Конативный компонент социальной установки



КОНАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ.

Этот компонент выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к таким действиям. Простое перечисление таких, действий или готовностей рисует нам довольно пеструю картину: имеются в виду манипуляторно-инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность (отбрасывание сомнений) и самопоследовательность, самоприятие (одобрение самого себя, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность и самобичевание, самоконтроль и самокоррекция, ожидаемое отношение от других (отбор информации о себе) и самопредставление другому и т. д.

Действия или эскизы действий относительно самого себя, по-разному осуществляются в зависимости от того, как личность относится к себе – как к объекту воздействия или как к субъекту действия. Однако способы отношения к себе – «Я» как объект и «Я» как субъект – внутренне дифференцируют не только действия в адрес самого себя, т. е. конативный компонент самоотношения, но и познавательные и эмоциональные отношения к себе (когнитивный и эмоциональный компоненты самоотношения). Если предположим теперь, что когнитивное и эмоциональное отношения образуют оценочное отношение субъекта, то графическое изображение сказанного будет иметь следующий вид:

В представленной схеме первичное дихотомическое деление выражает способы

В представленной схеме первичное дихотомическое деление выражает способы

отношения к себе – объектный («Я» как объект) и субъектный («Я» как субъект). Как объектное… так и субъектное отношение к себе реализуется когнитивной, активностью, эмоциональными реакциями и системами действий или готовностей к действиям в адрес самого себя. Напрашивается необходимость отдельного рассмотрения вопроса о способах (объектного и субъектного) самоотношения.

Источник

Установка как категория социальной психологии и социально-психологическое явление

1.Теоретический анализ проблемы социальной установки в современной психологии.

2.Эмпирическое исследование связи уровня правого авторитаризма и уровня удовлетворенности жизнью у подростков.

Существует связь между уровнем удовлетворенности жизнью и уровнем право-авторитарных убеждений.

Методы: Тестирование, анкетирование, математические.

Тест RWA, анкета удовлетворенности жизнью, ранговая корреляция Пирсона.

В первой главе «Теоретический анализ проблемы установки в современной социальной психологии» рассмотрены установка как категория социальной психологии и социально-психологическое явление и убеждения, как содержательная составляющая социальной установки.

Во второй главе «Эмпирическое исследование склонности к правому авторитаризму у подростков, учащихся в 11-х классах» представлены методики и особенности их проведения, результаты и их интерпретация.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы установки в современной социальной психологии

Установка как категория социальной психологии и социально-психологическое явление

В ходе теоретического исследования установки, как понятия социальной психологии, нами были выделены определения понятия «установка» из различных источников российских и зарубежных авторов:

Социальная установка — устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним-аттитюд[32].

Социальная установка — фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты[3].

Установка — готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Установка может быть устойчиво личностной или ситуативной предрасположенностью к определенному восприятию, осмыслению и поведению. Установки выражают внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к событиям, фактам, людям, идеям[12].

Социальная установка — это общая ориентация на тот или иной социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Знание социальной установки личности позволяет в известной степени достоверности прогнозировать ее поведение в некоторых ситуациях. Установки опосредуют влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой[12].

Установка — готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека[11].

Социальная установка — это предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи. Важность изучения установок обусловлена тем, что они так или иначе влияют на поведение человека[14].

Установка — любое состояние, диспозиция или тенденция организма реагировать определенным образом[13].

В российской социальной психологии исследованием социальной установки, как социально-психологического явления занимались следующие ученые: Асмолов, Ядов, Узнадзе.

В зарубежной социальной психологии исследованиями установок занимались такие авторы как: Терстоун, Осгуд, Смит, Гибсон, Сарнофф.

Установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении [5].

Ф.Оллпорт характеризует аттитюд как бессознательную составляющую поведения, которая подготавливает его и направляет, активизируя при этом одни реакции и тормозя другие на фоне общего сближения результатов и потребностей, регулирующих как восприятие, так и действие [16].

«Я определяю аттитюд как намерение реагировать позитивно или негативно на психологический объект, которым может быть любой символ, личность, фраза, слог или идея, относительно которой индивид может иметь различные чувства»[34].

«Аттитюд – это имплицитная драйв-производная реакция относительно социального значения в индивидуальной сфере деятельности»[18].

Смит, Брунер и Уайт считают, что аттитюд – «это предрасположенность к опыту, которая мотивирует индивида к определенным действиям относительно объектов»[32].

