Что значит следовать нравственной установке

Моральные установки

Моральные установки — это ряд убеждений, что вы принимаете без доказательств, ваша уверенность в том, что люди будут вести себя определенным образом, сформированная еще до того, как они начнут действовать. Установки сопровождают человека на протяжении всей его жизни, однако они имеют свойство меняться под воздействием различных обстоятельств. Другими словами, мы постоянно делаете какие-то предположения о событиях и людях — так же, как другие люди составляют свои предположения о вас. Установки существуют объективно и необязательно играют отрицательную роль Обработка информации. Установки помогают получать информацию об окружающем мире. Например, когда вы за рулем, подсознание не дает вам отвлечься и подсказывает, что нужно делать в тот или иной момент, чтобы оставаться в безопасности. Подготовка к трудностям. Моральная установка помогает подготовиться к сложным ситуациям и подсказывает, как поступать в случае возникновения непредвиденных трудностей.

Обретение нового опыта. Моральная установка помогает составлять представления о новых людях и событиях. Она вбирает в себя уже имеющийся опыт общения и подсказывает, как использовать его в будущем. Таким образом, вы можете избежать повторения прежних ошибок и пойти па разумный риск.

Обратная сторона установки

Наверняка вы слышали выражение: “Кто чего боится, то с тем и случится”.
Высказывая свои суждение, мы можем выставить себя на посмешище, но не это самое страшное. Гораздо хуже то, что мы можем навредить другим людям и поставить их в сложное положение. Другими словами, в процессе общения нельзя злоупотреблять предположениями, которые вы делаете исходя из своей установки, особенно если для этих предположений у вас нет достаточно веских объективных оснований.

Отрицательная сторона установки состоит в том, что вы, не сомневаясь в своей правоте, можете высказывать свои субъективные суждения вслух, а они порой не только расходятся с действительностью, но и приводят к недопониманию, ошибкам и ухудшению отношений. Вот перечень самых распространенных промахов, которые люди совершают при общении.
— Поспешные выводы. Порой вам кажется, будто бы знаете, что собирается сказать ваш собеседник. Не контролируя себя, вы прибегаете к одному из следующих проявлений дурного тона:

• заканчиваете предложение вместо собеседника;
• прерываете собеседника на середине речи;
• перестаете слушать;
• отклоняете предложение, не дослушав до конца.

«Поспешишь — людей насмешишь”, — гласит известная мудрость. Поспешные выводы в деловом общении могут сыграть с вами злую шутку

Предвзятость. У людей есть мотивы, замыслы и действия. Однако окружающие видят только действия и судят по ним, хотя это не мешает им считать, что они понимают мотивацию и намерения другого человека. Нередко при оценке они исходят из предположения, что человек действовал со злым умыслом, и рассматривают незначительные (и не имеющие к ним отношения) поступки как проявление неприязни и враждебности. Полагаясь лишь на свою отрицательную установку относительно мотивов других людей, вы часто безосновательно подозреваете окружающих, что сказывается на ваших с ними отношениях.

Самомнение . Уверенность в том, что вы знаете что-то лучше других, приводит к тому, что вы начинаете решать и действовать вместо другого человека, не задумываясь о последствиях. Вы начинаете по собственной инициативе выполнять чужие обязанности и вводить изменения. Зачастую окружающие даже не подозревают, что вы возомнили себя “универсальным разумом” — до тех пор, пока ваша деятельность не приведет к серьезным неприятностям или конфликтам. Поверьте, самомнение — не лучшая черта.

Стереотипное мышление . Некоторые люди склонны считать, что представители одного пола, одной расовой, этнической, национальной, религиозной, профессиональной группы или сексуальной ориентации думают и поступают одинаково. Вот примеры стереотипов: все инженеры проектируют, все мужчины — варвары, все женщины — болтушки… этот ряд можно продолжать до бесконечности. Стереотипы не только обижает окружающих, но и служат признаками ограниченности, невежества и даже закомплексованности; стоит ли говорит, что все эти качества вряд ли способствуют плодотворному общению.

