Философия ценностей (аксиология). Ценности в жизни человека и общества
Сократ стал первым, кто заговорил о сущности и ценности блага. Это произошло из-за кризиса афинской демократии, когда произошла смена культурных образцов организации бытия человека и общества. Также этот процесс был омрачён потерей ориентиров в духовной жизни людей.
Чуть позднее в философии наблюдается развитие и становление учения о природе ценностей, закономерностях и их появления, функционирования, а также о том, какое место они занимают в жизни человека и общества в целом. Также говорилось о связи ценностей с другими феноменами жизнедеятельности человека, о классификации ценностей и их развитии. Это учение получило название аксиология. Первым, кто использовал это понятие, был французский мыслитель П. Лапи в 1902 г., а в 1908 г. Это был немецкий философ Э. Гартман.
В юридических науках и практике феномен «ценность» играет важную роль, поскольку в контексте понимания и интерпретации ценностей в стране используются нормативные акты, которые дают характеристику всем видам деяний субъектов и судебных процессах. Деятельность судов невозможна без присутствия феномена ценности.
Ценности не могут быть исключены из целеполагания людей, из формулирования концепций будущего, из отношений между людьми и странами, из процессов, которые сопровождаются передачей традиций или обычаев, нельзя говорить о культуре без феномена ценности, не представляется возможным жизнь народов, народностей и даже этносов без этого понятия.
Сущность ценностей и их классификация
В тот момент, когда аксиология выделилась в отдельную науку и приобрела характерные только ей особенности философского исследования, было представлено несколько типов концепций ценностей:
- Натуралистический психологизм.
- Трансцендентализм.
- Персоналистический онтологизм.
- Культурно-исторический релятивизм.
- Социологизм.
Натуралистический психологизм и его характеристика
Натуралистический психологизм сформировался в отдельную концепцию в результате исследовательской деятельности А. Мейнонга, Р. Перри, Дж. Дьюи, К. Льюиса и др. Они высказывали мнение, что источник ценностей находится в биопсихологически интерпретированных потребностях личности. При этом сами ценности могут быть зафиксированы эмпирическим образом на в качестве специфических фактов происходящей действительности. В пределах одного подхода применяется феномен «стандартизации ценностей», иными словами под ценностями можно понимать любые предметы, удовлетворяющие потребности человека.
Трансцендентализм и его основные особенности
Концепция аксиологического трансцендентализма, которая зародилась в стенах баденской школы неокантианства, интерпретирует ценность как идеальное бытие нормы, которое отождествляется чистым или нормативным сознанием, а не с эмпирическим. По своей природе ценности идеальны. Они не зависимы от человеческих потребностей или желаний.
Сторонники этой концепции придерживаются позиции спиритуализма, постулатом которого является сверхчеловеческий «логос». В качестве вариативного предложения Н. Гартман вносит предложение освободить аксиологию от религиозных воздействий, обосновывая феномен независимого существования сферы ценностей.
Персоналистический онтологизм и его особенности
Данная концепция формировалась под воздействием течений аксиологического трансцендентализма, который использовался как способ объяснения существования ценностей вне реальности. Самый яркий представитель этой концепции М. Шелер, он говорил, что действиетльность ценностного мира гарантирована «вневременной аскиологической серией в Боге», которая несовершенным образом отражается в структуре человеческой личности. Согласно его представлениям, ценность существует в личности и выстраивается в определённую иерахрию, где самую нижнюю ступень занимают ценности, которые связаны с получением удовольствия по уровне чувственных желаний. Далее следуют ценности образа прекрасного и познания. Самая верхняя ступень принадлежит ценностям святости и идеи Бога.
Культурно-исторический релятивизм и его основные положения
Ключевые идеи культурно-исторического релятивизма были представлены В. Дильтеем, который характеризовал данную концепцию посредством идей аксиологического плюрализма, который складывался из множества равноправных ценностных систем, которые интерпретировались при помощи исторического метода. Суть данного подхода заключалась в критике попыток создания абсолютной, единственно верной концепции ценностей, которая, по представлениям мыслителя, должна была полностью изолироваться от реального культурно-исторического контекста.
Интересен тот факт, что многие сторонники идей В. Дильтея, в их числе О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др., раскрывали содержание ценностной сути культур через положения интуитивистского подхода.
Социологизм и его основные особенности
Социологическая концепция ценностей, основателем которой стал М. Вебер, трактовала ценность как норма, способ бытия которой является значимостью для субъекта. Эту концепцию М. Вебер применил для объяснения социального действия и социального знания. Спустя некоторое время идеи М. Вебера получили своё дальнейшее развитие в работах Ф. Знарецкого, который принадлежал к школе структурно-функционального анализа. Ценность для её участников получила новый обобщенно-методологический смысл и было рассмотрено как средство определения социальных связей и функционирования социальных институтов.
Учёные предполагали, что ценность есть любой предмет, поддающийся определённому содержанию и имеющий конкретное значение для членов какой-либо социальной группы. Установки в данном контексте носят субъективный характер, который выражают члены группы касательно ценности.
