двигаться и стрелять, поскольку за оба действия отвечал один мотор, мощности которого не хватало. До войны было создано и применено не так много броневиков, но именно они легли в основу новых более мощных агрегатов, которые массово стали производиться и применяться после войны и именно в Германии. Количество массовых манифестаций особенно увеличилось после разделения страны на федеративную и демократическую части.

Немцы массово стали производить водометную технику в обоих государствах и подошли к вопросу с немецкой обстоятельностью. Было создано множество образцов на базах Мерседес, МАНН, Магирус и др. В отличие от довоенного броневика для работы насоса был установлен дополнительный двигатель. Теперь спецавтомобиль мог стрелять и передвигаться одновременно. В период с 1950 по 1970 гг было произведено количество водометов, значительно превышающее спрос. Часть из них использовали как пожарную технику, многие ушли на экспорт.

Читайте также:  Установка круиз контроля лада калина

Водомет тушит пожар

В начале 70-х годов появились принципиально новые модели, которые в можно назвать современными. Лучшими зарекомендовали себя те, что были сконструированы на база «Мерседес», с которой, кстати, все началось (именно на её основе производились довоенные броневики). Но теперь с крыш убрали башни. Все управление осуществлялось изнутри. Модель имела две, установленные на крыше пушки, цистерну на 4,5 тонны и зарешеченные окна.

Австрийская фирма Rosenbauer, специализировавшаяся на производстве пожарной техники и автомобилей, начала выпускать водомёты и быстро стала лидером отрасли. Её лучшей моделью признана Rosenbauer RWD 10000. Она поставляется во многие страны, включая Южную Африку и Америку.

Передвижные водометные системы постоянно модернизируются. Однако делается это не для того, чтобы сделать машину более опасный, напротив, большая часть изменений касается защиты самого автомобиля и тех, кто в нём находится.

Rosenbauer RWD 10000

Отечественные водометы

На сегодняшний день больше всего водометов на вооружении имеет полиция Германии – 120 единиц. В России такая техника тоже есть, причем на вооружении стоят как приобретенные за рубежом, так и отечественные модели. Водометы появились в распоряжении ОМОНа ещё в 90-е году. Однако до сих пор ни один из них по назначению применён не был, хотя иногда их выгоняли на улицы, больше для устрашения. По правде, в России и ситуаций, требующих такого вооружения, не было.

В СССР водометы не производили. Этот вид «общения» с демонстрантами долгие годы подчеркнуто считался антигуманным проявлением капиталистической сущности. Однако в 80-е годы работы над созданием собственной модели водомёта все же начались. В Польше купили несколько образцов спецтехники, которая была неуклюжей и маломощной, но послужила базой для создания первого опытного отечественного водомёта Тайфун-К.

Водомёты Тайфун-К

Первым вариантом, запущенным в производство, стал спецтранспорт «Лавина». Его собрали на ракетном шасси, что обеспечило высокую проходимость, и снабдили 8-тонной цистерной. В середине 90-х «Лавину» модифицировали. Её оснастили несколькими пушечными лафетами, защитили приспособлениями для создания газовой защиты и дымовой завесы. Но главное, что по сей день отличает её от любого образца зарубежной нелетальной спецтехники для разгона демонстраций – это два 3-х ствольных гранатомета и система отстрела боеприпасов. Не даром автомобиль назвали передвижной крепостью.

Третье поколение «Лавины», ожидаемо стало ещё более мощным и угрожающим. «Лавина-Ураган» передвигалась на базе УРАЛа, была оснащена 9-тонной цистерной, четырьмя пушками (двумя верхними и двумя нижними), видеокамерами и, конечно, же гранатомётами.

Техника бесспорно способна уже одним появлением выгнать с улиц большую часть протестующих. Однако еще во время учебных выездов оказалось, что транспорт настолько громоздок и неповоротлив, что не может передвигаться по нешироким московским улицам, только по проспектам. Другой недостаток – это низкое качество сборки и материалов (детали быстро покрывались ржавчиной, комфорт в кабине – ниже среднего), а количество необходимого для одного выезда топлива просто зашкаливало и не укладывалось ни в одну норму отделов снабжения. Результат – автомобиль не списан, но безвыездно стоит в гараже.

На смену «Лавине-Ураган» пришли более компактные «Штормы» на базе МАЗа. По отзывам полиции и экспертов, по качеству сборки они, к сожалению, уступают немецким и израильским аналогам, но вот по своим возможностям превосходят их.

