Для изменения установок индивида

36. Изменение социальных установок

Выдвинуто много различных моделей объяснения процессов изменения социальныхустановок. Большинство исследований социальных установок осуществляется в русле двух основных теоретических ориентаций: бихевиористской и когнитивистской.

В бихевиористски-ориентированной социальной психологии используется принцип научения: ат-титюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки.

Если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, то изменение возможно лишь при условии включения социальных факторов. Подчиненность самой социальной установки более высоким уровням диспозиций обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения ат-титюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к «подкреплению».

В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия Ф. Хайдера, Г. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда. Изменение установки происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например сталкиваются негативная и позитивная установки на какой-либо объект. Стимулом для изменения аттитю-да является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, упорядоченного восприятия внешнего мира.

Феномен социальных установок обусловлен как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми. Поэтому в отличие от социологического описания изменения социальных установок, недостаточно выявить только совокупность социальных изменений, предшествующих изменению аттитюдов и объясняющих их.

Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто в ответ на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. Выполнить эти требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Уровневая природа установок

Уровневая природа установок Прослеживая эволюцию понятия «установка» в некоторых направлениях необихевиоризма, мы исходили из описательного определения установки как готовности субъекта к реагированию. Понимание установки как готовности никоэда не отсутствовало в

1. Исследования понятия и динамики социальных установок

1. Исследования понятия и динамики социальных установок Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки.Проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе.Д.

2. Разновидности существующих в обществе социальных установок

2. Разновидности существующих в обществе социальных установок Предубеждение – особый тип установки (главным образом негативной) по отношению к членам определенной социальной группы.Дискриминация – негативные действия, направленные против этих людей, установки,

35. Понятие и особенности формирования социальных установок

35. Понятие и особенности формирования социальных установок Социальная установка – мотив, побуждающий личность к деятельности. Д. Узнадзе определил установку состоянием готовности к определенной активности. В случае повторения ситуации возникает фиксированная

Влияние установок

Влияние установок Попросту говоря, установка — это наш настрой на то или иное событие. Идем мы на концерт известного и уважаемого певца — понятно, что доминирующая установка положительна. И даже если он опоздает, и концерт начнется с задержкой, ничего страшного не

2. Уровень бессознательных установок

2. Уровень бессознательных установок Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматически. Например, просыпаясь утром, мы машинально производим длинный

Избавьтесь от негативных установок

Избавьтесь от негативных установок Внимательно следите за всеми мыслями по поводу денег и богатства, которые возникают в вашем сознании. Выявите все негативные подсознательные установки, которые могут тормозить ваше движение к процветанию и успеху. Например, если вы

Глава 4 ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВОК ПОСРЕДСТВОМ УБЕЖДЕНИЯ: ПОВЕРЬТЕ МНЕ НА СЛОВО

Глава 4 ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВОК ПОСРЕДСТВОМ УБЕЖДЕНИЯ: ПОВЕРЬТЕ МНЕ НА СЛОВО • «А вам понравилось?» Процессы социального сравнения• Убеждающее сообщение. «Целься. Пли. »• Представление и предъявление• Внимание• Понимание• Принятие: самое трудное• Краткий привал на

Глава 11 Обуздание чувств и изменение установок

Глава 11 Обуздание чувств и изменение установок Обуздание чувствИтак, чувства влияют на поведение, причем как позитивно, так и негативно. Если вы чувствуете, что вам почему-либо не по себе или что ваше побуждение к действию недостаточно сильно, это непременно отразится на

Рождение моральных установок

Рождение моральных установок «Я скорее смирюсь с тем, что ты найдешь себе могилу в океане, который ты пересек, чем увижу, что ты стал лишенным морали развратником, человеком без стыда и совести». Абигайль Адамс[11] своему 11-летнем сыну Джону Квинси, 1780 г. Такие родители, как

6.1 Избавляемся от негативных установок

6.1 Избавляемся от негативных установок Если вернуться к идеям общей теории кармических взаимодействий, то можно припомнить, что пятый (из шести) способ разрушения наших идеализаций заключается в том, что Жизнь реализует те программы, которые имеются в нашем подсознании.

5.3.1. Изменение социальных ролей

5.3.1. Изменение социальных ролей В проблеме преодоления огромный интерес представляет утверждение, что люди сталкиваются со значительными трудностями при решении личностных проблем. Этот интерес может быть связан с серьезными социальными переменами за последние два

Изменение негативных установок

Изменение негативных установок А можно ли менять ограничивающие убеждения, улучшать их, и как это сделать?Конечно, можно! Ведь все в наших руках…Безнадежность корректируется надеждой на достижение желаемого состояния, подстройкой к желаемому будущему. . В каждом

Коррекция установок другого

Коррекция установок другого А можем ли мы воздействовать на установки других, относительно нас?Конечно, мы можем успешно воздействовать на убеждения наших партнеров по общению с целью изменить отношение к себе и к ситуации. А это, в свою очередь, может способствовать

Источник



Психологическая установка — что это такое в психологии, примеры

Психологические установки – это неосознаваемые паттерны мышления и поведения, которые основаны на опыте человека. Убеждения определяют реакцию человека в схожих ситуациях. Говоря простыми словами, это то, что мы делаем на «автомате», наши привычные реакции на одни и те же или похожие обстоятельства. А теперь разберем подробнее, что такое психологические установки.