Печальные последствия субъективизма

Журналист местной газеты написал статью о произошедшем накануне несчастном случае. Приходской священник, ехавший на велосипеде, был сбит автомобилем и получил травму головы. В своей статье журналист предположил, что святой отец, видимо, был без шлема, когда произошло несчастье.

На следующий день после опубликования статьи священник встретился с журналистом и сообщил ему. что тогда на нем был шлем, а предположение репортера — безответственное. Выдвинув суждение без достаточных на то оснований, журналист поступил непрофессионально, дискредитировал себя и поставил священника в щекотливое положение.

Оценка моральных установок

Несмотря на то, что моральные установки — неотъемлемая часть мыслительного процесса, вы должны хорошо понимать собственные установки, чтобы эффективно общаться с другими людьми. Вот несколько советов по корректировке установок.

— Помните, что каждый человек уникален. По поведению одного человека нельзя судить по поведению миллионов. Помните, что каждый сотрудник, с которым вы работаете, и каждый клиент, которого вы обслуживаете, не похож на других. Чем лучше вы понимаете других людей, тем эффективнее сможете с ними общаться.

— Всегда сначала выслушайте. Дослушивайте до конца все, что вам говорят. Задавайте вопросы, чтобы убедиться в правильности понимания сообщаемой информации. Если с этим вы не согласны, не спешите с критическими или недовольными замечаниями. Вместо этого попросите собеседника объяснить его идею или решение. Прежде чем критиковать, ознакомьтесь со всеми фактами.

— Бойтесь обобщений. Обобщение нередко (и справедливо!) воспринимается как необоснованное оскорбление. Даже если у вас имеется опыт общения с представителями некой социальной группы и этот опыт оказался негативным это еще ни о чем не говорит. Возможно, вам просто не повезло или вы плохо проявили себя в той ситуации. В любом случае, не стоит выдавать свое субъективное мнение за объективный закон. Вы можете упомянуть собственный опыт, не экстраполируя его на данную конкретную ситуацию, однако только в том случае, если это уместно.

— Сначала обсудите, потом действуйте. Реализация замыслов требует координации усилий, поэтому вы должны убедиться, что все участники знают, что происходит, какими должны быть их действия и каковы последствия этих действий. Даже при самой прекрасной цели и грандиозности замысла ваш проект обречен на неудачу, если вы заранее не посоветуетесь со всеми участниками, не привлечете их на свою сторону и не заручитесь их поддержкой.

— Отдавайте предпочтение благоприятным суждениям. Когда вы сотрудничаете с другими людьми, лучше всего предполагать, что они желают вам только добра и не хотят сделать ничего дурного. Заговорам нет места в вашем общем деле. (Как хорошо и спокойно!) Именно такое позитивное предположение позволит вам по достоинству оценить мысли и поступки вашей команды.

Источник



Что такое «нравственность» в современном понимании?

Нравственность – это одна из главных характеристик личности. Она необходима человеку, чтобы сформировать сильный характер, развить в себе ответственность, порядочность, честность и самоконтроль. Разумеется, эти качества можно целенаправленно развивать, независимо от уровня нравственности. Но для достижения наилучших результатов крепкая основа необходима. Сегодня мы подробно разберём, что такое нравственность, какое значение она имеет в жизни и можно ли её развить.

Читайте также:  Установка ключевого контейнера континент ап

Что такое нравственность?

Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.

При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки.

Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки.

Лучше понять, что такое нравственность, помогает происхождение слова. Оно образовано от русского слова «нрав». Этимология термина подчёркивает, что это нечто, идущее изнутри – от характера человека. Однако в разговорной речи нравственность часто отождествляется с моралью, которая подразумевает следование общепринятым нормам поведения.

Главные составляющие нравственности

В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее. Для каждого человека набор составляющих может отличаться. К примеру, христианин выше всего ставит 10 заповедей, продиктованных его верой. Представители других религий придерживаются собственных нравственных принципов.

Для многих людей наиболее желательные составляющие нравственности определяются их основным родом деятельности. К примеру, пожарный должен быть смелым и самоотверженным, правоохранитель – честным и принципиальным, а судья – порядочным и справедливым.

