Федеральный закон о рекламе установка наружной рекламы



Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. (В редакции Федерального закона от 03.06.2011 № 115-ФЗ)

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

4. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

2) объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; (В редакции Федерального закона от 07.05.2009 № 89-ФЗ)

3) товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4) ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

5) рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

6) рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

7) рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8) потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

9) спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11) социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

12) антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;

13) рекламная система — информационная система и (или) программа для электронных вычислительных машин, которые предназначены и используются для организации распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы посредством принадлежащих третьим лицам информационных ресурсов (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин); (Пункт введен — Федеральный закон от 30.04.2021 № 124-ФЗ)

14) оператор рекламной системы — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы; (Пункт введен — Федеральный закон от 30.04.2021 № 124-ФЗ)

15) прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — значения объемов, способы, формы и средства распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемые в соответствии с пунктом 3 части 310 статьи 10 настоящего Федерального закона в целях организации ее распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» оператором социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в пределах установленного частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона объема. (Пункт введен — Федеральный закон от 30.04.2021 № 124-ФЗ)

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о рекламе

Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 5. Общие требования к рекламе

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

4. Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;

5) содержать информацию порнографического характера. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ)

5. В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции; (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 218-ФЗ, от 31.07.2020 № 303-ФЗ)

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий; (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 200-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

7) указание на то, что объект рекламирования может быть использован в целях искажения показаний приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии. (Пункт введен — Федеральный закон от 08.12.2020 № 415-ФЗ)

6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

71. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте. (Часть введена — Федеральный закон от 12.04.2007 № 48-ФЗ)

8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Читайте также:  Подготовка среды для установки

10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях. (В редакции Федеральных законов от 21.07.2011 № 252-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

101. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции. (Часть введена — Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ)

102. Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций. (Часть введена — Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 93-ФЗ)

103. Не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения. (Часть введена — Федеральный закон от 03.04.2018 № 61-ФЗ)

11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

12. В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организ

Источник

О внесении изменений в ФЗ "О рекламе"

В соответствии с названным Федеральным законом (далее — Закон N 98-ФЗ) внесены изменения в законодательство о рекламе, касающиеся установки и размещения рекламных конструкций.

Само понятие рекламной конструкции в рассматриваемом Законе было несколько расширено по сравнению с ранее действовавшей редакцией Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее — Закон о рекламе). В Законе N 98-ФЗ указано, что под рекламной конструкцией следует понимать наружную рекламу с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Ранее в Законе о рекламе отсутствовало упоминание о проекционной рекламе как разновидности рекламных конструкций.

Среди прочих новелл законодательства в Законе N 98-ФЗ предусматривается, что органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) утверждают схемы размещения рекламных конструкций. Также согласно данному Закону ужесточена ответственность за нарушение законодательства при размещении и эксплуатации наружной рекламы и уточнены правила по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций. Кроме того, в соответствии с Законом N 98-ФЗ не только установка, но и эксплуатация рекламных конструкций будет осуществляться на основании разрешения.

Рассматриваемый Закон внес изменения в Закон о рекламе, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Закон N 98-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступил в силу 8 мая 2013 г.

1. Срок договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции

Ранее в ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе содержалась жесткая норма о том, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по общему правилу должен заключаться на срок пять лет, а договор на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции — не более чем на 12 месяцев. Указанная норма являлась императивной, и стороны не могли заключить договор, предусматривающий иной срок его действия (см., к примеру, Определение ВАС РФ от 13.02.2012 N ВАС-16238/11 по делу N А54-600/2011, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25.10.2011 по делу N А79-12612/2010, ФАС Поволжского округа от 01.02.2011 по делу N А55-4322/2009, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по делу N А55-4322/2009). В судебной практике признавались ничтожными договоры, заключенные как на больший срок (см., к примеру, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 N 17АП-13459/2012-ГК по делу N А50-20130/2011), так и на меньший (см., к примеру, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по делу N А55-4322/2009).