Материалистическая философия подходит к объяснению ценности с разных позиций: социально-исторических, экономических, духовных и диалектических. Реальные ценности для человека или социальных групп конкретно определены, носят исторический характер, и обусловлены деятельностью людей, их уровнем развития и общим уровнем развития общества. Кроме того, направление развития данных субъектов также влияет на реальные ценности и носят исторический характер для выявления природы и сущности, когда стоит использовать диалектико-материалистический подход и критерий меры, характеризующийся переходом количественных показателей в качественные.
Ценность – это совокупность социальных и природных предметов (вещи, явления, процессы, идеи, знания, образцы, модели, стандарты и т.д.), обуславливающие жизнедеятельность человека, общества в пределах меры соответствия объективных законов развития человека или общества и предполагаемых людьми целей, итогов, результатов.
Ценность возникает в результате сравнения, которое выражается с помощью умозаключений в определённом суждении, идеальных образов мира действительности, определяющие развитие человека и сообщества, с теми, которые не имеют возможности или не способны участвовать в данном процессе. Такое наблюдается на чувственном уровне и уровне познания законов развития, к примеру, человеческого организма.
Ценности фиксируются в различных формах, например, добра, если в их основе лежит моральная деятельность, моральное поведение, отношения, сознание или формы, которых иллюстрируют содержание прекрасного, совершенного, идеального, если это как-то относится к эстетической стороне общественного сознания и деятельности, прописаны каноны определённых религий, если это имеет отношение к конфессиональной жизни человека или общества, которые регулируют общественные отношения при помощи инструмента государственного принуждения и т.п.
Иными словами, категория «ценность» является отражением качественного выражения степени соответствия, совпадения реального и мыслимого явления (вещей, процессов, мыслей и т.п.) потребностям, целям, устремлениям, планам, программам конкретного человека или сообщества, которые объясняют процесс гармоничного и эффективного развития ранее перечисленных субъектов. В силу этого предметы мира действительности, связи и его взаимодействия наделяются признаками, которые переводят образцы, модели, стандарты человеческого бытия в разряд ценностей.
Ценности появляются, проходят период становления и утверждения в сознании каждого человека, основываясь на реальной деятельности, взаимоотношениях с природой и с себе подобными, при помощи конкретного критерия, который с точки зрения философии и законов науки, по которым развивается природа, общество и человек. Более того, ценность называют мерой соответствия, поскольку она подвержена закону перехода от количественных показателей к качественным.
Всякий феномен бытия отдельного человека и общества в целом может быть придан статусу ценности. Этот критерий показывает границу, за которой изменение количества, иными словами содержания явлений, процессов, знаний и образований, тянет за собой изменение их качественных характеристик, а в иных ситуациях и переход в их ценность.
Стоит сделать акцент на тот факт, что этот критерий даёт людям возможность определить момент перехода феномена бытия людей в ценность, при этом одномоментно с этим критерием включается «внутренне» в ценность, тем самым превращая компоненты жизни людей в эго их качественное свойство.
Необходимо с разных сторон взглянуть на данный критерий, с одной стороны он конкретен, а с другой весьма относительный, в силу того, что каждый человек или сообщество требует конкретизировать его для себя, наполнить количественным содержанием, потому что мировая действительность регулярно изменяется.
Взять, к примеру, компонент человеческой жизни – воду. Критерий перехода данного критерия в ценность будет отличаться у жителей средней полосы и жителей засушливых районов земли. Содержание данного критерия будет разным.
По своему содержанию будет отличаться и такой критерий, как право. Он тоже является важным составляющим элементом жизни людей.
Данный компонент, если он включён в жизнедеятельность общества с демократическим строем, то содержание критерия «мера ответственности» будет состоять из множества количественных признаков, которые серьёзно отличаются от критериев общества с тоталитарным режимом.
Существуют основания, по которым можно сделать классификацию ценности. С точки зрения философии, можно использовать требования, на которых основаны закономерные связи категорий «общее – особенное – единичное». Иными словами, изначально по родовому признаку, позже по видовому и затем по типическому. Это учитывая то, что ценность является социальным феноменом, возможно предугадывание и объяснение посредством закономерностей развития человека и общества, а в качестве её сущностного признака-критерия можно воспринимать меру соответствия законам развития личности, общества, родовым её носителем станут все предметы мира действительности и духовные образования, соответствующие адекватным и объективным закономерностям развития человека и общества.
Род состоит из всего, что входит в меру соответствия закономерностей развития человека и общества. Он делится на два вида. Первый – для человека. Сюда включены жизнь, талант, гениальность, сверх интеллигентность, любовь, дружба и подобное. Второй – для общества. Здесь безопасность, патриотизм, героизм и т.п.
- Религиозные.
- Этические.
- Правовые.
- Экономические.
- Политические.
- Эстетические.
- Экологические.
- Научные.
- Философские.
Каждая форма имеет свою типологию и этнонациональные особенности проявления.
В силу того, что все человеческие отношения отражаются в формах общественного сознания, формы проявления ценностей можно классифицировать по формам общественного сознания. Это даёт возможность сделать следующую классификацию форм ценностей:
- Конфессиональные или религиозные.
- Моральные или нравственные.
- Правовые.
- Политические.
- Эстетические.
- Экономические.
- Экологические и др.
