Какую мировоззренческую установку своего времени выразил поэт



Тема времени в произведениях русских поэтов

Многие русские поэты в своих стихотворениях обращались к теме времени. Данная тема находит отражение в стихотворении А.С. Пушкина «Вновь я посетил», в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» и в стихотворении В.А. Рождественского «Часы».

Лирический герой пушкинского стихотворения рассказывает о том, как спустя десять лет он посетил место, где он «провел изгнанником два года незаметных». Мотив времени четко прослеживается благодаря упоминанию времени: «два года», «десять лет». Лирический герой признается, что за эти десять лет многое в его жизни изменилось, что изменился за это время и он сам. Здесь выражается мысль о том, что категория времени тесно связана с изменениями: человеческая жизнь не статична, в ней постоянно происходят изменения, которые четко прослеживаются спустя какое-то время. Восклицание лирического героя «Здравствуй, племя // Младое, незнакомое!» говорит о том, что лирический герой ощущает смену поколений: теперь он не чувствует себя представителем молодого поколения, он понимает, что будущее уже за другими людьми. Лирический герой пытается заглянуть в будущее, хотя понимает, что на самом деле ничего из сказанного он лично уже не увидит: «… не я // Увижу твой могучий поздний возраст ». В стихотворении А.С. Пушкина прослеживается примирение лирического героя с неумолимым ходом времени, с неизбежностью старения.

Лирический герой есенинского стихотворения, чувствуя, что он «увяданья золотом охваченный», утверждает, что «не будет больше молодым». Он говорит о произошедших в нем изменениях: сердце, «тронутое холодком», теперь уже не бьется, как прежде; «дух бродяжий» «все реже, реже расшевеливает пламень уст»; теперь он стал скупее в желаньях. Лирический герой осознает быстротечность собственной жизни. Он думает о том, что она прошла так быстро, словно только приснилась ему. Ему кажется, будто он быстро проскакал на «розовом коне». В стихотворении выражается мысль о том, что всему на свете со временем приходит конец: «Все пройдет, как с белых яблонь дым»; «Все мы, все мы в этом мире тленны». Но, несмотря на чувства «утраченной свежести», размышления героя наполнены теплыми чувствами и благодарностью за то, что у него была возможность жить: «Будь же ты вовек благословенно, // Что пришло процвесть и умереть».

В стихотворении В.А. Рождественского говорится о том, что «часы ночей и дней» «неудержимо и неумолимо» «текут». Лирический герой, обращаясь к державинскому образу «реки времен», так же сравнивает время с рекой, которая «проходит мимо тех берегов, что сердцу всех родней». Все это говорит о поднятой в стихотворении проблеме «текучести» времени, его быстротечности.

И А.С. Пушкин, и С.А. Есенин, и В.А. Рождественский в своих лирических произведениях, обращаясь к теме времени, поднимают проблему времени как последовательной смены явлений и состояний, проблему неотвратимости хода времени и быстротечности времени. Поэты подчеркивают, что время постоянно движется вперед, что его невозможно остановить. Старение человека и других живых явлений, как подчеркивают авторы, – неизбежный процесс, без которого существование просто невозможно. Лирические герои всех трех стихотворений спокойно относятся к данному процессу, поскольку осознают его неизбежность. А.С. Пушкин, С.А. Есенин и В.А. Рождественский указывают на то, что со временем меняется человек, а в его жизни происходят значительные или незначительные перемены, что говорит о наличии в стихотворениях проблемы времени как показателе произошедших изменений.

Источник

Какую мировоззренческую установку своего времени выразил поэт

Тема. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

IGDA/A. Dagli Orti
СОКРАТ

I. Интеллектуальная разминка.

1. Первая философская школа в Древней Греции.

2.Проблемы, над которыми, по преимуществу, размышляли древнегреческие философы.

3. Период расцвета древнегреческой философии, ее зрелости, рождения уникальных философских идей и концепций.

4. Кому из древних мыслителей Греции принадлежит суждение: «Все сущее — число»?

5. Одно из основных понятий древнегреческой философии, означавшее закон, порядок.

6. Важнейшее состояние, в котором, по убеждению Гераклита, пребывает мир?