В Законе N 98-ФЗ изменено данное правило, оно стало более гибким. В новой редакции ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе указывается, что субъекты РФ должны устанавливать предельные сроки договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. Такие сроки не могут быть менее пяти лет и более десяти лет. Однако конкретные сроки договоров устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти или местного самоуправления муниципального района (городского округа) в границах предельных сроков в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы.

Данное правило о сроках касается лишь тех рекламных конструкций, которые планируется разместить на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.

2. Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции

Эксплуатировать рекламные конструкции можно только при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Указанное разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которого предполагается разместить рекламную конструкцию, по заявлению владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.

Напомним, что согласно ранее действовавшей редакции ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе разрешение органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) требовалось только на установку рекламной конструкции. Разрешение выдавалось по заявлению владельца рекламной конструкции или собственника (владельца) недвижимого имущества, к которому присоединялась рекламная конструкция. Данное разрешение необходимо было получать для каждой такой конструкции на срок действия договора на ее установку и эксплуатацию. Указанное разрешение действительно в течение всего срока эксплуатации рекламной конструкции.

Напомним, что согласно позиции Пленума ВАС РФ, обозначенной в п. 19 Постановления от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее — Постановление N 58), в случае смены собственника рекламной конструкции новый собственник не обязан переоформлять разрешение на ее установку либо получать новое разрешение. С учетом того, что теперь разрешение требуется не только на установку, но и на эксплуатацию рекламной конструкции, есть вероятность, что при смене собственника рекламной конструкции новый собственник также будет обязан получать соответствующее разрешение.

За установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения на юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. (ст. 14.37 КоАП РФ в новой редакции).

Кроме того, в Законе N 98-ФЗ урегулирован порядок выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае, если владелец рекламной конструкции одновременно является собственником недвижимости, к которой присоединяется такая конструкция. В этих случаях разрешение выдается не на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а на срок, указанный в заявлении, но в пределах сроков, утвержденных субъектом РФ. Срок, установленный субъектом РФ, должен быть не менее пяти и не более 10 лет. Разрешение на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции выдается на срок до 12 месяцев (ч. 17 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).

3. Схема размещения рекламных конструкций

В Законе N 98-ФЗ предусматривается необходимость разработки специальных схем размещения рекламных конструкций (далее — схемы). В Законе о рекламе в новой редакции установлено, что схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах (ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). В ней также должна содержаться карта размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей, а также технических характеристик рекламных конструкций.

Схемы должны быть утверждены органами местного самоуправления уровня муниципальных районов или городских округов. Эти схемы обязательны для размещения рекламных конструкций на любых земельных участках (независимо от форм собственности), а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.

Следует отметить, что схема должна соответствовать документам территориального планирования (ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Она призвана обеспечить соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, а также требований безопасности.

Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на государственном или муниципальном объекте недвижимости должны проводиться соответствующими органами местного самоуправления или органами государственной власти только в отношении тех рекламных конструкций, которые предусмотрены в схеме их размещения (ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).

Рассматриваемый Закон не допускает выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без согласования со схемами. В случае размещения и эксплуатации рекламной конструкции, не соответствующей схеме, разрешение на ее размещение и эксплуатацию может быть признано недействительным по решению суда (п. 3 ч. 20 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).

Также по решению суда разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным, если схема была изменена, в результате чего рекламная конструкция перестала ей соответствовать (ч. 20.1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Такая рекламная конструкция должна быть демонтирована с выплатой владельцу конструкции компенсации. Размер данной компенсации ограничен суммой, включающей расходы на демонтаж конструкции и часть выплаченных по условиям торгов или договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции средств, рассчитанная пропорционально количеству дней, на которые сократился срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 20.1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).

В Законе N 98-ФЗ предусматривается специальное правило, которое должно стимулировать органы местного самоуправления не откладывать разработку схем размещения рекламных конструкций. В ч. 5 ст. 4 Закона N 98-ФЗ установлено, что с 1 января 2014 г. не допускается выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, при отсутствии утвержденных схем размещения рекламных конструкций.

