Красные линии правила установки



Красные линии правила установки

Библиографическая ссылка на статью:
Вакуленко С.О. Установление красных линий территорий общего пользования и земельных участков // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/08/15175 (дата обращения: 08.06.2021).

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) [1] в ст. 1 определяет, что красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (п. 11 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
Красные линии являются основанием для выноса их в натуру (на местность) в период освоения и/или реконструкции территории, обязательны для учета при подготовке проектов планировки территории, при межевании застроенных или незастроенных территорий, при подготовке градостроительных планов земельных участков, при архитектурно-строительном проектировании, при формировании земельных участков и оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации, а также при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. [5]
На территории муниципального объединения красные линии устанавливаются зависимо от типа объекта или выделяемой территории:

1. Входящие в природный комплекс объекты

1.1. Водные объекты всеобщего пользования.

Водные объекты всеобщего пользования, которые находятся в собственности государства или муниципалитета и требуют обозначения красными линиями, считаются поверхностными.

Обозначающую границы территории водного объекта красную линию проводят по линии берега.

Ширина береговой линии водных объектов всеобщего использования равна 20 м. Данное утверждение не относится к береговой полосе рек, ручейков и каналов, длина которых от их начала до устья составляет не более 10 км. Их ширина составляет 5 м. Береговая линия болот, естественных выходов подземных вод, являющихся родниками, не подлежит определению.

Линии проходов необходимо устанавливать от территории всеобщего пользования до территории всеобщего пользования (обычно установка осуществляется с компонента дорожно-уличной сети до границ береговой линии). Красные линии не разрываются, обозначающие береговые линии водных объектов и красные линии, обозначающие компоненты дорожно-уличной сети или иные участки общественного пользования. То есть участок прохода к водным объектам – это не элемент береговой линии, дорожно-уличной сети и других участков всеобщего пользования.

1.2. Растения всеобщего использования природного происхождения (лесопарки, городские леса)

Не являющиеся территорией особого назначения зеленые насаждения природного происхождения, как рекреационные участки всеобщего пользования требуют выделения красными линиями, которые необходимо проводить по общей протяженности территории, находящейся под городским лесом (подразумеваются лесные кварталы определенного лесничества) или лесопарком. Красные линии для данных объектов обладают замкнутым контуром.

2. Территории всеобщего пользования и участки земли, предназначенные для стройки и расположения линейных объектов и образуют структуру территории.

2.1. Бульвары, улицы, окаймляющие береговую линию сооружения.

Данные объекты городской сети – линейные. Они являются участками всеобщего пользования. Ограничивают объекты планировочной структуры. Отделяют участки всеобщего пользования. Выделяют объекты планировочной структуры участка в части кварталов и микрорайонов. Эти объекты и сами являются составляющей планировочной структуры, которая уже застроена или еще будет застраиваться.

Все границы территорий объектов планировочной структуры всеобщего пользования помечаются по обеим сторонам каждого объекта красными линиями. Такие действия будут соответствовать архитектурно-планировочным решениям, которые определяются еще при подготовке проекта планирования определенного участка.

Относящиеся к набережным и бульварам, а также к улицам красные линии делаются прямыми. То есть не должно быть никаких изгибов, скачков и т.д. Обязательное соответствие радиусам кривых нормативным требованиям.

Если красными линиями этих объектов планировочной структуры по необходимости будут затрагиваться уже сформированные земельные территории (проходить по территории) тогда такое планировочное решение – основание, чтобы зарезервировать земли для потребностей государства.

2.2. Автомобильные дороги

Под понятием городские автодороги подразумеваются линейные элементы – внеуличная составляющая транспортной инфраструктуры, служащая для передвижения по ней разных транспортных средств. Еще состоит из территорий, расположенных в границах полосы отвода автодороги.

Эта полоса отвода считается границей рассматриваемого линейного объекта. Она представлена в виде участков (независимо от категории земли), предназначение которых в том, чтобы на них размещались конструктивные элементы автодороги, дорожные сооружения и объекты, предлагающие услуги дорожного сервиса (уже расположенные или те, что еще будут располагаться).

Красными линиями помечается автодорога по границе полос отводов. Зависимо от ее назначения (для всеобщего пользования или нет), красные линии соответственно и обозначаются.