Кроме того, нравственность очень субъективна. Многие вещи, которые приемлемы для одних людей, другим кажутся абсолютно аморальными и безнравственными. Например, сторонники гедонизма считают, что каждый человек должен получать максимум удовольствия от жизни. Это противоречит принципам верующих людей, и они наверняка упрекнут гедониста в безнравственности.

Люди с консервативными взглядами крайне негативно относятся к гражданскому браку и иным проявлениям свободы в личных отношениях. При этом они смешивают понятия нравственности и морали, называя раскрепощенное поведение современной молодёжи аморальным только потому, что оно является неприемлемым с их личной точки зрения.

Как проявляется нравственность?

Про человека, который в своих поступках руководствуется нравственностью, обычно говорят, что он поступает по совести. То есть, одно из ключевых проявлений нравственности заключается в том, чтобы ответственно и справедливо относиться к окружающим, никак их не ущемляя ради собственной корысти.

Многие стараются поступать по совести из религиозных соображений, рассчитывая, что таким образом они спасают свою душу. Такой подход сложно назвать бескорыстным, а ведь бескорыстие – одно из главных проявлений нравственности. Тем не менее, именно религия для многих людей является основным стимулом к формированию правильных взглядов и идеалов.

С точки зрения эволюции нравственность – это один из важнейших механизмов, обеспечивших выживание и развитие человеческого рода. Это свойство отдельной личности, играющее огромную роль для всего общества. Именно нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя. Любые умышленные преступления совершаются безнравственными людьми. При этом для окружающих они вполне могут выглядеть высокоморальными личностями.

С учетом вышесказанного, благополучие каждого отдельно взятого общества и человечества в целом зависит от уровня нравственности людей. Мораль данную задачу решить не может, поскольку она подразумевает внешнюю оценку. Человек, руководствующийся моралью, всегда поступает так, чтобы окружающие оценили его поступок. Тот же, кто руководствуется нравственностью, не нуждается в чужих оценках, а сам оценивает собственные действия.

История зарождения нравственности

Считается, что первые проявления нравственности появлялись ещё у первобытных людей. Чтобы жить в социуме, они должны были противостоять собственным животным инстинктам. Тогда же формировалась и мораль, поскольку первым людям необходимо было вести себя так, чтобы добиваться одобрения и получать определенный статус в своем племени. Но если нормы морали вырабатывались совместно, и за их соблюдением следили, то нравственность была личным ориентиром каждого отдельно взятого человека.

В современном мире нравственные нормы также остаются личным делом каждого человека. Государство следит за соблюдением закона и наказывает преступников, общество порицает людей, отступающихся от норм морали. Но за нравственностью следить нужно самостоятельно. Единственным внешним институтом, поддерживающим нравственное поведение, является церковь. Но как мы выяснили выше, стремление быть «чистым» с точки зрения своей веры не всегда является достаточно бескорыстным.

Тем не менее, многие люди искренне стремятся придерживаться правил, продиктованных их религией. Так в христианстве присутствует 10 заповедей, предписывающих человеку нравственное поведение. Как и во многих других религиях, в христианстве действует так называемое «Золотое правило нравственности». Наиболее распространённая формулировка звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Этот принцип встречается и в философских трудах и во многих литературных произведениях.

Значение нравственности

Переоценить значение нравственности невозможно, поскольку это основополагающая черта личности, являющаяся фундаментом для формирования крепкого и сильного характера. Её наличие – это признак человека со здоровой психикой и высоким уровнем когнитивных способностей, который способен занять достойное место в обществе и жить в гармонии с окружающими. Нравственный человек, как правило, сам счастливее в личной жизни и делает счастливыми близких людей.

Нравственность помогает человеку находить разумный баланс между жертвенностью и эгоизмом. Нравственно-ориентированные личности, в отличие от эго-ориентированных, обладают более высоким уровнем гражданского сознания. Это гарантирует им возможность занять достойное место в социуме, поскольку обеспечивает комфортное сосуществование с другими людьми.

Как развить нравственность?

Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве. Её основа закладывается уже к 7 годам, а к 16 она развивается полностью. Это не значит, что взрослый человек не может повлиять на своё нравственное развитие. Он вполне может совершенствоваться, прививать себе новые принципы и строго их придерживаться. Однако для него они будут уже скорее моральными, чем нравственными.

Развивать нравственность нужно в раннем возрасте, поэтому детям необходимо обеспечивать для этого соответствующие условия. Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.

Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы. Рассмотрим несколько правильных подходов, которые помогут развить нравственность у ребенка.

1. Личный пример

В практике психологов часто встречается ситуация, когда у человека имеется какая-то необъяснимая привычка, про которую он точно не может сказать, откуда она взялась. Это может быть необычный способ готовить определенное блюдо или странная последовательность действий во вполне привычных делах. Впоследствии часто выясняется, что эта привычка передалась человеку от родителей, но сам он об этом даже не знал.

Читайте также:  Чем заделать откосы после установки пластикового окна

Очень многие аспекты своего поведения дети перенимают у взрослых. И если вы хотите привить ребёнку нравственность, постарайтесь в его присутствии всегда вести себя подобающим образом. Это эффективный педагогический приём, обеспечивающий более надежный результат, чем любые убеждения и наказания.

2. Дружеская беседа

Дети негативно воспринимают любые нравоучения. Они могут соглашаться, но только для того, чтобы поскорее прекратить неприятный разговор, ведь для ребёнка любое моральное давление невыносимо. При этом дети очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, которую получают в ходе интересного дружеского разговора. Замените наставления и упрёки советами, и ребёнок станет слушать вас намного внимательнее.

3. Дискуссия с совместным поиском истины

Отличный способ обучения, обеспечивающий прочное запоминание информации – это самостоятельный поиск ответа или нахождение его в процессе дискуссии. Поэтому, если вы хотите привить ребёнку какую-то нравственную черту, постарайтесь сделать так, чтобы он сам понял её важность. Можно привести пример из жизни, подогреть его интерес наводящими вопросами.

4. Развивающие игры

Детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.

5. Чтение

Не только детские сказки, но и вполне взрослые литературные произведения показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.

Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.

Заключение

Нравственность – это одно из важнейших качеств человека, стремящегося к личностному совершенству. Она представляет собой набор безусловных ценностей, представляющих для этого человека абсолютные этические идеалы. И если он в состоянии придерживаться собственных идеалов и не нарушать своих же правил, его самооценка заметно повышается. А наличие самоуважения – один из важнейших факторов успеха в современном мире.

Источник

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Следовать нравственной установке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: ознакомить с понятием «нравственной установка»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие культуры речи; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания.

3.Подготовка к восприятию нового понятия.

Просмотр содержимого документа
«нравственная установка»

Тема урока: Следовать нравственной установке.

Цели урока: ознакомить с понятием «нравственной установка»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие культуры речи; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания.

3.Подготовка к восприятию нового понятия.

4.Формулировка темы урока, постановка задач урока.

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» Л.Н. Толстой

Как вы понимаете эти слова?

5.Работа по теме урока.

Как вы думаете, почему не всегда совпадают наши намерения и поступки?

Часто получается, что человек хочет поступить хорошо , думает правильно, а поступает наоборот. Почему так бывает?

Нам мешают отрицательные черты характера. Назовите их. Лень, эгоизм, злоба, самолюбие, безответственность, жадность и другие.

Вспомните примеры из жизни, когда вы хотели сделать что-то хорошее, но вам мешали ваши отрицательные черты характера.

Как это исправить?

Чтобы это исправить требуется усилие души, учитывать возможности и желания окружающих людей, умение чувствовать состояние другого человека и правильно реагировать на него. Это называется нравственная установка.

Это ряд убеждений, что вы принимаете без доказательств, ваша уверенность в том, что люди будут вести себя определенным образом, сформированная еще до того, как они начнут действовать.

Установки сопровождают человека на протяжении всей его жизни, однако они имеют свойство меняться под воздействием различных обстоятельств. Другими словами, мы постоянно делаете какие-то предположения о событиях и людях — так же, как другие люди составляют свои предположения о вас.

6. Закрепление

Нужно воспитывать в себе нравственные чувства. Назовите их.

О тзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость.

7. Итог урока

Какое яблоко мы с вами поместим на Дерево мудрости сегодня? Яблоко «Нравственная установка»

Источник

Конспект урока по ОРКСЭ «Следовать нравственной установке»

Цель урока: создать условия для правильной расстановки жизненных ориентиров как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений.

Личностные: развивать этические чувства как результата морального поведения; знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Метапредметные: формировать умение высказывать суждения; учить осуществлять поиск и обработку информации;

Предметные: знакомство с жизненными ориентирами, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.

Оборудование урока:, карточки для группового задания, рисунок дерева, презентация.

1.Организационный момент

2.Определение темы и целей урока

Сейчас мы с вами должны определить тему урока. Для этого разделимся на малые группы, откроем конверт, соберём пословицы, и подумаем о чём будем вести беседу на уроке.

(Работа в малых группах, пословицы в конвертах)

Благо – это не делать зла.

Как аукнется, так откликнется.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрые слова и ворота открывают.

На добрый привет – добрый ответ.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе сердце лучше богатства.

Учись доброму, дурное на ум не придёт.

Добрый человек в добре живёт век.

Да, ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о добре. А что такое доброта? (Это внимание, забота, которые мы проявляем по отношению к другим)

Как называют человека, который добрый, внимательный, заботливый? (культурным, воспитанным, нравственным)

3.Актуализация знаний

— А что такое нравственность?

Нравственность русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки, внутренняя установка человека действовать согласно своей совести.

Читайте также:  Установка печь камин бавария призматик с плитой и теплообменником

Значит ли это что добро, нравственность одно и то же?

Вы становитесь взрослее, а значит лучше, мудрее. Ваши успехи можно изобразить в виде дерева мудрости (на доске). На этом дереве должны появиться плоды, символизирующие ваши успехи в делах и поступках. Эти плоды ….да, это яблоки, золотые. А почему золотые? (золотое правило нравственности) Слайд 2

— Жить во благо, т.е. поступать с позиций добра. Всегда ли получается? Какие цели ставим? Думать и поступать с позиции добра. Слайд 3 .

На доске карточки со словами

нравственная установка.

Выберите понятие, которое для вас ещё не совсем понятно.

(Да, вы ещё не совсем понимаете, что такое нравственная установка. То есть, следовать нравственной установке. Что это значит, будем разбираться)

Главное действие — это труд души.

4. Новая тема.

— Давайте с вами послушаем одну легенду о том, как на берегах озера Байкал появилась скала Хобот.

В далёкие времена на берегах озера Байкал было очень тепло. Росли здесь большие невиданные деревья и водились огромные звери: гигантские носороги, саблезубые тигры, пещерные медведи и косматые великаны – мамонты. Протяжные трубные звуки мамонтов сотрясали горы. Мамонты считались самыми большими и могучими среди всех зверей на земле, но по натуре своей они были скромными, миролюбивыми.

И только один из прибайкальских мамонтов отличался крутым нравом, непомерным бахвальством и заносчивостью. Ходил он всегда в одиночку, важный и горделивый, и горе было тому, кто встречался на его пути. Зверей поменьше он хватал своим длинным хоботом и закидывал в кусты, а тех, кто был покрупнее, он поддевал толстыми бивнями и бросал оземь. Ради потехи хвастливый мамонт вырывал с корнем гигантские деревья, выворачивал огромные валуны и загромождал речки, бегущие в Байкал.

Не раз вожак мамонтов пытался урезонить хвастуна:

Опомнись, строптивый, не обижай слабых зверей, не губи зазря деревья, не мути речки, иначе тебе несдобровать.

Выслушивал зазнайка речи старого мамонта, а сам продолжал делать по-своему. А однажды и вовсе распоясался.

Да что ты меня всё учишь! – заревел он на вожака, – что ты меня пугаешь! Да я здесь самый сильный, да я, если хочешь, не только реки, я весь Байкал закидаю камнями, словно лужу!

Ужаснулся вожак, замахали на хвастуна хоботами остальные мамонты.