Чарльз Осгуд главным качеством аттитюда видит «предрасположенность реагировать, которая зависима от других состояний, таких, как готовность к предрасположению относительно оценочного ответа»[27].

Сарнофф определяет аттитюд как склонность реагировать положительно или отрицательно на определенный класс объектов[28].

Креч, Кратчфильд и Баллачи в 1962 году обозначили аттитюд как «постоянные системы положительных или отрицательных оценок, когниций и действий «рrо or contra» в отношении социальных объектов».

«Социальная установка есть устойчивое, латентное состояние предрасположенности индивида к положительной или отрицательной оценке объекта или ситуации, сложившейся на основе его жизненного опыта, оказывающее регулятивное, организующее влияние на перцептуальные, эмоциональные и мыслительные процессы и выражающееся в последовательности поведения (как вербального, так и невербального) относительно данного объекта в данной ситуации»[15].

Социальная установка — устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая человека к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений[15].

Мы в своем исследовании будем использовать то определение, которое дал Д. Майерс, а именно: «Установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении». Синоним – аттитюд.

Традиционно установку определяют как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи. Еще в 1935 г., на заре исследования установки, Г. Олпорт подчеркивал особую важность этого феномена для социальной психологии: «Не будучи направляем установкой, индивид находится в замешательстве и недоумении. Какой-то вид готовности является необходимым до того, как он сможет осуществить достаточное наблюдение, высказать подходящее суждение или дать тот или иной ответ, кроме самого примитивно рефлекторного. Установки определяют для каждого индивида то, что он увидит и услышит, то, что он будет думать и делать. Заимствуя слова Уильяма Джеймса, «они привносят смысл в мир»; они разграничивают хаотическое окружение и упорядочивают его; они являются нашими методами, с помощью которых мы находим свой путь в жизни» [17]. Важность изучения установок в социальной психологии обусловлена тем, что установки так или иначе влияют на поведение человека. Так, сторонник частной собственности на землю, очевидно, будет на выборах голосовать за кандидата, поддерживающего, а не отвергающего это положение. Любитель симфонической музыки, скорее, пойдет в филармонию, чем на концерт рок-группы. Футбольного фаната вряд ли можно затащить на лекцию о сюрреализме в живописи. Все воспитатели испокон веков озабочены тем, чтобы воздействовать на установки своих воспитанников с целью благотворных изменений в их поведении.

Читайте также:  Установка mac os как вторую систему

В середине прошлого века американские исследователи выделили три различных компонента установки: когнитивный, аффективный, или эмоциональный, и поведенческий, или конативный. В соответствии с таким трехкомпонентным подходом какая-либо наша установка представляет собой наше мнение об объекте, наши чувства о нем и наши поведенческие тенденции по отношению к нему.

Когнитивный компонент включает в себя суждения оценочного характера, мнения об объектах. На основе этих мнений объектам приписываются качества полезности-вредности, желательности — нежелательности, приемлемости – неприемлемости и т. д. Когнитивный компонент опирается на процесс установления познавательных отношений, однако в этом случае имеются в виду не причинно-следственные отношения, а сопоставление и соизмерение признаков объекта с целями человека, что характерно для ценностных суждений субъекта. Эмоциональный компонент включает в себя чувства относительно социального объекта: удовольствие – неудовольствие; симпатия – антипатия; любовь – ненависть и т. д. Некоторые авторы считают эмоциональный компонент сердцевиной аттитюда и связывают с ним мотивирующую функцию социальной установки. Конативный компонент – готовность к действию – включает в себя тенденции готовности к поведению относительно социальных объектов. Конативный компонент означает готовность к действию и не перекрывает реальное поведение. Хотя подчеркивается важность аттитюда в реальном поведении, однако оговаривается различие между открытым поведением и латентным состоянием диспозиции к действию. Как отмечается во многих исследованиях, реальное поведение, кроме установки, детерминировано внешними физическими или социальными факторами. Так, М. Фишбайн показал, что в формировании намерений поведения аттитюд выполняет одну из функций наряду с нормативным требованием социума и стремлением индивида учитывать эти требования.

Поскольку указанный трехкомпонентный подход не всегда представлен реально в той или иной установке, многие американские психологи отходят в последнее время от данной точки зрения к более ранней, в соответствии с которой установка имеет только один параметр — оценочный. Поэтому установка просто определяется как позитивная или негативная оценка объекта [37]. Например, у человека может сформироваться позитивная установка по от ношению к какому-либо продукту на основе рекламы по телевидению без проявления каких-либо мнений о нем или без осуществления каких-либо действий, связанных с этим продуктом. Просто посредством многократного экспонирования данного продукта у человека могут сформироваться позитивные эмоции о нем[20].