Виды ценностей непосредственным образом связаны с основными субъектами бытия социального: человеком и общностями людей. Их присутствие объясняется уровнем влияния ценностей человека на личность и на общество в целом, также обуславливается уровнем воздействия ценностей на социум.
Эти признаки ярко демонстрируют содержание взаимодействия личности с другими субъектами общественных отношений. Исходя из этого, по всем выделенным признакам в определённом роде ценностей можно конкретизировать свои подвиды.
Уровень воздействия на процесс развития ценности могут классифицироваться по следующим признакам:
- Революционные.
- Эволюционные.
- Контрреволюционные.
Касательно характера воздействия ценности в каждом виде могут классифицироваться по таким результатам:
- Вызывающие позитивное развитие.
- Вызывающие негативное развитие.
Те, что вызывают позитивное развитие, иными словами получают социально одобряемые изменения в личности и в обществе – это те ценности, которые по своему характеру воздействия на социум или человека дают им необходимую, согласно законам развития, обусловленность и детерминацию. Их список широк, здесь и сверхинтеллектуальность, и сверхмотивация, и счастливый случай, талант, гениальность и т.п.
Негативные, или как их ещё называют, социально не одобряемые – это ценности, которые придают своим воздействием обществу и личности ненужную, а порой даже противиположную законам развития, обусловленность и детерминацию. Он делятся на несколько видов. Первые – это ценности личностного направления. Вторые – антисоциального воздействия. Третьи – ценности антисоциального действия личности с нарушением социальных норм при этом наблюдается серьёзное нарушение взаимоотношений с другими личностями. Четвёртые – те ценности, которые полностью антисоциальные.
Классификация ценностей
Достаточно точной, от того признанной и востребованной является классификация ценностей, которую в своё время предложил В. Тугаринов.
Его классификация состоит из трёх ступеней. На первой учёный делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. На первой ступени располагаются ценности, которым характерны положительные эмоции они же получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания.
На второй ступени располагаются ценности, которые вызывают отрицательные эмоции, тем самым провоцируют получение отрицательной оценки. Эти ценности автор исследования классифицирует в зависимости о т принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия. Здесь учёный выделяет индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Довольно логично и справедливо. Под индивидуальными он понимает ценности, имеющие значимость для одного конкретного человека, под групповыми – те, что важны для группы людей, а под общечеловеческими понимаются те ценности, которые значимы для всего человечества.
На третьей ступени автор разместил ценности по их содержанию. При этом классифицировал их следующим образом:
- Ценности жизни, поскольку они предопределены биологическим существованием человек и его физиологическим бытием.
- Ценности культуры, поскольку они обуславливаются результатами духовно-преобразовательной деятельностью человека, а также созданием им самим «второй природы» своего бытия.
Однако это не вся классификация. Жизненные ценности автор делит ещё на несколько феноменов:
- Жизнь человека, поскольку её наличие даёт возможность выявлять иные ценности и использовать их.
- Здоровье человека.
- Труд как способ существования общества, который одновременно является основой формирования самого человека.
- Смысл жизни как цель, придающая жизни высокую ценность.
- Счастье и ответственность быть личностью.
- Общественная жизнь как форма и способ бытия человека.
- Мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей.
- Любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, которая является основой патриотизма и героизма.
- Дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей.
- Материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.
Касательно культурных ценностей, В. Тугаринов поделил их на три подгруппы:
- Материальные ценности.
- Духовные ценности.
- Социально-политические ценности.
Под материальными ценностями подразумеваются предметы, которые удовлетворяют материальные потребности людей и обладают двумя важными свойствами:
- Являются основой для реальной активности людей, жизнь.
- Представляют значимость сами по себе, поскольку жизнь человека или общества не представляется возможной без них.
К духовным ценностям относятся те феномены реальной жизни, которые отвечают потребностям духовной жизни людей. Этот феномен носит полиаспектный характер в силу того, что востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества:
- Результаты духовного творчества людей.
- Различные виды и формы этого творчества.
К социально-политическим ценностям мыслитель причисляет всё то, что отвечает потребностям социальной и политической жизнедеятельности людей. Они представлены:
- Различными социальными институтами.
- Нормами общественной жизни.
- Идеями, которые отвечают требованиям и целям людей.
Особенность социально-политических ценностей заключается в отношении к материальной, духовной жизни человека. Их отсутствие может быть воспринято людьми как насилие на телом или духом. Им свойственен двойственный характер. Они – это результат творчества человека и общества вместе с его институтами.
Важное место в данной классификации занимает ценность образования или просвещения. Оно находится в промежутке между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе – это скорее социальная ценность, а по содержанию – духовность.
Для современной философии характерны и другие классификации ценностей. Но представленные выше считаются основными, а остальные, скорее дополняют и уточняют уже представленные концепции.
Источник
АКСИОЛОГИЯ — что это такое. Учение о ценностях
Аксиология – это теория ценности, как особенная наука в философии появилась в России в конце 19 века. Человечество всегда волновала система ценностей, ее место в отношениях между людьми. В каждой социальной группе были свои понятия о добре, зле и истине, это отразилось в трудах многих ученых.
Что такое аксиология?
Что изучает аксиология? Ответ на этот вопрос философы формулируют так:
- темы, сопряженные с естеством ценностей;
- место ценностей в обществе;
- их связь в структуре и – с восприятием человека.