Водомет «Шторм»

Чем вооружен и как защищён водомет модификации «Шторм»?

САБР «Шторм» – самый массовый экземпляр в России. Он собран на базе МАЗа, однако узнать прототип можно только если рассмотреть кабину сбоку. Во всех остальных ракурсах – это громоздкая и тяжеловесная конструкция, защищенная со всех сторон броней, всевозможными решетками и щитами.

Лобовое и боковые стекла защищены решеткой, ниже располагается так называемая, огнестойкая маска. Она выполнена из особого пластика со специальным покрытием, выдерживающим «коктейли Молотова». Под ней установлен отбойник, который обычно используется для расчистки баррикад. Однако у «Шторма» он не играет главной роли. Он не особо массивный и с его помощью можно расчистить лишь мусор, например, кучи горящих покрышек, или сваленные в кучу мусорные баки. Однако отвал выполняет дополнительную функцию прикрытия бамперного ствола, который способен выпускать до 20 л/с и водяных коммуникаций.

Ствол водомета

Ступеньки и дверные ручки защищены накладками, чтобы не допустить проникновения снаружи. Дополнительные щиты имеются и по бокам. Они с одной стороны защищают отсек со спецжидкостями, а с другой – могут послужить прикрытием бойцов при наступлении. Защитные панели имеют также и задние колёса. Обшивка корпус автомобиля выполнена из армированного пластика, а цистерна – из углеродистой стали.

На крыше САБР смонтирована установка главного лафетного ствола, который может выдвигаться. Там же имеет и камера для точного наведения. Вообще, камер четыре и сотрудники, находящиеся внутри, имеют полную картину происходящего на 360°. Главный ствол выстреливает 40 л/с, что соответствует 11 атм. При этом пушка может бить одиночными выстрелами, очередями или непрерывно.

В боковых отсеках содержатся дополнительные средства защиты: газ (200 л), выполненный на основе перца и красящее вещество (60 л), изготовленное из свеклы. При необходимости каждое из веществ добавляется в воду и производит необходимый эффект. Слезоточивый газ отгоняет людей от техники, а краска, позволяет помечать наиболее рьяных демонстрантов и распознавать их в толпе спустя некоторое время. Краска абсолютно безвредна, но крайне сложно отмывается.

Особенности конструкции водомета

Особенности управления и применения

Управление водометом – дело не хитрое с одно стороны, но, тем не менее, требует подготовки. Проблема в том, что водяная струя, бьющая с силой в 11 атмосфер, может нанести серьезные увечья. Поэтом здесь важно строго соблюдать дистанцию и не подпускать людей ближе 20 метров. С такого расстояния человек почувствует удар, может упасть, но никаких тяжких повреждений не получит, чего нельзя сказать о дистанции, например, в 5 м. Это расстояние по-настоящему опасно для жизни. И если уж толпа подступила, использоваться придется уже защитные средства.

Теперь, когда стало ясно, как работает водомет, хотелось бы ответить на вопрос, который наверняка возникнет у многих: а нужна ли такая техника в правовом государстве. К сожалению, нужна. Водометы можно эффективно использовать как пожарную технику, когда по каким-то причинам к горящему помещению нельзя подобраться близко. Пушки некоторых установок способны бить на 50-60 м. И, во-вторых, существуют не только политические манифестации, которые чаще всего проходят мирно (если отсутствует спланированная работа провокаторов). Ещё случаются бунты в тюрьмах, время от времени на улицы разных городов выливаются толпы разъяренных спортивных болельщиков, круша все подряд. Для этих категорий граждан – прохладительный душ – это то, что надо.

Источник

Водометы и водометные машины.

Водометная машина «Гидромиль» предназначена для рассеивания участников массовых беспорядков водяными струями. Марка автомобиля ФСС — СХЛ «Кельце» (Польша). Масса снаряженного автомобиля 20,2 т. Объем резервуара — 9,6 т. Количество стволов -4. Дальность выброса воды — до 50 м, время расходования из 4-х стволов — 5, 15 мин. Экипаж машины — 4 человека: командир, водитель, 2 стрелка. Наружная обшивка кабины выполнена из стального листа, стекла пулестойкие и защищены с наружи решетками.

Водомет «Лавина – М» Оборудован на базе БТР — 60 и имеет следующие характеристики:

— оснащен двумя верхними лафетными стволами с ручным управлением и двумя подбамперными стволами;

— максимальная дальность подачи струи — 60м;

— давление в стволах — 8 атм;

— емкость резервуара — 8000 л;

— экипаж — 4 человека.