Такой отход от трехкомпонентной концепции установки не означает, что социальные психологи больше не считают мнения, чувства и поведение важными для объяснения установок. Те или иные части установки формируются вследствие наших мнении об объекте установки, наших чувств к нему и наших поведенческих реакций по отношению к нему. Все эти три источника оценочного суждения — мнения, чувства и прошлое поведение могут детерминировать установки, как каждый из них сам по себе, так и в сочетании друг с другом. В добавление к этим трем компонентам четвертым детерминантом установки порой называется процесс мотивации[20].

Основой многих установок личности являются ее социальные ценности. Это объекты, явления, идеи, воплощающие в себе те или иные идеалы личности и потому выступающие в качестве ее руководящих принципов. Значимость, которую человек придает тем или иным ценностям, определяет, насколько они будут влиять на его установки. Порой те или иные ценности имеют одинаковую важность для личности, и тогда они могут вступать между собой в конфликт.

Степень влияния установок на поведение издавна служит предметом исследовательских дискуссий. Общепризнано, что имеются существенные вариации в соответствии установок людей их поведению. Важные условия данного соответствия заключаются в том, чтобы рассматриваемая установка личности была достаточно сильной, ясной и стабильной. Все, что может усилить какую-либо установку личности, должно приводить к увеличению соответствия между установкой и поведением. Еще одним средством укрепления установок является их неоднократное осуществление в практике.

Общепринято, что явление социальной установки останется в центре внимания психологии еще не один год. Этот интерес будет перманентно колебаться – то возрастая, то угасая, как того и требует механизм внимания. Причиной этого является как сама природа феномена (его способность проявляться в самых различных сферах психической организации человека), так и закономерности развития психологии как науки. Сегодня наряду с дальнейшей специализацией психологии, углублением отдельных областей исследования происходит обобщение психологических идей на более высоком философском уровне, что приводит к переосмыслению наработанного материала.

Источник

Конативный

Воздействие на человека средств массовой информации может создавать у него социально-психологическую установку (аттитюд). Установка — это внутренняя психологическая готовность человека к каким-либо действиям. В основе аттитюда лежат, как минимум, три компонента: когнитивный, эмоциональный и конативный (поведенческий). Поэтому традиционно явления, имеющие прямое отношение к социально-психологическому воздействию, рассматривает с точки зрения когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

Понимая воздействие рекламы на человека прежде всего как совокупность социально-психологических установок и следуя сложившейся традиции, рассмотрим эти компоненты на примерах из современной рекламы.

Изучение когнитивного компонента предполагает анализ некоторых психических процессов и прежде всего процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти и т.д.

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognoscere — знать. Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире. Напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. При помощи когнитивного компонента рассматриваются ошибки, которые возникают при подготовке рекламы, а также удачные находки, позволяющие эффективно влиять на познавательную сферу человека, добиваясь того, чтобы рекламные сообщения хорошо воспринимались, запоминались, вызывали готовность к действию. Главная задача здесь состоит в том, чтобы выделить рекламируемый товар из числа аналогичных товаров и привлечь к нему внимание потребителя. Рекламная продукция всегда находится в конкуренции друг с другом, в гораздо большей конкуренции, чем сами товары, о которых нам говорит реклама.

Эмоциональный (аффективный) компонент аттитюда означает, что каждый когнитивный элемент получает эмоционально окрашенную оценку. В результате формируется эмоционально окрашенное отношение к тому или иному факту, человеку, явлению, вещи.

Эмоции всегда носят личный, субъективный характер. Именно при изучении эмоционального компонента рекламного воздействия проявляются многочисленные индивидуальные различия потенциальных потребителей. Многие авторы отмечают связь эмоций человека с переживанием собственного «Я». Идентификация себя с героями видео–клипа способствуют возникновению желания приобрести товар. Если же человек не находит для себя ничего интересного, эмоционально окрашенного, то у него может не возникнуть желания сделать покупку.

Эмоции тесно связаны с другими психическими процессами, в частности, с памятью. На эмоциональную память человека сильное действие оказывает яркость впечатлений, но при этом следует избегать эмоциональных перегрузок.