7. Почему для обозначения этого состояния античный мыслитель использовал образы огня, реки?

8. В противовес Гераклиту элейская школа полагала важнейшим состоянием, в котором пребывает мир, _______.

9. Первое философское понятие, введенное в оборот Парменидом и обозначавшее сущее, было ________.

10. Древнегреческий философ, своим учением определивший «линию материализма» в философии.

11. Он утверждал, что все в мире состоит из мельчайших частиц — ________.

12. Учение о всеобщей обусловленности явлений называется ___________.

13. Мировоззренческая позиция, рассматривающая всякое событие и каждый поступок как нечто неотвратимое, изначально предопределенное, исключающее случай.

14. Мыслитель Древней Греции, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление.

15. Искусство спора, умение вести дискуссию, плодотворно развивать обсуждаемую проблему.

16. Родоначальником объективного идеализма признан древнегреческий философ _________.

17. Знаменитое изречение: «Человек есть мерило бытия …» принадлежит __________.

18. Древнегреческий философ, предпринявший попытку выделить философию как особую область теоретического знания и вознесший ее на царский трон.

19. Проект построения идеального государства впервые в своих работах представил _________.

20. Создатель первой системы логики, философ, которого Гегель называл «учителем человечества».

21. Представитель элейской школы, указавший на трудности описания движения. Известен своими апориями.

22. Назовите философскую школу, к которой относятся Сенека, Марк Аврелий , Эпиктет.

23. Человека как «общественное животное» определил __________.

24. Школу последователей Платона – неоплатонизм – возглавил _________.

25. Кто из античных философов связал добродетель со знанием, положив тем самым начало концепции этического интеллектуализма?

II. Задачи, упражнения, комментарии.

1. «Ныне не стрелами яркого дня и не солнца лучами

Надо рассеивать ужасы и помрачения духа,

Но изученьем и толкованьем законов природы…» ( Лукреций Кар )

· Какую мировоззренческую установку своего времени выразил поэт?

· Как эта установка меняется в философии Сократа?

· Чем от нее отличаются платоновские размышления?

2. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)

· В чем глубинный смысл приведенного высказывания?

· Как оно связано с судьбой философа?

· Как вы оцениваете поступок Сократа – его смерть?

3. Эпикур писал: «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждение распутства или чувственности, как полагают те, кто не знает, не разделяет или плохо понимает наше учение, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души. Ибо не бесконечные попойки и праздники делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и изгоняющее сомнения, поселяющее тревогу в душе».

· Определите этическую позицию философа.

· Как он понимает наслаждение?

· В чем Эпикур видит назначение философии?

4. Давид Анахт (475 – первая пол. VI в.), подводя некоторый итог, писал: «Имеется шесть определений философии. Первое – философия есть наука о сущем как таковом. Второе – философия есть наука о божественных и человеческих делах. Третье – философия есть забота о смерти. Четвертое – философия есть уподобление Богу в меру человеческих возможностей. Пятое – философия есть искусство искусств и наука наук. Шестое – философия есть любовь к мудрости …». И далее: «… философия не является чем-то бесполезным …Философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу и перевести ее из материальной и окутанной туманом жизни к божественной и нематериальной».

· Поразмышляйте над словами автора и выскажите свое суждение о философии и ее предназначении.

5. Прокомментируйте высказывание Цицерона : «Философия начинается с Фалеса . Он был первым».

III. Заполните таблицы

1. Античная философия: ее периодизация, представители

Этап развития Основной представитель Направленность размышлений

2. Классический период античной философии

Представитель Произведение Главные темы, основные понятия

3. Философия античности как обоснование особого образа жизни

2. Этический рационализм

IV. Тематика творческих заданий.

1. «Мера превыше всего» (Демокрит).

3. «Умереть с голоду событие маленькое, а утратить мораль — большое» ( Конфуций ).

4. «Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом» (Пифагор).

5. «Мудрость гораздо лучше силы» (Ксенофан).

V. Тесты

1. Определение философии как науки «об умопостигаемом», о «первопричинах», «о сущем» принадлежит …

Философ Основное понятие его философии

А) Аристотель; 1) Космос;

Б) Демокрит; 2) Бытие;

В) Парменид; 3) Форма;

Г) Гераклит; 4) Идея;

Д) Платон. 5) Атом.

