Гост батареи аккумуляторные и установки батарейные



Гост батареи аккумуляторные и установки батарейные

ГОСТ Р МЭК 62485-1-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ И УСТАНОВКИ БАТАРЕЙНЫЕ

Общие требования безопасности

Secondary batteries and battery installations. Safety requirements. Part 1. General safety information

ОКС 29.220.20
29.220.30
ОКПД2 27.20.22.000
27.20.23.110

Дата введения 2021-03-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 августа 2020 г. N 450-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 62485-1:2015* "Требования безопасности для батарей аккумуляторных и батарейных установок. Часть 1. Общие требования безопасности" (IEC 62485-1:2015 Safety requirements for secondary batteries and battery installations — Part 1: General safety information, IDT).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие c ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на аккумуляторные батареи и батарейные установки (далее — батареи) и устанавливает общие требования безопасности.

Требования безопасности, к надежности, сроку службы, механической прочности, стабильности циклов, внутреннему сопротивлению и температуре батареи устанавливают исходя из ее назначения и области применения, конструкции и технологии изготовления батареи.

В настоящем стандарте требования безопасности, применяемые при испытаниях, установлены для свинцово-кислотных и никель-кадмиевых батарей.

Стандарт включает в себя аспекты безопасности с учетом опасностей, связанных:

— с электричеством (установка, заряд, разряд и т.д.);

— горючими газовыми смесями;

— хранением и транспортированием.

Требования электробезопасности — в соответствии с МЭК 60364-4-41.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных — последнее издание (включая все изменения).

IEC 60050-482:2004, International Electrotechnical Vocabulary — Part 482: Primary and secondary cells and batteries (Международный электротехнический словарь. Часть 482. Первичные и вторичные элементы и батареи)

IEC 60364-4-41, Low-voltage electrical installations — Part 4-41: Protection for safety — Protection against electric shock (Электроустановки низковольтные. Часть 4-41. Защита в целях безопасности. Защита от поражения электрическим током)

IEC 60993, Electrolyte for vented nickel-cadmium cells (Электролит для вентилируемых никель-кадмиевых аккумуляторов)

IEC 61429:1995, Marking of secondary cells and batteries with the international recycling symbol ISO 7000-1135 (Маркировка вторичных элементов и батарей международным символом переработки ISO 7000-1135)

IEC 62485-2, Safety requirements for secondary batteries and battery installations — Part 2: Stationary batteries (Требования безопасности для батарей аккумуляторных и батарейных установок. Часть 2. Стационарные батареи)

IEC 62485-3, Safety requirements for secondary batteries and battery installations — Part 3: Traction batteries (Требования безопасности для батарей аккумуляторных и батарейных установок. Часть 3. Тяговые батареи)

IEC 62485-4, Safety requirements for secondary batteries and battery installations — Part 4: Valve-regulated lead-acid batteries for use in portable appliances (Требования безопасности для батарей аккумуляторных и батарейных установок. Часть 4. Свинцово-кислотные батареи с регулируемым клапаном для использования в портативных приборах)

ISO 7000, Graphical symbols for use on equipment — Registered symbols (Графические символы для использования на оборудовании. Зарегистрированные символы)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по МЭК 60050-482, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 стационарная батарея, стационарная батарейная установка (stationary battery, stationary battery installation): Батарея, установленная в фиксированном месте и, как правило, не предназначенная для перемещения с места на место.

Примечание — Батареи постоянно подключены к зарядному устройству и во многих случаях в дополнение к нагрузке и источнику питания встроены в стационарное оборудование или установлены в аккумуляторных комнатах для использования в телекоммуникациях, источниках бесперебойного питания (ИБП), при переключении локальной сети, аварийном питании или аналогичных применениях.

3.2 тяговая батарея (traction battery): Аккумуляторная батарея, предназначенная для обеспечения энергии движения электрических транспортных средств.

3.3 пусковая батарея (cranking battery): Аккумуляторная батарея, предназначенная для запуска двигателя внутреннего сгорания в стационарных, железнодорожных или других бортовых системах.

3.4 стартерная батарея (starter battery): Аккумуляторная батарея, применяемая в качестве источника питания для запуска двигателей внутреннего сгорания, освещения, а также питания вспомогательного оборудования автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

3.5 бортовая батарея (onboard battery): Аккумуляторная батарея, предназначенная для питания сети постоянного тока на борту судов, рельсовых транспортных средств или внедорожных транспортных средств, за исключением общественного транспорта.