Водомет оснащен системой пожаротушения, громкоговорящей установкой, системой газовой защиты.

Другие виды средств нелетального действия

К категории средств нелетального воздействия помимо выше рассмотренных видов относятся:

Газовое оружие: газовые пистолеты, револьверы и патроны к ним, включенные в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия и патронов к нему.

Читайте также:  Смазка прокладки перед установкой

Огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе ПБ-4 «Оса», МР-461 «Стражник».

Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Травматическое оружие самообороны, в частности, пистолеты «ОСА» и «Макарыч».

Звуковое оружие — принцип действия основан на излучении звуковых и инфразвуковых волн определённых частот. Представителем такого вида оружия можно считать LRAD (Дальнодействующее Акустическое Устройство). Разработана американской компанией American Technology Corporation для применения военными и полицией. Эта звуковая пушка способна влиять на поведение толпы, настраиваться на отдельно избранного человека среди людей, транслировать исключительно ему одному звук прямо в голову, а также влиять на команды кораблей противника, очищать здания от террористов и т.п.

СВЧ-оружие нарушает работу головного мозга и центральной нервной системы, человек слышит несуществующие шум и свист. Один из представителей такого вида оружия — Active Denial System (Система Активного Отбрасывания) разработан для американской армии и представляет из себя мощный СВЧ-излучатель. Установка ADS излучает направленную энергию в диапазоне миллиметровых радиоволн, которая оказывает кратковременное шоковое воздействие на людей на расстоянии до 500 м. Пентагон провёл сертификационные испытания установки ADS на добровольцах, которые при облучении испытывали болевой шок и рефлекторное стремление немедленно скрыться из зоны поражения (так называемый «Goodbye effect»).

Стреляющий мегафон — внешне действительно напоминает мегафон, внутрь которого, даже не сгибаясь может войти человек. Мощные импульсы с частотой от 2 до 3 тысяч герц, мощностью 150 децибел. Звук такой мощности вполне может произвести устойчивое повреждение органов слуха. Люди находящиеся недалеко от данной пушки теряют самообладание, появляется страх, головокружение, тошнота. На близком же расстоянии — психическое расстройство, разрушение внутренних органов. Используются для разгона толпы, вызова паники в воинских подразделениях, защиты объектов от посторонних.

Термический пистолет — в секунды разогревает тело человека до температуры свыше 40 градусов Цельсия, нестерпимое жжение и желание убежать испытывает человек, против которого воспользовались данным оружием.

Пеномёт — устройство, стреляющее специальной быстротвердеющей и обволакивающей пеной; люди быстро лишаются не только подвижности, но и временно теряют возможность видеть и слышать.

Источник

Полицейские автомобили-водомёты

К спецавтомобилям для прекращения беспорядков, более известным в народе как «водометы», отношение у всех разное. Те, кто путают понятия «демонстрация» (массовое шествие, которое согласовано с властью) и «мятеж» (толпа людей, которые почему-то решили, что изъявляют мнение народа, а по факту парализуют жизнь города) их люто ненавидят. Остальные воспринимают данную технику как один из инструментов обеспечения безопасности. Может только не совсем обычную…

Одним из первых специализированных «водометов» в России стала «Лавина» на шасси БАЗ-6953, разработанная во ВНИИ Спецтехники МВД. К задаче конструкторы подошли даже чересчур серьезно, сразу создав монстра, внушавшего ужас одним своим видом. Автомобиль получил бронированную кабину, защищавшую от пуль из автомата Калашникова. Для привода насосной установки был предназначен отдельный мотор от ЗИЛа. «Боекомплект» водомета – 7400 л воды и 35 л «активного вещества». Всего Дмитровским заводом МВД было выпущено около трех десятков «Лавин».

Самый компактный отечественный «водомет» «Гроза» создан Варгашинским заводом противопожарного оборудования на шасси «Валдая». Модель оснащается одним лафетным стволом, способным подавать жидкость в количестве 20 л/сек. Вместимость емкости для воды всего 200 л, пенобака – 30 л, запас красителей и слезоточивого газа – по 20 л. Кроме того, автомобиль оснащен водопенной системой противопожарной системы колес с баком на 100 л пены. Характеристики «водомета» как бы намекают, что «Гроза» — это скорее дежурная летучка системы исправительных учреждений, чем полноценный автомобиль контроля ситуации уличной толпы.