3. Парменид выдвинул идею:

А) О неизменности бытия;

Б) О всеобщем его изменении и противоречивости;

В) О том, что основа всего сущего – атом;

Г) О том, что истинное бытие – это идеи, эйдосы.

4. Первую философскую концепцию общества и государства

5. Автором собрания философских работ, получивших название «Метафизика», был …

6. Этический принцип, согласно которому основным мотивом и смыслом человеческой жизни является наслаждение, называется …

7. «Отцом» диалектики считают …

8. Перевел философию из монолога в диалог …

9. Работы «Политик», «Законы», «Государство» принадлежат …

Философская школа Ее представитель

А) Академия; 1) Парменид;

Б) Ликей; 2) Эпикур;

Г) Элейская школа. 4) Аристотель.

Дополнительная литература

1. Асмус В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1998.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.

3. Боннар А. Древнегреческая цивилизация / А. Боннар. – М., 1992.

4. Гомперц Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. – СПб, 1999.

5. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. – М., 1989.

6. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М., 1991.

7. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. – М., 1995.

8. Целлер Э. Очерки истории греческой философии / Э. Целлер. – СПб, 1996.

9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М., 1991.

Далее читайте:

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие / Э.О. Леонтьева. —
Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. тех. ун-та, 2003.

Читайте также:  Установка для заполнения системы отопления

Источник

Мировоззренческая позиция поэта

Взяв за образец сатиру Луцилия, Гораций развил и углубил ее художественную форму, придав ей единый и законченный вид, чему немало способствовало обращение к философии прежде всего каников, с их неукротимым желанием достичь высочайшего из благ – духовной свободы. Включение в сатиру философской беседы сообщило римскому жанру универсальный характер. Через выявление типического описания жизни и людей приобретает в сатирах Горация обобщающий и всеобъемлющий смысл. Однако Гораций никогда не был связан одним каким-то философским учением. Он полагается прежде всего на здравый смысл, далекий от всяких абстрактных парадоксов и лежащий в основе любой мудрости. Оттого что Гораций не является философом, он не блуждает в умозрительном мире отвлеченных настроений. Он не следует ни одной из философских школ, беря от каждой то, что наиболее созвучно его образу мыслей. Философия никогда не была для него личного опыта и понимания окружающего его мира и человека в нем. В молодые годы Горацию была ближе философия Эпикура, в зрелые он больше склоняется к стоицизму. Впрочем, когда ему нужно, Гораций выставляет обе школы в смешном виде, потому что, обладая врожденным чувством меры и равновесия, питает отвращение ко всем крайностям и заблуждениям. С годами он преодолевает влияние всех философских учений в своей этике здравого смысла. Он признает лишь одну школу – жизнь, к которой его подготовил отец, не изучавший философию, а следовавший голосу своей совести и старавшийся передать сыну свою житейскую мудрость. Позиция Горация – сатирика – преимущественно созерцательнофилософская. Он рассматривает несовершенство жизни и человеческие слабости как нечто такое, с чем приходится мириться и что заслуживает снисхождения. Поэт склонен смягчать отрицательные стороны жизни, отводя им соответствующее место в действительности, ведь многие явления можно рассматривать как относительно дурные или относительно добрые, все зависит от угла зрения. Мировоззренческая позиция Горация обусловила его выбор выразительных средств и приемов комического. Поэт представляет мир в его истинных красках и пропорциях. В ненавязчивой форме шутливой беседы он указывает путь праведной жизни. При этом глубже и тоньше своих предшественников Гораций оценивает возможности смешного и немало совершенствует технику его передачи, подняв ее на высокий профессиональный и интеллектуальный уровень. Комическое в его сатирах выполняет, наряду с воспитательной, развлекательную и терапевтическую функцию, доставляя людям радостные эмоции и украшая их жизнь, как впрочем, и сама поэзия, которая есть освобождение от долгих трудов. Горацию хорошо известно, какую благотворную роль может сыграть общество остроумного собеседника, взирающего на жизнь с улыбкой.