3.6 авиационная батарея (aircraft battery): Аккумуляторная батарея, применяемая на самолетах и вертолетах для запуска вспомогательного двигателя и питания сети постоянного тока.

3.7 портативная батарея (portable battery): Аккумуляторная батарея, применяемая, как правило, для питания портативных приборов.

Примечание — Портативные батареи, как правило, не требуют технического обслуживания.

3.8 аккумуляторная комната (battery room): Помещение в здании, предназначенное для размещения стационарных батарей.

3.9 батарейный отсек (battery enclosure): Выделенное помещение, предназначенное для размещения батарей в целях защиты от воздействия окружающей среды, несанкционированного доступа людей и опасности, связанной с батареями.

3.10 режим работы (mode of operation): Состояние батареи, при котором требуется ее заряд и разряд различных видов в зависимости от конкретного применения.

Примечание — Режимы работы приведены в 4.2.4.

3.11 заряд батареи (charge of a battery): Операция, во время которой аккумулятор или аккумуляторная батарея снабжается электрической энергией от внешнего контура, что приводит к химическим изменениям внутри аккумулятора и, таким образом, к накоплению этой энергии в виде химической энергии.

[МЭК 60050-482:2004, статья 482-05-27, наименование термина изменено "зарядка батареи" на "заряд батареи"]

3.12 разряд (батареи) [discharge (of a battery)]: Операция, во время которой при определенных условиях происходит передача электрической энергии, произведенной в аккумуляторе или аккумуляторной батарее, во внешнюю электрическую цепь.

[МЭК 60050-482:2004, статья 482-03-23, модифицированный — замена "батарея" на "аккумулятор или аккумуляторная батарея" в определении]

4 Общие положения

4.1 Общие требования

Технические характеристики аккумуляторов перечислены в таблице 1. Различные электрохимические системы имеют кислотный или щелочной водный электролит. Эти электрохимические системы генерируют различные напряжения в зависимости от типа положительного и отрицательного электродов и типа электролита. В настоящем стандарте для каждой системы установлено значение номинального напряжения.

Следует учитывать, что во время эксплуатации в батареях может происходить генерирование и выделение опасных газов, поэтому должны быть приняты соответствующие меры защиты.

В таблице 1 приведены технические характеристики батарей с различными электрохимическими системами.

Таблица 1 — Технические характеристики батарей с различными электрохимическими системами

Источник

ГОСТ Р МЭК 62485-2-2011: Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 2. Стационарные батареи

3.4 аккумулятор газонепроницаемый герметичный [gastight sealed (secondary) cell]: Аккумулятор закрытый, не выпускающий газ или жидкость при работе при ограниченных режимах заряда и температуры, указанных изготовителем. Аккумулятор может быть снабжен предохранительными устройствами для предотвращения угрожающе высокого внутреннего давления. Аккумулятор не требует добавления электролита и предназначен для работы во время срока службы в оригинальном герметичном состоянии.

3.2 аккумулятор открытый [vented (secondary) cell]: Аккумулятор, имеющий крышку с отверстием, через которое могут выпускаться газообразные продукты.

Читайте также:  Камера заднего вида для мазда 6 2013 установка

3.3 аккумулятор с регулирующим клапаном [valve regulated (secondary) cell]: Аккумулятор, закрытый в нормальных условиях работы, но с устройством, позволяющим выпускать газ при превышении внутреннего давления заданной величины. При эксплуатации аккумулятора не производится добавление электролита.

3.1 аккумулятор, аккумулятор многократного действия, отдельный элемент [(secondary) cell, (rechargeable) cell, single cell]: Устройство из блока электродов и электролита, составляющее основную единицу аккумуляторной батареи.

Примечание — Это устройство помещают в отдельный бак и закрывают крышкой.

3.5 батарея аккумуляторная (secondary battery): Два или более аккумуляторов, соединенных вместе и используемых как источник электроэнергии.

3.9 батарея моноблочная (monobloc battery): Батарея, в которой блоки пластин вставлены в моноблочный бак. Отдельные аккумуляторы электрически соединены и состоят из блока электродов, электролита, выводов и сепараторов.

Примечание — Аккумуляторы в моноблочной батарее соединяются последовательно или параллельно.