Главной темой своей философской позиции ценности сделал Сократ, определив, что ценность, которую удалось реализовать – это благо и польза. Ученые Средневековья называли такие категории, как полнота бытия, добро и красота. В современной трактовке аксиология, как ветвь философии, проявляется, когда понимание бытности делится на реальность и ценность, в качестве шанса реализовать себя, продемонстрировать способности своего разума.
Что такое аксиология в философии?
Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей. Много лет философы разных эпох доказывали свою точку зрения, ведь в каждом веке существовали свои главные ценности. Единых для всех нет, разные люди называют не схожие категории того, что они считают ценным для себя. Ученые отмечают такие проявления:
- Средневековье. Главная ценность – вера в Бога.
- 19-20 века – красота и гармония.
И только в начале 20 века ученые попытались понять, как же видит мир каждый человек, в какой степени данное понимание отвечает внутренним и цивилизованным образцам. Философы-аксиологи ориентируются на формулу идеала, но при общих категориях, ведь у каждого человека – свои представления, даже у мужчин и женщин они отличаются. Поэтому речь идет об объединении философских единиц измерения.
Что такое аксиология культуры?
В современной трактовке аксиология, как учение о ценностях, занимает особое место в культуре, которая сама является сборником ценностей. По аксиологическим меркам, культура – это:
- осуществление ценностных целей;
- мир вещей через восприятие человека;
- идеалы, которые определяют действия и поступки, мотивацию общества.
Аксиологическая цель – сохранить важную роль ценностей. Ценность – это значимость объектов мира для людей, и определяется не по свойствам, а по роли для разных социальных групп. Красоту, добро, честность каждый трактует по-своему, исходя из общих категорий, но нет в мире явлений, одинаково значимых для всех. Есть значимости личные, характерные для пола или возраста, то, что ценно для одного народа может быть абсолютно не существенно для другого.
Функции аксиологии
Аксиологический метод используется во многих науках, потому что система ценностей является основным стержнем любой идеологии. Она определяет рамки поведения человека, этические нормы, развитие вкуса и ощущение прекрасного. Аксиологический подход предоставляет возможность:
- выяснить критерии, более значимые для человека;
- отличить ценность от повседневности в понимании личности.
Исследователи выделяют три функции такой науки, как аксиология:
- В воспитании – мотивация в процессе принятия важных решений.
- В педагогике – привитие нравственных ценностей.
- В культуре – формирование принятых норм.
Аксиологический подход в психологии
Аксиологический подход в психологии часто используется для переоценки ценностей людей, которые оказались в тяжелой ситуации. Нередко на первом месте такие личности ставят ошибочные стереотипы, и чтобы человек правильно осознал личностные и общественные ценности, психологи опираются на аксиологический метод:
- ценности анализируются, как средства преодоления жизненных препятствий;
- определяют нацеленность действий личности;
- фиксируют стремления индивидуума к лучшей жизни.
Аксиологический подход в педагогике
Аксиологический подход в воспитании формирует индивидуальность, которая бережет национальное наследие, выстраивает линию своего поведения, с учетом моральных норм и идеалов. Чтобы воспитать настоящего гражданина, который понимает и умеет ценить свое наследие, педагоги:
Источник
АКСИОЛО́ГИЯ
АКСИОЛО́ГИЯ (от греч. ἀξία – ценность и . логия), филос. дисциплина, исследующая ценности, иерархию ценностного мира, его онтологич. статус, способы его познания, специфику ценностных суждений. Термин «А.» был введён в 1902 франц. философом П. Лапи, а в 1904 стал означать один из разделов философии у Э. Гартмана. А. в собственном смысле целесообразно отделять от агатологии (термин введён А. Г. Баумгартеном) как учения о благе и телематологии (термин введён К. А. Крузием) как учения о целях (все эти понятия рассматриваются в современной А.).
Становление и развитие аксиологии
Начиная с античности и вплоть до 19 в. обращение к проблематике ценностей происходило преим. в контексте таких дисциплин, как этика и политэкономия, а также эстетика, антропология, философия государства и права и др. (уже в «Экономике» Ксенофонта зафиксировано понятие ценности, отождествляемой с полезностью, а И. Кант в «Критике практического разума» различает относит. ценность, или цену, и ценность абсолютную – «достоинство» человеческой личности и общезначимого нравств. закона). Важным этапом аксиологич. мысли явился выход «Новой или антропологической критики разума» Я. Ф. Фриза («Neue oder anthropologische Kritik der Vernunft», 1808), где ценности рассматриваются в качестве содержания всей «практической философии». Ф. Э. Бенеке в полемике с кантовской концепцией абсолютной ценности («Основоположение к физике нравов», «Grundlegung zur Physik der Sitten», 1822) выдвигает понятие индивидуальной ценностной установки (eigentümliche Wertgebung). Р. Г. Лотце оперирует категорией ценности практически во всех своих сочинениях. Главным органом восприятия ценностей выступает у Лотце некое «откровение»; при всей своей субъективности ценности не создаются субъектом, но лишь «раскрываются» им. А. Ритчль акцентирует различие между ценностными суждениями и теоретическими. Ф. Брентано выделяет класс душевных переживаний (Gemütsbewegungen), с которыми связаны чувства удовольствия и неудовольствия, основоположные для ценностных суждений. Обострением интереса к ценностной проблематике философия культуры 2-й пол. 19 в. была обязана и Ф. Ницше, выступившему с требованием «переоценки» прежних высших ценностей.