Итак, Гораций не только пишет сатиры, начиная с 30 года Гораций с перерывами пишет лирические стихотворения, оды. Своими произведениями он увековечил себя в памяти потомков. Он сам говорит:

Я, знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди.

Что бурный Аквилон согреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность

Не вовсе я умру, но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю…

Заслуга Горация–сатирика в том, что он первый в римской литературе сознательно связал жанр сатиры с теорией смешного. Взявшись за жанр сатиры, Гораций учитывал не только литературные вкусы современного ему римского общества, но такие и его духовные проблемы и интересны, он сделал сатиру жанром, целиком созвучным эстетическим запросам своего времени. Но, следует отметить, что его произведения, темы, цели, взятые им в основу, актуальны и в наши дни. Гораций очень скоро сделался школьным автором. Его произведения много читали, изучали комментировали. Ему подражали римские сатирики Персий и Ювенал. В Средние века в нем ценили поэта-моралиста, автора «Сатир» и «Посланий». В эпоху Возрождения предпочтение отдавали Горацию-лирику. Его поэзия вдохновляла Петрарку и Ариосто. Взгляды Горация на поэзию нашли отражение в «Поэтическом искусстве» Буало. Особенно часто обращались к Горацию русские поэты. Горацианские мотивы встречаются у Кантемира, Ломоносова, Державина, Пушкина, Дельвига, Тютчева, А. Майкова… Кроме того поистине наследием является выдающийся памятник античной классической эстетики «Наука о поэзии», обобщившая раздумья автора о путях развития поэзии и весь его поэтический опыт, принесла Горацию заслуженную славу теоретика римского классицизма. Как мы видим, существует внутреннее единство между Горацием-человеком и Горацием-поэтом. Человек и поэт нерасторжимы, они слиты воедино в той гармонии, которая достигается внутренним чувством равновесия и меры и является, согласно Горацию, сущность поэзии. Гораций достиг этого равновесия и поэтому его произведения живы до наших времен.

1. Однотомник Классической литературы. Московский рабочий. Парнас. Антология античной лирики. С.Л. Омеров – М.: — 1980 г.

2. Киническая литература. Нахов И.М. – М.: — 1981 г.

3. Поэтика Древнеримской литературы. Жанры и стиль. М. «Наука», 1989 г.

4. Квинт Гораций Флакк. Оды, Эподы, Сатиры, Послания… М. Дмитриева. // Под ред. М.Л. Гаспарова. М. – 1970.

Источник

Серебряный век. поэты. литературные течения

* Сере;бряный век — период в истории русской культуры, относящийся
к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века.
В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование fin de si;cle («конец века») и Belle Epoque.

Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него.
На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Владимир Маковский. В отличие от общеевропейского fin de si;cle, об искусстве и, главным образом, литературе Серебряного века говорят только применительно к русской культуре. Следует указать, что серебряный век по отношению к золотому обозначает эпигонство, деградацию, декаданс. Отмечают, что русская художественная литература приобрела в «Серебряный век» выраженную эротичность.

Серебряный век русской поэзии

Символизм
Акмеизм
Футуризм
Кубофутуризм
Эгофутуризм
Имажинизм
Конструктивизм
Крестьянская поэзия
Сатирическая поэзия
«Центрифуга»
«Мезонин поэзии»
«ЛЕФ»
Обэриуты
Вне школ
****************
*****************

О поэтическ течении:
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
*******

А.
Анненский Иннокентий
Ахматова Анна
Б.
Бальмонт Константин
Балтрушайтис Юргис
Белый Александр
Брюсов Валерий
Блок Александр
Бунин Иван
Г.
Гиппиус Зинаида
Д.
Добролюбов Александр
З.
Зоргенфрей Вильгельм
И.
Иванов Вячеслав
К.
Коневской Иван
Кузьмин М.
М.
Мережковский Дмитрий
Маяковский Владимир
Мандельштам Осип
П.
Пяст Владимир
Р.
Рукавишников Иван
С.
Сологуб Федор
Соловьева Поликсена
Стражев Виктор
Северянин Игорь
Т.
Тиняков Александр
Ф.
Фофанов Константин
Х.
Хлебников В.
Ч.
Чулков Георгий
********************
******************************