До дня утверждения схем размещения рекламных конструкций должен применяться ранее действовавший порядок размещения рекламных конструкций (ч. 4 ст. 4 Закона N 98-ФЗ).

4. Демонтаж рекламных конструкций

Как указано в Пояснительной записке к законопроекту, который был принят как Закон N 98-ФЗ, одной из основных целей его принятия являлось упрощение процедуры демонтажа рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения.

После внесения рассматриваемых изменений в Законе о рекламе устанавливается, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной или эксплуатируемой без действующего разрешения, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи предписания (ч. 21 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Ранее в этой норме не предусматривалась возможность демонтировать во внесудебном порядке рекламную конструкцию, которая эксплуатировалась без надлежащего разрешения. Данная новелла позволит пресечь эксплуатацию рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешений. Ранее суды указывали на невозможность их демонтажа как самовольной рекламной конструкции (см., к примеру, п. п. 18 и 21 Постановления N 58, Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 8263/10 по делу N А33-13956/2009). Это решение обосновывалось тем, что разрешение было выдано только на установку рекламной конструкции, а ее эксплуатация осуществляется независимо от срока действия разрешения.

Если в указанный срок незаконно установленная рекламная конструкция не демонтирована либо если ее владелец неизвестен, то предписание о демонтаже рекламной конструкции направляется собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, который обязан ее демонтировать в течение месяца (ч. 21.1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Собственник или иной законный владелец обязан демонтировать рекламную конструкцию за свой счет. Указанные лица могут потребовать от владельца рекламной конструкции возмещения необходимых расходов, понесенных в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Если собственник или иной законный владелец не исполняет свою обязанность по демонтажу незаконно установленной рекламной конструкции, то в такой ситуации конструкцию демонтирует орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета (ч. 21.2 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Для этого не требуется решения суда.

Читайте также:  Ультразвуковая установка ablatherm hifu

Напоминаем, что в судебной практике ранее было выработано правило, согласно которому демонтаж рекламной конструкции в связи с аннулированием разрешения, признанием его недействительным или истечением срока его действия должен осуществляться только в судебном порядке (п. 21 Постановления N 58). В судебной практике отмечалось, что при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции (см., к примеру, Определение ВАС РФ от 17.05.2010 N ВАС-5381/10 по делу N А82-12996/2009-18, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2010 по делу N А82-16059/2009, от 11.01.2010 по делу N А82-12996/2009-18, ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2010 по делу N А13-3163/2010, ФАС Московского округа от 10.03.2010 N КГ-А40/15249-09, от 03.03.2010 N КГ-А40/300-10-П, от 10.02.2010 N КГ-А40/15554-09, от 08.02.2010 N КГ-А40/56-10). Однако затем эта судебная практика была изменена. Президиум ВАС РФ указал на возможность осуществления внесудебной процедуры демонтажа рекламной конструкции непосредственно силами соответствующего регулирующего муниципального органа (Постановление от 16.11.2010 N 8263/10 по делу N А33-13956/2009).

В то же время в п. 4 Письма ФАС России от 19.05.2006 N АК/7654 "Об особенностях отдельных способов распространения рекламы" указывается на возможность демонтажа такой рекламной конструкции непосредственно собственником того объекта недвижимости, к которому она была присоединена, без получения какого-либо разрешения на это, если рекламная конструкция была установлена без согласия собственника.

В качестве исключения в Законе N 98-ФЗ установлено, что обязанность по демонтажу рекламной конструкции не возникает у собственников имущества в многоквартирном доме, которые не давали согласия на установку конструкции путем присоединения к общему имуществу собственников в многоквартирном доме (ч. 21.1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). В этой ситуации рекламную конструкцию демонтирует орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

Таким образом, за счет средств местного бюджета демонтаж незаконно установленной рекламной конструкции будет осуществляться в следующих случаях:

— если ни владелец рекламной конструкции, ни собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнили обязанность по ее демонтажу;

— если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества;

— если рекламная конструкция присоединена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Предписание о демонтаже рекламной конструкции и сам демонтаж могут быть обжалованы в суде в течение трех месяцев (ч. 22 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).