Содержание

Что такое психологическая установка

Психологическая установка – это своего рода программа для мозга. Она подсказывает, как поступать в привычных ситуациях. Например, когда мы просыпаемся, то уже не говорим себе, что нужно идти чистить зубы и умываться, потому что это важно для нашего здоровья, и не напоминаем себе об этом лишний раз, а просто берем и делаем.

Установки спасают наш мозг от перегрузок. Большая часть нашей активности осуществляется бессознательно, то есть на автопилоте. А что касается физической активности, то здесь практически все основано на автопилоте. Например, вы же не задумываетесь, как ходить. Когда-то вы освоили этот навык, многократно его повторили и теперь делаете это автоматически.

Особенности психологических установок:

  1. Они есть у всех. С первых дней жизни начинает формироваться система убеждений и представлений человека, она же – система психологических установок.
  2. Никто из людей не видит мир объективно. У каждого своя правда, которая основана на личной системе установок.
  3. Система установок – подвижная структура. Она меняется под воздействием внешних факторов или при сознательном воздействии человека на свои же убеждения. Например, привык человек все решать силой и криком, а ему вдруг попался кто-то, кто не отступил от своих убеждений даже под таким гнетом. Позже ситуация повторилась. И человек начал сомневаться в правильности своей позиции.
  4. Психологические убеждения определяют направленность жизни. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди с условно одинаковыми исходными данными (например, дети из одной семьи) проживают разную жизнь (кто-то спивается, а кто-то становится бизнесменом)? Все дело в психологических установках. Возможно, когда-то они и были одинаковыми для этих детей, но потом один ребенок стал развиваться по другому пути.

Принцип психологических установок используют в психологии для коррекции мышления и поведения, в спорте для достижения лучших результатов, да и в любом виде деятельности. Ведь, по сути, мы с вами говорим о формировании привычек – навыков, доведенных до автоматизма. Установка – это привычный и проверенный множественными повторениями алгоритм. Это некий шаблон, который мы привыкли использовать в конкретной ситуации. Система установок формирует мировоззрение человека.

Важно! Установки помогают экономить энергию и время. Однако важно иметь такие психологические убеждения, которые способствуют развитию по жизни, а не препятствуют ему.

Разновидности установок

Психологические убеждения пронизывают всю нашу жизнь. Они бывают разными по сфере и масштабу. Например, привычка умываться перед сном и привычка отвечать криком на крик – это два примера психологических установок, но совершенно разные. Разберем подробнее, какими они бывают:

  1. Общие и дифференцированные. Под первыми следует понимать стереотипы. Например: «Все блондинки глупые», «Вождение автомобиля – это не женское дело» и т.д. К дифференцированным убеждениям относятся более частные суждения. Например, студент конкретного вуза говорит про какого-то преподавателя: «Да он все время оценки занижает». И общие, и дифференцированные суждения основаны на чьем-то единичном опыте или мнении авторитетного человека.
  2. Смысловые, целевые и операционные. Первые отражают понимание человеком каких-то вещей: «Зачем учить биологию, если в жизни мне это все равно не пригодится?». Вторые определяют активность человека: «Нельзя браться за что-то новое, пока в совершенстве не освоишь старое». Операционные убеждения определяют специфику выполнения действий: «Сначала мне нужно решить рабочие задачи, а уже потом я смогу заняться своими личными делами». Таким образом, эти установки определяют зачем, что и как делает человек.
  3. Осознаваемые и неосознаваемые. Да, до этого мы говорили, что убеждения имеют бессознательный характер, но иногда они прекрасно осознаются. Например, если человек сам себе говорит: «Мне нужно каждый день уделять по часу на изучение иностранного языка, чтобы я мог прийти на собеседование в компанию моей мечты». А вот пример неосознаваемой установки: родители не оскорбляли ребенка прямо, но все время отталкивали, много критиковали, в результате чего у него сформировалось убеждение «Я плохой, я никому не нужен».
  4. Ограничивающие и стимулирующие рост. Например, если ребенку внушили, что с короткими пальцами ему не быть пианистом, то он даже не притронется к инструменту, несмотря на сильное желание. А если человек знает, что успех – это 1% таланта и 99% труда, то он начнет играть на музыкальном инструменте. Может быть, он и не станет великим музыкантом, но любимое хобби, источник силы и отдушина у него будет.

Типы установок по функциям:

  1. Инструментальные. Цель – получить награду или избежать проблем.
  2. Информационные. Цель – расширить кругозор или освоить что-то новое.
  3. Ценностные. Цель – сохранить приверженность своей системе ценностей и чувство собственного достоинства, самоуважение.
  4. Защитные. Цель – сохранить здоровье и жизнь, честь и достоинство, личные границы и статус.
  5. Социальные. Цель – сохранить принадлежность группе или стать частью определенной группы, найти свое место в мире, решить проблему самоидентификации.