Конкретные хронологические рамки до сих пор не установлены. Над этим спорят многие историки и литераторы со всего мира.
Серебряный век русской литературы начинается в 1890-х годах,
а заканчивается – в первом десятилетии ХХ века.
**Именно окончание этого периода и вызывает споры. Одни исследователи считают, что его нужно отнести к 1917 году, другие настаивают на 1921 году.
Чем это обосновано?
С 1917 года началась Гражданская война, и серебряный век русской литературы как таковой прекратил свое существование.
Но в тоже время в 20-е годы продолжали творчество те писатели, которые и создали это явление.
**Существует и третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание серебряного века приходится на период с 1920 по 1930-е годы. Именно тогда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные ограничения весьма обширны и составляют приблизительно 30 лет.

Читайте также:  Автомобили с морозильной установкой

*****ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Как и в любом периоде развития русской литературы, серебряный век характеризуется наличием разных литературных течений. Их часто отождествляют с художественными методами. Каждое течение характеризуется наличием общих фундаментальных духовно-эстетических принципов.
***Писатели объединяются в группировки и школы, каждая из которых имеет собственную программно-эстетическую установку. Литературный процесс развивается, следуя четкой закономерности.

***ДЕКАДЕНСТВО
В конце 19 столетия люди начинают отказываться от гражданских идеалов, находя их неприемлемыми для себя и общества в целом. Они отказываются верить в разум. Авторы чувствуют это и наполняют свои произведения индивидуалистическими переживаниями героев. Появляется все больше и больше литературных образов, которые выражают социалистическую позицию. Художественная интеллигенция пыталась замаскировать трудности реальной жизни в выдуманном мире. Многие произведения наполнены чертами мистики и нереальности.

***МОДЕРНИЗМ
Под этим течением кроются самые разнообразные литературные направления. Но для русской литературы серебряного века характерно проявление абсолютно новых художественно-эстетических качеств. Литераторы стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Многие из них хотят найти способ самовыражения. Как и прежде русская литература серебряного века занимала важное место в культурной жизни всего государства. Многие авторы начали объединяться в модернистские сообщества. Они отличались по идейно-художественному облику. Но их объединяет одно – все они видят литературу свободной. Авторы хотят, чтобы она не поддавалась воздействию морально-нравственных и общественных правил.

***СИМВОЛИЗМ
В конце 1870 годов русской литературе серебряного века присуще такое направление, как символизм.
Авторы старались сосредоточиться на художественном выражении и использовали для этого интуитивно постигающие символы и идеи. В ход шли самые изощрённые чувства. Они хотели познать все тайны подсознания и увидеть то, что скрыто от взора обычных людей. В своих произведениях они делают акцент на свечную красоту. Символисты серебряного века выражали неприятие буржуазии. Их произведения пропитаны тоской по духовной свободе. Именно ее так не хватало авторам! Разные писатели воспринимали символизм по своему. Одни – как художественное направление. Другие – как теоретическую основу философии. Третьи — как христианское учение. Серебряный век русской литературы представлен множеством символистских произведений.

***АКМЕИЗМ
В начале 1910 годов авторы стали уходит от стремлений к идеальному. Их произведения были наделены материальными чертами. Они создали культ действительности, их герои отличались ясным взглядом на происходящее. Но в то же время писатели избегали описания социальных проблем. Авторы боролись за изменение жизни. Акмеизм в русской литературе серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Лирика, эмоциональность, вера в духовность… Все это свойственно советскому периоду развития литературы. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.

***ФУТУРИЗМ
Вслед за акмеизмом в русской литературе серебряного века начало развиваться такое направление, как футуризм. Его можно назвать авангардным, искусством будущего… Авторы стали отрицать традиционную культуру и наделять свои произведения чертами урбанизма и машинной промышленности. Они попытались объединить несочетаемое: документальные материалы и фантастику, экспериментировать с языковым наследием. И, нужно признать, что им это удалось. Главная черта этого периода серебряного века русской литературы является противоречие. Поэты, как и прежде, объединялись в различные группировки. Была провозглашена революция формы. Авторы пытались освободить ее от содержания.