5. Использование транспортного средства в качестве передвижной рекламной конструкции

В Пояснительной записке к законопроекту, который в итоге был принят как Закон N 98-ФЗ, отмечалось, что правоохранительные органы испытывают определенные трудности при доказывании использования транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции. В связи с этим в рассматриваемом Законе было установлено, что сам по себе факт переоборудования транспортного средства для распространения рекламы с полной или частичной утратой тех функций, для выполнения которых оно было создано изначально, будет являться достаточным основанием для привлечения нарушителя к ответственности (ч. 2 ст. 20 Закона о рекламе и ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ в новых редакциях).

Также Законом N 98-ФЗ был установлен запрет на переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара. Следует отметить, что ранее схожую правовую позицию можно было обнаружить в Письме ФАС России от 02.05.2012 N АК/13623.

Согласно рассматриваемому Закону был значительно увеличен размер административного штрафа в отношении юридических лиц за совершение указанного правонарушения — от 500 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ в новой редакции). Ранее размер этого штрафа находился в пределах от 50 до 200 тыс. руб.

Кроме того, Закон N 98-ФЗ допускает задержание транспортного средства, используемого для распространения рекламы (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ в новой редакции).

Рассмотрение дел об этих административных правонарушениях в соответствии с изменениями, внесенными Законом N 98-ФЗ, теперь находится в ведении арбитражных судов, а не антимонопольных органов, как это было раньше (ч. 1 и 3 ст. 23.1 и ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ в новой редакции).

Источник

Наружная реклама и установка рекламных конструкций

В Законе о рекламе содержится определение наружной рекламы – это реклама с использованием рекламных конструкций, которые характеризуются как технические средства стабильного территориального размещения: щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты, которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Владелец рекламной конструкции является рекламораспространителем.