Кроме этого, психологические убеждения бывают разными по направленности: в отношении самого человека и в отношении мира. Об этом много писал Э. Берн. Он же выделил следующие варианты установок (жизненных сценариев):

  1. Я хороший и ты хороший – это установка лидера, победителя по жизни.
  2. Я хороший, а ты плохой – это установка эгоцентриков, высокомерных типов и манипуляторов.
  3. Я плохой, а ты хороший – это установка жертвы, неудачника по жизни.
  4. Я плохой и ты плохой – это установка асоциальных типов, нигилистов.
Читайте также:  Барнаул услуга установка забора

Отношение человека к себе и миру формируется в раннем детстве и основано на отношениях ребенка с родителями. Они для ребенка – прототип всего общества. Именно родители говорят словами и своим отношением к ребенку, какой он. А также они дают понять какие они, то есть весь мир.

Кроме этого, убеждения бывают длительными и кратковременными. Например, если человек живет по принципу «Мужчины не плачут» или «Слезы – это слабость» и всегда запрещает себе подобное проявление чувств, то это длительная установка. А если в конкретной ситуации человек внушает себе: «Главное – не разрыдайся, когда будешь это говорить», то это кратковременная установка.

Структура

Психологические убеждения – это жизненный сценарий. Убеждения определяют нашу активность. Вся жизнь сводится к тому, чтобы доказать верность главной установки. И вот здесь важно понять, насколько значим характер установки. Например, если человек считает, что он никому не нужен, то так в одиночестве он всю жизнь и проведет, потому что бессознательно для подтверждения правильности своего убеждения сам же и будет отталкивать людей и рушить отношения.

Обратите внимание! В структуру убеждений входят 3 компонента: когнитивный (мысли), эмоциональный (чувства и эмоции) и поведенческий (действия). Если необходимо скорректировать какую-то установку, то работать нужно по всем трем направлениям.

Давайте разберем подробнее, какими бывают психологические установки по структуре.

Фиксированная

В структуру убеждения входят опыт и потребности человека. В той или иной ситуации человек поступает так, как уже действовал когда-то в схожих обстоятельствах.

Социальная

В основе лежит потребность в социальных контактах. Социальное убеждение – это отношение человека к обществу, процессам и событиям, которые происходят в нем.

Теория Узнадзе

По теории Узнадзе в структуру убеждения входит потребность и ситуация, способная удовлетворить ее. Установка предопределяет сознательное поведение человека и может возникнуть только при контакте человека с окружающей средой.

Психологический барьер

Негативные убеждения по отношению к себе в совокупности с заниженной самооценкой формируют психологический барьер. Это тоже можно рассматривать как убеждение – установку молчать, замыкаться в себе в ситуациях социального взаимодействия. А также такая установка проявляется в виде пассивности при выполнении какого-либо ответственного дела.

Положительные

Такие убеждения состоят из веры в дружбу, любовь, верность, преданность и хорошего отношения человека к себе и миру. Положительные установки делают человека счастливым, помогают добиться успеха в жизни.

Отрицательные

Такие убеждения состоят из негативного отношения человека к себе и другим людям, а также из веры в несправедливость мира. Отрицательные установки делают человека несчастным, мешают развитию личности. Люди с негативным отношением к себе и миру часто болеют.

Методы воздействия

Как понять, что вы руководствуетесь психологической установкой:

  • в вашей речи преобладают слова «должен» и «надо» вместо «хочу»;
  • вы эмоционально реагируете на все происходящее (в позитивном или негативном ключе);
  • вы обращаетесь к обобщениям (гребете всех под одну гребенку);
  • вы увлекаетесь оценочными суждениями и разговариваете стереотипами, поговорками.

Если вы понимаете, что освоенные и привычные модели поведения ведут вас не туда, куда вам хотелось бы, то нужно менять убеждения. Помните, что от них зависит качество и уровень вашей жизни, а также ваше счастье, удовлетворенность своей жизнью. Существуют специальные методы или виды воздействия на себя или другого человека с целью изменения установок.

Виды влияния

Разберем основные виды психологического воздействия для коррекции установок. Обратите внимание, что влияние бывает ненамеренным, например, когда один человек становится примером для подражания в глазах другого человека, и целенаправленным, например, когда родитель объясняет ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. А также любое влияние может быть как негативным, так и позитивным для того, кто перенимает установки.

Убеждение, или аргументация

Убеждение – это воздействие одного человека на эмоции, мысли и поступки другого через приведение неоспоримых фактов, значимых для объекта влияния. То есть это изменение убеждений человека через аргументы в пользу новых установок. Воздействие осуществляется в процессе беседы, дискуссии, обсуждения, диалога.

Заражение

Заражение – это прямое влияние на состояние и эмоции человека, минуя когнитивный компонент. При помощи своей энергии один человек побуждает других делать то же, что и он. Особенно хорошо этот прием работает в толпе. Тогда люди начинают заражаться друг от друга, а не только от лидера. В таком случае не важно, что говорит человек, важно, как он этого говорит. Чем сильнее заряд, тем выше вероятность, что другие начнут повторять действия лидера, особо не вдаваясь в суть и содержание.

Внушение

Внушение – это воздействие на мысли, эмоции и поведение человека через некритическое восприятие. То есть человеку не дают времени на анализ, оценку суждений или запрещают критически анализировать сказанное, а вместо этого заставляют все принимать на веру. Как правило, сначала человек играет на эмоциях того, кому хочет внушить какую-то установку, а потом, добившись нужного состояния, начинает «вливать в уши».

Для самовнушения подходят аффирмации – позитивные утверждения, которые человек говорит сам себе. Например: «Я сильный», «Я красивый», «Я смелый» и т.д.