Ворохнулся и Байкал, окатив берег волной и схоронив в седых усах недобрую улыбку.

Но ничего уже не видел разошедшийся мамонт. Разбежался он, вонзил свои бивни в скалу, приподнял её, чтобы бросить далеко в море, да вдруг скала сделалась тяжёлой-тяжёлой. Надломились от непомерной тяжести бивни и вместе со скалой рухнули в воду. Взревел тут от горя мамонт, протянул длинный хобот к воде, чтобы достать свои бивни, да так и застыл, окаменев навеки.

С тех пор стоит на берегу Байкала огромная скала, нависла над водой, словно хобот. И теперь люди так и называют её – скала Хобот. Слайд 6

Какой вывод мы можем сделать из этой истории? Только один: безнравственные поступки приводят к справедливому наказанию. Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Всё это влияет на наш характер и нашу жизнь, однако требует усилия души, нравственного усилия, потребности думать не только о себе, но и о других. Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь.

Для информации : Скала Хобот находится в юго-западной части озера Байкал, между городом Слюдянка и посёлком Култук. Пласт скалы, который под наклоном уходит в воду создает видимость того, будто слон опускает свой хобот в водные глубины, чтобы испить ее. Во времена Советского Союза выпускались открытки с изображением этой скалы (одна из них и представлена на фото).

Физминутка. Песня «Дорогою добра»

(поют ребята)

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься. Это и есть нравственная установка на определённый поступок.

5. Закрепление.

Как вы думаете, какие человеческие качества помогут в этом? Какие станут препятствием? (обсуждение по теме, на доске записаны ответы на отдельных карточках)

Давайте, эти качества сейчас разделим на две группы. В первую отложим положительные черты характера, а во вторую отрицательные. Те, которые нам могут помешать поступать хорошо.

Работа в парах.

Вспомните примеры из жизни, когда вы хотели сделать что-то хорошее, но вам мешали ваши отрицательные черты характера.

Послушайте притчу «Стакан молока» (читает ученица)

Мальчишка был голодный и босой,

Давно не ел, кружилась голова.

В дверь постучав, воды он попросил,

Но женщина выносит. молока!

И тот стакан — дал силы снова жить!

Поверил он — есть в мире доброта!

Минуло много лет. И доктором он стал.

И жизнь его все дальше потихоньку шла.

Он на обходе женщину увидел,

Ту, что дала когда-то молока!

Она была больна, причем серьезно!

Ей срочно операция нужна!

Он жизнь ей спас, все силы приложив.

Живет и побеждает доброта.

Квитанцию к оплате принесли.

— Всю жизнь платить! — подумала она.

И, взяв листок, не верила глазам!

От радости заплакала она!

Оплачен счет! Он рядом написал:

“ Оплачено стаканом молока!”

Какой урок извлечём из этой трогательной истории?

Можешь помочь — помоги, не думай о награде

Любой поступок не должен проходить бесследно.
Злой — наказан, добрый – вознаграждён

Ребята, вы заметили, что доброе дело всегда возвращается добром? Что значит ВЗАИМПОМОЩЬ? . (помогать друг другу.).

— А вы когда-нибудь помогали кому-нибудь? Приведите примеры

— Нужно ли помогать? (Да)

— Сколько раз? (Всегда)

— Нужно помочь и ждать в ответ помощи или благодарности?

Нет, надо помогать просто так. Доброе дело всё равно вернётся тебе сторицей, т.е вдвойне. Не сегодня так завтра, не завтра, так через какое-то время.

Работа по учебнику.

Итак, давайте прочитаем что же такое нравственная установка.

Стр. 102, учебник

Вот и подошёл к концу наш урок.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1. Как вы понимаете смысл понятия «нравственная установка»?

2. Что значит думать и поступать с позиции добра?

3. Какое правило и почему объединяет нравственные нормы поведения людей?

Сейчас я хочу , чтобы вы написали на яблоке , какие нравственные чувства вы бы хотел воспитать в себе.

(Отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость. др.).

Какое яблоко мы с вами поместим на Дерево мудрости сегодня? Яблоко «Нравственная установка»

Источник

Adblock
detector