Требования к распространению наружной рекламы
1.Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы. Иными словами, на наружных рекламных носителях может распространяться только коммерческая реклама и социальная реклама.
Поскольку политическая реклама не подпадает под понятие рекламы, социальной рекламы, применяемое в Законе «О рекламе», то ее размещение на рекламных конструкциях не допускается.
Вместе с тем, статья 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов в период проведения агитации, а также предусматривает обязанность лиц, оказывающих рекламные услуги, обеспечить участникам избирательного процесса равные условия для размещения агитационных материалов.
Комплексное применение рекламного и избирательного законодательства предусматривает возможность размещения предвыборной агитации только в течение агитационного периода.
Вместе с тем, с учетом части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» на рекламных конструкциях допускается размещение социальной рекламы.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Требования к социальной рекламе закреплены в статье 10 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с частью 4 которой в социальной рекламе допускается указание сведений о спонсорах.
Спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности
Таким образом, Закон допускает указание в социальной рекламе сведений о политических партиях, избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, выступающих в качестве спонсоров мероприятия, являющегося объектом социальной рекламы.
Пример. В ноябре 2007 года в период агитационной кампании по выборам депутатов Государственной Думы в Тракторозаводском районе г. Челябинска распространялась наружная реклама с изображением эмблемы политической партии «Единая Россия». На натяжной рекламной конструкции присутствовал: текст: «Хорошие дороги Тракторозаводскому району!», а также изображение эмблемы партии «Единая Россия» слева от текста и логотип жилищно-эксплуатационной компании «Альтернатива» справа от текста.
По содержанию текста рекламы в целом ее можно рассматривать как социальную рекламу.
В связи с тем, что Закон допускает указание в социальной рекламе сведений о политических партиях, выступающих в качестве спонсоров мероприятия, являющегося объектом социальной рекламы, а также принимая во внимание, что социальная реклама «Хорошие дороги Тракторозаводскому району!» не содержит призывов голосовать за партию «Единая Россия» и иных признаков предвыборной агитации, использование в указанной рекламе изображения эмблемы партии «Единая Россия», также как и логотипа жилищно-эксплуатационной компании «Альтернатива», не противоречит законодательству Российской Федерации о рекламе.
Социальная реклама, размещенная на рекламных конструкциях за пределами агитационных периодов, не должна содержать призывов голосовать за определенную партию или политического деятеля.
Следует отметить, что согласно статье 10 Федерального закона «О рекламе» распространение социальной рекламы осуществляется на основании договора с рекламораспространителем.
В рамках договорно-правовых отношений между рекламодателями и рекламораспространителями может быть достигнута договоренность о размещении социальной рекламы на возмездной или безвозмездной основе. Размер вознаграждения определяется сторонами договора.
Вопрос о наличии в социальной рекламе, содержащей сведения о политических партиях (политических деятелях) признаков предвыборной агитации целесообразно решать с помощью направления соответствующего запроса в ЦИК России или избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
Еще один пример. В Челябинске также, как и в первом случае в ноябре 2007 года размещалась наружная реклама «Поддержи родителей» с использованием рекламных конструкций (тканевых растяжек), размещенных на балконах жилых домов. Реклама была признана избирательной комиссией Челябинской области предвыборной агитацией. Кроме того, как выяснилось, разрешение на распространение данных рекламных конструкций никто не получал.
Поскольку социальная реклама «Поддержи родителей» является наружной рекламой и признана избирательной комиссией Челябинской области предвыборной агитацией, то при ее распространении должны быть соблюдены требования рекламного и избирательного законодательства.
С учетом изложенного, если при распространении наружной рекламы «Поддержи родителей» не были соблюдены требования Федерального закона «О рекламе» в части получения разрешения, администрация г. Челябинска вправе выдать рекламораспространителю предписание о демонтаже рекламных конструкций, а также — обратиться в арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламных конструкций в случае невыполнения партией обязанности по их демонтажу.
2. Не допускается распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.
3. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
4. Следующее правило вступает в силу с 1 июля 2008 года:
установка и эксплуатация рекламной конструкции на государственном или муниципальном имуществе (земельном участке, здании) осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Участником торгов не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение на рынке наружной рекламы ( на момент подачи заявки на участие в торгах). Если по результатам проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение (положение лица, при котором его доля в этой сфере превышает тридцать пять процентов), данные результаты являются недействительными.
Рекламное законодательство относится к ведению Российской Федерации, поэтому органы местного самоуправления не вправе регулировать отношения связанные с содержанием рекламы. Однако в их сферу регулирования входят вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения, распоряжения муниципальной собственностью. Поэтому порядок выдачи разрешений на установку рекламной конструкции определяется в нормативных актах органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, устанавливая порядок выдачи разрешений на установку рекламной конструкции, регулируют вопросы, связанные с установкой технических средств размещения рекламы, а не с содержанием рекламы.
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором
5. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции.
Порядок выдачи разрешения
Владелец рекламной конструкции (или собственник имущества, на котором она устанавливается) должен обратиться с заявлением в орган местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В Челябинске обратиться нужно в Управление по наружной рекламе и информации Администрации г.Челябинска.
Заявление должно пройти стадию согласования с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче: управлением архитектуры и градостроительства, ГИБДД, ГТИ. В отдельных случаях, в зависимости от места размещения рекламной конструкции, необходимо получить согласие Управления железных дорог, Управления Федеральных автомобильных дорог, Гортранса, Горсвета, Горзеленстроя. Согласование осуществляют органы местного самоуправления. Заявитель вправе и самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления должен в течение 2-х месяцев выдать решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано.
В случае отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.
Разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию. За выдачу разрешения взимается государственная пошлина.