Автодороги в зависимости от их класса и (или) категории, учитывая возможности их развития, ширина придорожной полосы утверждается в размере:

1) 75 м – для автодорог I и II категории;

2) 50 м – для автодорог III и IV категории;

3) 25 м – для автодорог V категории;

4) 100 м – для подъездных дорог, которые соединяют админцентры субъектов РФ, города федерального значения с разными населенными пунктами. Также касается участков автодорог всеобщего пользования федерального значения, которые сооружены для объездов городов, где численность населения составляет около 250 000 человек;

5) 150 м – для участков автодорог, которые построены для объездов больших городов, где численность населения составляет более 250 000 человек.

Границы придорожных полос учитывают в специальной документации по планированию территории. Помечают как линии градостроительного регулирования.

3. Установка красных линий, которые обозначают границы тех территорий земли, где располагаются линейные объекты инженерной инфраструктуры.

Под понятием инженерная инфраструктура подразумеваются коммуникационные системы и элементы водоснабжения, канализационные системы, тепло-, газо- и электроснабжение, связь и т.д, обслуживающие жилые, производственные, общественно-деловые и другие территории.

Красными линиями, обозначающими участки земли с находящимися на них линейными объектами инженерной инфраструктуры, показано при условии, если на земельных участках в наличии проектирование магистралей и других сетей, которые обеспечивают постоянное функционирование сооружений, строений на территории и включают в себя кварталы и микрорайоны или объекты инженерной инфраструктуры, которые следуют транзитом через участок проектирования, чтобы обеспечивать функционирование иных объектов и территорий.

Под обозначающие границы участков земли красные линии попадают:

— трубопроводы диаметром 40 см и более, обеспечивающие водоснабжение и канализации;

— газопроводы с высоким давлением 12 Атм и более;

— воздушные и подземные кабели электроснабжения с напряжением в 35 кВ и более;

— воздушные и подземные кабели связи, которые подают сигналы от центральных агрегатов связи через районные узлы к АТС и другим таким же сооружениям, которые способны аккумулировать, обрабатывать и передавать сигналы иных типов связи.

Границы участков земли, которые представляют собой линии земли, где находятся линейные объекты инженерной инфраструктуры, предназначены:

— под трубопроводы и линейно-кабельные сооружения полос на расстоянии 2 м с каждой стороны от конца коммуникационной системы, а также (или) объекта с учетом кабелей;

— под воздушные линии электропередач и связи соответственно решению Правительства РФ от 11 августа 2003 года под номером 486 «Про утверждение Правил определения участков земли, где будут размещаться воздушные линии электропередач и опор линий связи, которые обслуживают электросети».

Красные линии – существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые), разрабатываются, проверяются и утверждаются в составе проектов планировки территории, как правило, в М 1:2000, являются элементом основной части проектов планировки территории и отображаются на чертеже планировки территории (красные линии), подлежащей утверждению, а также в составе проектов планировки территории кварталов и линейных объектов, выполняемых в М 1:500, 1:1000, 1:2000 и/или 1:5000. [5]
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Цель разработки проектов планировки территорий – корректировка ранее установленных, утвержденных и установление новых красных линий застройки кварталов, микрорайонов, иных элементов планировочной структуры города в соответствии с требованиями законодательства.
Красная линия представляет собой границу, отделяющую территорию, определенную под общее пользование, от территории, которая предназначена под отдельные земельные участки индивидуального пользования. Суть красной линии абсолютна та же, что и суть границы земельного участка. Но красная линия наделена более сильной юридической силой, чем обычная граница земельного участка.
Красная линия это не граница отдельно взятого земельного участка коллективного пользования. Это граница территории общественного пользования, включающая в себя совокупность отдельных земельных участков, предназначенных для общего пользования. Красная линия как объект кадастрового учета сохраняет свою юридическую силу и после того, как будут сформированы и взяты на учет все земли, примыкающие к данной линии со стороны территории индивидуального использования земельных участков. Линия, которая будет состоять из отрезков индивидуальных границ, примыкающих к красной линии, обязательно должна абсолютно точно повторять данную красную линию. Красная линия выражается в совокупности отрезков границ земельных участков, она воплощается в границы этих участков. Однако она представляет самостоятельный ценный объект. Роль красной границы состоит в охране вынесенного генерального решения, связанного с планировкой территории.
Границы участков проектирования охватывают территории существующей и перспективной по генеральному плану города зоны жилой застройки административных районов.