Период 1890-х – 1920-х гг
Период 1890-х – 1920-х гг. может быть назван эпохой классической А., когда проблематика ценностей стала едва ли не преобладающей в европ. философии и в систематич. разработку её так или иначе были вовлечены все значительные философы эпохи. В структуре её можно выделить А. «формальную» – применение общих логич. законов к ценностным отношениям, А. «материальную» – построение иерархии ценностей, а также аксиологич. «онтологию» и «гносеологию». Ценность либо рассматривается как предельное понятие, не сводимое к чему-либо иному, либо определяется через что-то другое: удовольствие (В. Шуппе, Т. Липпс, Х. Корнелиус, Германия), желаемое (Х. Эренфельс, Австрия; Ф. Крюгер, Германия; Т. А. Рибо, А. Фуйе, Франция), потребность (О. Кюльпе, Х. Гёффдинг), интерес (Дж. Сантаяна, ранний Р. Б. Перри, США; ранний Дж. Дьюи).
Иерархия ценностей
Иерархия ценностей одним из первых была предложена Э. Гартманом в виде восходящего ряда: удовольствие – целесообразность – красота – нравственность – религиозность. М. Шелер описывал шкалу ценностных модальностей в последовательности четырёх рядов: 1) «приятное» и «неприятное»; 2) витальные ценности («благополучие», «благосостояние», здоровье и болезнь и т. п.); 3) духовные ценности: «прекрасное» и «безобразное», «справедливое» и «несправедливое», ценности чистого познания истины; 4) высшая модальность «святого» и «несвятого», являющая себя только в «абсолютных предметах», так что все остальные ценности являются её символами (Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 323–327). Э. Шпрангер предлагал различать уровни ценности в зависимости от того, можно ли тот или иной ряд отнести к средствам или целям по отношению к другим (только средством оказываются экономич. ценности, только целью – религиозные; между ними располагаются ценности теоретические и эстетические, политические и социальные). У Г. Риккерта первую триаду ценностей составляют ценности теоретические (научные), эстетические и ценности монистич. религии. Триада ценностей, соотносимых с личностями, складывается из ценностей нравственных, ценностей личной жизни (первая из них есть любовь) и ценностей теистич. религии. Персоналист В. Штерн различал ценности-цели и ценности-носители (средства); иерархия «самоценностей» (Selbstwerte) – личностей разл. порядков – увенчивается Божественной Вселичностью.
Ценности и бытие
«Ценностная ситуация», по аналогии с познават. актом, рассматривалась в триединстве составляющих: субъект («оценивающее»), объект («оцениваемое») и отношение между ними («оценивание»). Разл. представления о «локализации» ценностного исчерпывают четыре логич. возможности.
1) Ценностное локализуется преим. в оценивающем субъекте. Аксиологам, соотносившим ценности с каким-то одним аспектом душевной деятельности (Х. Эренфельс, Р. Гольдшид, А. Фуйе связывали их с желательностью, Г. Шварц, Г. Мюнстерберг, Г. Коген – с волей, В. Шуппе, В. Дильтей, А. Дёринг – с внутренним чувством), противостояли те, кто считал ценности достоянием целостного, а не раздробленного субъекта (А. Риль, Ферд. Шиллер и др.).
2) Ценностное помещается не только в субъектный, но и в объектный компонент ценностного отношения (последователи Р. Г. Лотце и Ф. Брентано). А. фон Мейнонг считал неправомерным выводить ценность объекта из его желаемости или способности удовлетворять наши потребности, ибо отношения здесь скорее противоположные – желательно и удовлетворяет наши потребности то, что мы уже считаем для нас ценным. Дж. Мур считал, что ценность – объективное свойство предмета, постигаемое в особой интуиции. У И. Хейде ценность есть особое отношение взаимной «приуроченности» между объектом ценности и её чувством. К тому же направлению можно отнести и Э. Гуссерля, исследовавшего «оценивающие акты»: когда субъект осуществляет их, он «схватывает» объект и одновременно «направлен» на ценную вещь.
3) Ценностное локализуется преим. в объекте: субъект является лишь реципиентом онтологически независимого от него царства ценностей. Шелер различает ценности и блага как носителей ценных качеств (личности и вещи, в которых реализуются ценности). Ценности (как и платоновские идеи-эйдосы) могут созерцаться и независимо от своих носителей – как краснота может постигаться и вне отд. красных предметов. Интуитивно-созерцат. постижение «ранга» той или иной ценности осуществляется в особом акте «предпочтения». Для Н. Гартмана ценности – это сущности или то, посредством чего «всё причастное им становится тем, что они суть сами, а именно ценным» (Hartmann N. Ethik. B., 1926. S. 109); это «содержания», «структуры», открытые для вещей, отношений и личностей, которые к ним стремятся.