***Имажинизм
В русской литературе серебряного века присутствовало и такое направление, как имажинизм. Оно проявлялось в создании нового образа. Основной упор делался на метафору. Авторы старались создать настоящие метафорические цепи. Они сопоставляли самые разнообразные элементы противоположных образов, наделяли слова прямым и переносным значением. Серебряный век русской литературы в этом периоде характеризовался эпатажем и анархическими чертами. Авторы начали уходить от грубости.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.
Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.

**ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.

Заключение
Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечестве

Источник

Античная философия

Атом – мельчайшие, неделимые составные частицы материи из которых состоит все сущее.

Апейрон – бесконечное, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи.

Бытие – философская категория обозначающая существование.

Диалектика – искусство аргументации, логики; движение, которое лежит в основе всего, учение о развитии.

Движение – в широком смысле – всякое изменение, в узком смысле — изменение положения тела в пространстве.

Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.

Космос – мир, мыслимый как упорядоченное единство, то же самое, что порядок, устроение.

Космоцентризм – учение или мировоззрение, согласно которому космос как всеобщий порядок является основой всего сущего.

Идея – в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии – метафизическая сущность вещи.

Содержание

Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия 3

Задание №2. Атомистическая концепция Демокрита – вершина и завершение натурфилософского периода античной философии. 4

2.1. Решение Демокритом проблемы единого и многого, сущности и мира. Связь и отличие от предшествующих философских воззрений 4

2.2. Характеристика атомов как первокирпичиков мироздания. Утверждение материалистической позиции в философии 6

2.3. Движение как неотъемлемое свойство атомов. Многообразие форм движения 8

2.4. Введение принципа детерминизма. Фаталистическая картина мира: «Все совершается по необходимости, ничего не делается случайно» 9

2.5. Познание как проникновение в душу исходящих от вещей образов 10

2.6. Знание «темное» и истинное. Философское познание как познание причин сущего 11

2.7. Место и роль атомистической концепции Демокрита в философии и европейской научной мысли 12

Задание №3. Выделить в схеме основные принципы материалистического понимания мира Демокритом и кратко охарактеризовать их 14

Задание №4. Логические задачи, упражнения, комментарии 16

Задание №5. Тестовая проверка знаний 17

Список литературы 20

Работа состоит из 1 файл

Контрольная по философии.docx

Трудно сказать, является ли колебательное движение, по Демокриту, неотъемлемым свойством атомов, или же оно порождается их столкновениями. Во всяком случае, ясно, что Демокрит не обращается в целях объяснения к разумному началу, упорядочивающему движение. Именно поэтому критики обвиняют основателя атомизма в злоупотреблении случайностью и неспособности объяснить, каким образом из неупорядоченного движения получаются закономерность и необходимость. Но Демокрит считает исходное движение не беспорядочным, а с самого начала подчиненным определенной закономерности. Это — закономерность соединения подобного с подобным.

Демокриту для объяснения мировых процессов хватает атомов, пустоты и движения. Движущиеся атомы собираются в "вихрь"; распространяясь по отдельным местам в пустоте, они образуют отдельный мир, ограниченный своим "небом". Возникновение мира и всех вещей в нем происходит в результате соединения атомов, уничтожение же сводится к разъединению и распадению на составные части.

2.5. Познание как проникновение в душу исходящих от вещей образов

Подобно элеатам Демокрит сомневался в абсолютной достоверности показаний чувств. В его учении о познании была немалая доля скепсиса, и вовсе не случайно в таблицах преемственности философов одна линия последователей Демокрита ведет к основателю скептицизма Пиррону, а скептик Секст Эмпирик очень часто цитирует Демокрита. Но у последнего это был пропедевтический скептицизм, который вел к углублению познания; сомнение у Демокрита служит постановке вопроса, а вопрос должен быть решен. Демокрит не останавливается на простой констатации противоречия, что вело парменидовскую дилемму и зеноновские апории в метафизический тупик, к отрыву кажущегося от реального. Он ищет его решение, видя в этом поиске настоящий смысл жизни философа. Многие противоречия остаются теоретически неразрешенными, но элементы диалектики помогают преодолевать их интуитивно и дальше строить систему, которую Аристотель называл самой последовательной из предыдущих.