Читайте также:  Этапы перед установкой брекетов

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, на территории которого установлена рекламная конструкция.
Разрешение может быть признано в судебном порядке недействительным в случае, например, неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе.
В этом случае владелец рекламной конструкции либо собственник имущества, на котором она установлена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
В случае отказа владельца произвести демонтаж рекламной конструкции орган местного самоуправления вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
Все названные требования в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики.
Так, в витрине одного из магазинов г. Челябинска была размещена конструкция, содержащая изображения ноутбука, сотового телефона, видеокамеры и информацию: «Ремонт сотовых, продаем gsm, покупаем, меняем». Разрешение в органе местного самоуправления (в Управлении по наружной рекламе и информации г. Челябинска) на распространение этой информации магазин не получал.
Поскольку информация, размещенная в витрине магазина, направлена на восприятие ее неопределенным кругом потребителей вне магазина, то такая информация является рекламой.
Объектами рекламирования в данном случае в силу пункта 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» являются магазин как продавец сотовых телефонов, осуществляющий также ремонт, покупку, обмен товара, и непосредственно изображенные в рекламе товары (ноутбук, сотовый телефон, видеокамера, сотовый телефон). Кроме того, в рекламе указан адрес Интернет-сайта магазина, по которому потребители могут получить дополнительно информацию о магазине.
Вся указанная информация распространяется способом размещения ее в витрине магазина, направлена на формирование или поддержание интереса к объектам рекламирования и их продвижение на рынке. Всё это согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе» является квалифицирующими признаками рекламы.
Орган местного самоуправления направил магазину предписание о демонтаже рекламы или получении разрешения на ее распространение.
Но, поскольку Закон не распространяет требование о получении разрешения на витрины, то в данном случае магазину не требуется его получение.

Источник

Создаем рекламный баннер: как не нарушить закон

Привлечь внимание потребителей, сформировать положительный имидж компании, сделать бренд узнаваемым и запоминающимся – все это цели баннерной рекламы. Чтобы не затеряться, рекламный баннер должен быть эффектным, уникальным, с красочным изображением, оригинальной идеей исполнения, с ярким, а порой неожиданным образом.

Есть свои правила (технические, лингвистические, стилистические.) по оформлению рекламного баннера, цветовой гамме и колориту изображения, по звучанию рекламного слогана, зрительному восприятию рекламы, и т.д. Но какая бы ни была креативная идея или уникальный текст, чтобы рекламный баннер «работал», он не должен нарушать закон, т.е должны быть соблюдены нормы законодательства о рекламе, об интеллектуальной собственности, решены все вопросы по согласованию наружной рекламы.

Общие требования к рекламе отражены в нормах Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Какой не должна быть реклама указывается в статье 5 Закона, список обширный, не допускается реклама:

1. Недобросовестная, а именно:

  • содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с другими: «всегда низкие цены, не то, что у конкурентов»; «строительный крепеж N 1» (Постановление ФАС Московского округа от 20.02.2014 N Ф05-440/2014 по делу N А40-72706/2013);
  • порочащая честь, достоинство, деловую репутацию: "Купил права? Купи машину!" («затронута деловая репутация органов внутренних дел — Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2012 по делу N А12-19634/2011);
  • реклама, запрещенная в определенном месте, определенным способом или в определенное время (например запрещена реклама процессов курения (на рекламном баннере чашка кофе и на заднем плане силуэт мужчины с дымящейся сигаретой во рту — Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 по делу N А72-5863/2010);
  • являющаяся актом недобросовестной конкуренции: в тексте стратегия дискредитации "Ангара — ваша компания, братчане" (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2008 N А19-3549/08-28-Ф02-5866/08 по делу N А19-3549/08-28).
  • содержащая не отражающие действительность сведения (о товаре, его свойствах, преимуществах перед другими товарами, условиях приобретения, гарантии, обмене и т.п.);
  • «№ 1 в Европе» (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу N А79-5967/2012), «Лучшая цены, быстрый Интернет» (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 по делу N А75-7096/2011), «эффективный способ бросить курить» (отсутствуют доказательства того, что электронные сигареты являются эффективным способом бросить курить Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.12.2011 по делу N А32-3839/2011), «доставим на дом» (в рекламе алкогольной продукции безусловный запрет на продажу дистанционным способом Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 по делу N А36-2213/2011).При этом также к недостоверной приравнивается реклама с использованием чужого знака индивидуализации (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу N А63-1993/2013).
  • побуждающая к совершению противоправных действий («призыв к уклонение от службы в армии — рекламное сообщение «Защита прав призывников, www.kazarme.net, с изображением юноши, частично одетого в военную, а частично — в гражданскую одежду — Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 по делу N А43-24029/2011), жестокости, насилию «Покрась кота в оранжевый цвет, устрой дома невероятную вечеринку, и пусть соседи ночью не сомкнут глаз, … настало время "Чипсонов"» — в контексте всего содержания суд усмотрел в данном слогане противоречие принципам гуманности с призывом к насилию над животными и жестокому с ними обращению (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.01.2007 по делу N А60-1177/07-С9);
  • имеющая сходство с дорожными знаками или угрожающая безопасности движения («Непробиваемая подвеска и "цепкие тормоза" одновременно с изображением автомобиля и знака дорожного движения «неровная дорога» Определение ВАС РФ от 30.01.2013 N ВАС-367/13 по делу N А64-9656/2011);
  • формирующая негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром (". лопух! Купил дороже" -Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 N 09АП-9083/2008-АК по делу N А40-15425/08-17-220);
  • содержащая информацию порнографического характера, т.е. представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;
  • демонстрирующая процессы курения и потребления алкогольной продукции (показ человека, пьющего алкогольную продукцию, держащего в руках бокал, стакан, кружку и т.п. с алкогольной продукцией, открытую бутылку, бочку, пакет, банку -Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу N А63-13411/2012);
  • использующая иностранные слова и выражения, приведшие к искажению смысла информации ("SALE, Слово "sale" имеет самые различные переводы, потребитель не может в полном объеме уяснить смысл данного выражения- Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А28-12706/2012);
  • использующая образы медицинских и фармацевтических работников (за исключением рекламы медицинских услуг) (Образ женщины в белом халате, скальпель — Постановление ФАС Поволжского округа от 27.09.2007 по делу N А55-4121/2007-5), указывающая на лечебные свойства объекта рекламирования (за исключением рекламы лекарственных средств или медицинских услуг) – «Полечимся мороженым. полезное лакомство — вкусное решение проблем пищеварения — необычная профилактика простудных заболеваний (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 по делу N А19-6591/2013);
  • указывающая, что объект рекламирования одобряется государственными органами (Лечение избыточной массы тела и коррекция фигуры по авторскому методу "Золотая игла Мухиной". Метод одобрен Минздравом" (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.08.2007 по делу N А66-10856/2006);
  • скрытая реклама (воздействующая на сознание потребителей в форме, препятствующей осознанию данного вида вмешательства, влияющего на свободу выбора потребителя, например (бутылка без этикетки, при этом виден только фигурный изгиб, характерный для бутылок определенного производителя водки, надпись "Совершенство простоты. ");
  • реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (рекламная информация о предоставлении банковской услуги "Кредит на миллион" не соответствует действительности и вводит потребителей в заблуждение, поскольку фактически банк применяет повышенную процентную ставку Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.08.2014 по делу N А43-21489/2013.
  • реклама, использующая бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия (например, образ полуобнаженной девушки и рекламный слоган "Я буду с тобой до утра" не может являться уместным и пристойным (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по делу N А58-7608/2010); использование в рекламе пива оскорбительного для верующих и священнослужителей русской православной церкви образа православного монаха, пьянствующего с мирянами в общественном месте (Постановление ФАС Уральского округа от 24.12.2002 N Ф09-2678/02-АК по делу N А60-11458/02); оскорбительный слоган"Ж.Б.И. — не ГЕТТО" (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.09.2012 по делу N А60-25798/2012); слоган с бранным словом "все $уки, как $уки, а я ЦАРИЦА!"(Постановление ФАС Уральского округа от 04.04.2011 N Ф09-484/11-С1 по делу N А76-5366/2010-45-18);слоган "Я ХУдЕЮ ОТ Sushi Tokyo.ru(Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23.01.2013 по делу N А19-15827/12).