Читайте также:  Подольск установка сигнализации старлайн

Под задачи проектов планирования участка подпадает:

  • Определять, как развивается планировочная структура и функциональное зонирование территории, где располагаются жилые районы, в виде части всеобщей пространственной планировочной городской структуры;
  • Выделять объекты планировочной структуры, устанавливать параметры планируемого развития объектов планировочной структуры и зон планируемого размещения объектов капитальной стройки;
  • Корректировать ранее утвержденные красные линии застроек;
  • Устанавливать новые красные линии;
  • Корректировать планы градостроительного зонирования согласно Правилам пользования землей и застройками муниципального образования, применяя к районным участкам соответственно принятым планировочным решениям;
  • Разрабатывать проектные предложения к градостроительным схемам участков земли.

В целях регулирования градостроительной деятельности и регулирования вопросов землепользования и застройки в любом населенном пункте в соответствии с законодательством должны быть утверждены красные линии. Красные линии не оказывают влияния на права частной собственности. Существующие красные линии разграничивают территорию общего пользования от территории частной собственности, проектируемые красные линии нацелены на расширение территории общего пользования для прокладки линейных объектов, для расширения автомобильных дорог и тротуаров, благоустройства территории. Если муниципальному образованию в перспективе понадобиться произвести расширение территории общего пользования до линии проектируемой красной линии, проходящей по земельному участку, находящегося в частной собственности, данное расстояние будет выкупаться у правообладателя на основании соглашения, с учетом независимой оценки. На сегодняшний день границы красных линий становятся основой для проектов межевания будущих земельных участков.

Источник

Красные линии на земельном участке: что это?

Границы каждого участка устанавливаются путем межевания. При изучении градостроительного плана территории могут выясниться присутствие красных линий, указывающие границы наделов общественного пользования. В связи с изменением плана такие линии могут пройти по частному участку. Какие последствия это повлечет, узнаем подробнее в статье.

  • Что такое красные линии на земельном участке?
  • Почему важно знать, где проходят красные линии?
  • Принципы установления красных линий
  • Где проходят красные линии: где о них узнать?
  • Риски правообладателя земельного участка

Что такое красные линии на земельном участке?

Красными линиями от остальной земли отделяются территории общественного пользования (п.11 ст.1 ГрК). К ним относятся места беспрепятственного посещения другими лицами:

  • улицы;
  • скверы;
  • парки;
  • проезды и т.д.

Красные линии задаются и меняются со временем в соответствии с проектом планировки территории (ППТ). В пределах таких границ строго запрещается частное строительство.

Почему важно знать, где проходят красные линии?

Указание красных линий существенно влияет на возможность:

  • предоставления участка земли в частную собственность;

При образовании надела необходимо учитывать, не проходят ли по нему красные линии. Такие участки общего пользования нельзя приватизировать;

Проектная документация, предоставленная для получения разрешения на строительство, должна проверяться на наличие красных линий, проходящих по участку. Одновременно проверяется наличие необходимых отступов от границ общественных территорий. При несоблюдении условий в разрешении на строительство будет отказано. Любая застройка на участке, где проходят красные линии, получит статус самовольной.

Поэтому при планировании покупки земли и осуществления строительства необходимо уточнять, не установлены ли там красные линии. Узнать их можно из документации по территориальному планированию и публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра.

Принципы установления красных линий

В соответствии с п.2 ч.3, ч.4 ст. 41 ГрК устанавливаются красные линии следующими документами:

  • проектом планировки территории;
  • проектом межевания территории, если не подготовлен проект планировки или совместно с ним.

Вместе с градостроительным кодексом остается действовать Инструкция, разработанная и утвержденная Госсроем от 06.04.1998 № 18-30. Она применяется при установлении особых линий до сих пор. Действуют также границы общественных участков, установленные документацией до вступления в силу нового ГрК, т.е. до 2 августа 2019 года.

Границы в пределах красных линий могут меняться: переноситься или отменяться, по решению органа местной власти, а также в связи с утверждением ППТ или ее межевания в новой редакции.

Где проходят красные линии: где о них узнать?

Посмотреть красные линии земельного участка можно на публичной кадастровой карте Росреестра. Набирай адрес участка, карта выдаст результат.