Читайте также:  Установка зажигания сузуки гранд витара

В познании человека Демокрит видел отражение подлинной реальности, существующей объективно вне нашего сознания. Процесс познания состоит как из ощущений, так и из разумного познания. Особенно высоко ценил Демокрит второе, ибо только разумом можно дойти до понимания атомного строения материи, до постижения атомов и пустоты. Органы чувств прямо о них не свидетельствуют. Поэтому Демокрит полемизировал с софистами, опровергая их сенсуализм и релятивизм. Некоторые из них считали, что все ощущения истинны, а следовательно, «какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя». Протагор утверждал соответственно этому тезису, что каждая вещь, «не более такова, чем такова», Демокрит же «написал против него много убедительного». В частности, Демокрит логически опровергал тезис о том, что все истинно. Ведь если кто-нибудь полагает, что не все истинно, то и этот тезис будет истинным, и, таким образом, положение, что все истинно, оказывается ложным. Демокрит опровергал и софиста скептического толка Ксениада, утверждающего, что все ложно: ведь если все ложно, то ложно и то, что все ложно.

2.6. Знание «темное» и истинное. Философское познание как познание причин сущего

Действительными единствами являются только атомы; все же остальное, что мы находим в эмпирическом мире, — в том числе как в неорганической, так и в органической природе, — обладает лишь мнимым единством, видимостью единства. Вот почему в атомистическом учении так важно различение истинного, действительно сущего, с одной стороны, и мнимого, только субъективного — с другой. В этом отношении опять-таки обнаруживается общность исходных посылок атомистов и элеатов: в школе элеатов с большой настойчивостью проводится тезис о принципиальном отличии истинного бытия от мира видимости, иллюзии, каким оказывается чувственный мир: "Демокрит говорит, что ни одно из чувственно воспринимаемых качеств не существует как субстанция, но воспринимаемое чувствами — только обман чувств. В вещах, существующих вне нас, нет ничего ни сладкого, ни горького, ни теплого, ни холодного, ни белого, ни черного, как и ничего другого из того, что всем представляется. Все это только название наших ощущений". 5

Последовательно проводимое разделение действительного бытия мира, как он существует объективно, и мира субъективного, каким является чувственный мир, — еще одна существенная черта учения атомистов. Какую бы из последующих форм атомизма мы ни рассмотрели, всякий раз мы увидим ту же разделенность мира на объективный и субъективный. В XVII-XVIII вв. это различение отлилось в форму учения о первичных и вторичных качествах, теоретические предпосылки которого вполне справедливо видеть в древнем атомизме Левкиппа и Демокрита.

Однако было бы неправильно на этом основании сближать теорию познания атомистов со скептицизмом: Демокрит отрицает достоверность чувственного знания, но отнюдь не знания вообще или «темное» знание. Он твердо убежден, что истинная действительность постигается с помощью мышления. Позиция Демокрита, таким образом, должна быть охарактеризована как рационалистическая: показания чувств не могут вывести нас за пределы "незаконнорожденной мысли", за пределы сферы "мнения".

Демокрит, конечно, стремился объяснить также и чувственные качества вещей (их цвет, вкус, твердость или мягкость, теплоту и т.д.) определенной формой, порядком и положением атомов; в этом отношении он также предвосхищает все последующие варианты атомизма, создавая объяснительную модель, которая сохраняет свое значение для естествознания на протяжении более чем двух тысячелетий. Но при этом объяснении характера чувственных качеств вещей, исходя из свойств атомов, важным моментом остается принципиальная разнородность объясняемого свойства и объясняющего принципа. Тому, что воспринимается нами субъективно как сладкое, твердое, красное и т.д., в самом объекте соответствует нечто инопорядковое — не имеющее ни цвета, ни вкуса, ни другого чувственного качества, а только форма атомов (круглые, заостренные и пр.) и их порядок.

2.7. Место и роль атомистической концепции Демокрита в философии и европейской научной мысли

Представления, развитые атомистами, позволили объяснить множество явлений природы, не случайно они вошли в золотой фонд физики, а также биологии (после открытия гена). На философском же фронте уже во времена атомистов разразился нешуточный кризис. "Подвела" теорема Пифагора.