3.7 батарея никель-кадмиевая (nickel oxide-cadmium battery): Аккумуляторная батарея, в которой материал положительной пластины изготовлен чаще всего из никеля, а материал отрицательной пластины изготовлен обычно из кадмия. Электролит — щелочной раствор.

3.21 батарея никель-металлогидридная (nickel-metal hydride battery): Батарея с электролитом из водного раствора гидроокиси калия, с положительным электродом, содержащим никель и гидроокись никеля, и отрицательным электродом из водорода на основе металлогидрида.

3.13 батарея с флотирующим зарядом (battery on float charge): Аккумуляторная батарея, выводы которой постоянно соединены с источником постоянного напряжения, достаточным для поддержания батареи в полностью заряженном состоянии и полного заряда батареи после перерыва электроснабжения в электрической сети.

3.6 батарея свинцово-кислотная [lead dioxide-lead (acid) battery]: Аккумуляторная батарея, в которой электролит является водным раствором серной кислоты, положительный электрод изготовлен из двуокиси свинца, а отрицательный — из свинца.

3.8 батарея стационарная (stationary battery): Аккумуляторная батарея, предназначенная для работы в неподвижном состоянии, не перемещаемая в ходе эксплуатации. Она постоянно соединена с источником питания постоянным током (неподвижный монтаж).

3.11 газообразование, газовыделение (gassing, gas emission): Образование газа в результате электролиза воды, входящей в состав электролита.

3.16 заряд ускоренный (boost charge): Ускоренный заряд повышенным током или напряжением при определенной конструкции в течение короткого времени.

3.12 заряд, зарядка (батареи) [charge, charging (of a battery)]: Процесс, во время которого получаемая аккумулятором или батареей от внешней сети электрическая энергия преобразуется в химическую энергию.

3.14 напряжение (заряда) флотирующее [float (charge) voltage]: Постоянное напряжение, необходимое для поддержания аккумулятора и батареи в полностью заряженном состоянии.

3.22 напряжение номинальное (nominal voltage): Максимально приближенное значение напряжения, принятое для удобства обозначения и идентификации аккумулятора или батареи одной электрохимической системы.

3.17 напряжение ускоренного заряда (boost charge voltage): Постоянное напряжение при повышенном уровне значений для ускорения заряда или выравнивания заряда.

3.20 перезаряд, перезарядка (аккумулятора или батареи) [overcharge, overcharging (of a cell or battery)]: Продолжение заряда после полного заряда аккумулятора или батареи.

Примечание — Перезаряд также имеет место при заряде при ограничениях, установленных изготовителем.

3.19 разряд, разрядка (батареи) [discharge, discharging (of a battery)]: Процесс, во время которого батарея отдает ток, получающийся посредством превращения химической энергии в электрическую энергию, во внешнюю цепь.

3.15 ток заряда флотирующий (float charge current): Ток, получающийся в результате заряда во флотирующем режиме.

3.18 ток ускоренного заряда (boost charge current): Ток, появляющийся при напряжении ускоренного заряда.

3.10 электролит (electrolyte): Жидкая или твердая субстанция, содержащая подвижные ионы для обеспечения ионной проводимости.

Источник

ГОСТ Р МЭК 62133-2004 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной и другие некислотные электролиты. Требования безопасности для портативных герметичных аккумуляторов и батарей из них при портативном применении

Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes Safety requirements for portable sealed secondary cells, and for batteries made from them, for use in portable applications

( IDT )

ИПК Издательство стандартов

Предисловие

Задачи , основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0- 92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации . Основные положения» и ГОСТ Р 1.2- 92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации . Порядок разработки государственных стандартов»

Сведения о стандарте

1. ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «НТЦСЭ «ИСЭП» на основе собственного аутентичного перевода стандарта , указанного в пункте 4

2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 «Аккумуляторы и батареи»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 марта 2004 г . № 120- ст

4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 62133:2002 «Аккумуляторы и аккумуляторные батареи , содержащие щелочной и другие некислотные электролиты . Требования безопасности для портативных герметичных аккумуляторов и батарей из них при портативном применении»

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации , сведения о которых приведены в дополнительном приложении А

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты» , а текст этих изменений в информационных указателях «Национальные стандарты» . В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