Риски правообладателя земельного участка

Наделы, по которым проходят красные линии, имеют ряд ограничений: они не могут быть приобретены в собственность и предоставлены в аренду на торгах. Но они могут быть переданы в аренду без торгов, например, если на них имеются здания, приватизированные без самих участков. Порядок использования таких земель определяют нормативные документы всех уровней органов власти: местного, федерального, субъектов РФ.

Собственники участков с красными линиями несут определенные риски по их использованию:

Ограничения на застройку. На такие участки не распространяются регламенты градостроения. Вопрос строительства или реконструкции строения капитального характера на нем рассматривает уполномоченный орган с учетом законодательства о землепользовании.

Наличие красных линий становится существенным препятствием для владельца участка земли, ограничивая возможность возведения капитальной застройки. Ему могу отказать в выдаче разрешения.

При этом на таком участке допустимо установить некапитальное строение или стационарный объект.

Резервирование надела. При наличии особых линий собственник надела может рисковать тем, что его земля или ее часть может быть зарезервирована для муниципальных или государственных нужд. Такая мера устанавливается на основании земельного и иного федерального законодательства.

Смысл резервирования состоит в ограничении прав собственника земли на капитальное строительство или какие-либо работы в рамках разрешенного использования и целевого назначения. Допускается также последующее изъятие участка. Резервирование, как правило, предшествует изъятию, устанавливается сроком до трех лет.

Изъятие надела. Самым большим риском для владельца такой земли является его возможное изъятие. Это происходит для нужд муниципалитета или государства и возможно в случае, когда проектом планировки территории на этой земле предусмотрено строительство объекта.

Этот субъект сначала появляется в проекте планировки, затем принимается решение об изъятии надела. Такое решение должно быть принято в течение трех лет от даты принятия ППТ. В случае его отсутствия в указанный период ППТ в части возведения объекта считается недействительным.

Иные ограничения. Дополнительно красные линии могут быть нанесены в случае планирования границ автомобильных дорог общего пользования. Помимо самого дорожного полотна проектируются и полосы отвода, что сказывается на ширине участка, который необходимо занять.

Близко расположенные к такому объекту участки земли могут оказаться в зоне красных линий. Как правило, они «отрезают» только часть наделов, что не сказывается на дальнейшее использование другой их части. Собственник земли не сможет на участке, очерченном красными линиями, возводить объекты и проводить работы, не связанные с эксплуатацией общественной автотрассы.

Уполномоченные органы вправе при наличии возможности изменить (откорректировать) красные линии. Это происходит на основании инициативы правообладателя земли. Тогда в проект планировки территории вносятся соответствующие изменения в части отдельных его частей. Отмена красных линий возможна только в судебном порядке.

Читайте также:  Установка газовой бойлерной дома

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Источник

Прецедент Бобровских

Жительница Барнаула Наталья Бобровских создала прецедент, выиграв казалось бы безнадежное дело о соблюдении «красных линий». Она вступила в «неравный бой» с местными чиновниками, которые объявили ее «самозахватчицей» и требовали снести часть дома и забор, которые якобы выходили на дорогу. Пенсионерке удалось доказать в суде — она ничего не нарушала, а вот «красные линии» установлены незаконно. Юристы надеются, что это поможет защитить свои владения и другим горожанам.

Дом в нагорной части Барнаула по проезду Ярославский (ранее Пионерский) Наталья Бобровских с мужем и двумя дочерьми купили еще в 1995 году и за четверть века ничего на участке не перестраивали. Но в декабре 2018-го Наталья Васильевна получила предписание из администрации Центрального района — освободить от построек часть участка, которая якобы заходит на территорию общего пользования.

— Они требовали снести входную пристройку и перенести забор практически вплотную к дому, — рассказала корреспонденту «РГ» Наталья Бобровских. — Я тогда только похоронила мужа, а тут еще это несчастье. Где же взять средства на такое переустройство дома при моей пенсии?

В феврале 2019 года районная администрация подала иск в суд, чтобы принудить пожилую женщину отдать семь квадратных метров земли, якобы принадлежащих муниципалитету. А иначе ей грозили огромные штрафы — в 100-150 тысяч рублей. Семья Бобровских решила бороться и доказать, что владеет участком по праву. По словам юриста Сергея Сандаковского, сделать это было непросто, поскольку в середине прошлого века, когда был построен дом, границы оформляли примитивным способом, а сейчас устанавливают на местности высокоточным оборудованием через спутник.