В прямоугольном треугольнике с единичными катетами длина гипотенузы равна 1,141 и выражается нерациональным числом. По определению длина каждой из сторон треугольника должна определяться числом атомов. Но в нашем примере на гипотенузе лежит 1,414 атома. Это противоречит концепции атомизма, а противоречия в философии недопустимы. Кризис!

Конечно, можно отказаться от атомизма, но тогда что делать с парадоксами и апориями элеатов?! Сюда добавляется еще одна трудность: неясно, как подступиться с атомистическими воззрениями к духовному миру человека. Из каких атомов состоят мысли? Неясно.

Задание №3. Выделить в схеме основные принципы материалистического понимания мира Демокритом и кратко охарактеризовать их

Принципы материалистического понимания мира Характерные черты
1. Конечность, предельность Левкипп и Демокрит были внимательными слушателями Зенона и от них не ускользнули ни сильные ни слабые стороны его рассуждений, в частности, содержание апорий против множества: если разделить тело на бесконечное число частей, то или эти части не будут иметь величины — и тогда их сумма, т.е. исходное тело обратится в ничто, или они будут иметь величину — но тогда их сумма будет бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо. Однако апория не возникает, если предположить существование предела делимости — неделимый далее атом. Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдение показывает, что материя действительно делима на весьма малые, даже не различимые глазом частицы.
2. Механицизм Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" — атомов, которые трактует материалистически.
3. Детерминизм Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот эксплицитно сформулированное понятие причины и развивает систему материалистического детерминизма.

Демокрит считает исходное движение не беспорядочным, а с самого начала подчиненным определенной закономерности. Это — закономерность соединения подобного с подобным.

Задание №4. Логические задачи, упражнения, комментарии

«Ныне не стрелами яркого дня и не солнца лучами

надо рассевать ужасы и помрачения духа

Но изучением и толкованием природы» (Лукреций Кар. «О природе вещей»).

1. Какую мировоззренческую установку своего времени выразил поэт?

Поэт выразил материалистический натурфилософский подход к изучению мира. Натурфилософия – совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий, познания связей и закономерностей природных явлений. Материалистический, т.е ищущий материалистическо- механистическое объяснение окружающего мира.

2. Как она представлена в концепции Демокрита?

Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое — атом ( "атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое" ). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие — одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота — это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно.

Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы. Все возникает на некотором основании и по необходимости; причина возникновения — вихрь, который и именуется необходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают "видики", отделяющиеся от вещей. Душа — совокупность особых атомов. Конечная цель человека — душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни было другой страстью.

Все, что существует, — это атомы и пустота. В бесконечной пустоте- пространстве движутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам тельца; последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом.

3. Чем демокритовское рассуждение о природе отличается от предшествующих?

Демокрит, наряду с Левкиппом, считается одним из основателей древнегреческого атомизма. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" — атомов, которые трактует материалистически.

Демокрит первым ввел понятие мельчайшей материальной, неделимой частицы бытия – атома.

Задание №5. Тестовая проверка знаний

1. Какая из философских позиций противоположная монизму?

  1. Идеализм;
  2. Материализм;
  3. Дуализм;
  4. Плюрализм.

2. Что изучает онтология?

  1. Проблемы сознания;
  2. Религиозные проблемы;
  3. Формы и законы мышления;
  4. Бытие.

3. Впишите пропущенное слово в высказывание Протагора: «Челов ек есть мера всех вещей».

4. Выделите принципы, согласно которым основным мотивом человеческих поступков и целью жизни является счастье других людей.

  1. Эгоизм;
  2. Альтруизм;
  3. Аскетизм;
  4. Гедонизм

5. Кто из древнегреческих мыслителей сформулировал правило « золотой середины»: «Прекрасна надлежащая мера во всем. Излишек и недостаток мне противны»?

  1. Демокрит;
  2. Протагор
  3. Анаксимен;
  4. Гераклит.

6. Кому из древнегреческих философов принадлежит суждение: «Число есть основа сущего», «лучшие числовые отношения — гармония»? Пифагор.

Источник

Adblock
detector