Содержание

1. Общие положения

1.1. Область применения

1.2. Нормативные ссылки

1.4. Допустимые отклонения измерений

2. Общие положения по безопасности

2.1. Изоляция и монтаж

2.2 . Удаление газа

2.3 . Регулирование температуры/тока

2.4 . Контактные выводы

2.5 . Сборка батарей из аккумуляторов

2.6. План качества

3. Типовые испытания

4. Специальные требования и методы испытаний

4.1. Метод заряда при испытаниях

4.2. Использование по назначению

4.2.1. Продолжительный слабый заряд

4.2.3 . Моделирование воздействия высокой температуры окружающей среды

4.2.4 . Температурное циклирование

4.3. Прогнозируемое неправильное применение

4.3.1. Неправильная установка аккумуляторов (только для аккумуляторов и батарей никель-кадмиевой системы)

4.3.2. Внешнее короткое замыкание

4.3.3 . Свободное падение

4.3.4. Механический удар (риск разрушения)

4.3.6 . Раздавливание аккумуляторов

4.3.7 . Низкое давление

4.3.8. Перезаряд аккумуляторов и батарей никель-кадмиевой системы

4.3.9. Перезаряд аккумуляторов литиевой системы

4.3.10. Принудительный разряд

4.3.11. Защита аккумуляторов в случае заряда большими токами (только для аккумуляторов литиевой системы)

5. Информация о безопасности

6.1. Маркировка аккумуляторов

6.2 . Маркировка батарей

6.3 . Дополнительная информация

Приложение А (справочное) Рекомендации для изготовителей оборудования и батарей

Приложение В (справочное) Рекомендации для конечных пользователей аккумуляторов и батарей

Приложение С (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной и другие некислотные электролиты

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПОРТАТИВНЫХ ГЕРМЕТИЧНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ ИЗ НИХ ПРИ ПОРТАТИВНОМ ПРИМЕНЕНИИ

Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes — Safety requirements for portable sealed secondary cells, and batteries made from them, for use in portable applications

Дата введения 2005 01 01

1. Общие положения

1.1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности и методы испытаний на соответствие им портативных герметичных аккумуляторов и батарей ( кроме дисковых ), содержащих щелочной и другие некислотные электролиты , при их использовании по назначению и возможном неправильном применении .

1.2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты :

МЭК 60050-486:1991 Международный электротехнический словарь . Часть 486. Аккумуляторы и батареи

МЭК 60051 ( все части ) Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним

МЭК 60285:1999 Щелочные аккумуляторы и батареи . Герметичные никель — кадмиевые цилиндрические аккумуляторы

МЭК 60485:1974 Цифровые электронные вольтметры постоянного тока и аналого — цифровые электронные преобразователи постоянного тока

МЭК 60664 ( все части ) Изоляционные материалы , применяемые для оборудования , работающего в низковольтных системах

МЭК 61434:1996 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи , содержащие щелочной и другие некислотные электролиты . Рекомендации по обозначению тока в стандартах на щелочные аккумуляторы и батареи

МЭК 61436:1998 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи , содержащие щелочной и другие некислотные электролиты . Герметичные никель — металл — гидридные аккумуляторы

МЭК 61438:1996 Возможные опасности и вред для здоровья при использовании щелочных аккумуляторов и батарей . Руководство для изготовителей оборудования и пользователей

МЭК 61440:1997 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи , содержащие щелочной и другие некислотные электролиты . Герметичные никель — кадмиевые малогабаритные призматические аккумуляторы

МЭК 61951-1:2001 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи , содержащие щелочной и другие некислотные электролиты . Портативные герметичные аккумуляторы . Часть 1. Никель-кадмий

Читайте также:  Метод установки импланта груди

МЭК 61951-2:2001 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи , содержащие щелочной и другие некислотные электролиты . Портативные герметичные аккумуляторы . Часть 2. Никель-металл-гидрид

МЭК 61960-1:2000 Литиевые аккумуляторы и батареи для портативного применения . Часть 1. Литиевые аккумуляторы

МЭК 61960-2:2001 Литиевые аккумуляторы и батареи для портативного применения . Часть 2. Литиевые батареи

ИСО / МЭК Руководство 51 Аспекты безопасности . Руководящие указания по включению их в стандарты

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты» , составленному по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный документ заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным ( измененным ) стандартом . Если ссылочный документ отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .

1.3. Определения

В настоящем стандарте применены термины , определения которых содержатся в МЭК 60050-486 и ИСО / МЭК 51, а также следующие термины :

1.3.1. безопасность : Отсутствие неприемлемого ( недопустимого ) риска .

1.3.2. риск : Совокупность вероятности наступления события причинения вреда и серьезность этого вреда .

1.3.3. вред : Физическая травма или ущерб здоровью людей , или ущерб , причиненный имуществу или окружающей среде .

1.3.4. опасность : Потенциальный источник вреда .

1.3.5. использование по назначению : Использование продукции , процесса или услуги в соответствии со спецификацией , инструкциями и информацией , предоставленной поставщиком .

1.3.6. прогнозируемое неправильное применение : Использование продукции , процесса или услуги в целях и условиях , не установленных поставщиком , но которое может быть результатом легко предсказуемого поведения людей .

1.3.7. аккумулятор : Устройство , представляющее собой источник электрической энергии , полученной путем прямого преобразования химической энергии , состоящее из электродов , сепараторов , электролита , корпуса и выводов и сконструированное так , чтобы заряжаться от электрической сети .

1.3.8. аккумуляторная батарея : Сборка из аккумуляторов , предназначенная для использования в качестве источника электрической энергии , характеризующаяся свойственными ей напряжением , размерами , расположением выводов , емкостью и другими данными .

1.3.9. течь : Видимое невооруженным глазом выделение жидкого электролита .

1.3.10. удаление газа ( утечка ): Снижение избыточного давления газа внутри аккумулятора / батареи способом , предусмотренным конструкцией , для предотвращения разрушения или взрыва .

1.3.11. разрушение : Механическое повреждение корпуса аккумулятора или батареи , вызванные внутренними или внешними причинами , сопровождающееся выходом наружу или утечкой материалов , но без их выброса .

1.3.12. взрыв : Повреждение , которое происходит при резком вскрытии корпуса аккумулятора или батареи и сопровождающееся мощным выбросом значительной части их компонентов .

1.3.13. воспламенение : Выделение пламени из аккумулятора или батареи .

1.3.14. портативная батарея : Батарея , используемая в приборах или устройствах , переносимых вручную .

1.3.15. портативный аккумулятор : Аккумулятор , предназначенный для сборки в портативную батарею .

1.3.16. номинальная емкость : Количество электричества С 5 , А·ч ( ампер — часы ), указанное изготовителем , которое может отдать аккумулятор при разряде током 0,2 It А до определенного конечного напряжения после заряда , хранения и разряда в заданных условиях .

1.4. Допустимые отклонения измерений

Общая точность контролируемых или измеряемых величин , относительно заданных или фактических величин , должна находиться в пределах :

a ) ± 1 % для напряжения ;

b ) ± 1 % для тока ;

c ) ± 2 % для температуры ;

d ) ± 0,1 % для времени ;

e ) ± 1 % для размеров ;

f ) ± 1 % для емкости .

Эти допуски включают в себя комплексную точность измерительных приборов , точность используемых технологий измерения и все другие источники погрешностей , возникающих в процессе испытаний .

При выборе измерительных приборов следует руководствоваться МЭК 60051 для аналоговых приборов и МЭК 60485 для цифровых приборов . Сведения об использованных приборах должны содержаться в каждом отчете с результатами испытаний .

2. Общие положения по безопасности

Безопасность аккумуляторов и батарей требует рассмотрения двух практических условий применения :

a ) использование по назначению ;

b ) прогнозируемое неправильное применение .

Аккумуляторы и батареи должны быть спроектированы и конструктивно выполнены таким образом , чтобы быть безопасными как при использовании по назначению , так и при прогнозируемом неправильном применении .

Вероятно , что аккумуляторы и батареи , подвергнутые неправильному применению , не смогут в дальнейшем функционировать . Однако и в этом случае они не должны представлять собой значительную опасность .

Аккумуляторы или батареи , используемые по назначению , также должны быть безопасны во всех отношениях на всем протяжении всего срока службы ( функционирования ).

Потенциальные опасности , которые рассматриваются настоящим стандартом :

b ) разрушение / взрыв ;

c ) течь электролита ( из аккумулятора );

e ) ожоги от чрезмерно высокой наружной температуры ;

f ) разрушение корпуса батареи с выбросом внутренних компонентов ;

Соответствие требованиям 2.1 — 2.6 проверяют испытаниями , проводимыми по разделу 4 при инспекции / проверке и согласно подходящим стандартам , указанным в 1.2.