Источник

ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В данной статье представлено исследование теории установок с точки зрения психологии, описываются аспекты формирования установок личности, поднимается актуальность темы трансформации установок и причин их изменений у человека.

Ключевые слова: установка, сознание, объективизация, импульсивное, регулируемое, трансформация

Установки личности — означает неосознаваемую готовность человека к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении и возникает при наличии потребности и ситуации ее удовлетворения, при взаимодействии со средой. Основателем теории установок является Д. М. Узнадзе, изучавший глубинные механизмы человеческого поведения, языковую и познавательную деятельность.

Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Установка проявляется в настоящем времени и является определенной формой антиципации. Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:

  1. динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;
  2. статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий;
  3. вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личности в теории установок является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности.

Типы установок. Характеристики индивидуальной установки личности может иметь различия при формировании и иметь определенные свойства.

  1. Статичная установка (грубая и пластичная). Статичность подразумевает, что раз сформированная установка индивида больше не меняется. В грубом варианте, она не меняется в принципе. В пластичном, индивид все-таки подгоняет установку под реальность, но не достигает ее значений.
  2. Динамичная установка характеризует возможность индивида все же перестроить свое мировоззрение в соответствии с реальностью. В пластичном варианте перестройка происходит постепенно, проходя все этапы. В грубом происходит сразу.
  3. Нефиксируемая установка. В ходе экспериментов также выяснилось, что есть ряд индивидов, которые не способны к формированию какой-либо установки.

Мышление, также, как и прочие функции, отделяющие человеческий род от животных, возникает в случае, когда существуют препятствия для поведения, детерминированного установкой. Когда индивид попадает в положение, где установка не позволяет ему реализовать адаптивный, по отношению к внешнему воздействию, ответ, тогда и возникает человеческое сознание, что приводит, однако, к повторной выработке готовности к действию. Характерная особенность человеческой личности – это осуществление отложенной мотивации, т.е. реализация таких действий, которые принесут выгоду лишь в будущем. Установка показывает себя только в текущем моменте, хотя сама и является своеобразной формой предвосхищения.

Теорию установки очень высоко оценил С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» (1940, 1946). Однако Рубинштейн переносит центр тяжести с бессознательных компонентов на сознательные, личностные. Согласно его мнению, установка личности — это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к целям или задачам, которые стоят перед ней. что выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Установка личности в широком, общем смысле имеет в себе такое же избирательное отношение к чему-то значимому для нее и приспособление к соответствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая весь ее психофизический строй. Рубинштейн в определенном смысле сближает установку с апперцепцией. Речь идет об апперцепции не одних только представлений, а всего реального бытия личности.

Все установки и их компоненты должны находиться в определенном когнитивном соответствии, иначе личность будет испытывать состояние психологического дискомфорта (напряжения). Л. Фестингер назвал последнее когнитивным диссонансом, от которого человек стремится избавиться различными способами, достигая согласия компонентов – когнитивного консонанса. Случается, что установки индивида противоречат друг другу или не выражаются в его поведении. Это психологическое напряжение будет тем острее, чем значимее для человека данный объект или субъект, и тем сильнее человек будет стремиться уменьшить величину диссонанса или избавиться от него.

Желание человека избавиться от диссонанса определяется не только важностью элементов, создающих его, но и степенью влияния, которое данный человек, по его собственному мнению, способен оказывать на эти элементы, а также вознаграждениями, которые он может получить в результате. Л. Фестингер определил диссонанс и как следствие недостаточного оправдания выбора. Стремясь усилить оправдание своего поступка, человек изменяет свою установку или свое поведение в будущем, либо изменяет свое отношение (установку) к объектам (субъектам), с которыми связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других.

Трансформации установки. В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем. Установка — это тенденция к определенной интерпретации и осмыслению происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, то есть качество жизни человека. В зависимости от смысловой наполненности установки — рационального или иррационального – зависит и субъективное восприятие психологической и социальной среды, в которой человек существует. Однако практически каждому человеку дана возможность избавиться от сознательных и неосознанных когнитивных мыслительных ошибок и заблуждений путем формирования более рациональных воззрений, и установок, разумного и адаптивного мышления. Сложность заключается в осознании тех факторов, внутри человека, которые сформировали старые установки. Решающим фактором является переработка поступающей информации, на которую большое влияние оказывает систематическое предубеждение. Другими словами, трансформация установки человека возможно в том случае, если произойдет не просто осознание психологической проблемы, которая связывается с установкой, а будет совершен внутренней разрыв существующей связи.

Читайте также:  Установка забора нужно ли согласие соседей

На изменение установок личности влияет множество факторов, таких как, окружение, влияние других людей, отношение к стрессогенным ситуациям и проявления в них психологических механизмов. Изменение одного из компонентов установки – аффекта, знаний или поведения – может стать для личности причиной изменения установки в целом. Наиболее эффективные способы изменения установок личности:

  1. представление новой информации. В отдельных случаях информация о других аспектах или целях деятельности изменит убеждения человека, а в итоге и его установки;
  2. воздействие страхом. Страх может заставить людей изменить свои установки. Однако для окончательного результата большое значение имеет средний уровень испытываемого страха;
  3. устранение несоответствия между установкой и поведением. Теория когнитивного диссонанса утверждает, что человек старается активно устранить диссонанс посредством изменения установок или поведения;
  4. влияние друзей или коллег. Если человек лично заинтересован в чем-либо конкретном, он будет стараться не допустить крайние расхождения между собственным поведением и поведением других людей. Однако, если человек подвержен влиянию со стороны друзей, коллег, то он легко поменяет свои установки;

Изменение установок человека весьма сложная задача, как с точки зрения содержания объективных социальных и психологических изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто «в ответ» на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. Если установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. Если установка формируется у человека в результате стрессовой ситуации, то обращение к личностной структуре и осознанию проблемы восприятия, вследствие которой возникла установка, позволит её изменить.