Кроме того, чтобы рекламный баннер был безопасным с правовой точки зрения, необходимо соблюдение норм закона об интеллектуальной собственности.

Согласно гражданскому кодексу РФ как объекты авторских прав охраняются произведения науки, литературы и искусства, в том числе литературные, аудиовизуальные, фотографические и другие произведения (перечень открытый), если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.

То есть даже рекламный слоган (короткое словосочетание или фраза, несущая основную рекламную нагрузку) подлежит защите, если он носит творческий характер, является неповторимым и уникальным, выраженным в объективной форме (Определения ВАС РФ от 11.03.2011 N ВАС-2305/11 по делу N А51-14695/2009, от 15.06.2010 N ВАС-5413/10 по делу N А41-11030/09) . Однако нередко суды отказывают в защите, как пример можно привести словосочетание «Быстрые деньги» с формулировкой суда «является широко употребляемым во всем мире» (Постановление ФАС Уральского округа от 04.10.2012 N Ф09-8343/12 по делу N А76-22385/2011). Поэтому если при создании рекламы придумано не обычное общеупотребительное выражение, что бы его не использовали конкуренты, и оно охранялось, лучше использовать не просто механизм защиты, предлагаемый нормами об авторском праве, а зарегистрировать данный слоган в качестве товарного знака.

Защита авторских прав означает, что автору принадлежат личные неимущественные права (права на имя, право авторства и т.д.) и исключительные права, регулирующие порядок дальнейшего использования объекта (никто кроме автора/правообладателя не может без его разрешения использовать данные объекты).

Следовательно, для использования в рекламе уже существующих фотографий, эскизов, картин, текстов, известных образов киногероев (или имитации типичного поведения известных героев, сюжетных ходов, сцен, фраз), мультипликационных образов, в том числе атрибутов данных персонажей (костюмов, масок, стилизаций под данные костюмы), мелодий и т.п. , необходимо получать права на их использование (по договору об отчуждении исключительных прав, либо лицензионному договору) , либо использование данных объектов будет незаконным («использование на рекламном макете изобразительного произведения без разрешения правообладателя является нарушением авторских прав и влечет взыскание соответствующей компенсации Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.2010 по делу N А45-4604/2009)

При задумке нового произведения -с авторами текста, дизайнерами рекламного макета, фотографами, моделями, другими разработчиками должен быть заключен контракт на выполнение соответствующих работ: по написанию текста, созданию макета, эскиза, фотографии, картины…(договор авторского заказа)

Использование объектов авторского права в рекламе без заключения договора с правообладателем возможно при наличии случаев свободного использования (например, фотограф выложил на сайт изображения с пометкой для свободного использования) или истечения срока охраны произведений (по общему правилу –в течение жизни автора и 70 лет после его смерти). Данные исключения невелики, поэтому всегда нужно помнить о необходимости получения соответствующих разрешений.

И в заключение, напомним, что после создания рекламного баннера, его нужно установить, Чтобы размещение баннера прошло без «вопросов», то нужно помнить о правилах согласования объектов наружной рекламы. В регистрирующую службу (обычно в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается установка рекламной конструкции) должен быть представлен соответствующий пакет документов, и предварительно, до монтажа баннера, испрошено разрешение на его установку. Общими условиями для получения разрешения являются соответствие рекламного баннера требованиям безопасности (подтверждается техническими расчетами), архитектурно-градостроительным требованиям (соответствие внешнему виду здания), согласование в государственных структурах (ДЭЗ, ГИБДД, департамент Архитектуры, комитет по рекламе и т.д), а также получение согласия от собственника земли и здания.

Таким образом, соблюдая при создании рекламы все вышеуказанные правила, Вы не столкнетесь с проблемой нарушения закона, а рекламный баннер привлечет внимание потребителей, а не проверяющих органов.

Источник

Adblock
detector