Если реклама вызывает чувство брезгливости, страха, стеснения, это не будет способствовать сбыту рекламируемого товара. В ряде случаев наоборот: если рекламируемый товар позволяет избавиться от этих или других негативных эмоций, то он начинает пользоваться спросом. Изготовители рекламы, не учитывающие эмоциональные состояния, возникающие у зрителя (читателя) при знакомстве с нею, рискуют потерять интерес потребителя к рекламируемому товару или доверие к фирме.

Читайте также:  Первое после установки ubuntu

Третьим компонентом аттитюда является конативный (поведенческий) компонент. Исследование данного компонента предполагает анализ поступков человека, определяемых его решениями, например, решение о покупке товара под воздействием рекламы. Анализ поведенческого компонента предполагает изучение как осознанного поведения, так и поведения на бессознательном или неосознаваемом уровне. Сюда могут быть включены вопросы, связанные с изучением мотивации, потребностей, воли.

10. Социально-психологические механизмы воздействия МК.

идентификация,

подражание

внушение

заражение

эмпатия

v Внелогическое воздействие

1) идентификация, или отождествление с рекламным героем. Эта психологическая реакция дает человеку чувство сопричастности и безопасности. Сам того не замечая, человек начинает перенимать не только стандарты поведения героя, но и его способ мышления, идеи и ценности, внутренние состояния.

2) подражание также может быть неосознанным (внелогическим). Люди склонны подражать тем, кто обладает авторитетом, кто вызывает у них чувство симпатии, кто является особо значимым объектом (референтным). В отличие от идентификации подражание позволяет перенимать не только внутренние установки, но и приобретенные навыки других людей.

3) внушение — некритическое, внелогическое восприятие идей коммуникатора. Эффективность внушения повышается при высоком статусе коммуникатора, возникновении у реципиента аттракции по отношению к коммуникатору, установлении коммуникатором раппорта с реципиентом, в случае если реципиент находится в состоянии, способствующем внушению (расслаблен, чувствует себя в безопасности, испытывает положительные эмоции, не настроен на логическое мышление).

4) заражение — процесс передачи эмоционального состояния помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. При заражении важную роль играет степень общности установок человека с коммуникатором или степень идентификации с ним.

5) эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека через сопереживание, сочувствие. При эмпатии наблюдается снижение рефлексии, критичности мышления, и таким образом повышается склонность к идентификации, заражению и внушению.

Таким образом, все эти механизмы воздействия взаимосвязаны и осуществляются на внелогическом уровне восприятия.

Источник

Примеры социальных установок и их соотношение с реальным поведением

Каждое общество имеет целый ряд определенных ценностей, которые формируются на протяжении многих лет. Например, к ним можно отнести свободу, честность, благородство, доброту или порядочность. Эти постулаты будут характеризовать определенного человека только в том случае, если индивид будет придерживаться этих правил поведения. В психологии этот феномен известен под термином «социальная установка».

Социальные установки в психологии

В 1918 году Ф. Знанецкий и У. Томас, изучая адаптацию индивида, смогли установить зависимость, без которой было невозможно описать этот процесс: взаимосвязь социальной организации с личностью.

Ученые предложили охарактеризовать эту связь при помощи 2-х кратких понятий:

  1. «Социальная ценность». Этим термином стала называться социальная организация.
  2. «Аттитюд» или «социальная установка» – для характеристики личности.

После этого в зарубежной психологии твердо укоренился термин «аттитюд», который отражал состояние личности относительно той или иной социальной ценности.

Ф. Знанецкий и У. Томас

Возрождение интереса

Третий этап изучения социальных установок людей длился с 1950-х по 1960-е годы. В это время интерес к проблематике получил свое второе рождение. У ученых возник целый ряд новых альтернативных идей. Однако для данного периода характерно и обнаружение признаков кризисного состояния проводимых исследований.

Самый большой интерес в эти годы вызывала проблема, связанная с изменением социальных установок, а также связи ее элементов между собой. В данный период возникли функциональные теории, разработанные Смитом совместно с Д. Кацем и Келмэном. МакГвайром и Сарновой была высказана гипотеза об изменениях установки. В это же время ученые усовершенствовали технику шкалирования. С целью измерения социальных установок личности ученые начали применять психофизические методы. На третий этап приходится и ряд исследований, выполненных школой К. Ховланда. Их основная цель заключалась в изучении связей между эффективными и когнитивными элементами аттитюда.

В 1957 г. Л. Фостингером была выдвинута теория когнитивного диссонанса. После этого начались активные исследования связей данного типа в различных установках.