Тимиргалеев Артур Рамилевич

консультант по теории психологии и научной психологии, сотрудник Научно-исследовательского института изучения возможностей саморегуляции

Источник

Изменение установок личности

3) ситуация (отвлечение и приятное окружение).

Можно выделить несколько способов изменения установок личности:

1. Предоставление новой информации. В отдельных случаях эта информация (о других аспектах или целях деятельности) изменит убеждения человека, а в итоге и его установки.

2. Воздействие страхом. Страх может заставить людей изменить свои установки. Однако для окончательного (желаемого) результата большое значение имеет уровень (средний) испытываемого страха.

3. Устранение несоответствия между установкой и поведением. Теория когнитивного диссонанса утверждает, что человек постарается активно устранить диссонанс посредством изменения установок и поведения.

4. Влияние друзей или коллег.Если человек, лично заинтересован в каком либо вопросе, он, вполне вероятно, будет стараться отрицать крайние расхождения между его поведением и поведением других людей. С другой стороны, если человек подвержен влиянию со стороны друзей, коллег, то он легко поменяет свои установки.

5. Привлечение к сотрудничеству.Люди, неудовлетворенные существующим положением вещей, привлекаются к активной работе по изменению ситуации.

6. Соответствующая компенсация, возмещающая и заглушающая состояние дискомфорта, вызываемого когнитивным диссонансом.

Барьеры на пути изменения установки:

1. Эскалация приверженности, наличие устойчивой предпочтительности определенного образа действия без стремления что-либо менять. Это относится и к ошибочному решению, на котором продолжает настаивать руководитель.

2. Отсутствие достаточной информации (в том числе, и обратной связи), могущей послужить основанием к изменению установки.

3. Факторы, порождающие установки, связанные с работой:

• Ситуационные факторы (особенно, социальное окружение на работе)

• Личностные черты и склонности.

• Предрасположенность человека к позитивной аффектации (ПА), проявляющаяся в высокой самоэффективности, в ощущении внутреннего комфорта, в позитивном восприятии людей, или негативной аффектации (НА), подверженности нервозности, неуверенности в себе, внутреннему напряжению, беспокойству, тревожности и плохому отношению к себе и к другим.

Тема 3.

Мотивация и результативность в организации.

.Понятие мотивация тесно связано с проблемой управления персоналом. Организация может разрабатывать прекрасные планы и стратегии; находить оптимальные структуры и создавать эффективные системы передачи, и обработки информации; устанавливать в организации самое современное оборудование, и использовать передовые технологии, но все это не даст должной отдачи, если персонал организации не будет заинтересован в достижении организацией ее целей и выполнении ею своей миссии. Эффективное управление персоналом возможно только при надлежащем мотивировании его деятельности, только через мотивы, лежащие в основе его действий. Надо знать, чем вызваны те или иные мотивы, как и какими способами, они могут быть приведены в действие, каким образом осуществляется мотивирование. Таким образом, разберемся, что же такое мотивация?

Понятие Мотивация.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как внутри самого человека так и вне, и заставляют его осознанно или не осознано совершать некоторые поступки. При этом связь между поведением людей и отдельными силами неоднозначна, так как разные люди по разному могут реагировать на одно и тоже воздействие со стороны одинаковых сил.

Поэтому дадим более детализированное определение мотивации.

Мотивация— это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы, формы и направленность этих действий, ориентированных на достижение определенных целей

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов. Во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Для того чтобы раскрыть понятие мотивации,

рассмотрим Модель мотивации организационного поведения индивида и основные понятия, которые будут использоваться при рассмотрении.

Источник

Формирование и изменение установок

Почему какие-то одни объекты или ситуации нам нравятся, а другие — вызывают негативные отношения? В чем причина того, что наши отношения к различным вещам и явлениям подвержены изменениям, и порой довольно существенным? Каким образом вообще у нас появляются те или иные социальные установки? Связаны ли они между собой?

Для того чтобы понять, как формируются установки и в какой мере их можно изменить, обратимся к различным теоретическим подходам, развиваемым в американской психологии.

Теория научения. Основы теории научения были заложены работами К. Ховланда и его сотрудников в Йельском университете. В соответствии с этой теорией установки приобретаются во многом таким же образом, как и другие привычки. Люди узнают информацию и факты о различных объектах отношений, они также усваивают чувства и ценности, связанные с этими фактами. Так, ребенок узнает, что живое существо, которое он постоянно видит у себя дома, называется собакой и что собаки дружелюбны. В конце концов ребенок учится любить собак. Итак, ребенок приобретает и знание и чувства, связанные с объектом установки. Ребенок усваивает все это посредством тех же самых процессов и механизмов, которые контролируют и другие виды научения.