4) К оппонентам всех трёх названных направлений принадлежали представители баденской школы (см. в ст. Неокантианство), которые противопоставляли ценности сущему как таковому. Согласно Г. Риккерту, ценностные значимости (Geltungen) «не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов. Они образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта», благодаря чему «мир состоит из действительности и ценностей» (Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 23). Ценности познаваемы лишь опосредованно: непосредственно мы можем сообщаться лишь с благами – в виде личностей или вещей. У Б. Бауха связующее звено между ценностью и действительностью – «задача», которую ставит перед собой субъект; она соединяет ценность как смыслодающее начало с действительностью как смысловоспринимающим.
Ценности и познание
В. Виндельбанд, выясняя предметные границы философии и конкретных наук, определял философию как «науку о необходимых и общезначимых определениях ценностей» (Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995. С. 39). Любые суждения – как практические, так и теоретические – с необходимостью включают в себя и оценку своего содержания. Однако существует и особая область ценностного познания: в противоположность естеств. наукам наука историческая выявляет единичное и неповторимое, интересуется индивидуальным, событийным и устанавливает его «отношение к ценностям» (Wertbeziehung), указывая на уникальное как «представляющее интерес». У Г. Риккерта даже чисто теоретич. познание включает оценку: реально познавать можно только то, что понимается ценностно. Роль ценностных компонентов в науч. познании рассматривалась М. Вебером, выдвинувшим концепцию «ценностной идеи», которая определяет установки учёного и его картину мира; особое значение «ценностная идея» имеет для наук о культуре, в т. ч. социологии.
Период после 1930-х гг
Период после 1930-х гг., когда А. подверглась жёсткой критике представителями разных направлений, прежде всего М. Хайдеггером, характеризуется как дальнейшим развитием аксиологич. проблематики классич. периода, так и разработкой «неклассических» моделей (в т. ч. в контексте философии языка) и включением А. в исследования прикладного характера.
Натуралистич. понимание ценностей развивали Р. Б. Перри (ценность как производное от интереса), К. Льюис (ценность как «долговременное чувство удовлетворённости»), Дж. Дьюи, различавший объекты, «провоцирующие» ценностное отношение, и сами ценности, побуждения и желания (в желании, лежащем в основе ценностных установок, различаются два уровня – побуждение и интерес). Все ценностные суждения, по Дьюи, носят опытный характер и подлежат эксперим. проверке. Элементы бихевиоризма в трактовке ценностей обнаруживаются в работах А. Маслоу, Р. Кеннея и др. англоязычных авторов.
Априорный характер ценностных суждений отстаивали представители феноменологии – Р. Ингарден, Д. Гильдебранд, Ф. Й. фон Ринтелен. Н. О. Лосский развивал философию ценностей на основании теистического персонализма: Бог как высшая «самоценность» (совпадение бытия и ценностей) есть источник всего тварного ценностного мира, устремлённого к «полноте бытия».
Представители аналитической философии 1930–40-х гг. (А. Айер и др.) считали реальным только факт оценки, а сами оценочные понятия и суждения – лишь выражением определённых эмоций (напр., чувства одобрения или неодобрения). Во 2-й пол. 20 в. этот подход начинает преодолеваться представителями того же направления – Дж. Урмсоном, Р. Брандтом и Р. Хеаром, исследовавшим в полемике с Айером типологич. различия фактуальных и ценностных суждений и разрабатывавшим концепцию «предпочтений» (преференций). В дальнейшем Хеар возвращается к строгому различению ценностей-целей и ценностей-средств, выделяя 3 класса сущего: имеющие ценность для себя (люди, животные, возможные сверхъестеств. существа), для других (напр., эстетически совершенные природные феномены) и чисто «инструментальную» ценность (урожай и т. п.).
Новым разделом «формальной» А. стало филос. обоснование логики оценок (деонтическая логика и др.).
Проблематика ценностной составляющей в науч. познании стала одной из основных в философии науки, развиваемой постпозитивизмом. И. Лакатос акцентировал эвристич. роль ценностей в науке, Т. Кун – значение максим, норм и ценностей субъектов науч. творчества, С. Тулмин считал проблему оценки центральной для философии науки и этики, а Л. Лаудан, анализируя иерархию уровней науч. дебатов, выделял среди них аксиологич. слой наряду с фактуальным и методологическим («Наука и ценности», 1984).
Для новейшего этапа характерно смешение изысканий фундаментальной и «прикладной» А. Употребление существительного «ценность» и прилагательного «ценностный» практически во всех сферах человеческого познания и деятельности (от политики до медицины) ведёт к размыванию и опустошению самого понятия. Это неизбежно заложено в преимущественном отождествлении ценностей с потребностями человеческой природы (аксиологич. натурализм), с социальными интересами (аксиологич. социологизм), с поведенческими приоритетами (аксиологич. прагматизм). Однако такое понимание ценностей (наиболее отчётливо выраженное в популярном словосочетании «глобальные ценности») не является единственным, т. к. возможна и трактовка их как уникального достояния личности, определяющего её внутренний мир, – в единстве предметов её устремлений (аспект будущего), невербализуемого переживания-обладания (аспект настоящего) и хранения своих «драгоценностей» в тайниках сердца (аспект прошедшего).