— Мы подняли архивные документы — начиная с 1964 года, когда этот участок был выделен под жилую застройку, и нашли данные, что его современные границы соответствуют плановым, — отметил юрист. — Суд, изучив законодательство почти за столетний период, убедился, что выделение и использование земельного участка соответствовало действующим тогда нормам. Экспертиза также подтвердила — все строения находятся в пределах выделенного участка. Таким образом, было доказано, что Наталья Бобровских с дочерьми владеют им законно.

Почему же тогда участок выходит за «красную линию»? Дело в том, что в 2001-2002 годах городское управление архитектуры и градостроительства установило новые «красные линии», которые не совпадали с действовавшими границами участков. В результате в число «самозахватчиков» попали многие жители частного сектора, чьи дома и постройки вдруг оказались на муниципальной земле. Городские власти через суд теперь истребуют эти «кусочки», и людям приходится сносить постройки или платить многотысячные штрафы.

— Требования администрации, с одной стороны, вполне законны, — подчеркивает Сергей Сандаковский. — Никто не спорит, что «красные линии», дороги, пожарные проезды нужны. Без них к домам не сможет проехать ни «скорая», ни пожарная техника. Но практика упорядочивания городской застройки должна быть цивилизованной. Если город решил навести порядок, то по закону должен выкупить участки земли, по которым будут проходить дороги и проезды. На это, кстати, указал и суд в своем решении.

А так получается, что в середине прошлого века городские власти выделили участки под частную жилую застройку, люди возвели там дома, гаражи, хозпостройки. Но со временем градостроительные требования менялись, возникла необходимость в более широких проездах и дорогах. И власти, не глядя на существующую застройку, нарисовали новые «красные линии» прямо поверх домов. Прежнюю нарезку участков объявили незаконной и требуют от владельцев вернуть якобы самовольно захваченные земли.

— В данном случае «красные линии» были нанесены без учета реальной градостроительной ситуации, — поясняет юрист. — В документе, который предоставила администрация Центрального района, дома и другие постройки отсутствуют вообще, как будто их нет. Более того, в суде нам удалось доказать, что нарушена сама процедура нанесения «красных линий» — нет ни проекта их планировки, ни межевания, они не утверждены должным образом и не внесены в генплан. Вроде бы их разметили для благих целей — чтобы сделать пожарный проезд, но эксперты установили, что при таком перепаде высот и угле поворота пожарная машина здесь все равно не пройдет. Так зачем такие линии, если они только на бумаге?

Приняв во внимание все эти доводы, суд решил, что нанесение «красных линий» по участку Бобровских нарушает их право на владение и пользование землей и домом, находящихся у них в собственности. И отказался удовлетворить требование администрации Центрального района о сносе построек. Оспаривать это решение городские власти не стали.

Источник

От красных линий до линий градостроительного регулирования

Проблема, требующая отражения в федеральном законодательстве, заключается в том, что точность установления красных линий и границ зон с особыми условиями использования территорий в составе проектов планировки и специализированной документации М 1:2000 не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к информации, подлежащей государственной регистрации.

В № 1 журнала «Управление развитием территорий» за 2011 г. меня очень заинтересовала статья «Регулирование земельно-имущественных отношений на застроенных территориях», тема которой имеет прямое отношение к 20-летней деятельности, проводимой институтом Генерального плана города Москвы. Эта тема – «красные линии» и «линии градостроительного регулирования», придание им необходимого правового статуса в федеральном законодательстве, их многофункциональное использование в градостроительстве и при оформлении земельно-имущественных отношений.

В 1946 г. Издательством Академии архитектуры СССР издан «Справочник архитектора. Градостроительство». В главе «Русское градостроительство XVIII и начала XIX вв.» сказано: «В Петербурге был запрещен старый «усадебный способ» застройки кварталов и вменялось в обязанность стоить дома фасадами на улицу, по красным линиям, намеченным вехами». Этот термин пришел к нам из глубины веков.

В 50-е годы в других справочниках и постановлениях Совета народных комиссаров РСФСР уже указывалось:
— красные линии являются границами улиц, площадей и внутриквартальных проездов;
— красные линии отделяют кварталы от улиц;
— строительство зданий с выступом за красную линию не допускается;
— план красных линий разрабатывается в составе проекта детальной планировки и вместе с основными положениями является его утверждаемой частью;
— разбивочный чертеж красных линий разрабатывается в М 1:2000.