Это означает, что основные процессы научения должны быть применимы к формированию установок. Мы можем усваивать информацию и чувства посредством процесса ассоциации. Так, если учитель истории показывает детям картинку, на которой изображен человек в форме гитлеровских штурмовых отрядов и говорит неприязненным тонам, что это нацист, у детей может сформироваться ассоциация между негативными чувствами и словом “нацист”. Процесс ассоциации может приводить к тем или иным установкам и относительно людей, и относительно вещей.

Люди могут научиться чему-либо, просто наблюдая за поведением других. Эти другие могут выражать те или иные установки, которые затем принимаются индивидом, являющимся очевидцем данных проявлений. Если мы возьмем родителей и детей, то научение на основе наблюдения является таким же важным, как и прямое подкрепление или наказание. Люди приобретают также многие установки посредством имитации поведения своих родителей, сверстников или других значимых для них людей.

Взгляд на установки, исходя из теории научения, сравнительно прост. При этом люди рассматриваются главным образом как пассивные. Им экспонируются некоторые стимулы, которые в итоге усваиваются посредством ассоциации, подкрепления или имитации, и этот процесс научения определяет установки личности.

Когнитивное соответствие. Еще одним важным теоретическим подходом при изучении установок является когнитивное соответствие. Такой подход подразумевает, что люди стремятся к согласованности и осмысленности своих знаний. Утверждается, что люди, имеющие несколько мнений или ценностей, которые не согласуются друг с другом, стараются согласовать их. Аналогично этому, если их знания являются согласованными и они встречаются с новым знанием, вызывающим несогласованность, они стремятся минимизировать данную несогласованность. Попытка человека самому установить или восстановить когнитивное соответствие является первичным мотивом, лежащим в основе рассматриваемого подхода.

Хотя теории когнитивного соответствия допускают, что мы способны к глубокой мыслительной деятельности, они не обязательно исходят из того, что мы также и рациональны. Р. Эйбелсон и М. Розенберг ввели термин “психологика”, обращаясь к процессу, посредством которого мы можем изменять наши убеждения таким образом, чтобы они психологически соответствовали друг другу, не следуя при этом строгим правилам формальной логики. Например, если мы знаем, что курение может вызвать рак, однако продолжаем курить, наше убеждение и поведение оказываются не соответствующими друг другу. Чтобы разрешить это некомфортабельное состояние несоответствия, вы можете отрицать то, что курение должно вызвать болезнь или полагать, что у вас есть иммунитет к связи между курением и раком. И тот, и другой выбор не является целиком рациональным, но и первый, и второй варианты позволяют вам продолжать курить в соответствии с вашими убеждениями.

Итак, теории когнитивного соответствия имеют дело главным образом с самоубеждением, т.е. ситуацией, в которой мы сами изменяем свои установки, в противоположность ситуациям, в которых кто-то другой пытается изменить их. Обратимся к теориям, каждая из которых подчеркивает важность когнитивного соответствия.

Теория баланса является самой ранней в рамках данного подхода. Ф. Хайдер был первым из исследователей, развивающих концепцию когнитивного соответствия с целью объяснить, как люди рассматривают свои взаимоотношения с другими людьми и окружением. Для простоты Хайдер ограничил свой анализ двумя индивидами: первым (П) и вторым (В) и объектом установки (X). При этом имеются три оценки: 1) первым индивидом другого; 2) оценка первым индивидом объекта установки; 3) оценка другим индивидом объекта установки. В качестве объекта установки может выступать та или иная идея, какое-либо третье лицо, какой-нибудь предмет. Предполагается, что если первому индивиду нравится другой индивид, то установка последнего должна быть такой же, как и у первого. Два друга, например, могут разделять общую позитивную установку по отношению к кандидату в президенты. Таким образом, состояние сбалансированности должно выглядеть так: П позитивен по отношению к В, П позитивен по отношению к X, а В точно так же оказывается позитивным по отношению к X. Если бы эти два индивида имели различные взгляды по данному поводу, тогда можно было бы говорить о несбалансированном состоянии. В этом случае они могли бы, например, попытаться убедить друг друга или избегать обсуждения этой темы, пока выборы не пройдут, для того чтобы сохранить действительный или видимый баланс.

По Хайдеру, баланс наблюдается тогда, когда в данной модели (П—В—X) во взаимоотношениях между П, ВиХ нет никаких негативных знаков или же имеются два негативных знака. Можно сказать, что в сбалансированной системе вы согласны с человеком, который вам нравится, или несогласны с человеком, который вам не нравится. Дисбаланс появляется тогда, когда вы несогласны с человеком, который вам нравится или согласны с человеком, который вам не нравится.

Читайте также:  Высота установки умывальников для мгн

В своем стремлении к сбалансированной системе мы можем идти различными путями. Возьмем, например, случай, когда человек, который нам нравится, имеет установки, вызывающие у нас возражения. При этом мы можем в конце концов заключить, что установки данного человека приемлемы и для нас. Есть и другой путь — прийти к заключению, что этот человек не столь уж нам симпатичен. Возможен и третий вариант – убедить себя, вопреки реальности, что установки данного человека соответствуют нашим, но он их маскирует по каким-то своим причинам. Наконец, не исключается и такой, “дипломатический” путь — отделить другого человека от рассматриваемых установок и прояснить суть своего несогласия с ними. В итоге можно прийти к выводу, что данный человек по-прежнему остается нам симпатичен, и хотя мы несогласны с некоторыми его установками, это не является решающим для наших взаимоотношений; важнее то, что у нас есть много общего по другим, более важным вопросам. Выбор того или иного пути баланса зависит от особенностей индивидуального выбора в каждом конкретном случае.