Понятие и основные виды

Социальная дезадаптация в психологии

Современная социология и психология включают в себя различные определения социальных установок. Чаще всего для пояснения этого термина используется трактовка Гордона Олпорта. По американскому психологу, социальная установка – это такое психологическое состояние индивида, при котором личность готова вести себя определенным образом, согласно прошлому опыту «столкновения» с объектом.

В социально-психологической литературе можно встретить 5 основных вида социальных установок:

  1. Перцептивную. Аттитюд характеризуется готовностью индивида видеть то, что он хочет видеть.
  2. Ситуативную, при которой человек готов по-разному вести себя по отношению к одному и тому же объекту, в зависимости от обстоятельств.
  3. Социальную, нацеленную на объект. Для этого аттитюда характерны конкретные действия индивида вне зависимости от сложившейся ситуации.
  4. Генерализованную или общую. На возникновение аттитюда влияет совокупность одинаковых объектов.
  5. Частную или парциальную. Установка на счет определенного объекта возникает на основании личного опыта индивида.

В зависимости от модальности, аттитюды бывают:

  • положительными или позитивными;
  • отрицательными или негативными;
  • нейтральными;
  • амбивалентными.

Спад интереса

Второй этап в изучении понятия «социальная установка» длился с 1940 г. по 1950-е гг. В это время изучение аттитюда пошло на убыль. Случилось это в связи с некоторыми обнаружившимися затруднениями, а также тупиковыми позициями. Именно поэтому интерес ученых переключился на динамику в области групповых процессов – направление, которое было стимулировано идеями К. Левина.

Несмотря на имеющий место спад, ученые продолжали изучать структурные составляющие социальной установки. Так, формулировка мультикомпонентного подхода к антиподу была предложена М. Смитом, Р. Крачфилдом и Д. Кречем. Кроме этого в понятии, рассматривающем социальные установки личности, исследователи выделили три компонента. В их числе такие, как:

  • аффективный, представляющий собой оценку объекта и возникших к нему чувств;
  • когнитивный, представляющий собой реакции или убеждения, в которых находит отражение восприятие объекта социума, а также знание человека о нем;
  • конативный, или поведенческий, указывающий на намерения, тенденции и действия в отношении определенного объекта.

Большинством социальных психологов аттитюд рассматривается как оценка или эффект. Но некоторые специалисты полагали, что он включает в себя все три перечисленных выше реакции.

Основные функции социальных установок

Социальная среда — что это в психологии

Для аттитюдов характерны 4 ключевые функции:

  1. Утилитарная, адаптивная или инструментальная. Соц. установка занимает 1-е место среди важных аттитюдов. Механизм действия направлен на помощь индивиду достигать поставленных целей. Также функция способствует приспособлению индивида к обстановке, уменьшению потери и увеличению вознаграждения. Аттитюд влияет на идентификацию личности в группе.
  2. Эгозащитная. Способствует разрешению конфликтов внутри личности. Защищает индивида от травмирующей информации, которая может негативно сказаться на психике. Функция позволяет направить человека по более «щадящему» пути.
  3. Самореализующая. Помогает человеку раскрыть собственные способности и организовать поведение таким образом, чтобы удовлетворить необходимые потребности. Благодаря аттитюдам, индивид самореализуется и начинает понимать, какой личностью является.
  4. Организационная. Основное направление этой функции заключается в том, чтобы упорядочить окружающий мир. При помощи установок индивид оценивает полученные знания и соотносит их с собственными целями, интересами и мотивами. Аттитюд помогает изучать новую информацию в процессе социального познания. Это способствует решению многих проблем.

Застой

Четвертый этап исследований аттитюда приходится на 1970-е годы. В это время данное направление было заброшено учеными. Явный застой был связан с большим количеством противоречий, а также имеющихся несопоставимых фактов. Это было время осмысления ошибок, которые имели место на протяжении всего периода изучения аттитюда. Для четвертого этапа характерно создание множества «мини-теорий». С их помощью ученые пытались объяснить тот накопленный материал, который уже имелся по данной проблеме.

Читайте также:  Установка дверной ручки knob

Структура и компоненты социальной установки

Социальная тревожность — что это такое

Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:

  1. Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
  2. Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
  3. Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.

Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.

Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными.

Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.

Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.

Что такое аттитюд?

Под социальной установкой понимают специфический образ различных действий, которые индивид реализует или собирается реализовывать в конкретной ситуации. То есть под аттитюдом можно понимать склонность (предрасположенность) субъекта к определенному социальному поведению. Это явление обладает сложной структурой, включающей в себя множество компонентов. Среди них предрасположенность индивида воспринимать и оценивать, осознавать и в конечном итоге действовать определенным образом относительно некоторого социального субъекта.