После утверждения Генерального плана города Москвы 1971 г. Научно-исследовательским и проектным институтом Генерального плана города Москвы была выполнена работа по закреплению красными линиями магистральной улично-дорожной сети. В дальнейшем план красных линий дополнялся новыми видами линий – охранными, водоохранными, линиями застройки и пр. В ручном режиме институтом Генерального плана города Москвы разрабатывались разбивочные чертежи-акты установления (корректировки, отмены) красных и других линий, передавались в Мосгоргеотрест для выполнения аналитического расчета координат переломных точек и нанесения на топооснову. В таком режиме работы велись до 90-х гг. – эпохи начала автоматизации проектирования.

В 1992 г. в институте Генерального плана города Москвы по инициативе и под руководством заместителя директора по автоматизации проектных работ А.Б. Способа начались работы по преобразованию плана красных линий с бумажных планшетов в электронный вид.

В 1998 г. вышло первое постановление Правительства Москвы, закрепившее термин «линии градостроительного регулирования (ЛГР)» и полномочия института Генерального плана города Москвы по разработке разбивочных чертежей-актов и ведению Сводного плана ЛГР города Москвы с использованием автоматизированных технологий. Большое количество изменений произошло за истекший период в законодательстве Российской Федерации и города Москвы, что и определило расширение перечня видов ЛГР. Перечень ЛГР представлен в постановлении Правительства Москвы от 20 марта 2001 г. № 270-ПП «Об утверждении Положения о порядке установления ЛГР в городе Москве». Однако изменения в законодательстве теми же темпами происходят и сегодня.

Читайте также:  Спектр 301 установка цветомузыкальная содержание драгметаллов

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ:
Красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования; границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее – линейные объекты).

Красные линии существующих территорий общего пользования – границы улиц, дорог, площадей, проездов, автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, проездов внутреннего пользования, внутриквартальных пешеходных проходов, набережных, скверов, бульваров, водных объектов, пляжей и других объектов; береговая полоса водных объектов общего пользования.

Красные линии планируемых территорий общего пользования, утвержденные в составе проектов планировки, должны рассматриваться как основание для последующего принятия (в случае необходимости) решений о резервировании, выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Красные линии территорий линейных объектов – границы полос отвода железных дорог, наземных трубопроводов, наземных линий метрополитена, других видов скоростного внеуличного транспорта (скоростной трамвай, московская монорельсовая транспортная система, легкий метрополитен).

Земельные участки существующих территорий общего пользования не подлежат приватизации.

Земельные участки планируемых территорий общего пользования подлежат резервированию.

Земельные участки, входящие в территории линейных объектов, не подлежат отчуждению из собственности города Москвы.

Зоны с особыми условиями использования территорий – территории с ограничениями использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства, установленные законодательством РФ об охране культурного наследия, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии, об охране здоровья населения, в том числе: санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (ОКН), в том числе охранные зоны ОКН, зоны регулирования застройки ОКН, зоны строгого регулирования застройки ОКН, зоны охраняемого ландшафта, зоны охраняемого культурного слоя; водоохранные зоны, прибрежные (защитные) полосы, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, охранные и технические зоны инженерных подземных коммуникаций и воздушных линий электропередач, охранные и технические зоны транспортных коммуникаций, технические и охранные зоны метрополитена, историко-культурные заповедные территории, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в составе специализированной документации, предусмотренной законодательством РФ и города Москвы, в частности границы санитарно-защитных зон устанавливаются в составе проектов организации санитарно-защитных зон, утвержденных Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГЭСН), границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения устанавливаются в составе проектов зон санитарной охраны Московского водопровода, утвержденных Правительством Москвы.

Иные территории, для которых законодательством города Москвы установлены ограничения: особо охраняемые природные территории, территории объектов культурного наследия, природные и озелененные территории ограниченного пользования и озелененные территории в составе земельных участков специального назначения, границы которых также устанавливаются в составе специализированной документации.

В практике московского градостроительного проектирования все вышеперечисленные границы участков, территорий и зон объединяются понятием «линии градостроительного регулирования».

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вышеперечисленные участки и зоны подлежат учету в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).