Источник
Аксиология
- Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία «ценность» + λόγος «слово, учение») — теория ценностей, раздел философии.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть, ценность и польза — две стороны одной и той же медали.
В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
«Философия-будущего» — философское направление, конца X начала XXI веков, развивающие новое определение основного вопроса философии в духе прагматизма. Вместо «поиска истины» — «какое будущее нам следует построить?» Если размышления о вечности определяли философа служителем истины, то разговоры о будущем — должны послужить тому, чтобы эта истина восторжествовала.Основатель направления Ричард Рорти, считается одним из величайших философов двадцатого века. Но, его известность часто поясняют критикой.
Источник
Основные идеи и принципы аксиологии как методологии социально-гуманитарного познания
Аксиология (греч. axia – ценность, logos – учение) — учение о природе ценностей как общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Аксиология – методологическая парадигма исследования общества, человека, культуры, основу которой составляет процедура аксиологической редукции — реконструкции ценностей, составляющих сущностную основу общества, человека, культуры как объектов социально-гуманитарного познания. Аксиология имеет в своей основе определенную картину мира, в которой бытие расщепляется на две составляющие части – реальность и ценность. Аксиология как философское учение выдвигает задачу выявления бытийного статуса ценностей и их отношения к фактам реальности.
Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры аксиологии.
Исходное положение аксиологического подхода: конституирующей основой общества, человека, культуры являются ценности — этические, эстетические, логические, социальные идеалы и эталоны, составляющие субстанциональный каркас бытия человека, общества, культуры.Что касается определения и классификации ценностей, то таковое в аксиологии вариативно, тем не менее, можно выделить некоторый инвариантный набор ценностей, присутствующих в разных классификациях, среди них: истина, красота, любовь, справедливость, свобода, добро.
В качестве предмета исследования аксиология полагает ценности, таким образом, в ее рамках формируется особый вид редукции – аксиологическая редукция, сводящая все многообразие социокультурного мира к ценностям как общезначимых принципам, лежащим в основании деятельности человека, созидающего этот мир.
Наряду с понятием «ценности» важнейшим понятием аксиологии является понятие «блага». Блага понимаются как части действительности, в которых воплощены ценности. Например, различные исторически сформировавшиеся формы демократии можно рассматривать как реализацию ценности «справедливость». Культура и общество в аксиологическом ракурсе рассмотрения предстают как совокупности благ, в которых реализованы ценности. Ценности, в трактовке классической (неокантианской) аксиологии – универсальны, а блага, в которых реализуются ценности, всегда уникальны, поэтому культурный и социальный мир представляется как единство многообразия. Степень представленности той или иной ценности в социокультурной реальности, т.е. в том или ином социокультурном благе может быть различной. Исторический прогресс мыслится как процесс углубления реализации ценностей, все более полное их раскрытие в социальных, культурных благах. Таким образом, в качестве предмета исследования аксиология полагает блага, понимаемые как разнообразные фрагменты социокультурной реальности, в которых воплощены те или иные ценности.
Природа ценностей в рамках аксиологического подхода определяется по-разному. Неокантианство как философская традиция, в русле которой оформилась аксиологическая методология, в своем определении ценностей опирается на кантианский трансцендентализм. Последний, в свою очередь, базируется на категориях «трансцендентное», «имманентное», «трансцендентальное», которые сформировались в средневековой схоластической философии и логике.
Трансцендентный (лат. тranscendens – перешагивающий, выходящий за пределы) — термин средневековой схоластической философии, характеризующий предмет религиозного и метафизического познания и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования конечного, эмпирического мира.
Имманентный (лат immanens — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – понятие, означающее внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство, закономерность.
Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия. Первые имеют место в самих объектах, вторые находятся за пределами их наличного бытия.
Что касается трансценденталий, то они понимались как особый род универсалий (общих понятий), позволяющих выйти сознанию за пределы наличного бытия. Трансценденталии понимались как сверхкатегории, характеризующие высшие и универсальные предметы метафизического познания. Средневековая философия относила к ним шесть категорий: сущее, субстанция, иное, единство, истина, благо. Причем все они относились к бытию и имели онтологический статус. Противники учения о трансценденталиях предупреждали, что они могут привести в никуда, в сферу бессмысленных умозрений. У Канта термин «трансцендентное» приобрел гносеологический оттенок, стал означать в противоположность имманентному – то, что находится за границами возможного опыта. Кант пытался закрепить различие между понятиями «трансцендентальный» и «трансцендентный», понимая под последним также и то, что недоступно познанию, но является предметом веры. (Бог, Душа, Бессмертие). Трансцендентальное по Канту – всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори. Априори (лат. a priory – из предшествующего) – знание, предшествующее опыту и независимое от него. Апостериори (лат. a posteriori – из последующего) — знание, получаемое из опыта.
Трансцендентальная философия по Канту – философия чистого разума, занимающаяся анализом всего априорного человеческого познания. Аксиология неокантианства базируется на идее, согласно которой ценности трансцендентны (априорны) по отношению к отдельному сознанию, а субъект познания есть трансцендентальный субъект, поскольку он предстает как носитель трансцендентных ценностей. Таким образом, неокантианство исходит из принципа дуализма имманентного бытия и трансцендентных ценностей, понимаемого как дуализм должного – этических, эстетических, гносеологических, социальных и т.д. идеалов и сущего – фактически наличествующих социальных, культурных явлений. Помимо этого ценности, в русле неокантианского философствования получают статус абсолютных, а это означает, что они безусловны, несотворимы, вечны и всеобщи.