Итак, теория баланса рассматривает явление когнитивного соответствия в сравнительно простых терминах и предлагает один из возможных путей анализа установок. Показывая, что в той или иной ситуации имеются различные способы разрешения несоответствия, эта теория имеет немалое значение и для практики изменения установок.

Теория когнитивного диссонанса, предложенная Л. Фестингером, считается в психологическом мире одной из самых важных теорий когнитивного соответствия. Подобно другим теориям когнитивного соответствия, эта теория исходит из того, что индивид испытывает давление в направлении соответствия. Теория диссонанса рассматривает несоответствие между установками индивида и его поведением. Когнитивный диссонанс определяется как состояние дискомфорта, испытываемое индивидом, когда его поведение не соответствует его установкам. Диссонанс создает психологическое напряжение, и индивид ощущает определенное давление, побуждающее его ослабить это напряжение или избавиться от него. Если индивид не может отказаться от каких-либо своих действий (например, привычек), которые не согласуются с его установками, то основной способ ослабления диссонанса для него состоит в том, чтобы изменить собственные установки. Состояние диссонанса также мотивирует индивида избегать информации, которая может его увеличить. Ослабление напряжения означает восстановление консонанса (согласия). При этом Фестингер отмечал, что люди будут стремиться уменьшать несоответствие между своими установками и поведением только в тех случаях, когда речь идет о важных для них вещах.

Для иллюстрации этого положения можно вспомнить рассказ А.П. Чехова “Крыжовник”. Один из его персонажей — мелкий чиновник, работавший в канцелярии, постоянно мечтал о том, как будет жить в собственной деревенской усадьбе с садом, где непременно должен расти крыжовник. Долгие годы он откладывал деньги, отказывая себе во всем. Наконец ему удалось купить земельный участок с домом, и он сам посадил крыжовник. Когда поспел первый урожай, новоиспеченный помещик с восторгом стал пробовать ягоды и угощать своего гостя. Крыжовник оказался жестким и кислым, но хозяин с жадностью ел его, нахваливал и предлагал гостю. Ночью помещик не спал, вставал время от времени, подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке.

Поведение чеховского персонажа полностью понятно, если подходить к нему, исходя из теории когнитивного диссонанса. Поскольку мечта о крыжовнике была очень желанной для героя рассказа, он стремился исключить несоответствие между полученным результатом и своим поведением, направленным на осуществление данной мечты.

Ряд западных исследований, проведенных в рамках теории когнитивного диссонанса, показывает эффекты другого рода, — когда изменение поведения индивида может побуждать его изменять соответствующие установки в стремлении привести их в соответствие с данным поведением. Обратимся в качестве примера к одному из известных экспериментов, который провели Л. Фестингер и Д. Карлсмит. Испытуемые выполняли скучное задание (поворачивали крючок на доске), за что одни из них получали по 1 доллару, а другие — по 20. Затем экспериментаторы обратились к каждому из испытуемых с просьбой говорить новым участникам эксперимента, что их ждет интересное задание. Позднее экспериментаторы обратились к испытуемым, которым платили ту или иную сумму денег, с одним и тем же вопросом: насколько интересным показалось это явно скучное задание для них самих? Обнаружилось, что их ответы зависели от полученной суммы, а именно: те, кому заплатили 1 доллар, считали, что экспериментальное задание было более интересным, чем те, кому заплатили 20 долларов. Последние вообще не изменили своих установок в отношении выполняемого задания.

Как можно объяснить полученные данные? Ответ предлагается на основе теории когнитивного диссонанса. У испытуемых, которым заплатили только 1 доллар, возникли два несовместимых знания о себе: “я в общем правдивый человек” (почти каждый из нас считает так) и “я только что солгал, не имея на то благотворной причины”. Простейший путь, чтобы исключить это несоответствие, состоит для испытуемых в изменении своих установок относительно привлекательности задания. Поэтому они охотнее стали верить в свою ложь. В противоположность этому испытуемые, получившие по 20 долларов, не чувствовали никакого диссонанса, поскольку у них было достаточное оправдание для своей лжи в виде данной суммы. Неудивительно, что они не чувствовали никаких побуждений для изменения своих установок по отношению к выполнявшемуся заданию. Американские исследователи провели много подобных экспериментов, но везде были получены сходные результаты. Эти результаты подчеркивают фундаментальное положение теории когнитивного диссонанса: поведение, которое не соответствует имеющейся установке, будет вызывать изменение этой установки только тогда, когда индивид не видит никакого веского внешнего оправдания для совершения данного действия. Таким образом, поведение, противоречащее установке, создает диссонанс именно тогда, когда индивид имеет полную свободу выбора или, по крайней мере, думает, что у него есть такая свобода. Так, если служащий поставил свою подпись в поддержку политического деятеля, который ему не нравится, только по настоянию своего начальника, то вряд ли этот служащий будет испытывать побуждение более позитивно относиться затем к этому политику, потому что он не был достаточно свободен в данной ситуации. Когда внешние силы в виде угроз, требований или подкупа минимизируют возможность личного выбора индивида, побуждая его вести себя в противоречии со своей установкой, редко возникает диссонанс.