Автомобиль «Шторм» на шасси КАМАЗ-53605, созданный Варгашинским заводом противопожарного оборудования, является самым массовым «водометом» на просторах СНГ. Машина оснащена двумя водяными пушками: на уровне бампера (20 л/сек) и над кабиной (40 л/сек). Их «рабочая дистанция» от 5 до 30 м (ближе нельзя из соображений безопасности), запас воды — 6000 л. Кроме того есть краска, слезоточивый газ и пена. Предполагается, что в задачи машины входит и тушение пожаров.

Еще один «водомет» КАМАЗ создан Конструкторским бюро пожарных и специальных машин КБ ПОЖСПЕЦМАШ в Украине. Модель АВС-40 базируется на вездеходном шасси КАМАЗ-43118. Из спецоборудования имеет одним лафет на крыше и один ствол на переднем бампере с рабочей дальностью 50 и 40 м соответственно. Вместимость бака для воды – 6700 л, емкость для пенообразователя — 50 л. Также есть бак для красителя и баллоны со слезоточивым газом.

Логично, что единственный «водомет» на шасси КрАЗ был создан в Украине. Автомобиль АВС-30, использующий в качестве носителя КрАЗ-63221, спроектирован и построен Конструкторским бюро пожарных и специальных машин КБ ПОЖСПЕЦМАШ. Машина получила основной ствол на крыше с дальностью «стрельбы» до 57 м и два вспомогательных лафета под бампером для дистанций до 30 метров. Благодаря грузоподъемности шасси «водомет» возит с собой 7000 л воды, 300 л пенообразователя, 50 л красителя и три баллона со слезоточивым газом.

В Беларуси тоже есть свои водометы – уж в слишком «лакомом» месте расположена страна, и желающих ее «раскачать» предостаточно. Внушительный САБР «Шторм» на шасси МАЗ-6317X9 разработан белорусским изготовителем спецтехники СООО «Пожснаб». Емкость для воды вмещает 9000 л, бак для красителя – 50 л, запас слезоточивого газа — 200 л. Лафетных ствола два. Основной на телескопической мачте имеет производительность 40 л/сек. Вспомогательный на переднем бампере — 20 л/сек. Яркая деталь машины – огнестойкая передняя маска – появилась с учетом выводов «цветных революций».

В середине 2000-х завод «Белкоммунмаш» создал спецавтомобиль «Цунами» на шасси МАЗ-533702. Машина перевозит с собой 7000 л воды и оснащена двумя лафетами (на крыше и под бампером), способными подавать жидкость со скоростью 20 л/сек на расстояние до 50 м.

К слову, первый российский специализированный автомобиль-водомет «Тайфун-К», разработанный ВНИИ Спецтехники МВД, базировался также на минском шасси МАЗ-7310. Но дальше опытного образца дело не пошло. Впрочем, в Минске был свой водомет на «Урагане» в виде дооборудованной аэродромной «пожарки».

Было бы странно, если бы не появился «водомет» на шасси вездесущего Урала-4320. И такую машину создала компания УСПТК. Его особенность – многозадачность. Модель предназначена для тушения пожаров и проведения инженерных аварийно-спасательных работ при ЧС. Из «вооружения» есть один лафетный ствол (со скоростью подачи 20 л/с), 7000 л воды и 360 л пенообразователя. Так что охрана правопорядка здесь скорее опция. Кстати, заказчик автомобиля не Россия, а одна из африканских стран.

Четырехосный водомет «Лавина-Ураган» на шасси Урал-532362 выпускается Варгашинским заводом противопожарного оборудования. Автомобиль возит с собой 9000 л воды, которую может выдавать из двух верхних или двух нижних лафетов на дальность до 60 м, а также слезоточивый газ. В отличие от большинства своих аналогов, грузовик этот бронированный и способен выдержать обстрел из охотничьего ружья 12-го калибра. По итогам испытаний модель была доработана, и сейчас «Лавина-Ураган» является «тяжелой артиллерией» среди отечественных водометов.

Напомню, что на просторах Советского Союза водометы были всегда. Просто долгое время не было никакой нужды в специальных машинах для этой функции — их роль исполняли обычные «пожарки» на шасси ЗИЛ и Урал. Однако с приходом «демократии и гласности» ситуация изменилась. Данный лозунг вдруг стал восприниматься как «безнаказанность и вседозволенность», и потребовалась совсем иная техника для обеспечения безопасности населения. Благо, в странах «настоящей демократии» специализированные водометы стояли на службе полиции с незапамятных времен, и поэтому проблем, откуда черпать вдохновение, у отечественных конструкторов не было…

Источник

Adblock
detector