2.1. Изоляция и монтаж

Сопротивление изоляции между положительным выводом батареи и ее внешними металлическими поверхностями , исключая поверхность электрического контакта , должна быть не менее 5 МОм при испытательном напряжении постоянного тока ( d . c ) 500 В .

Внешняя проводка и ее изоляция должны выдерживать максимально ожидаемый ток , требуемые напряжения и температуру . Ориентация проводников должна быть такой , чтобы были обеспечены соответствующие воздушные зазоры и пути токов утечки между соединениями . Механическая прочность внутренних соединений должна быть достаточной , чтобы выдержать условия случайного неправильного применения .

2.2. Удаление газа

Корпуса аккумуляторов и батарей должны иметь устройство , снижающее давление , или должны быть сконструированы так , чтобы можно было уменьшить чрезмерно высокое внутреннее давление с целью предотвратить разрушение , взрыв и самовозгорание . Если используют герметизацию наружного корпуса , внутри которого установлены аккумуляторы , то используемый герметизирующий материал и метод герметизации также не должны способствовать перегреву батареи в процессе нормальной работы и препятствовать снижению давления .

2.3. Регулирование температуры/тока

Конструкция батарей не должна вызывать ее недопустимый нормальный нагрев .

Примечание — В случае необходимости это может быть обеспечено методом ограничения тока до безопасного уровня в течение проведения заряда и разряда аккумуляторов или батарей .

2.4. Контактные выводы

Выводы должны иметь четкую маркировку полярности на внешней поверхности батарей . Размер и форма контактных выводов должны обеспечивать протекание максимально ожидаемого тока . Поверхность наружных контактных выводов должна быть изготовлена из механически прочного проводящего материала , устойчивого к коррозии . Контактные выводы должны располагаться так , чтобы минимизировать риск короткого замыкания .

2.5. Сборка батарей из аккумуляторов

Аккумуляторы , используемые при сборке батарей , должны иметь близкие емкости , одинаковые конструкцию , электрохимическую систему и быть изготовлены одним и тем же производителем . Батареи , для которых конструкцией предусмотрен выборочный разряд части последовательно соединенных аккумуляторов , должны содержать отдельные схемы ( цепи ) для предотвращения реверсирования аккумуляторов , вызванного неравномерным разрядом .

2.6. План качества

Изготовитель должен подготовить план качества , в котором описываются процедуры контроля материалов , компонентов , аккумуляторов и батарей и который должен содержать весь процесс производства аккумуляторов и батарей каждого типа .

3. Типовые испытания

Испытания проводят на образцах аккумуляторов и батарей в количестве , установленном в таблице 1, со дня изготовления которых прошло не более 3 мес . Испытания проводят при температуре окружающей среды (20 ± 5) °С , если не установлено иное .

Примечание — Условия установлены только для типовых испытаний и не предполагается , что использование по назначению предусматривает эксплуатацию в таких условиях . Таким же образом временное ограничение введено в целях согласованности и не подразумевает , что безопасность батарей уменьшается по прошествии 3 мес .

Источник

ГОСТ 28133-89 Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Технические требования и методы испытаний

Настоящий стандарт распространяется на свинцовые тяговые аккумуляторные батареи (далее — батареи), комплектуемые из аккумуляторов класса А и В по ГОСТ 28132, применяемые в качестве источников электрической энергии для питания электродвигателей машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта и других транспортных средств и предназначенные для работы при температуре окружающей среды от минус 20 до плюс 45 °С, и устанавливает технические требования и методы испытаний аккумуляторных батарей.

Стандарт не распространяется на батареи, разработанные до введения в действие настоящего стандарта.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Батареи должны отдавать номинальную емкость ( C 5 в в А·ч) при разряде током 0,2 C 5 А до конечного напряжения 1,70 В, при этом продолжительность разряда должна быть не менее 5 ч.

Значение номинальной емкости задается изготовителем.

1.2. Емкость батарей, полученная при 5-часовом режиме разряда током 0,20 C5А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор, приведенная к температуре 30 °С, должна быть достигнута:

для класса А-0,85 С5 на 1-м цикле и 1,00 С5 не позднее 10-го цикла;

Читайте также:  Установка датчика температуры масла акпп своими руками шевроле круз

для класса В — 0,70 С5 до 3-го цикла.