Другой причиной изменения установок с целью уменьшения диссонанса является обязательство индивида в осуществлении определенного решения или поведения. Как только мы почувствовали свою бесповоротную обязанность действовать определенным образом, диссонанс способствует вменению установок. Но если мы чувствуем, что можем отказаться от какого-то решения, если оно кажется плохим, выполнять его вполсилы или не выполнять вообще, то, конечно, диссонанс не возникает и никакого изменения установок не происходит.

Западные психологи выделяют еще один тип когнитивного диссонанса, возникающего после принятия решения. Исследование, проведенное на одном из канадских ипподромов, включало в себя опрос людей, сделавших ставки, по поводу того, какие шансы победить имели те лошади, на которых они поставили деньги. К одной половине опрошенных игроков исследователи обращались непосредственно до того, как они сделали свои ставки, к другой половине — сразу после того. Обнаружилось, что те люди, которые опрашивались сразу же после того, как они сделали свои ставки, были гораздо более уверены в шансах “своих” лошадей. Это кажется странным, по замечанию исследователей. Ведь в конце концов не произошло никаких изменений ни в скачках, ни на поле ипподрома, ни на трассе, ни в погоде за эти несколько секунд до совершения ставки и после. Все же в соответствии с теорией диссонанса одно изменение произошло для игроков. Они испытывали диссонанс после принятия решения. Это переживаемый индивидом конфликт между знанием о том, что он принял решение, и вероятностью того, что данное решение может быть неправильным. Чтобы ослабить такой конфликт, игроки убеждали себя, что их лошади, действительно, могут выиграть.

Итак, сразу же после принятия решения люди считают его более обоснованным по сравнению с другими возможными вариантами. Особенно это относится к тем ситуациям, когда принятое ими решение касается их в значительной степени. Именно так было в рассмотренном случае.

Теория когнитивного диссонанса в течение ряда лет использовалась при изучении влияния того или иного поведения на изменение установок, обеспечивая соответствующую интерпретацию данных. В последующее время появились и другие теоретические подходы, предлагающие иное понимание рассмотренных явлений. Отметим среди этих подходов теорию самовосприятия С. Бема.

Напомним сначала, что в соответствии с теорией когнитивного диссонанса мы выводим наши установки, наблюдая за своим собственным поведением и данной ситуацией, почти так же, как мы это делаем, когда наблюдаем за действиями других людей.

По мнению Бема, когда люди ведут себя непоследовательно, то они ищут объяснение этому вне себя, и когда они не могут найти вероятной внешней причины своего поведения, то они допускают, что должна быть какая-то внутренняя причина, а именно установка. Этот поиск причины поведения не вызывается потребностью ослабить неприятное психологическое состояние, как считается теорией когнитивного диссонанса, но основан скорее на нормальной рациональности.

В соответствии с Бемом, испытуемые в эксперименте, который провели Фестингер и Карлсмит, не испытывали никакого диссонанса; они просто рассматривали свое поведение и выводили из него свои установки. Чтобы проверить это предположение, Бем предложил группе испытуемых прочитать описание эксперимента Фестингера и Карлсмит и предсказать его результаты. Прогнозы этих испытуемых были подобны оригинальным результатам, показывая,что индивиды не испытывали диссонанса, считая этот эксперимент интересным. Так, по мнению испытуемых Бема, рассматривавших указанную ситуацию, индивиды, получавшие 20 долларов за то, что они говорили об экспериментальной задаче как интересной, действительно лгали. Они делали это из-за денег. Однако индивиды, которым заплатили по одному доллару, должны были оказаться искренними, потому что такой малой суммы, конечно, недостаточно для оправдания чьей-либо лжи. Эти испытуемые, оглядываясь назад, заключили, что они должны были получить удовольствие от эксперимента, так как им сказали, что они получили его. В итоге — никакого несоответствия, никакого дискомфорта и никакого диссонанса.

Какая же из этих двух теорий — когнитивного диссонанса и самовосприятия — является правильной? Исследования западных психологов показывают, что обе теории являются правильными, но в разных ситуациях. Обнаружено, что люди наиболее вероятно испытывают диссонанс и реагируют в соответствии с теорией когнитивного диссонанса, когда их поведение резко противоречит их установкам, и для этого нет никакого внешнего оправдания. Однако если несоответствие установок и поведения является слабым, те же самые люди проявляют тенденцию вести себя в соответствии с теорией самовосприятия. Высказывается также предположение, что при несоответствии между установками и поведением выбор объяснительной теории зависит от того, насколько поведение, о котором идет речь, является важным для Я личности. Так, теория когнитивного диссонанса дает более надежные предсказания, когда свободно выбранное индивидом поведение не соответствует значительным аспектам его Я-концепции. Таким образом, диссонанс проявляется, по всей вероятности, если какая-либо установка важна для Я или же противоречие между установкой и поведением оказывается существенным. Когда же данный вопрос не важен для Я или несоответствие между установкой и поведением является незначительным, тогда, вероятно, вступят в действие процессы самовосприятия.

Источник

Adblock
detector