А как это понятие трактует официальная наука? В социальной психологии термин «социальная установка» используется применительно к определенной диспозиции человека, организовывающей его чувства, мысли и возможные действия с учетом имеющегося объекта.

Под аттитюдом также пронимают особый тип убеждения, характеризующий собой уже сложившуюся у индивида оценку некоего определенного объекта.

Рассматривая данное понятие, важно понимать отличия между терминами «установка» и «социальная установка». Последний из них считается состоянием сознания индивида, функционируя при этом на уровне общественных связей.

Аттитюд считают неким гипотетическим конструктором. Являясь ненаблюдаемым, он определяется исходя из измеряемых реакций личности, отражающих негативные или позитивные оценки рассматриваемого объекта социума.

Формирование социальных установок у человека

Процесс развития социальных установок, согласно исследованиям Ж. Годфруа, происходит в 4 этапа:

  1. До 12 лет у детей наблюдается формирование аттитюдов, которые идентичны с родительскими моделями.
  2. С 12 до 20 лет у девушек и юношей происходит усвоение социальных ролей. На фоне этого установки начинают приобретать наиболее конкретные формы.
  3. В период с 20 до 30 лет социальные ценности и мировоззрение кристаллизуются, на основе чего происходит формирование устойчивых психических новообразований – целого ряда различных убеждений.
  4. В возрасте от 30 лет и старше для аттитюдов характерны стабильность и фиксированность. Поэтому у зрелого человека изменить установки значительно труднее, чем в юности.

Благодаря знаниям об этапах формирования аттитюдов, в педагогике и обществознании выстраиваются целые программы, помогающие направить молодых людей по комфортному и общественно правильному жизненному пути.

Какие подходы используются

На формирование социальных установок могут оказать влияние следующие подходы:

  • когнитивный;
  • мотивационный;
  • структурный;
  • бихевиористский;
  • генетический.

При когнитивном подходе установки формируются в результате желания индивида разрешить возникшие внутренние конфликты, которые появляются из-за когниций и аттитюдов.

Генетическое направление предполагает, что развитие всех установок неразрывно связано с врожденными особенностями личности:

  • темпераментом;
  • интеллектуальными способностями;
  • биохимическими реакциями.

Подобные «врожденные» аттитюды считаются наиболее прочными, в отличие от «приобретенных».

Врожденные и приобретенные формы поведения

При бихевиористском подходе установки понимаются как промежуточные переменные между внешним миром и объективными стимулами. Поэтому в формировании аттитюдов субъект практически не принимает участия. Развитие осуществляется при помощи:

  • наблюдений за поведением других индивидов и анализа последствий;
  • позитивных подкреплений;
  • формирования между существующими аттитюдами и стимулами ассоциативных связей.

В рамках структурного подхода развитие аттитюдов осуществляется посредством сравнения с установками окружающих людей. Индивид начинает «корректировать» собственные мировоззренческие и ценностные взгляды, чтобы соответствовать той или иной общественной категории лиц.

Для мотивационного подхода основой в развитии социальных установок выступает ряд взвешенных аргументов «за» и «против» того или иного аттитюда.

Продолжение изучения

Исследования по проблеме аттитюда вновь возобновились в 1980–1990-х гг. При этом у ученых возрос интерес к системам социальных установок. Под ними стали понимать такие комплексные образования, которые включают в себя наиболее значимые реакции, возникающие на объект социума. Возрождение интереса на данном этапе было связано с потребностями различных практических сфер.

Помимо изучения систем социальных установок неуклонно начал расти интерес к вопросам проблемы изменения аттитюдов, а также их роли в обработке поступающих данных. В 80-е годы было создано несколько когнитивных моделей Дж Капоччо, Р. Петти и Ш. Чейкена, которые касаются области убеждающей коммуникации. Особенно интересно было ученым понять, как связаны между собой социальная установка и поведение человека.

Изменение социальных установок

В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.

Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.

Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно. Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности.

Главными целями изменения установок считаются:

  • добавление знаний;
  • корректировка взглядов;
  • исправление отношений с другими людьми.

Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:

  • авторитетных личностей;
  • убеждений родителей;
  • средств массовой информации.

Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.

Изменение социального мировоззрения

Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет.

Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.

Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.

Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.

Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.

Источник

Adblock
detector