1.3. Снижение емкости батарей после хранения (саморазряд) в течение 28 сут при температуре электролита (20±5) °С должно быть не более 15 %.

1.4. Наработка батарей должна быть не менее:

класса А -11000 циклов до снижения емкости до 0,80 С5 ;

класса В -500 циклов до снижения емкости до 0,80 С5.

1.5. Батареи должны выдерживать разряд током короткого режима в течение 0,5 ч при температуре 30 °С до конечного напряжения разряда на аккумулятор 1,50 В. Значение тока ( I к ) указывают в эксплуатационных документах по ГОСТ 2.601.

1.6. Батареи маркируют и на видном месте наносят следующие данные:

наименование и (или) товарный знак завода-изготовителя;

номинальную емкость, А·ч ;

номинальное напряжение, В;

обозначение (+) и ( — ) («плюс» и «минус») на выводах;

дату изготовления (год и месяц или год и квартал) и заводской номер.

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Испытаниям подвергают свежеизготовленные батареи, хранящиеся без электролита, со времени изготовления, которых прошло не более 60 сут.

2.2 . До проведения испытаний батареи должны быть приведены в рабочее состояние в соответствии с эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601. Количество тренировочных циклов для батарей класса А не должно превышать 3 цикла, класса В – 5 циклов.

Плотность электролита в полностью заряженных батареях при температуре 30 °С должна быть от (1,260±0,005) до (1,280±0,005) г/см 3 .

Уровень электролита устанавливают в соответствии с эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601 .

2.3. Батарея считается полностью заряженной, если напряжение и плотность электролита во всех ее аккумуляторах остаются неизменными в течение последних 2 ч заряда, с учетом изменения температуры электролита.

2.4. Аппаратура и приборы

Используемые при испытаниях приборы и аппаратура:

Вольтметры класса точности не ниже 0,5 с внутренним сопротивлением не менее 1000 Ом/В.

Амперметры класса точности не ниже 0,5. Совокупность амперметра, шунта и выводов должна иметь класс точности не ниже 0,5.

Для автоматических установок допускается применять амперметры класса точности 1,5.

Термометры с ценой деления 1 °С при точности градуировки 0,5 °С.

Ареометры с ценой деления 0,01 единицы плотности при точности градуировки не ниже 0,005.

Приборы измерения времени с погрешностью не более 1 %.

2.5. Определение емкости батарей

2.5.1. Батареи, приведенные в рабочее состояние, должны быть разряжены током 0,25 С 5А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор.

Затем батареи подвергают зарядам и разрядам.

2.5.2. Заряд проводят током 0,20 С 5А до напряжения 2,4 В на аккумулятор. При достижении этого напряжения батарею оставляют на 1 ч, после чего заряд продолжают током 0,05 С 5А до достижения состояния полной заряженности согласно п. 2.3. Температура электролита во время заряда должна быть не более 40 °С.

После заряда проверяют плотность и уровень электролита, который в случае необходимости корректируют. После корректировки проводят подзаряд током 0,05 С 5А в течение не менее 30 мин с целью перемешивания электролита.

Корректировку повторяют до достижения необходимой плотности электролита.

Затем устанавливают уровень электролита по п. 2.2.

2.5.3. Разряд батарей проводят током 0,20 С 5А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор не ранее 1 ч и не позже 12 ч после окончания разряда. Значение тока разряда поддерживают в пределах ±1%.

Во время разряда проверяют и записывают:

напряжение на выводах каждого аккумулятора;

температуру электролита каждого аккумулятора.

До достижения напряжения 1,85 В на аккумулятор проверку напряжения проводят через каждые 30 мин. При напряжении менее 1,85 В проверку проводят через каждые 5 мин.

Разряд прекращают тогда, когда напряжение достигнет 1,70 В на аккумулятор.

Температуру электролита во время разряда поддерживают от 22 до 34 °С. Испытание продолжают до получения емкости, указанной в п. 1.2.

2.5.4. Емкость батарей ( С t ), А·ч, при средней температуре электролита ( t ° C ) рассчитывают по формуле

где I р — ток разряда 0,20 С5А;

Т — продолжительность разряда, ч.