Однако аксиологическая парадигма не ограничена рамками неокантианства, более того — ее концептуальный каркас не монолитен, он складывается из отдельных конструкций. Развитие аксиологической парадигмы связано с изменением понимания природы ценностей. В частности в рамках аксиологически ориентированной социологии (М, Вебер, П.Сорокин) ценности приобретают социально-исторический статус, т.е. рассматриваются как относительные – релятивные, зависящие от тех или иных условий, следовательно, преходящие, временные. В рамках релятивистского понимания ценностей складываются следующие их трактовки: социоцентристская, полагающая источником ценностей общество, антропоцентристская, определяющая человека как творца ценностей и культуроцентристская, рассматривающая ценности как заданные культурой нормы. Принятие ценностного релятивизма влечет реинтерпретацию категории «должное». «Должное» определяется как рациональная конструкция, представляющая собой инвариантную основу тех или иных социокультурных явлений и процессов.
Аксиология как парадигма социально-гуманитарного и культурологического познания зиждется на идее специфичности объекта, предмета и метода социально-гуманитарного познания, а также автономии наук о культуре, обществе, человеке относительно наук о природе. В качестве главного критерия размежевания естественных и социально-гуманитарных наук сторонники аксиологической парадигмы выдвигают идею, согласно которой объекты природы — бытие ценностно нейтральное, тогда как объекты культуры есть создание человека, действующего сообразно оцененным им целям, соответственно они всегда предстают как бытие ценностно нагруженное. В таком контексте естественно-научный метод представляется существенно отличным от социально-гуманитарного. Первый направлен на изучение ценностно-нейтрального эмпирического материала с целью его генерализации и номотетического (греч. nomo-teteo – издавать законы, устанавливать законы) упорядочения — выявления существующих в природе закономерностей. Второй, ориентирован на отбор ценностно нагруженных объектов и индивидуализирующую их фиксацию, при помощи идеографического (греч. idios – особенный, своеобразный, странный, необычный, неслыханный и grapho – пишу) метода. В русле аксиологической теории формируется положение, согласно которому действительность, которая рассматривается с точки зрения отношения ее к культурным ценностям, должна быть всегда рассмотрена также со стороны особенного и индивидуально, т.к. культурное значение какого-нибудь явления тем больше, чем исключительнее соответствующая культурная ценность связана с его индивидуальным обликом.
В основании аксиологической методологии лежит метод «отнесения к ценности», который складывает из таких исследовательских процедур, как процедура отбора ценностно-значимых объектов — благ и процедура выявления своеобразия преломления той или иной ценности в рамках выделенного блага.
Процедура отбора направлена на выделение из многообразия исследуемой исторической реальности имеющих наибольшее значение для развития культуры ценностно-содержащих объектов – культурных благ, в которых максимально полно для исследуемого исторического периода воплощены те или иные универсальные ценности. В результате такого рода отбора историческая действительность распадается на существенные и несущественные элементы, осуществляется аксиологическая редукция — сведение исследуемой социокультурной реальности к универсальным ценностям.
Процедура анализа направлена на выявление уникальных особенностей воплощения той или иной универсальной ценности в рамках исторически существующего блага. В результате такого рода соотнесения универсального содержания с уникальной социально-исторической формой его бытования осуществляется ценностная реконструкция культурных благ в их конкретно-историческом своеобразии.
Основным требованием метода «отнесения к ценности» является требование за уникальным увидеть универсальное и специфичное одновременно.
Метод «отнесения к ценности» модифицируется в результате изменения представлений о природе ценностей. Релятивизация ценностей – их определение как относительных, исторически сложившихся норм существенным образом изменяют методологические стратегии исследования и ход исследовательских процедур. Если ценности не трансцендентны, не абсолютны, не универсальны, но имманентны, относительны, конкретноисторичны, то каким образом может функционировать метод «отнесения к ценности»? В качестве релятивистского варианта метода «отнесения к ценности» выделяется методология «идеального типизирования», таким образом, метод «отнесении к ценности» превращается в метод «отнесения к идеальному типу». Основным орудием исследования в методологии «идеального типизирования» является идеальный тип – модель исследуемого объекта, в схематической форме отображающая те его элементы, которые следует изучать.
Основные процедуры метода «идеального типизирования» сводятся к следующим:
— формирование идеального типа посредством мысленного конструирования – схемы какого-либо фрагмента социокультурной реальности;
— создание системы идеальных типов, посредством выделения некоторого единого основания — признака по которому осуществляется сравнение и систематизация принадлежащих к одному классу идеальных типов;
— соотнесение системы идеальных типов с эмпирической – исторической реальностью, с целью выявления ее общего и особенного содержания.
В видении представителей аксиологической парадигмы метод «отнесения к ценности» следует радикальным образом отделять от метода оценки. Оценивать значит давать положительные или отрицательные суждения. «Относить к ценности» значит реконструировать воплощенные в том или ином социокультурном объекте ценности.
Источник