Чтобы осуществить кадастровый учет, необходимо выпустить технический градостроительный документ – Разбивочный чертеж-акт (РЧА), формирующийся в соответствии с требованиями к представлению информации, установленными земельным законодательством и законодательством о кадастре объектов недвижимости.

РЧА формируется в координатном виде в московской системе координат с учетом имеющейся информации по действующим ЛГР, уточненным по материалам М 1:500 и данным геодезической съемки контуров зданий и земельных участков.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ведение государственных информационных систем и ресурсов осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях (РЧА – документ, имеющий согласующие и утверждающую подписи, номер и дату регистрации).

При выпуске Разбивочного чертежа-акта обеспечивается взаимоувязка и непротиворечивость границ территорий и зон, ограничения использования которых определены в законодательных актах РФ и города Москвы различных отраслей законодательства.

В соответствии с законом города Москвы № 48 «О землепользовании в городе Москве» к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относится установление линий градостроительного регулирования.

Следовательно:
Линии градостроительного регулирования – границы зон, территорий и отдельных земельных участков, подлежащих регистрации в ГКН и иному учету при осуществлении градостроительной деятельности, установленные в координатном виде на основании утвержденных документов и документации градостроительного проектирования, иных видов документов и документации, предусмотренных законодательством РФ и города Москвы.
План ЛГР необходим для:
1) формирования сведений, подлежащих учету в ГКН и в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД);
2) обязательного отображения ЛГР в составе Единой государственной картографической основы (ЕГКО) города Москвы;
3) формирования и актуализации границ земельных участков, изымаемых из оборота, ограничиваемых в обороте, обременяемых сервитутами, не подлежащих отчуждению из собственности города Москвы и резервируемых для государственных нужд города Москвы;
4) учета при принятии решений в области земельно-правовых отношений требований и ограничений использования территории;
5) использования в качестве исходных данных при разработке документации территориального планирования и документации по планировке территории проектов планировки, проектов межевания, градостроительных планов земельных участков;
6) использования в качестве аналитического материала при оценке инвестиционного потенциала территории.

План ЛГР в городе Москве используется в производственной деятельности:
— Департамента земельных ресурсов города Москвы;
— Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;
— Департамента по культурному наследию города Москвы;
— Москомархитектуры.

В городе Москве в 2007-2009 гг. были сформированы и утверждены перечни земельных участков существующей и планируемой улично-дорожной сети. В настоящее время эта информация устарела и в ситуации кардинальных транспортных изменений требует срочной актуализации и последующей постановки на кадастровый учет.

Кроме того, весьма актуальна проблема пересечения границ земельных участков. Росреестр, в практической деятельности сталкиваясь с этой проблемой, пытается определить допустимую величину пересечения.

ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» в своей производственной деятельности тоже сталкивается с похожими проблемами. В частности, в практике работ института выпуск разбивочных чертежей-актов установления границ территорий объектов культурного наследия (ОКН) на основании картографических, текстовых и координатных данных об указанных границах, утвержденных приказами Росохранкультуры и постановлениями Правительства Москвы.

Земельный участок ОКН, граница которого сформирована картографическим способом, обязательно будет иметь пересечения с земельными участками улично-дорожной сети, сформированными в красных линиях, установленных с учетом материалов М 1:500 и материалов геодезической съемки.

Аналогичные пересечения будут и с зонами с особыми условиями использования территорий, которые хоть и могут формально пересекаться с земельными участками, но площади пересечений будут минимальны и бессмысленны с точки зрения ограничений.

Абсолютно исключить возникновение пересечений возможно в случае, если использовать не границы участков и зон, а общие границы между участками, то есть исходные данные использовать в линейной форме, преобразовывая впоследствии в форму замкнутых контуров.

Таким образом, для целей государственного кадастрового учета целесообразно использовать информацию плана ЛГР, и координаты всех земельных участков и зон с особыми условиями использования территорий получать из плана ЛГР по данным, уточненным по материалам М 1:500 и материалам геодезической съемки, используемой в процессе выпуска РЧА.

Придание линиям градостроительного регулирования соответствующего правового статуса позволит решить ряд остро стоящих проблем оформления земельных отношений в городе Москве с обязательным использованием всех учтенных в ГКН, установленных документацией территориального планирования, документацией по планировке территорий и другой специализированной документацией градостроительных и иных ограничений использования территории.

Опубликовано в журнале «Управление развитием территорий» №4/2011, с.31-34

Источник

Adblock
detector