2.5.5. Емкость батарей (Сзо°с), А·ч, определенную при проведении испытаний, приводят к температуре электролита 30 °С по формуле

где t — средняя температура электролита при разряде, °С (среднее значение начальной и конечной температур);

0,006 — температурный коэффициент изменения емкости в интервале температур от 22 до 34 °С.

2.6. Испытание на наработку

2.6.1. Испытание проводят не менее чем на четырех аккумуляторах одного типа, прошедших испытание по п. 2.5.

2.6.2. Аккумуляторы устанавливают способом, подобным способу крепления их в батарейном ящике, чтобы избежать деформаций и изменения размеров.

2.6.3. Аккумуляторы заряжаются в соответствии с п. 2.5.2. Уровень и плотность электролита должны быть в соответствии с п. 2.2. Затем аккумуляторы подвергают циклическим испытаниям по следующему режиму:

разряд 3 ч током 0,25 С 5А ;

заряд 9 ч проводят режимом, при котором общее количество электричества, сообщенное аккумуляторам, составляло 0,864 С 5 А·ч, а ток в конце заряда не превышал 0,06 С 5 А .

Заряд должен проводиться непосредственно после разряда так, чтобы за 1 сут можно было провести 2 цикла.

2.6.4. Через каждые (50±5)циклов, проведенных по п. 2.6.3, определяют емкость аккумуляторов по п. 2.5.

После окончания испытаний по определению емкости аккумуляторы полностью заряжают согласно п. 2.5.2, корректируют плотность и уровень электролита и продолжают испытания по п. 2.6.3.

2.6.5. При проведении испытаний температуру электролита поддерживают от 33 до 43 °С. Для поддержания температуры в указанных пределах аккумуляторы погружают в ванну с водой так, чтобы верхняя часть корпуса выступала на 25 мм над уровнем воды. Расстояние между аккумуляторами, укрепленными согласно п. 2.6.2, и стенками ванны должно быть не менее 25 мм.

2.6.6. Испытание аккумуляторов на наработку считается законченным, если их емкость при контрольной проверке по п. 2.5 будет ниже 0,80 С 5 А·ч.

2.7. Испытание батарей на снижение емкости после хранения в заряженном состоянии (саморазряд)

2.7.1. Испытанию подвергают батарею, прошедшую испытания по п. 2.5.

2.7.2. Перед испытанием батарею полностью заряжают по п. 2.5.2, корректируют плотность и уровень электролита по п. 2.2.

Затем проводят определение емкости С согласно п. 2.5.

2.7.3. После определения емкости батарею полностью заряжают по п. 2.5.2. Корректируют плотность и уровень электролита по п. 2.2, протирают досуха вентильные пробки.

Батарею отключают от внешней цепи и оставляют на хранение в течение 28 сут. Во время хранения температуру электролита необходимо поддерживать (20±5)°С.

2.7.4. По истечении 28 сут, не проводя заряда, определяют емкость батареи C1 по п. 2.5.

2.7.5. Снижение емкости (саморазряд) (S) в процентах вычисляют по формуле

2.8. Испытание батарей коротким режимом разряда

2.8.1. Испытанию подвергают аккумуляторные батареи класса А, емкость которых составляет 100 % от номинальной, и батареи класса В, выдержавшие испытания по п. 1.2.

2.8.2. Батареи до испытания должны соответствовать требованиям п. 2.3.

2.8.3. Через 1-24 ч после окончания заряда батарею подвергают разряду током I к , заданным в эксплуатационных документах по ГОСТ 2.601 . При этом отклонение среднего тока разряда от значения I к должно быть не более ±1 %, а точность поддержания тока во время разряда — не более ±5 % от значения I к .

2.8.4. Разряд батарей должны проводить при температуре окружающей среды от 15 до 35 °С, при этом температура электролита должна быть от 22 до 34°С.

2.8.5. Напряжение каждой батареи во время разряда измеряют и записывают автоматически или вручную.

2.8.6. Продолжительность разряда (Тк) в часах определяют по формуле:

где t — средняя температура аккумулятора, измеренная до разряда, °С.

2.8.7. Затем батарею разряжают в течение Т к до конечного напряжения разряда 1,50 В на аккумулятор. Если напряжение на аккумуляторе достигает 1,50 В раньше Тк, то батарею следует отключить и считать ее не выдержавшей испытание.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности СССР

2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.04.89 № 1153 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 1796-88 «Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Классификация, технические требования и методы испытаний» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.01.90

Источник

Adblock
detector